Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 27 января 2025 г. N 19
Государственная программа
Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие энергетики Республики Саха (Якутия)"
Раздел 1. Стратегические приоритеты государственной программы
1.1. Оценка текущего состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)
Жилищный фонд Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2024 года составил 24 024,3 тыс. кв. м общей площади, в том числе в городской местности - 15 891,2 тыс. кв. м (66,6 процента), в сельской - 8 043,1 тыс. кв. м (33,4 процента). За последние два года общая площадь жилфонда увеличилась на 3,83 процента или на 919 тыс. кв. м в абсолютном выражении.
Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного различными видами благоустройства, составил: водопроводом - 55,9 процента, канализацией - 54,6 процента, отоплением - 80,4 процента, горячим водоснабжением - 51,7 процента, ваннами (душем) - 50,4 процента, газом (сетевым и сжиженным) - 33,9 процента, напольными электроплитами - 32,3 процента.
Одним из проблемных вопросов является низкая обеспеченность населенных пунктов республики источниками водоснабжения и водоотведения.
Более 80 процентов канализационно-очистных сооружений республики работают с износом, так как введены в эксплуатацию в 1970-80-е годы. Доля загрязненных сточных вод в общем объеме сброса в поверхностные водные объекты сточных вод, подлежащих очистке, на текущий момент составляет 49,02 процента (общероссийский уровень - 34 процента).
Инфраструктурное развитие объектов водоснабжения и водоотведения требует колоссальных вложений (порядка 27 млрд рублей по всей республике). Развитие данной сферы сдерживается высокими рисками возврата инвестиций в связи с ограничением при тарифном регулировании.
За период с 2019 по 2024 годы реализации регионального проекта "Чистая вода" (далее - региональный проект) национального проекта "Жилье и городская среда" на территории Республики Саха (Якутия) построены и введены в эксплуатацию восемь объектов водоснабжения в Хангаласском, Олекминском, Верхневилюйском, Сунтарском, Амгинском, Нюрбинском, Верхоянском районах, также на стадии завершения четыре объекта водоснабжения в Амгинском, Хангаласском, Олекминском, Горном районах. По установленным показателям регионального проекта "Чистая вода" национального проекта "Жилье и городская среда" показатели достигнуты по итогам 2024 года, в том числе:
доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, план - 59,8 процента, факт - 59,81 процента;
доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, план - 87,8 процента, факт - 87,83 процента;
количество построенных и реконструированных (модернизированных) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами - 12 ед., факт - 13 ед.
По состоянию на 1 января 2024 года количество многоквартирных домов составляет 12890 ед., блокированной застройки - 5445 ед., жилых домов (индивидуально-определенных зданий) - 136 145 ед.
С 2014 года внедрена новая долгосрочная система финансирования и организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, позволяющая аккумулировать средства собственников помещений на проведение капитального ремонта. Разработана и утверждена долгосрочная (30 лет) региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Республики Саха (Якутия).
Для формирования фондов капитального ремонта и организации проведения капитального ремонта создан региональный оператор - некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)" (далее - Фонд). Целью деятельности Фонда является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование внедрения ресурсосберегающих технологий, обеспечение ремонта многоквартирных домов, обеспечение качественного ремонта, отвечающего требованиям энергетической эффективности.
За период с 2014 по 2023 годы Фондом обеспечено проведение капитального ремонта 1626 многоквартирных домов.
В Республике Саха (Якутия) средний размер минимального взноса за 2024 год составил 17,79 рублей в месяц в расчете на 1 кв. м общей площади помещения в многоквартирном доме. Уровень собираемости взносов в среднем по республике составляет 85 процентов.
Начиная с 2016 года предусмотрена мера социальной поддержки населения путем предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме одиноко проживающим гражданам, достигшим 70-80 лет. Ежегодно компенсация предоставляется порядка 4700 гражданам.
Среди проблемных вопросов при реализации новой системы капитального ремонта многоквартирных домов следует отметить:
несбалансированность региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) по источникам финансирования, что препятствует реализации программы в полной мере;
отсутствие участия органов местного самоуправления в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, выделения финансовых средств на эти цели;
отсутствие надлежащего технического обслуживания жилищного фонда, необходимого объема финансирования для организации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в Республике Саха (Якутия), что может привести к увеличению физического износа многоквартирных домов, аварийности, низким потребительским свойствам жилищного фонда.
В настоящее время остро стоит вопрос по пустующему жилому фонду, по которому растет сумма дебиторской задолженности перед ресурсноснабжающими# организациями. Основной объем пустующего жилищного фонда в Республике Саха (Якутия) и фактической задолженности приходится на долю муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций) и (или) в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения. Общее количество пустующего жилого фонда достигает 5097 в 31 муниципальном районе. Плановые неэффективные расходы по содержанию пустующего муниципального жилищного фонда составляют по итогам 3 квартала 2024 года 107,1 млн рублей. Для решения данной проблемы Главой Республики Саха (Якутия) поручено Правительству Республики Саха (Якутия) разработать и применить механизм умного сжатия населенных пунктов, сократить количество пустующего жилого фонда.
Республика Саха (Якутия) успешно реализует энергосервисные договоры (контракты). Первый такой договор заключен в 2011 году. По состоянию на 21 ноября 2024 года заключено всего 546 энергосервисных договоров (контрактов) на проведение энергоэффективных мероприятий в отношении 1 154 объектов (государственные и бюджетные учреждения, многоквартирные дома, котельные и др. объекты): действующие составили 273 ед., завершенные - 181 ед., расторгнутые - 92 ед. Эффект от проведённых мероприятий составил 2,4 млрд рублей.
Процент оснащенности общедомовыми приборами учета энергетических ресурсов по состоянию на конец 2023 года в многоквартирном жилищном фонде составляет:
тепловая энергия - 59,16 процента (данные Саха (Якутия) Стат за 2023 год);
горячее водоснабжение - 46,85 процента (данные Саха (Якутия) Стат за 2023 год);
холодное водоснабжение - 44,91 процента (данные Саха (Якутия) Стат за 2023 год);
электрическая энергия - 60,67 процента (данные Саха (Якутия) Стат за 2023 год);
газ - 82,31 процент (данные Саха (Якутия) Стат за 2023 год).
Энергосистема Республики Саха (Якутия) включает в себя зону централизованного и децентрализованного энергоснабжения.
Зона централизованного энергоснабжения состоит из трех районов электроэнергетической системы - Западный, Центральный и Южно-Якутский, которые работают в составе ОЭС Востока. Централизованным электроснабжением охвачено 36 процентов территории республики, где проживает 90 процентов населения.
