ОКС 93.040
УДК 624.21.04
Дата введения - 20 декабря 2024 г.
Содержание
Разделы 9, 10. Наименования. Исключить.
Дополнить седьмым абзацем в следующей редакции:
"Изменение N 5 к настоящему своду правил выполнено авторским коллективом ООО "Мастерская Мостов" (С.Ф. Анурин - ответственный исполнитель, канд. техн. наук Н.В. Илюшин, Н.Ю. Новак, Д.В. Кириллов, Е.А. Селезнев), ООО НИЦ "Мосты" (канд. техн. наук А.А. Сергеев, канд. техн. наук B.C. Мыцик), ООО "НИИ МИГС" (д-р техн. наук А.И. Васильев, канд. техн. наук А.С. Бейвель).".
1 Область применения
Первый абзац. Исключить слова: "и обкатку".
Первое перечисление. Заменить слова: "строительства (реконструкции, капитального ремонта) при приемке" на "строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта при приемке".
Второй абзац. Первое перечисление. Изложить в новой редакции:
"на обследования, проводимые в рамках научно-исследовательских работ;".
2 Нормативные ссылки
Заменить наименования ссылочных документов:
"ГОСТ 10922-2012 Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия" на "ГОСТ Р 57997-2017 Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия";
"ГОСТ 12730.5-84 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости" на "ГОСТ 12730.5-2018 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости";
"ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности" на "ГОСТ 17624-2021 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности";
"ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры" на "ГОСТ 22904-2023 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры";
"ГОСТ 23858-79 Соединения сварные стыковые и тавровые арматуры железобетонных конструкций. Ультразвуковые методы контроля качества. Правила приемки" на "ГОСТ 23858-2019 Соединения сварные стыковые арматуры железобетонных конструкций. Ультразвуковые методы контроля качества. Правила приемки";
"ГОСТ 24846-2012 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений" на "ГОСТ 24846-2019 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений";
"ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций" на "ГОСТ 28570-2019 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций";
"СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы" (с изменением N 1)" на "СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)";
"СП 46.13330.2012 "СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы" (с изменением N 1)" на "СП 46.13330.2012 "СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4, N 5)";
"СП 126.13330.2012 "СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве" на "СП 126.13330.2017 "СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве" (с изменением N 1)".
Дополнить наименованиями ссылочных документов в следующей редакции:
"ГОСТ Р 33123-2014 Трубы водопропускные из полимерных композитов. Технические условия";
"ГОСТ Р 59617-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила обследования фундаментов опор";
"ГОСТ Р 59618-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила обследований и методы испытаний";
"СП 274.1325800.2016 Мосты. Мониторинг технического состояния (с изменением N 1)";
"СП 446.1325800.2019 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ (с изменением N 1)".
Исключить наименования ссылочных документов:
"ГОСТ 8829-94 Изделия строительные железобетонные и бетонные заводского изготовления. Методы испытаний нагружением. Правила оценки прочности, жесткости и трещиностойкости";
"ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация";
"ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния";
"ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования".
3 Термины и определения
Пункт 3.8. Дополнить слова: "мониторинг технического состояния" словом: "(мониторинг)".
Пункт 3.9. Исключить.
Пункт 3.10. Изложить в новой редакции:
"3.10
обследование мостового сооружения; обследование МС: Комплекс исследований, направленных на определение технического состояния конструкций, включающее ознакомление с технической документацией, осмотр сооружения, инструментальные измерения, выполняемые с целью оценки уровня потребительских свойств сооружения и выработки рекомендаций по его эксплуатации. [ГОСТ Р 59618-2021, пункт 3.30] |
".
Пункт 3.17. Исключить.
Пункт 3.21. Дополнить пунктами 3.22, 3.23 в следующей редакции:
"3.22
диагностика искусственных сооружений: Особый тип обследования искусственных сооружений, выполняемый по установленному алгоритму технического диагностирования, включающему процедуру получения на натурных объектах данных о местоположении, особенностях конструкции, технических параметрах и дефектах сооружения, оценку технического состояния и составление технического паспорта, а также внесение, при необходимости, этих данных в автоматизированную информационную систему по искусственным сооружениям (АИС). [ГОСТ 33161-2014, пункт 3.8] |
3.23 специализированная организация: Юридическое лицо, его структурное подразделение (филиал) или индивидуальный предприниматель, обладающие необходимым контрольно-диагностическим оборудованием, средствами измерений и квалифицированным персоналом с опытом работы в области обследования мостов и труб.".
