Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску Юрьевой С.В. (доверенность от 02.04.2012 N 1.4-23/43),
рассмотрев 25.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.04.2012 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.) по делу N А26-11436/2011,
установил:
Закрытое акционерное общество "Карелтеплоэнерго", место нахождения: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Пограничная ул., д. 21, ОГРН 1101001008481 (далее - ЗАО "Карелтеплоэнерго", Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску, место нахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Московская ул., д. 12а (далее - Инспекция), от 07.12.2011 N 16064, а также о признании незаконными действий налогового органа по предъявлению в банк инкассовых поручений от 07.12.2011 N 24260, 24263, 24262 и 24261 и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата взысканных сумм налога и пеней в размере 2 829 705 руб. 09 коп.
Решением суда первой инстанции от 12.04.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.07.2012, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит принятые по делу судебные акты отменить и вынести новый - об отказе в удовлетворении требований.
Инспекция считает, что ее действия по бесспорному взысканию недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) являются правомерными, поскольку срок для предъявления требований кредиторов истек 06.09.2011 и на момент вынесения Инспекцией решения промежуточный ликвидационный баланс не был утвержден. Поэтому выставление налоговым органом инкассовых поручений не повлекло изменения порядка очередности погашения требований кредиторов, а следовательно, не нарушило их права и законные интересы.
Податель жалобы также указывает на необоснованное отклонение судами его довода о несоблюдении Обществом предусмотренного статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) досудебного порядка урегулирования спора относительно требования об обязании налогового органа возвратить взысканные налог и пени. Кроме того, налоговый орган полагает, что налогоплательщик необоснованно разделил налоговый период (II квартал 2011 года) фактически на два самостоятельных периода, определив их как апрель-май и июнь 2011 года.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явился, что не препятствует рассмотрению жалобы в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что единственный акционер ЗАО "Карелтеплоэнерго" 01.06.2011 принял решение о ликвидации юридического лица и создании ликвидационной комиссии, в связи с чем 06.06.2011 в адрес налогового органа было направлено уведомление о принятии решения о ликвидации Общества и о создании ликвидационной комиссии.
Инспекция 14.06.2011 внесла в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии, о чем выданы соответствующие свидетельства.
В соответствии с поданной декларацией по НДС за II квартал 2011 года ЗАО "Карелтеплоэнерго" исчислило к уплате 8 602 824 руб. НДС. Налог согласно статье 174 НК РФ подлежал уплате равными долями со сроками до 20.07.2011, 20.08.2011 и 20.09.2011.
Общество платежными поручениями от 27.07.2011 и от 08.08.2011 из подлежавшего уплате в срок до 20.07.2011 налога в размере 2 867 608 добровольно уплатило 1 364 240 руб. НДС.
Инспекция 28.07.2011 выставила налогоплательщику требование N 38902 об уплате в срок до 17.08.2011 недоимки и пеней по НДС за II квартал 2011 года.
Вторая часть НДС в размере 1 364 214 руб., подлежащая уплате в срок до 20.08.2011, также была уплачена Обществом 16.08.2011.
Однако 30.08.2011 Инспекция вновь выставила заявителю требование N 42720 об уплате в срок до 19.09.2011 недоимки и пеней по НДС за спорный период.
Общество обжаловало требования Инспекции N 38902 и 42720 как незаконные и не подлежащие исполнению в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее - Управление), которое решениями от 05.09.2011 N 07-08/08505 и от 28.09.2011 N 07-08/9273 отменило названные требования Инспекции и признало не подлежащими исполнению в полном объеме. Управление в своих решениях указало, что поскольку требования были выставлены налоговым органом после объявления о ликвидации Общества и в отношении сумм обязательных платежей, срок уплаты которых наступил после объявления о ликвидации, учитываемых для включения в состав требований кредиторов, то указанные требования не подлежат исполнению. При этом, по мнению Управления, если заявитель не включил в сумму требований кредиторов и не отразил в промежуточном ликвидационном балансе суммы налогов, заявленные им в налоговых декларациях, то Инспекции необходимо обратиться в суд с заявлением о признании незаконными действий ликвидационной комиссии и о включении сумм задолженности по налогам в третью очередь погашения требования кредиторов.
ООО "Карелтеплоэнерго" 12.09.2011 уплатило и третью часть НДС в размере 1 364 213 руб., подлежащую уплате в срок до 20.09.2011.