Западный энергорайон (установленная мощность на 1 января 2024 года с учетом резервных электростанций ПАО "Якутскэнерго" составляет 986,38 МВт) объединяет Айхало-Удачнинский, Мирнинский, Ленский промышленные узлы, группу вилюйских улусов (районов) и Олекминский район. Основными энергоисточниками Западного энергорайона являются Каскад Вилюйских ГЭС-1, 2 установленной мощностью 680 МВт и Светлинская ГЭС установленной мощностью 277,5 МВт.
Западный и Южно-Якутский районы электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) имеют электрическую связь 220 кВ по направлению Мирный - Ленск - Олекминск - Алдан.
На территории Западного энергорайона функционируют электростанции ОАО "Сургутнефтегаз" (Талаканская ГТЭС-144 МВт, ГПЭС - 12,657 МВт и ДЭС в г. Мирный, г. Олекминск и в с. Сунтар) суммарной установленной мощностью 202,948 МВт. Талаканская ГТЭС помимо электроснабжения Талаканского НГКМ осуществляет электроснабжение объекта нефтепровода ВСТО (НПС-10) по двум одноцепным ВЛ 110 кВ.
Центральный энергорайон (установленная мощность на 1 января 2024 года с учетом с учетом резервных электростанций ПАО "Якутскэнерго" составляет 431,584 МВт) включает центральный промышленный узел и группу центральных улусов (районов), в том числе заречных. С 2019 года Центральный энергорайон работает параллельно с Южно-Якутским энергорайоном и, соответственно, с ОЭС Востока по транзиту Нижний Куранах - Томмот - Майя с подстанциями 220 кВ Томмот и Майя.
Основными источником электроснабжения потребителей энергорайона являются Якутская ГРЭС (170,087 МВт) и Якутская ГРЭС-Новая установленной мощностью 164,032 МВт.
Южно-Якутский энергорайон (установленная мощность на 1 января 2024 года составляет 594 МВт) включает Южно-Якутский территориально-промышленный комплекс, Нерюнгринский и Алданский районы. Основным источников электроснабжения потребителей энергорайона является Нерюнгринская ГРЭС установленной мощностью 570 МВт, входящая в состав АО "ДГК".
Зона децентрализованного электроснабжения включает в себя арктические и северные территории республики, энергоснабжение которых осуществляется от автономных электростанций, которые снабжают отдельные поселки и горнодобывающие предприятия. Зона действия автономной энергетики охватывает площадь 2,2 млн кв. км (64 процента) с менее 10 процентами проживающего в республике населения. Суммарная установленная мощность электростанций в децентрализованной зоне на начало 2024 года составила 432,79 МВт. Поставщиками электроэнергии в децентрализованной зоне электроснабжения являются АО "Сахаэнерго", ПАО "Якутская топливно-энергетическая компания", ООО "Якутская генерирующая компания".
Электроснабжение административного центра Нижнеколымского улуса п. Черский и ряда населенных пунктов Оймяконского улуса, крупнейшим из которых является п. Усть-Нера в восточной части республики, осуществляется от Чукотской и Магаданской энергосистем соответственно.
Электроснабжение поселка Черский Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия) осуществляется по ВЛ 110 кВ Встречный - Черский от Чаун-Билибинского энергорайона Чукотского автономного округа.
Электроснабжение ряда населенных пунктов Оймяконского улуса (в том числе и месторождения "Дражное") осуществляется по ВЛ 220 кВ Аркагалинская ГРЭС - Усть-Нера (работает на напряжении 110 кВ) и ВЛ 110 кВ Аркагалинская ГРЭС - Нера с отпайками от магаданской энергосистемы.
В республике по состоянию на 1 января 2024 года применяется полигонное захоронение отходов: транспортирование от мест накопления отходов (контейнерные площадки, контейнеры) до объектов размещения отходов.
Всего на территории республики числится 59 полигонов, в том числе семь учтенных в государственном реестре объектов размещения отходов.
Согласно территориальной схеме за 2023 год общий объем образования твердых коммунальных отходов - 317,8 тыс. тонн, при этом региональными операторами транспортировано всего 254,54 тыс. тонн.
Требования действующего законодательства направлены на приоритет утилизации (использования) отходов над их захоронением. В Республике Саха (Якутия) отсутствуют объекты промышленной переработки и утилизации твердых коммунальных отходов. Существует необходимость создания инфраструктуры по раздельному сбору, обработке, обезвреживанию, утилизации отходов, для которого утверждена территориальная схема обращения с отходами Республики Саха (Якутия) (далее - территориальная схема).
Согласно территориальной схеме в республике запланировано строительство ряда объектов. Ввиду высокой стоимости и отсутствия источников финансирования, в том числе потенциальных инвесторов, Министерством проведена работа по пересмотру перспективных объектов на менее капиталоемкие проекты.
По итогам проведенных работ внесены изменения в территориальную схему в части схемы потоков от источников образования отходов до перспективных объектов обращения с ТКО.
Территориальная схема в новой редакции с учетом пересмотра перспективных объектов утверждена приказом Министерства от 29 октября 2024 г. N 500-ОД, согласно которой к 2030 году по республике предлагается ввести в эксплуатацию: 247 пункта временного накопления, 32 объекта обработки, 53 объекта обезвреживания (в том числе 13 для арктических районов и 10 мобильных объектов), три объекта размещения отходов, 39 площадок временного хранения для отходов, не подлежащих сжиганию и зольного остатка.
При этом, особое внимание стоит обратить на то, что источники финансирования на проектирование и строительство перспективных объектов не определены. В связи с чем имеются риски по обеспечению своевременного ввода вышеуказанных объектов.
Климатические особенности Республики Саха (Якутия) требуют повышенной надежности и работоспособности инженерных систем жизнедеятельности населенных пунктов. В среднем продолжительность отопительного периода в Якутии составляет 8, 9 месяцев в году, а в отдельных населенных пунктах Арктической зоны круглогодично.
В силу влияния климатических факторов количество энергии на отопление 1 кв. м жилья требуется в два раза больше, чем в среднем по Российской Федерации и, соответственно, экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги значительно превышают их среднероссийский уровень.
Региональные особенности республики накладывают дополнительную ответственность на все уровни власти и хозяйствующие субъекты по обеспечению своевременного и полного снабжения отдаленных и труднодоступных районов республики всем необходимым, в том числе и по доставке топливно-энергетических ресурсов и продукции производственно-технического назначения для жилищно-коммунального хозяйства. Причем для завоза в короткие навигационные сроки, длящиеся не более шести месяцев, а в Арктике не более трех месяцев, требуются одномоментно и в больших объемах финансовые средства.
