Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" Баева А.С. (доверенность от 27.02.2012), от Комитета по развитию транспортной инфраструктуры правительства Санкт-Петербурга Царьковой К.М. (доверенность от 10.04.2012), от Комитета финансов Санкт-Петербурга Романовой О.В. (доверенность от 15.12.2011),
рассмотрев 10.10.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2012 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-72314/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецпроект", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, Разъезжая ул., д. 5, ОГРН 1067847200156 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к субъекту Российской Федерации - Санкт-Петербургу в лице Комитета по развитию транспортной инфраструктуры правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 9, лит. А (далее - Комитет), Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Дирекция транспортного строительства", место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 9 (далее - Учреждение), о рассмотрении разногласий по соглашению о выкупе земельного участка, принятии условий соглашения в редакции Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16, ОГРН 1027810256352 (далее - Комитет финансов).
Решением от 07.03.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.06.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, рассмотрев по существу разногласия, возникшие при заключении соглашения о выкупе земельного участка и приняв их в редакции истца; в любом случае исключить из мотивировочной части судебных актов правовую оценку действий сторон по мировому соглашению в рамках дела N А56-22643/2011.
Как указывает податель жалобы, суды не привели убедительных доводов о невозможности применения способа защиты права, предусмотренного статьями 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); выводы судов в отношении действий сторон по заключенному в рамках дела N А56-22643/2011 мировому соглашению противоречат вступившим в силу судебным актам.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет финансов просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Комитета и Комитета финансов возражали против ее удовлетворения.
Учреждение о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2011 N 1427 принято решение об изъятии путем выкупа для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка площадью 5371 кв.м с кадастровым номером 78:37:17819Д:9, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, территория предприятия "Ленсоветовское", участок 86, принадлежащего на праве собственности Обществу. Комитету поручено осуществить юридические действия, связанные с изъятием названного земельного участка. Государственная регистрация обременения земельного участка произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу 20.10.2011.
В рамках дела N А56-22643/2011 определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2011 утверждено мировое соглашение о порядке совершения действий Общества и Комитета, направленных на изъятие указанного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга.
Как следует из материалов дела, Комитет 15.11.2011 направил Обществу проект соглашения о выкупе земельного участка. Общество подписало названный проект с протоколом разногласий и направило его в Комитет с сопроводительным письмом от 16.11.2011.
Поскольку проект соглашения о выкупе земельного участка не был подписан Комитетом в изложенной Обществом редакции, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали в иске, придя к выводу об отсутствии у собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, права требования выкупа земельного участка (в отличие от государственных органов, принявших решение об изъятии земельного участка). Ненадлежащий способ судебной защиты послужил основанием для отказа в иске.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является предметом регулирования федерального законодательства (земельного и гражданского).
Согласно пункту 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Пунктом 3 статьи 279 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии; выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Согласно пункту 1 статьи 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
В силу статьи 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 ГК РФ.
Проанализировав приведенные нормы права, суды пришли к выводу, что у собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, отсутствует право требовать выкупить у него земельный участок (в отличие от государственных органов, принявших решение об изъятии земельного участка); собственник земельного участка имеет право на компенсацию убытков, причиненных изъятием земельного участка; Общество избрало ненадлежащий способ защиты права, что является основанием для отказа в иске.
Кассационная инстанция считает эти выводы правильными.
По смыслу статей 281, 282 ГК РФ условия выкупа земельного участка, в том числе условие о выкупной цене, определяются соглашением собственника и уполномоченного органа; в случае несогласия собственника об изъятии у него земельного участка или недостижения названными лицами соглашения об условиях выкупа названные вопросы могут быть разрешены судом по иску уполномоченного органа о выкупе земельного участка. Ни Комитет, ни Учреждение с таким иском в суд не обращались. Соглашение об изъятии земельного участка не подписано.
Кроме того, суды сослались на отсутствие в деле доказательств осуществления Обществом действий во исполнение мирового соглашения, утвержденного определением от 19.08.2011 по делу N А56-22643/2011.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды, правильно применив нормы материального права, обоснованно отказали в удовлетворении заявления Общества, поэтому принятые судебные акты следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 по делу N А56-72314/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.