Однако Инспекция 10.10.2011 вновь выставила Обществу требование N 43763 об уплате в срок до 26.10.2011 недоимки и пени по НДС за второй квартал 2011 года.
Управление решением от 02.12.2011 N 07-08/11650 оставило поданную в административном порядке жалобу Общества на указанное требование без удовлетворения.
Поскольку Общество не исполнило требование N 43763 добровольно, Инспекция вынесла решение от 07.12.2011 N 16064 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика, а также выставила инкассовые поручения от 07.12.2011 N 24260, 24263, 24262 и 24261, на основании которых у Общества было списано 2 829 705 руб. 09 коп.
Общество оспорило решение и действия Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, основываясь на том, что в период нахождения Общества в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налога и пеней путем принятия решения об их взыскании за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся в банке, и выставлять на основании этого решения инкассовое поручение, поскольку это противоречит положениям статьи 49 НК РФ, влечет нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, считает принятые по делу судебные акты не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктами 1 и 2 статьи 46 НК РФ установлено, что в случаях неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по его уплате исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа.
Как установлено судами, 01.06.2011 принято решение о ликвидации Общества, о чем Инспекцией 14.06.2011 внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Поэтому в данном случае суды правильно руководствовались положениями статьи 49 НК РФ, которыми предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 ГК РФ. Так, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 ГК РФ) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении.
Согласно пункту 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 ГК РФ погашается в третью очередь.
В соответствии с пунктами 2 и 5 той же статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Из приведенных выше норм следует, что нормы статьи 49 НК РФ и 64 ГК РФ предусматривают определенный порядок применения кредиторами ликвидируемой организации порядка и очередности удовлетворения требований последних.
При этом после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица обязанность по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) исполняется не Инспекцией в рамках бесспорного их взыскания, а ликвидационной комиссией по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Как обоснованно указали суды, иного порядка ни нормы налогового, ни положения гражданского законодательства не содержат.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что в период нахождения Общества в стадии ликвидации (то есть после принятия решения о ликвидации от 01.06.2011 и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ) у Инспекции в силу статей 49 НК РФ и 64 ГК РФ отсутствовало право бесспорного взыскания налога и пеней, поскольку это повлекло бы нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Кассационная инстанция отклоняет довод жалобы о том, что в связи с отсутствием утвержденного на дату принятия решения ликвидационного баланса срок для предъявления требований кредиторов истек 06.09.2011, а потому оспариваемые решение и выставление Инспекцией инкассовых поручений не нарушают права и не изменяют порядка очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемой организации.
Как прямо следует из закона, особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса. Для применения этого порядка, как правильно указали суды, достаточно наличия решения о ликвидации организации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, что имеет место в данном случае.
Из материалов дела видно, что решение от 07.12.2011 N 16064 и инкассовые поручения от 07.12.2011 N 24260, 24263, 24262 и 24261 приняты после вынесения решения о ликвидации Общества и внесения записи в ЕГРЮЛ.
Следовательно, своими действиями по выставлению указанных актов Инспекция нарушила порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, установленный статьями 49 НК РФ и 64 ГК Р.
При этом судами дана оценка доводам налогового органа о неправомерном разделении налогоплательщиком налогового периода (II квартала 2011 года), в силу чего оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции нет.
В кассационной жалобе Инспекция также ссылается на несоблюдение Обществом досудебного порядка урегулирования спора относительно требования об обязании Инспекции возвратить взысканные налоги, поскольку налогоплательщик не подавал заявления о возврате излишне взысканных сумм налога.
Данный довод обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, поскольку статьей 79 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на обращение в суд, безотносительно к подаче соответствующего заявления в налоговый орган.
Несостоятелен и довод Инспекции о том, что в спорном случае суды неправомерно обязали налоговый орган возвратить налогоплательщику излишне взысканный налог при наличии недоимки.
В данном случае нарушен порядок взыскания суммы налога, что влечет или может повлечь нарушение имущественных интересов других кредиторов в рамках процедуры ликвидации юридического лица.
Поскольку дело рассмотрено полно и всесторонне в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
В связи с окончанием кассационного производства приостановление исполнения обжалуемых судебных актов по настоящему делу, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.08.2012, в соответствии со статьей 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.04.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по делу N А26-11436/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску - без удовлетворения.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.08.2012.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.