Республикой Саха (Якутия) ведется социально ориентированная тарифная политика, согласно которой для населения устанавливаются льготные тарифы на коммунальные ресурсы на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение".
Разница между установленными экономически обоснованными тарифами и льготными тарифами возмещается за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Население республики оплачивает в среднем лишь 30 процентов от уровня экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги (в Арктике - около 10 процентов, в городах - до 70 процентов).
В целях решения вопроса централизации финансовых ресурсов с 2012 года уполномоченным органом - государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" осуществляется предоставление субсидий организациям коммунального комплекса в целях возмещения недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов для населения.
Ежегодно наблюдается рост расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса.
Увеличение размеров субсидирования обусловлено, во-первых, ростом тарифов на коммунальные услуги, во-вторых, ростом объемов предоставляемых коммунальных ресурсов, которые вызваны вводом в действие нового жилья, подключения индивидуального сектора с печным отоплением к электроотоплению и централизованной системе отопления, улучшением благоустройства за счет установления сантехнического оборудования неблагоустроенного или не полностью благоустроенного жилья.
В целях платежеспособности населения, проживающего в многоквартирных домах, и в целях обеспечения доступности и надлежащего качества услуг по вывозу жидких бытовых отходов, возникла необходимость субсидирования части затрат исполнителям услуг по предоставлению такой услуги, в связи с чем принят Закон Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2022 г. 2586-З N 1083-VI "О возмещении недополученных доходов исполнителям услуг по вывозу жидких бытовых отходов, образующихся в многоквартирных домах". Разница между полной стоимостью услуг по вывозу жидких бытовых отходов и стоимостью услуг по вывозу жидких бытовых отходов для населения возмещается за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Население республики оплачивает в среднем лишь 30 процентов от уровня полной стоимости услуг по вывозу жидких бытовых отходов.
Наряду с субсидиями на разницу тарифов населению республики оказываются и другие меры социальной поддержки, предназначенные для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. В отличие от предыдущих субсидий эти меры персонифицированы, имеют адресный характер и предоставляются определенным категориям граждан при соответствии их установленным требованиям.
Мерами социальной поддержки населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг являются: предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии на ЖКУ), предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД отдельной категории граждан (старше 70 лет), проживающих на территории Республики Саха (Якутия); предоставление льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 30 процентов многодетным семьям Республики Саха (Якутия); предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и взносов на капитальный ремонт в размере 50 процентов на семью, проживающую совместно с участником специальной военной операции.
На сегодняшний день сервисы по оплате начисленной платы за жилищно-коммунальные услуги разрознены. Также отсутствует прозрачность и единообразие данных, используемых для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Низкая собираемость платежей населения. Ежегодный рост расходов на коммунальные услуги бюджетных учреждений требует внедрения информационной системы для принятия управленческих решений в целях экономии бюджетных средств посредством определения потенциала и установления целевого уровня снижения потребления ресурсов. Достижение высокого уровня цифровой зрелости и создание ИТ-экосистем позволит повысить качество жизни и удовлетворенность населения и бизнеса Республики Саха (Якутия), повысит эффективность деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
Сфера жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших социально-экономических сфер национальной экономики. От квалификации работников в данной сфере, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, качество предоставляемых услуг, безопасность объектов.
Согласно прогнозу потребности экономики Республики Саха (Якутия) общая потребность в кадровом обеспечении по видам экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", "Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги" составляет свыше 26 тысячи человек ежегодно. Прогноз замещающей кадровой потребности отрасли на 2025 - 2029 годы составляет 11 771 чел. Наибольшая потребность представлена по группам занятий - операторы паровых машин и бойлерных установок, инженеры в промышленности и на производстве, электромеханики и монтеры электрического оборудования, слесари-сантехники и слесари-трубопроводчики, операторы установок по выработке электроэнергии.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Цель программы - повышение качества жилищно-коммунальных услуг на основе информатизации, эффективности и надежности функционирования систем жилищно-коммунального комплекса и развитие электроэнергетики в Республике Саха (Якутия).
Приоритетными направлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) определены, в том числе согласно Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 14-р, и в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года":
1) обеспечение надежности, бесперебойности и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
2) реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры и улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг в соответствии с национальными целями Российской Федерации установленными Указом Президентом Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309;
3) стимулирование энергоресурсосбережения, переход к автоматизированным системам учета энергоресурсов;
4) развитие информационных систем в области жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия);
5) увеличение объемов капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе проведение энергоэффективного капитального ремонта;
6) создание экологически безопасной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях населенных пунктов Республики Саха (Якутия);
7) обеспечение надежного, качественного и доступного электроснабжения для существующих и новых потребителей на территории Республики Саха (Якутия);
8) снижение затрат на содержание и субсидирование пустующего жилого фонда;
9) восполнение потребности в кадровых ресурсах в отрасли ЖКХ и энергетики.
В рамках нового федерального проекта "Модернизация коммунальной инфраструктуры" национального проекта "Инфраструктура для жизни" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" установлены целевые показатели:
численность населения, для которого улучшится качество предоставления коммунальных услуг (в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения), с нарастающим итогом с 2025 года (2025 - 9100 чел., 2026 - 21700 чел., 2027 - 39200 чел.);
количество построенных и реконструированных (модернизированных) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки к 2027 году - 13.
В рамках Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2024 г. N 270 "Об ускоренном развитии транспортной и энергетической инфраструктуры Республики Саха (Якутия)" установлены следующие показатели:
по модернизации систем централизованного водоотведения к 2027 году:
снижение износа сетей водоотведения - 0,9 процента;
снижение износа канализационно-очистных сооружений - 5 процентов.
По модернизации систем централизованного водоснабжения к 2027 году:
темп снижения аварийности на объектах водоснабжения - 5 процентов;
снижение износа сетей водоснабжения - 4,64 процента;
снижение износа объектов водоснабжения - 5 процентов;
темп снижения аварийности на объектах теплоснабжения - 4,34 процента;
снижение износа сетей теплоснабжения - 5,26 процента;
снижение износа объектов теплоснабжения - 4,34 процента.