4 Основные положения
Пункт 4.1. Первый абзац. Исключить слова: ", а мосты, указанные в 4.7, - обкатаны".
Третий абзац. Исключить слова: "и обкатку".
Пункт 4.2. Первый абзац. Изложить в новой редакции:
"4.2 Работы по обследованиям и испытаниям мостов и труб должны выполняться специализированными организациями. При проведении обследований и испытаний мостов и труб после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта работы должны выполняться организациями, не принимавшими участия в проектировании и строительстве объекта.".
Второй абзац. Третье предложение. Дополнить слово: "реконструкции" словами: "или капитального ремонта".
Третий абзац. Исключить.
Четвертый абзац. Заменить слово: "предпринимаемых" на "выполняемых"; дополнить абзацем в следующей редакции:
"Положения программ испытаний мостов, проводимых с целью проверки соответствия проектных расчетных предпосылок фактической работе, разрабатывают на основании проектных расчетных материалов.".
Шестой абзац. Изложить в новой редакции:
"При наличии на мосту нескольких одинаковых пролетных строений, изучение работы которых требуется по 4.5 или 4.6, испытания в полном объеме допускается проводить на одном пролетном строении. Остальные пролетные строения подвергаются менее подробным испытаниям с измерением прогибов.".
Пункт 4.4. Первый абзац. Заменить слова: "организации-исполнители привлекают" на "организация-исполнитель привлекает".
Пункт 4.5. Изложить в новой редакции:
"4.5 Испытаниям при приемке в эксплуатацию следует подвергать мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями, технологиями и материалами; все мосты под нагрузки: поезда метрополитена, поезда трамвая, двухосных автомобилей АБ; мосты сложных статически неопределимых систем (в том числе вантовые и висячие); совмещенные и разводные мосты; стальные мосты с пролетами свыше 100 м; сталежелезобетонные мосты с пролетами свыше 60 м; железобетонные мосты с пролетами свыше 42 м; гофрированные конструкции с пролетами более 16 м (арки и замкнутые контуры пролетом более 12 м); пешеходные мосты (за исключением типовых конструкций, применяемых на железных дорогах), алюминиевые, деревянные, полимерные композитные мосты и водопропускные трубы из полимерных композитов при высоте засыпки не более 3 м.
Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большую повторяемость основных несущих элементов, а также при возникновении в процессе обследований опасений за надежность конструкций и т.д.), а также вводимых в эксплуатацию после капитального ремонта и ремонта проводят по решениям приемочных комиссий, по требованиям проектных и эксплуатирующих организаций, заказчика. Необходимость проведения испытаний может быть определена по результатам обследований. Необходимость проведения испытаний и их видов в этих случаях должна быть обоснована.".
Пункт 4.7. Исключить.
Пункт 4.8. Изложить в новой редакции:
"4.8 Обследования мостов и труб или диагностику автодорожных искусственных сооружений, находящихся в эксплуатации, следует проводить регулярно (в плановом порядке). Периодичность обследования или диагностики указана в [22] и ГОСТ Р 59618.".
Пункт 4.10. Второй абзац. Исключить.
Пункт 4.11. Изложить в новой редакции:
"4.11 Работы по обследованию и испытаниям мостов и труб необходимо выполнять с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, изложенных в ГОСТ 12.4.011, ГОСТ Р 12.0.010, [21], а также требований внутренних документов по технике безопасности при выполнении работ на объекте, утвержденных в организации, проводящей обследование, и организации, на территории которой производятся работы.".
Пункт 4.13. Дополнить пунктом 4.14 в следующей редакции:
"4.14 Мониторинг технического состояния мостов и труб организовывают и осуществляют согласно требованиям СП 274.1325800.".
5 Обследование мостов и труб
Пункт 5.1. Первый абзац. Первое предложение. Изложить в новой редакции:
"5.1 Основной задачей обследования мостов и труб перед вводом их в постоянную эксплуатацию является установление соответствия сооружений проектной и рабочей документации.".
Второй абзац. Первое предложение. Дополнить слово: "обследований" словами: "или диагностики".
