Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Грачевой И.Л., Кадулина А.В.,
при участии от управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области Иордановой С.А. (доверенность от 18.07.2012),
рассмотрев 01.10.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.04.2012 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 (судьи Зайцева А.Я., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу N А05-1735/2012,
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 3, ОГРН 1022900522127 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации губернатора Архангельской области и правительства Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900539980 (далее - Администрация) и министерству имущественных отношений Архангельской области, место нахождения: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900540167, о признании права оперативного управления истца на относящиеся к федеральной собственности нежилые помещения общей площадью 731,6 кв.м, расположенные по адресу: г. Архангельск, пл. Ленина, д. 4.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1092901006725.
Решением суда первой инстанции от 06.04.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.06.2012, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить; удовлетворить требования Управления в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, принятые по делу судебные акты противоречат части 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции).
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Другие участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению госимуществом Архангельской области (ссудодатель) и Управление внутренних дел Архангельской области (правопредшественник истца, ссудополучатель) заключили договор от 03.04.2000 безвозмездного пользования имущества, относящегося к собственности Архангельской области.
В соответствии с условиями договора ссудополучателю предоставлены в безвозмездное пользование нежилые помещения общей площадью 731,6 кв.м, расположенные по адресу: г. Архангельск, пл. Ленина, д. 4.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 07.10.2005 серии 29-АЕ N 033607 и N 033707 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Архангельской области на нежилое помещение общей площадью 478,6 кв.м, этаж - 7, и нежилое помещение общей площадью 229,4 кв.м, этаж - 13, расположенные по адресу: г. Архангельск, пл. Ленина, д. 4.
Ссылаясь на часть 9 статьи 54 Закона о полиции, Управление обратилось в арбитражный суд с иском о признании за ним права оперативного управления на указанные помещения в порядке статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Суды не усмотрели оснований для удовлетворения иска.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 9 статьи 54 Закона о полиции, используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 54 Закона о полиции до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что спорное имущество является собственностью субъекта Российской Федерации и передано в безвозмездное пользование истцу.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право оперативного управления является производным от права собственности.
В силу пункта 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Материалами дела подтверждается, что спорное имущество в федеральную собственность не передавалось.
В силу пункта 6.10 "Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, право на обращение в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, имеет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Иск о признании права федеральной собственности Российской Федерации на спорные помещения уполномоченными органами не предъявлялся.
В данном случае право оперативного управления у истца как федерального бюджетного учреждения не могло возникнуть в отношении имущества, являющегося собственностью Архангельской области. При этом основания считать, что право федеральной собственности на данное имущество возникло в силу закона, также отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в иске.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которые приняты с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.04.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по делу N А05-1735/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.