1.3. Задачи государственного управления Республики Саха (Якутия), способы их эффективного решения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)
Достижение поставленной цели осуществляется на основе решения следующих задач:
обеспечение реализации единой государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;
обеспечение безопасности и комфортности проживания граждан в многоквартирных домах путем проведения капитального ремонта в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;
улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг (в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) путем строительства, модернизации (реконструкции) и капитального ремонта коммунальной инфраструктуры в рамках федерального проекта "Модернизация коммунальной инфраструктуры" национального проекта "Инфраструктура для жизни";
модернизация действующих котельных, работающих на угле и мазуте, при их переводе на биотопливо (в том числе пеллеты), строительство новых котельных, работающих на биотопливе, с учетом приоритетности модернизации и строительства этих котельных, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются специальные казначейские кредиты;
предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот, в целях достижения национальных целей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309;
обеспечение поддержания уровня платежеспособности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги путем предоставления адресной государственной поддержки;
сбалансированное развитие энергетической инфраструктуры для удовлетворения спроса на электрическую энергию и мощность в среднесрочной и долгосрочной перспективе, обновление материально-технической базы зоны локальной энергетики путем реализации инвестиционных программ предприятий;
повышение эффективности потребления энергетический ресурсов путем оказания государственной поддержки при заключении энергосервисных контрактов на снижение потребления энергетический ресурсов в МКД и внедрения системы управления энергетическими ресурсами в учреждениях бюджетной сферы;
развитие единого цифрового пространства для управления данными в отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство" Республики Саха (Якутия) путем развития сервиса "Объединенный платежный документ и системы управления энергетическими ресурсами";
снижение затрат на содержание пустующего жилого фонда путем сокращения количества пустующих жилых помещений муниципальных образований;
определение потребности предприятий отрасли ЖКХ и энергетики в кадровых ресурсах.
Задачи решаются путем реализации региональных и ведомственных проектов, а также комплексов процессных мероприятий.
Ожидаемые результаты к 2027 году:
доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Республики Саха (Якутия) - 61 процент;
улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг (в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) для 39 200 человек к 2027 году;
доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов - 100 процентов;
количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества - ежегодно не менее 200 домов;
количество действующих энергосервисных договоров в многоквартирных жилых домах (с нарастающим итогом) - шесть;
уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры - 48,6 процента;
доля участников, подключенных к информационным системам в области жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) - 78 процентов;
ввод генерирующих мощностей электроэнергии - 450 МВт;
уровень фактических платежей населения за жилищно-коммунальные услуги к их начислению - 90 процентов.
1.4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
В целях достижения национальной цели "Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов" должны быть решены следующие задачи:
предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;
внедрение сортировки отходов.
В целях достижения целей и показателей федерального проекта "Модернизация коммунальной инфраструктуры" национального проекта "Инфраструктура для жизни" по республике установлены следующие целевые показатели в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года":
численность населения, для которого улучшится качество предоставления коммунальных услуг (в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения), с нарастающим итогом с 2025 года (2025 - 9100 чел., 2026 - 21700 чел., 2027 - 39200 чел.);
количество построенных и реконструированных (модернизированных) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, с нарастающим итогом с 2019 года (2025 - 12 ед., 2026 - 13 ед., 2027 - 13 ед.);
обеспечение улучшения качества предоставляемых коммунальных услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, надежности поставок ресурсов существующим потребителям, характеристик и эксплуатационных свойств объектов коммунальной инфраструктуры посредством строительства, реконструкции (модернизации) и (или) капитального ремонта коммунальной инфраструктуры или отдельных объектов коммунальной инфраструктуры.
1.5. Сведения о налоговых расходах Республики Саха (Якутия), обусловленных налоговыми льготами, установленными Законом Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", с указанием наименования каждой налоговой льготы, вида налога, по которому предоставлена налоговая льгота, цели (целей) введения и периоде действия налоговой льготы, фактических и оценочных объемов выпадающих доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на весь период действия налоговой льготы, целевом показателе (индикаторе) налогового расхода, оказывающем влияние на решение задач и достижение целей государственной программы
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" освобождаются от налогообложения объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса организаций, основным видом деятельности которых согласно записи в ЕГРЮЛ является забор, очистка и распределение воды (код ОКВЭД2 36.00). Цель введения - сдерживание роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Данная налоговая льгота применяется до 31 декабря 2025 года включительно.
Оценка объема предоставленных налоговых льгот для плательщиков налогов на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей): 2023 - 209 466 тыс. рублей; 2024 - 220 891 тыс. рублей; 2025 - 212 011 тыс. рублей.
Объем льготы понижает тарифы на водоснабжение и водоотведение для населения, так как основным потребителем услуг является население, а также учреждения социального характера - школы, детские сады и медицинские учреждения. Отмена указанной льготы приведет к росту тарифов по водоснабжению на 13,7 процента, по водоотведению на 2,2 процента.
Услуги, оказываемые АО "НГВК" и АО "Водоканал", влияют на все сферы жизнедеятельности: производство тепловой и электрической энергии, производство продуктов питания (хлебопечение, напитки и так далее), строительство, общепит, медицина и бытовые услуги (парикмахерские, прачечные) и так далее.
Рост тарифа на воду приведет по цепной реакции к росту тарифа на тепловую и электрическую энергию, а также росту цен на другую продукцию и услуги. Кроме того приведет к таким негативным последствиям, как снижение покупательской способности, падение уровня жизни граждан, рост недовольства населения, повышение нагрузки на малое и среднее предпринимательство, рост неплатежей, дефицит средств у предприятий, усиление социальной напряженности.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" налоговая ставка по налогу на прибыль организации, которой присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, является нулевой. Данная налоговая льгота применяется до 31 декабря 2025 года включительно.
Цель введения - необходимость наличия средств у региональных операторов по обращению с ТКО Республики Саха (Якутия) для своевременного расчета с операторами объектов размещения отходов и другими операторами ТКО, увеличение охвата, повышение качества предоставляемых услуг.
Оценка объема предоставленных налоговых льгот для плательщиков налогов на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей): в 2023 году - 10 346 тыс. рублей; в 2024 году - 11 251 тыс. рублей, в 2025 году - 12 150 тыс. рублей.
Налоговая ставка по налогу на прибыль региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами стабилизирует оборотные средства для своевременного расчета с операторами объектов размещения отходов, на покрытие кассового разрыва, увеличение охвата, повышение качества предоставляемых услуг и комплексной системы обращения с ТКО.
В соответствии пунктом 20 части 8 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" налоговая ставка по транспортному налогу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является нулевой.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца после слов "В соответствии" пропущен предлог "с"
Цель введения - необходимость наличия средств у региональных операторов по обращению с ТКО Республики Саха (Якутия) для своевременного расчета с операторами объектов размещения отходов и другими операторами ТКО, увеличение охвата, повышение качества предоставляемых услуг.