Пункт 5.2. Изложить в новой редакции:
"5.2 Различают следующие типы обследований:
а) приемочные, выполняемые после завершения нового строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта;
б) периодические (в том числе диагностика) по [22] и ГОСТ Р 59618;
в) предпроектные, проводимые в целях разработки проекта ремонта, капитального ремонта или реконструкции и определения объемов ремонтных работ;
г) специальные, для оценки состояния отдельных конструктивных элементов (в т.ч. фундаментов) или поведения моста под нагрузками и воздействиями;
д) текущие осмотры по [22].".
Пункт 5.7. Исключить слова: ", как правило,".
Первое перечисление. Изложить в новой редакции:
"наличие изменений в утвержденной проектной документации, внесенных в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации;".
Пункт 5.9. Первое предложение. Заменить слово: "например," на "например:".
Пункт 5.14. Первый абзац. Перечисление б). Заменить слова: "и городских" на ", городских и пешеходных".
6 Испытания мостов
Пункт 6.1. Второй абзац. Заменить слова: ", динамические и обкатка." на "и динамические.".
Пункт 6.2. Исключить слова: "или обкатки".
Пункт 6.8. Первый абзац. Первое предложение. Изложить в новой редакции:
"6.8 В качестве нагрузки при статических испытаниях мостов и труб под рельсовый транспорт следует использовать: локомотивы и подвижной состав железных дорог, снаряженные поезда метрополитена и трамвая; под нагрузку АБ - автомобили особо большой грузоподъемности; под нагрузки АК и НК - автомобили полной массой 20-40 т.".
Пункт 6.9. Изложить в новой редакции:
"6.9 Усилия, возникающие в несущих элементах автодорожных и городских мостов от испытательной нагрузки, определяются расчетом и зависят от усилий, создаваемых нормативной автомобильной нагрузкой, принятой в проекте, с учетом коэффициента надежности по нагрузке, равного единице, и полного динамического коэффициента.".
При испытании сооружения с пониженной несущей способностью и сооружения, на которое отсутствует техническая документация, максимальные усилия от испытательной нагрузки определяют путем расчета по действующим на момент строительства сооружения нормативным документам с учетом фактического состояния конструкций на момент его обследования.".
Пункт 6.10. Изложить в новой редакции:
"6.10 Испытательную нагрузку следует подбирать таким образом, чтобы расчетные значения усилий (от определенного по расчету фактического класса подвижной нагрузки АК или НК с учетом коэффициента надежности по нагрузке, равного единице, и полного динамического коэффициента, но не более классов по действующим нормативным документам), возникающих в наиболее нагруженных несущих элементах автодорожных и городских мостов от действия испытательной нагрузки, находились в диапазоне значений:
- от 60% до 80% - для железобетонных и сталежелезобетонных конструкций;
- от 60% до 90% - для металлических, деревянных и композитных конструкций;
- от 40% до 90% - для металлических гофрированных конструкций.
Для пешеходных мостов любой конструкции необходимо подбирать испытательную нагрузку таким образом, чтобы значения усилий в несущих элементах находились в диапазоне значений от 50% до 80% от усилий вертикальной нормативной пешеходной равномерно распределенной нагрузки. При этом местное воздействие от испытательной нагрузки не должно превышать проектные нормативные воздействия.
Усилия, вызываемые испытательной нагрузкой, в элементах железнодорожных мостов, мостов под пути метрополитена или трамвая, мостов под нагрузку АБ должны быть не менее усилий от воздействий наиболее тяжелой нагрузки, обращающейся по данной линии или дороге.".
Пункт 6.11. Первый абзац. Первое предложение. Изложить в новой редакции:
"6.11 Весовые характеристики транспортных средств, используемых при испытаниях, следует уточнять перед проведением работ.".
Пункт 6.15. Первый абзац. Второе перечисление. Заменить слова: "характеристик декремента затухания колебаний" на "величины декремента колебаний".
Пункт 6.16. Дополнить вторым абзацем в следующей редакции:
"При проведении динамических испытаний на железнодорожных мостах в качестве испытательной нагрузки допускается использовать обращающийся на участке подвижной состав.".
Пункт 6.18. Заменить ссылку: "6.9" на "6.10".
Ненумерованный подзаголовок "Обкатка". Исключить.
Пункты 6.22-6.24. Исключить.
7 Оценка сооружений по данным обследований и испытаний
Пункт 7.2. Заменить ссылки: "СП 46.13330 и ГОСТ 33119, и" на "СП 35.13330, СП 46.13330, ГОСТ 33119, а также".
