Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации
города Кемерово
от 28.12.2024 N 4491
2. Характеристика текущего состояния сферы деятельности муниципальной программы
Ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, повышения доверия в области инвестиционной политики и достижения экономической стабильности.
Начиная с 2004 года, бюджетная политика администрации города Кемерово направлена на совершенствование системы управления муниципальными финансами в соответствии с базовыми направлениями бюджетных реформ, определенными Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249, Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 1123-р, ежегодными бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основными направлениями налоговой и бюджетной политики города Кемерово, разрабатываемыми ежегодно в составе материалов к проекту бюджета города на очередной финансовый год и плановый период.
В целях оптимизации бюджетного процесса и внедрения новых инструментов управления муниципальными финансами реализована Программа по повышению эффективности бюджетных расходов в городе Кемерово на период до 2012 года, утвержденная постановлением администрации города Кемерово от 18.11.2010 N 104.
Основными результатами реализации бюджетных реформ стали:
регулирование бюджетных правоотношений на основе реализации единых принципов бюджетной системы;
переход от годового планирования бюджета к среднесрочному финансовому планированию;
планирование расходов бюджета города исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств на основе реестра расходных обязательств;
внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая развитие программно-целевых методов бюджетного планирования, а также переход от сметного финансирования муниципальных учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание муниципальных услуг (работ);
обеспечение кассового обслуживания бюджетных расходов через систему Федерального казначейства;
формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
упорядочение принятых социальных обязательств перед населением.
В целях увеличения доходной части бюджета города реализованы мероприятия в соответствии с распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 1053-р "О Плане мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Кемеровской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов". Осуществлялась работа в соответствии с постановлением администрации города Кемерово от 27.03.2015 N 676 "Об утверждении плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в городе Кемерово в 2015 году и на 2016-2017 годы".
Проведена результативная работа по реализации плана мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности бюджета города Кемерово, утвержденного постановлением администрации города Кемерово от 03.04.2013 N 1008.
С 01.01.2012 завершен переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг в соответствии с решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.11.2010 N 407 "О регулировании отдельных вопросов по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений в переходный период". Произведено изменение правового статуса учреждений в соответствии с требованиями федерального законодательства, что позволило создать условия для повышения эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджета на их оказание, расширения самостоятельности и ответственности учреждений за их выполнение.
С 01.01.2012 начал свою работу официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru).
В то же время, несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами еще не завершен.
В настоящее время в сфере управления муниципальными финансами города Кемерово сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
недостаточная ориентация системы муниципального финансового контроля на оценку эффективности бюджетных расходов;
недостаточная открытость бюджета города, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Решение указанных проблем позволит обеспечить финансовую стабильность города Кемерово, создаст необходимые условия и предпосылки для достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития города.
Сложная ситуация в развитии экономики страны, нестабильность мирового финансового рынка оказывают влияние на поступление доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и сокращение объемов финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований.
Сокращение доходной части бюджета создает риск разбалансированности бюджета и приводит к необходимости привлечения муниципальных заимствований и росту кредитных обращений. Вместе с тем, усиливается нагрузка на местный бюджет в связи с ростом дополнительных социально значимых бюджетных обязательств, прежде всего обусловленных необходимостью реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012.
Отдельные показатели, характеризующие процесс управления муниципальными финансами города Кемерово, приведены в следующей таблице:
Наименование показателя |
Значение показателя по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета города, млрд. рублей |
7,564 |
6,663 |
6,757 |
7,145 |
6,252 |
Удельный вес расходов бюджета города, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета города, процентов |
63,0 |
81,1 |
83,7 |
79,5 |
76,3 |
- из них удельный вес расходов бюджета города, формируемых в рамках программ, в общем объеме бюджета города без учета субвенций на государственные делегируемые полномочия, процентов |
52,0 |
73,1 |
77,7 |
68,5 |
64,6 |
Объем просроченной кредиторской задолженности бюджета города, млн. рублей |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Размещение на официальных сайтах решения о бюджете и отчетов об исполнении бюджета, да/нет |
да |
да |
да |
да |
да |
С целью финансирования сложившегося дефицита в 2013-2015 годы были увеличены заимствования, что, в свою очередь, вызвало рост муниципального долга. Структура муниципального долга приведена ниже:
Статьи муниципального долга |
Единицы измерения |
На 01.01.2012 |
На 01.01.2013 |
На 01.01.2014 |
На 01.01.2015 |
На 01.01.2016 |
Кредиты кредитных организаций |
тыс. руб. |
50 000,0 |
- |
200 000,0 |
600 000,0 |
1 290 000,0 |
% |
82,2 |
- |
25,9 |
67,9 |
55,4 |
|
Бюджетные кредиты |
тыс. руб. |
10 798,9 |
31 460,4 |
572 285,8 |
283 331,9 |
1 040 428,3 |
% |
17,8 |
100,0 |
74,1 |
32,1 |
44,6 |
|
Муниципальные гарантии |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Объем муниципального долга |
тыс. руб. |
60 798,9 |
31 460,4 |
772 285,8 |
883 331,9 |
2 330 428,3 |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В 2014 году в целях снижения расходов на обслуживание муниципального долга заключено соглашение "О перечислении остатков средств учреждений города Кемерово со счета N 40701 "Счета негосударственных организаций. Финансовые организации", открытого в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области г. Кемерово, в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами учреждений города Кемерово, в бюджет города Кемерово, а также их возврата на счет N 40701" в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2012 N 76н "О перечислении остатков средств бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений), в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), а также их возврата на указанные счета".
Муниципальная программа имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ города Кемерово. Она является "обеспечивающей", то есть ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе администрации города Кемерово, ее отраслевых (функциональных) подразделений, реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации.
Реализация муниципальной программы вносит значительный вклад в достижение практически всех стратегических целей социально-экономического развития города Кемерово, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения макроэкономической стабильности и соблюдения принятых ограничений по налоговой и долговой нагрузке, повышения уровня и качества жизни населения города Кемерово.
В муниципальную программу включены следующие особые, не типичные для других муниципальных программ расходы:
расходы на обслуживание муниципального долга города Кемерово, объем которых напрямую зависит от бюджетной политики города Кемерово;
средства резервного фонда администрации города Кемерово.
В муниципальной программе определены следующие принципиальные тенденции:
сбалансированность и устойчивость бюджетной системы;
сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и создание условий для минимизации рисков роста муниципального долга;
обеспечение достаточной гибкости предельных объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их перераспределения в соответствии с уточнением приоритетных задач, либо сокращения (оптимизации) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
регулярность анализа и оценки рисков для бюджетной системы и их использование в бюджетном планировании.
Бюджетная политика будет базироваться на муниципальных программах как связующем звене между долгосрочными целями социально-экономического развития города Кемерово и бюджетными проектировками на очередной финансовый год и на плановый период.
Муниципальные программы должны полностью обеспечить решение основных задач, стоящих перед органами местного самоуправления города Кемерово, по решению вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Реализация программно-целевого принципа планирования бюджета города позволит перейти к систематическому анализу эффективности его расходов для достижения поставленных целей взамен действующего подхода - контроля суммы расходов на то или иное направление расходования средств бюджета города.
Переход к формированию бюджета с применением программно-целевого метода предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации государственной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех финансовых ресурсов на важнейших направлениях деятельности.
Решение задач по управлению муниципальными финансами будет осуществляться с учетом настоящей муниципальной программы, обеспечивающей наибольшую результативность этой работы и вывод основных ее показателей на новый более качественный уровень.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Администрации города Кемерово от 28 декабря 2024 г. N 4491 "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.