Оценка доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия), выпадающих в результате установления налоговой льготы в разбивке по годам: 2023 год - 1 947,51 тыс. рублей; 2024 год - 2 253,29 тыс. рублей; 2025 год - 2 517,08 тыс. рублей; 2026 год - 2 704,08 тыс. рублей; 2027 год - 2 885,75 тыс. рублей.
Высвобожденные средства у налогоплательщиков в результате предоставления налоговых льгот будут покрывать кассовый разрыв, развитие организаций, увеличение охвата, повышение качества предоставляемых услуг для создания комплексной системы обращения с ТКО, улучшение условий и охраны труда, выплаты социального характера, приобретение новой техники, содержание транспортных средств (приобретение ГСМ, запасных частей, колес, шин).
Раздел 2. Информация о направлениях и параметрах реализации стратегических указов Главы Республики Саха (Якутия)
В рамках государственной программы реализуются проекты по стратегическим указам Главы Республики Саха (Якутия). Задачами при реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 г. N 2 "Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)" являются снижение негативного антропогенного воздействия и достижение показателей качества окружающей среды; Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2020 г. N 1103 "Об основных направлениях государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года" - обеспечение реализации проектов, направленных на проведение комплексных энергоэффективных мероприятий на объектах коммунального хозяйства, энергетики, жилищного фонда в арктических районах; Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2024 г. N 270 "Об ускоренном развитии транспортной и энергетической инфраструктуры Республики Саха (Якутия)" - инвестиции в энергетическую инфраструктуру, снижение износа и количества аварий на объектах электроэнергетики, модернизация систем централизованного теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
Раздел 3. Информация о направлениях и параметрах реализации арктического раздела
Повышение качества жизни и достижение значений показателей социального развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) не ниже средних значений по Российской Федерации к 2030 году является одним из основных приоритетных направлений государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года.
Одно из основных направлений - реализация проектов, направленных на проведение комплексных энергоэффективных мероприятий на объектах коммунального хозяйства, энергетики.
В рамках региональных и ведомственных проектов реализуются следующие мероприятия:
строительство системы водоснабжения пгт. Батагай Верхоянского района Республики Саха (Якутия), Верхоянский улус, пгт. Батагай;
строительство блочно-модульной котельной в с. Бетенкес Верхоянского района Республики Саха (Якутия);
капитальный ремонт сетей теплоснабжения котельной "Походск" в п. Походск Нижнеколымского улуса (района);
капитальный ремонт сетей теплоснабжения котельной "N 3 ПМК" в п. Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского улуса (района);
строительство новой котельной на щепе в с. Кустур Эвено-Бытантайского улуса Республики Саха (Якутия);
капитальный ремонт сетей теплоснабжения котельной "Нагорная" в с. Саскылах Анабарского улуса (района);
капитальный ремонт сетей водоотведения в п. Чокурдах Аллаиховского улуса (района);
возмещение затрат хозяйствующим субъектам на уплату ими лизинговых платежей, возникающих при приобретении комплексных модульных очистных сооружений (КОС Чокурдах);
строительство котельной "Центральная" с тепловыми сетями в с. Кюсюр Булунского улуса;
строительство котельной "Озерная" в п. Батагай с закрытием котельных "Суол" и "N 2" Верхоянского района Республики Саха (Якутия);
реконструкция котельной "Южная" г. Среднеколымск Среднеколымского улуса (района);
реализация программы "Развитие систем водоснабжения вилюйской группы улусов на 2019 - 2024 годы" в с. Жиганск;
строительство АДЭС-168 кВт с. Хайысардах Верхоянского улуса;
строительство АДЭС-72 кВт в с. Оттох-Аттах Абыйского улуса;
строительство АДЭС-775 кВт в с. Эйик Оленекского улуса.
Раздел 4. Основные параметры потребности в дополнительных трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы
Согласно прогнозу потребности экономики Республики Саха (Якутия) общая потребность в кадровом обеспечении по видам экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", "Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги" составляет свыше 26 тысячи человек ежегодно.
Прогноз замещающей кадровой потребности отрасли за 2025 - 2029 годы составляет 11 771 чел. Наибольшая потребность представлена по группам занятий: операторы паровых машин и бойлерных установок, инженеры в промышленности и на производстве, электромеханики и монтеры электрического оборудования, слесари-сантехники и слесари-трубопроводчики, операторы установок по выработке электроэнергии.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2020 г. N 347-р "О перечне системообразующих предприятий Республики Саха (Якутия), подлежащих мониторингу финансово-хозяйственной деятельности" в число предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность населения входят АО "Водоканал", АО "Нерюнгринский городской водоканал", АО "Сахаэнерго", ПАО "Якутскэнерго", ООО "Ленское предприятие тепловых и электрических сетей", АО "Намкоммунтеплоэнерго", АО "Теплоэнергосервис", ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", ООО "Предприятие тепловодоснабжения", ООО "Якутскэкосети", АО "Теплоэнергия", МУП "Переработчик" МО "Нерюнгринский район" ООО "Экологические системы Якутии", а также такие предприятия как МУП "Жатайтеплосеть", МУП "Горсвет", МУП "Пригородная теплосетевая компания", филиал АО "ДРСК" "Южно-Якутские электрические сети", "Якутское предприятие магистральных электрических сетей" - Филиал ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети", ООО "Якутская генерирующая компания", ООО "Якутская электросетевая компания", ООО "Нерюнгритеплоналадка", АО "Якутская энергоремонтная компания", МУП "Жилкомсервис", СП "Нерюнгринская ГРЭС" АО "ДГК".
В 2027 - 2028 годы планируется введение объектов: Якутской ГРЭС-2 (2-я очередь), Чульманской ТЭС мощностью 330 МВт, Нерюнгринской ГРЭС на 450 МВт, Новоленской ТЭС мощностью 550 МВт в Ленском районе.