Пункт 7.3. Первое перечисление. Заменить библиографические ссылки: "[4-6]" на "[24] - [27]".
Дополнить вторым-пятым абзацами в следующей редакции:
"Остаточный ресурс срока службы несущего элемента принимается как промежуток времени от момента обследования до момента достижения этим элементом первого предельного состояния по грузоподъемности.
Момент достижения несущим элементом первого предельного состояния по грузоподъемности определяется физическим износом и ростом эксплуатационных нагрузок.
Ремонтопригодность поврежденных несущих элементов балочных пролетных строений мостов (ремонт или замена) оценивается степенью их физического износа. При этом критерием является степень физического износа на момент достижения элементом первого предельного состояния по грузоподъемности.
Методика оценки остаточного ресурса долговечности и ремонтопригодности несущих элементов приведена в [28].".
Пункт 7.5. Второе перечисление. Дополнить слово: "отдельных" словом: "несущих".
8 Оформление результатов обследований и испытаний
Пункт 8.1. Заменить слова: "и научно-технических отчетов" на "и (или) технических отчетов".
Дополнить предложением в следующей редакции: "В качестве промежуточного результата обследования и испытаний допускается оформление предварительного заключения, акта или иного документа.".
Пункт 8.2. Первый абзац. Второе предложение. Дополнить слово: "характера" словами: "(специальные обследования)".
Пункт 8.3. Первый абзац. Заменить слова: "Научно-технические отчеты" на "Технические отчеты".
Второе перечисление. Заменить слова: "имеющихся отступлений" на "имеющихся несогласованных отступлений от проектной и рабочей документации".
Пятое перечисление. Дополнить перечислением в следующей редакции:
"- определение грузоподъемности сооружения (для периодического или предпроектного обследования);".
Шестое перечисление. Дополнить слово: "нагрузку" словами: "(при проведении испытаний)".
Пункт 8.5. Заменить слово: "научно-технический" на "технический".
9 Правила охраны труда и техники безопасности при выполнении работ по обследованиям и испытаниям мостов и труб
Исключить.
10 Мониторинг технического состояния мостов и труб
Исключить.
Приложение А (рекомендуемое) Характерные дефекты и повреждения, встречающиеся в различных конструкциях мостов и труб, и способы их выявления
Пункт А.1а. Изложить в новой редакции:
"А.1а Требования к оценке технического состояния и назначению категорий дефектов приведены в [11], [16], [18], [23]. Требования к мониторингу эксплуатируемых мостов приведены в [19], СП 274.1325800.".
Пункт А.17. Исключить.
Приложение В (рекомендуемое) Рекомендации по анализу и оценке основных результатов обследований и испытаний
Пункт В.5. Второй абзац. Обозначение "K а". Исключить.
Дополнить предложением в следующей редакции: "При значении коэффициента адекватности менее 0,9 или более 1,1 требуется выявление причин такого отклонения.".
Приложение Г (рекомендуемое) Основные свойства материалов мостовых сооружений и методы их оценки
Таблица Г.1. Изложить в новой редакции:
"Таблица Г.1
N |
Наименование свойства. Метод контроля |
Нормативный документ |
1 |
Прочность бетона: |
|
- неразрушающие прямые (отрыв со скалыванием, скалывание ребра) и косвенные (по градуировочным зависимостям, в том числе упругого отскока и ультразвуковой) методы контроля; |
ГОСТ 22690 ГОСТ 17624 |
|
- разрушающие методы с испытанием кернов |
ГОСТ 28570 |
|
2 |
Сплошность бетона. Глубина и ширина раскрытия трещин, распространение зоны неплотного бетона: |
|
- ультразвуковой метод; |
ГОСТ 17624 |
|
- изъятие кернов |
ГОСТ 28570 |
|
3 |
Водонепроницаемость: |
|
- по показателю воздухонепроницаемости |
ГОСТ 12730.5 |
|
4 |
Морозостойкость (рекомендуется проводить совместно с определением водонепроницаемости по показателю воздухонепроницаемости) |
ГОСТ 10060 |
5 |
Содержание хлорид-ионов в пробах бетона: |
[12] |
- порошкообразные пробы на различной глубине; |
Экспресс-методика по согласованию с заказчиком |
|
- фрагмент поверхностного слоя бетона | ||
6 |