Информация по прогнозу потребности в кадровом обеспечении и источниках ее закрытия
N |
Наименование |
Всего |
в том числе |
||||
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
|||
1 |
Прогноз общей потребности в кадровом обеспечении отрасли, всего |
|
26139 |
25714 |
26130 |
26533 |
25999 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
в том числе, замещающая кадровая потребность |
11771 |
1663 |
2568 |
2770 |
2885 |
1885 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Восполнение потребности в кадрах - всего: |
2110 |
398 |
421 |
455 |
466 |
370 |
2.1 |
трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования |
2110 |
398 |
421 |
455 |
466 |
370 |
2.2 |
трудоустройство незанятого населения, прошедшего профессиональную переподготовку |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
2.3 |
за счет реализации ведомственных проектов, проектов стратегических указов Главы Республики Саха (Якутия): |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
3=1.1-2 |
Дополнительная потребность |
9661 |
1265 |
2147 |
2315 |
2419 |
1515 |
4 |
Привлечение местных трудовых ресурсов |
9661 |
1265 |
2147 |
2315 |
2419 |
1515 |
Раздел 5. Порядок предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам в рамках реализации государственной программы
Порядок предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование строительства, реконструкции (модернизации), капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры приводится в приложении к настоящей программе.
Приложение
к государственной программе
Республики Саха (Якутия)
"Обеспечение качественными
жилищно-коммунальными услугами
и развитие энергетики
Республики Саха (Якутия)"
Порядок
предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование строительства, реконструкции (модернизации), капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры
1. Настоящий порядок разработан в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на софинансирование реализации мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", и определяет правила и условия предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации), капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры, предусмотренных сформированными в автоматизированной информационной системе публично-правовой компании "Фонд развития территорий" комплексными планами модернизации систем коммунальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) (далее - комплексный план).
Под объектами коммунальной инфраструктуры понимаются объекты капитального строительства, в том числе линейные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, предназначенные для оказания населению услуг в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а также для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии, включая источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, до теплопотребляющих установок (далее - объекты коммунальной инфраструктуры).
2. Субсидии предоставляются Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) на адресные (объектные) мероприятия Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), ежегодно утверждаемой Правительством Республики Саха (Якутия), а также на адресные (объектные) мероприятия, включенные в региональную программу модернизации коммунальной инфраструктуры в составе государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие энергетики Республики Саха (Якутия)", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 443.
3. Адресное (пообъектное) распределение субсидий, выделенных в соответствии с законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и на плановый период и направляемых на реализацию мероприятий, утверждается Инвестиционной программой Республики Саха (Якутия) и региональной программой по модернизации коммунальной инфраструктуры на 2025 - 2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2024 г. N 643.
4. Субсидии предоставляются в пределах соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству в установленном порядке.
5. Субсидии предоставляются на следующие цели:
а) предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование строительства, реконструкции (модернизации), капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры;
б) предоставление субсидий местным бюджетам на финансирование на этапе создания, реконструкции (модернизации) объектов концессионных соглашений части расходов на создание объектов концессионных соглашений (капитальные гранты), заключаемых в отношении объектов коммунальной инфраструктуры.
6. К работам по строительству, реконструкции (модернизации), капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры относятся следующие виды работ: строительство, реконструкция (модернизация), капитальный ремонт, техническое перевооружение объектов коммунальной инфраструктуры.
7. К затратам и расходам на выполнение работ по строительству, реконструкции (модернизации), капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с целями настоящего порядка относятся следующие затраты и расходы на:
разработку проектно-сметной документации с получением заключения госэкспертизы;
строительно-монтажные работы;
обслуживание займов, связанных с получением и использованием займов и кредитов;
дополнительные затраты и расходы, обусловленные реализацией мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации), капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры, финансируемых в рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) и (или) региональной программой по модернизации коммунальной инфраструктуры на 2025 - 2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия);
возмещение затрат (части затрат) на выплату платы концедента по концессионным соглашениям, заключенным на строительство, реконструкцию (модернизация), капитальный ремонт объектов капитального строительства.
8. Выделяемые средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
9. Критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидий являются:
а) наличие нормативного правового акта Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) либо поручения или указания Главы Республики Саха (Якутия) или поручения Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) о капитальном ремонте, строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретении объекта коммунальной инфраструктуры на территории Республики Саха (Якутия);
б) обязательство Главы Республики Саха (Якутия) или Правительства Республики Саха (Якутия) о софинансировании капитального ремонта, строительства за счет средств консолидированного бюджета (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретении объекта коммунальной инфраструктуры на территории Республики Саха (Якутия);
в) наличие подтверждения от муниципального образования о полном обеспечении в местном бюджете на текущий финансовый год расходов на фонд оплаты труда, оплату коммунальных услуг и социальных выплат;
г) наличие объектов коммунальной инфраструктуры в комплексном плане на соответствующий год, реализуемом на территории Республики Саха (Якутия).
10. Условиями предоставления субсидий являются:
1) наличие правовых актов муниципальных образований, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
2) заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 13 настоящего порядка, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
3) ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
11. Документы, которые предоставляются муниципальным образованием:
заявка о предоставлении субсидии;
утвержденная программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, включающая мероприятия по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов коммунальной инфраструктуры с соответствующими объемами финансирования;
утвержденная схема теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения муниципального образования, предусматривающая мероприятия по проектированию/строительству/ реконструкции (модернизации)/ капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры;
утвержденная инвестиционная программа ресурсоснабжающей организации;
утвержденная проектно-сметная документация по проектированию/строительству/реконструкции (модернизации) /капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры, имеющая положительное заключение технической или сметной экспертизы (в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка проектной документации является обязательной).
В проектной документации по объектам коммунальной инфраструктуры необходимо предусматривать перечень мероприятий и затраты по привлечению студенческих строительных отрядов. Документы, указанные в настоящем пункте, предоставляются в срок не позднее 20 календарных дней со дня вступления в силу соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета государственному бюджету Республики Саха (Якутия) и на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение субсидий между муниципальными образованиями.
Министерство в течение пяти дней рассматривает направленные муниципальным образованием документы и при наличии всех документов, указанных в настоящем пункте, Министерство не позднее 10 дней со дня получения заявки о предоставлении субсидии заключает соглашение о предоставлении субсидии. В случае отсутствия документа в заявке о предоставлении субсидии Министерством принимается решение об отказе в предоставлении субсидии в срок не позднее 10 рабочих дней с даты направления муниципальным образованием заявки о предоставлении субсидии.