Глубина карбонизации защитного слоя бетона |
[13], [17] |
7 |
Толщина защитного слоя бетона и параметры армирования: |
|
- магнитный метод; |
ГОСТ 22904 |
|
- радиационный метод; |
ГОСТ 17625 |
|
- вскрытие арматуры с замером остаточного сечения; |
[29] |
|
- метод георадиолокации; |
|
|
- ультразвуковой томограф |
|
|
8 |
Коррозионная активность арматуры |
[14] |
9 |
Прочность извлеченной из конструкции арматуры на растяжение |
ГОСТ 12004 |
10 |
Качество сварных соединений арматуры |
ГОСТ 23858 ГОСТ Р 57997 |
11 |
Качество сварных швов металлических конструкций |
ГОСТ 3242 |
12 |
Сила натяжения арматуры |
ГОСТ 22362 |
13 |
Стойкость напрягаемой арматуры к коррозионному растрескиванию |
ГОСТ Р 52804 |
14 |
Химический состав стали |
ГОСТ 18895 |
15 |
Ударная вязкость стали |
ГОСТ 9454 |
16 |
Адгезия лакокрасочного покрытия: |
|
- метод решетчатых надрезов; |
ГОСТ 15140 |
|
- метод параллельных надрезов; |
|
|
- метод решетчатого надреза |
ГОСТ 31149 |
|
17 |
Толщина антикоррозионного покрытия: |
|
- магнитный метод |
ГОСТ 31993 |
|
18 |
Адгезия гидроизоляции методом отрыва |
ГОСТ 26589 |
Приложение Д (рекомендуемое) Обследование оснований и фундаментов мостовых сооружений
Пункт Д.1. Изложить в новой редакции:
"Д.1 Обследование состояния грунтов оснований и фундаментов мостовых сооружений следует проводить силами специализированных организаций. Обследование состояния и свойств грунтов основания выполняется в рамках работ по инженерно-геологическим изысканиям. Указания по проведению инженерно-геологических изысканий приведены в СП 446.1325800. Обследование и инструментальный контроль фундаментов мостовых сооружений на автомобильных дорогах выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59617.".
Пункт Д.5. Изложить в новой редакции:
"Д.5 Шурфы отрывают на глубину до 1,0 м ниже уровня подошвы фундамента (ростверка).".
Пункт Д.6. Изложить в новой редакции:
"Д.6 Осмотр фундаментов из открытых шурфов выполняют на предмет наличия дефектов, определяют их тип и форму в плане, размеры, глубину заложения и конструктивное решение.".
Пункт Д.8. Дополнить ссылку: "ГОСТ 24846" ссылкой: "и СП 274.1325800".
Библиографические позиции [1] - [10]. Исключить.
Библиографическая позиция [11]. Изложить в новой редакции:
"[11] Временная инструкция по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах. - М.: Росавтодор, 2003".
Библиографическая позиция [15]. Исключить.
Библиографическая позиция [20]. Исключить.
Библиографическая позиция [21]. Дополнить позициями [22] - [29] в следующей редакции:
"[22] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 199 "Об установлении Порядка и периодичности обследования железнодорожных мостов и железнодорожных тоннелей, по которым осуществляется движение железнодорожного подвижного состава, на предмет их содержания в надлежащем техническом состоянии"
[23] ОДН 218.017-2003 Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций
[24] ОДМ 218.4.025-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Общая часть. - М.: Росавтодор, 2016
[25] ОДМ 218.4.026-2016 Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Бетонные и железобетонные конструкции. - М.: Росавтодор, 2016
[26] ОДМ 218.4.027-2016 Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Металлические и сталежелезобетонные конструкции. - М.: Росавтодор, 2016
[27] ОДМ 218.4.028-2016 Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Опорные части, опоры и фундаменты. - М.: Росавтодор, 2016
[28] Методика расчетного прогнозирования срока службы железобетонных пролетных строений автодорожных мостов (утверждена распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2001 г. N 79-р)
[29] ОДМ 218.3.075-2016 Рекомендации по контролю качества выполнения дорожно-строительных работ методом георадиолокации. - М.: Росавтодор, 2016".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменение N 5 к СП 79.13330.2012 "СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 ноября 2024 г. N 775/пр)
Опубликование:
сайт Росстандарта (protect.gost.ru)
Дата введения - 20 декабря 2024 г.