12. Соглашение должно содержать:
1) размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет муниципального образования, а также объем (прогнозный объем) бюджетных ассигнований местного бюджета на исполнение соответствующих расходных обязательств;
уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, предусмотренных в местном бюджете муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования;
предельный уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Республики Саха (Якутия) из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год ежегодно утверждается распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия);
2) значения результатов использования субсидии и обязательства муниципальных образований по достижению результатов использования субсидий;
3) обязательство муниципальных образований, в том числе:
по формированию и ведению реестра получателей соответствующих выплат - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование публичных нормативных обязательств муниципальных образований;
по выполнению установленных требований к повышению качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование расходных обязательств по оказанию муниципальных услуг;
по возврату средств в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктами 23, 27, 28 настоящего порядка;
по внесению информации о закупках, направленных на реализацию национальных (региональных) проектов на территории Республики Саха (Якутия), осуществляемых в соответствии с федеральными законами от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в региональную информационную систему "WEB-Торги-КС";
по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
4) информацию о наличии в муниципальной программе мероприятий, на финансирование которых предоставляется субсидия, - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование муниципальных программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов;
5) реквизиты правового акта муниципального образования, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
6) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии и об исполнении графика выполнения мероприятий по капитальному ремонту, проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества;
7) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;
8) условие о перечислении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местному бюджету в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления субсидии;
9) условие о вступлении в силу соглашения;
10) обязательство об использовании экономически эффективной проектной документации повторного использования (при наличии такой документации);
11) обязательства об установлении в муниципальном контракте о выполнении работ по строительству, реконструкции (модернизации), капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, авансовых платежей в размере, не превышающем 30 процентов суммы соответствующего муниципального контракта, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (за исключением нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления субсидий), но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до Министерства;
12) обязательство не предусматривать объекты капитального строительства, в целях софинансирования капитальных вложений в которые предоставляется субсидия, в других соглашениях - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства;
13) условие, предусматривающее, что подписанием соглашения муниципальное образование подтверждает согласие с установленными в системе "Электронный бюджет" контрольными точками строительства, реконструкции (модернизации), капитального ремонта и со сроками их достижения, - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства, реконструкции (модернизации), капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры;
14) обязательство муниципального образования обеспечить представление информации о фактическом достижении контрольных точек строительства, реконструкции (модернизации), капитального ремонта в срок не позднее плановой и (или) фактической дат достижения каждой контрольной точки - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства, реконструкции (модернизации), капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры;
15) порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением;
16) порядок внесения изменений в соглашение, в том числе в одностороннем порядке;
17) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;
18) перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества, содержащий информацию о наименованиях и местонахождении с указанием кодов по общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований и адресов (при наличии) согласно данным федеральной информационной адресной системы, а также обязательства муниципального образования по обеспечению соблюдения сроков достижения контрольных точек строительства - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование капитального ремонта, строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества;
19) обязательство о подготовке строительной площадки (снос, перенос зданий, сооружений, переселение граждан из жилых домов, подпадающих под зону строительства, компенсация стоимости сносимых зданий, сооружений) за счет средств местного бюджета или внебюджетных источников;
20) обязательство (при строительстве новых объектов на других земельных участках (площадках) с условием замены существующих зданий) об обеспечении в месячный срок после ввода объекта в эксплуатацию приватизации или сноса старых зданий, сооружений за счет средств местного бюджета или внебюджетных источников;
21) в случае предоставления субсидии в целях софинансирования расходного обязательства муниципального образования, предусматривающего реализацию более одного мероприятия (капитальные вложения в несколько объектов капитального строительства (объектов недвижимого имущества), значения результатов предоставления субсидии устанавливаются по каждому мероприятию (объекту капитального строительства (объекту недвижимого имущества);
22) последствия недостижения муниципальным образованием установленных значений результатов использования субсидии и несоблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества;
23) обязательства муниципального образования по возврату средств в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктами 20, 21 настоящего порядка.
13. Заключение соглашений о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий местным бюджетам, предусмотренных законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется до 15 февраля очередного финансового года, за исключением соглашений о предоставлении субсидий, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены в соответствии с законом Республики Саха (Якутия) о внесении изменений в закон Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) и которые заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного закона Республики Саха (Якутия).
14. Неотъемлемой частью соглашения является прилагаемый к нему график выполнения мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции (модернизации), капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности с указанием наименований, адресов (при наличии), мощности объектов, сроков ввода в эксплуатацию (приобретения) объектов и сроков завершения капитального ремонта, стоимости (предельной стоимости) указанных объектов.
15. Основанием для внесения изменений в соглашение является уменьшение сметной стоимости строительства, реконструкции (модернизации), капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры, на софинансирование которых предоставляется субсидия, по результатам проверки достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции (модернизации), капитального ремонта объектов и (или) уменьшение цены муниципального контракта по результатам торгов на право его заключения.
В случае внесения в закон о государственном бюджете на текущий финансовый год и плановый период и (или) правовой акт Правительства Республики Саха (Якутия) изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, в соглашение вносятся соответствующие изменения.
16. В случае уменьшения сметной стоимости строительства, реконструкции (модернизации), капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры субсидия предоставляется в размере, определенном исходя из уровня софинансирования, предусмотренного соглашением.
17. Увеличение в соответствующем финансовом году сметной стоимости строительства, реконструкции (модернизации), капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры не влечет обязательств Министерства по увеличению размера субсидии.
18. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей (индикаторов) государственных программ Республики Саха (Якутия), а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.
19. В случае увеличения в текущем финансовом году субсидий в размере, не превышающем остатка субсидий, не использованных на начало текущего финансового года на оплату муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в соглашение могут быть внесены изменения в части уточнения (уменьшения) значений результатов использования субсидий и корректировки графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов коммунальной инфраструктуры в отчетном финансовом году с соответствующим уточнением (увеличением) значений результатов использования субсидии и корректировки указанного графика в текущем финансовом году.
20. В случае, если в местном бюджете бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства муниципального образования предусмотрены в объеме, превышающем размер расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, уровень софинансирования определяется в соответствии с порядком, предусмотренным соглашением.
21. В целях повышения эффективности использования субсидий обязательно устанавливается порядок оценки эффективности использования субсидий, а также перечень результатов использования субсидий, значения которых устанавливаются соглашением. Оценка эффективности использования субсидий осуществляется Министерством путем сравнения фактически достигнутых значений и установленных в соответствующем соглашении между Министерством и муниципальным образованием значений результатов использования субсидий. Перечень результатов устанавливается пунктом 22 настоящего порядка.
22. Результатом использования субсидий является ввод объекта в эксплуатацию. Значение результата устанавливается соглашением.
23. В случае, если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря текущего финансового года не достигнуты значения результатов, предусмотренные соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов (результата) использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из местного бюджета в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (V возврата ) в соответствии с ведомственным актом Министерства, рассчитывается по формуле:
V возврата=(V субсидии*k*m/n)*0,1,
где:
V субсидии - размер субсидии, предоставленной местному бюджету в отчетном финансовом году;
m - количество результатов (результата) использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество результатов (результата) использования субсидии;
k - коэффициент возврата субсидии.
24. При расчете объема средств, подлежащих возврату из местного бюджета в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), в размере субсидии, предоставленной местному бюджету в отчетном финансовом году (V субсидии ), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), осуществляющим администрирование доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) от возврата остатков субсидий.
25. Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле:
,
где:
D i - индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии.
При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го результата использования субсидии.
26. Индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии, определяется:
а) для результатов (результата) использования субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования субсидии, по формуле:
D i=1-T i/S i,
где:
T i - фактически достигнутое значение i-го результата использования субсидии на отчетную дату;
S i - плановое значение i-го результата использования субсидии, установленное соглашением;
б) для результатов (результата) использования субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования субсидии, по формуле:
D i=1-S i/T i.
27. В случае, если органом местного самоуправления по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами 18 пункта 12 порядка, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности Республики Саха (Якутия) (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение сроков достижения контрольных точек строительства, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности Республики Саха (Якутия) (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из местного бюджета в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, если органом местного самоуправления, допустившим нарушение соответствующих обязательств, не представлены документы, предусмотренные абзацем третьим пункта 30 настоящего порядка.
В случае одновременного нарушения органом местного самоуправления обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом 2 пункта 12 по достижению значений результатов (результата) предоставления субсидий и подпунктом 18 пункта 12 порядка, возврату подлежит объем средств, соответствующий размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) и капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности, определенный в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
28. Основанием для освобождения органов местного самоуправления от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 23 настоящего порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств:
установление регионального (межмуниципального) и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное решением Главы Республики Саха (Якутия) и (или) органа местного самоуправления;
установление карантина и (или) иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, подтвержденное правовым актом исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия);
аномальные погодные условия, подтвержденные справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения Арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 12 настоящего порядка.
Министерство при наличии основания, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, подготавливает заключение о причинах неисполнения соответствующих обязательств, а также о целесообразности продления срока устранения нарушения обязательств и достаточности мер, предпринимаемых для устранения такого нарушения.
Указанное заключение формируется на основании документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых соответствующие обязательства не исполнены, представляемых Министерству органом местного самоуправления, допустившим нарушение соответствующих обязательств, до 30 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, и не позднее 20 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, Министерство издает ведомственный акт об освобождении органов местного самоуправления от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 23 настоящего порядка.
29. В случае отсутствия оснований для освобождения органов местного самоуправления от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 28 настоящего порядка, Министерство осуществляет контроль за возвратом средств из местного бюджета в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии со сроком, установленным пунктом 23 настоящего порядка.
30. Меры ответственности к муниципальным образованиям, установленные пунктом 27 настоящего порядка, не применяются к муниципальным образованиям в случае финансирования мероприятий со стороны Министерства в объеме менее 50 процентов от размера субсидии, предусмотренной на финансовый год.
Освобождение от мер ответственности, предусмотренных пунктом 27 настоящего порядка, осуществляется также по основаниям, предусмотренным пунктом 28 настоящего порядка.
Министерство экономики Республики Саха (Якутия) при наличии основания подготавливает заключение о причинах неисполнения соответствующих обязательств, а также о целесообразности продления срока устранения нарушения обязательств и достаточности мер, предпринимаемых для устранения такого нарушения.
Указанное заключение формируется на основании документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых соответствующие обязательства не исполнены, представляемых Министерством не позднее 30 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, в Министерство экономики Республики Саха (Якутия) на основании обращений, направленных не позднее 20 апреля года, следующего за годом предоставления субсидий, Министерству органами местного самоуправления, допустившими нарушение соответствующих обязательств. Одновременно с указанными документами представляется информация о предпринимаемых мерах по устранению нарушения и персональной ответственности должностных лиц, ответственных за такое нарушение.
В случае отсутствия оснований для освобождения органов местного самоуправления от применения мер ответственности, предусмотренных настоящим пунктом, Министерство осуществляет контроль за возвратом средств из местного бюджета в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Министерство экономики Республики Саха (Якутия) не позднее 1 мая текущего года вносит в Правительство Республики Саха (Якутия) предложения о продлении срока устранения нарушения обязательств по соблюдению сроков достижения контрольных точек строительства - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование капитального ремонта, строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества, в пределах установленной стоимости строительства, реконструкции (модернизации), капитального ремонта с приложением соответствующего заключения и проекта распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия).
В случае, если в срок, установленный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия), нарушение предусмотренных соглашением обязательств не устранено, средства субсидии в объеме, предусмотренном пунктом 27 настоящего порядка, подлежат возврату в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца по истечении указанного срока. При этом Министерство осуществляет контроль за возвратом средств из местного бюджета в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В случае принятия распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) о продлении срока устранения нарушения обязательств по подпункту 18 пункта 12 настоящего порядка, в пределах установленной стоимости строительства, реконструкции (модернизации), капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности в соглашение могут быть внесены изменения в части значений результатов и сроков достижения контрольных точек строительства в течение 14 рабочих дней после принятия указанного распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия).
31. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Принятие Министерством решения о наличии потребности (остатков) в межбюджетных трансфертах, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в форме субсидий, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, и их возврат в бюджеты муниципальных образований, которым они были ранее предоставлены для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов, производится в соответствии с порядком принятия главными администраторами средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) решений о наличии (об отсутствии) потребности муниципальных образований в использовании в текущем финансовом году межбюджетных трансфертов, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
В случае, если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), указанные средства подлежат взысканию в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
32. Муниципальное образование, получившее субсидию, представляет в Министерство в сроки, предусмотренные соглашением, отчетность об использовании субсидий местным бюджетом, которая должна содержать результаты для проведения оценки эффективности использования субсидии.
33. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется Министерством и органами внутреннего государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия).
34. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления, в том числе невозврата средств в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 23 настоящего порядка, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
35. Ответственность за недостоверность сведений, представляемых Министерству, нецелевое расходование средств государственного бюджета и средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, возлагается на муниципальное образование.
36. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органом муниципального образования в территориальных органах Федерального казначейства. Для перечисления субсидий местным бюджетам муниципальными образованиями направляются заявления в адрес Министерства до 25 числа месяца до месяца направления. Министерством субсидии направляются бюджету муниципального образования в срок до 10 числа следующего месяца с даты направления заявки муниципальным образованием в размере, указанном в заявлении.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 января 2025 г. N 19 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.