Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга Рыбакова А.А. (доверенность от 19.09.2012 N 05-23/2435), от общества с ограниченной ответственностью "Стоматологическая клиника и студия красоты "КАТЕРИНА" Иноземцева А.Г. (доверенность от 30.11.2011 N 1),
рассмотрев 16.10.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2012 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-58836/2011,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга (место нахождения: 196084, Санкт-Петербург, улица Коли Томчака, дом 15; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Стоматологическая клиника и студия красоты "КАТЕРИНА" (ОГРН 1027800527270; место нахождения: 196084, Санкт-Петербург, улица Заставская, дом 33, литер Ж; далее - Общество) 7 308 руб. 90 коп. штрафных санкций за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд первой инстанции решением от 28.02.2012 в удовлетворении заявления отказал.
Постановлением от 05.06.2012 суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение ими норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, заявление удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что страхователю не был предоставлен двухнедельный срок для устранения ошибок в индивидуальных сведениях, является ошибочным. Факт осуществления Управлением корректировки представленных страхователем индивидуальных сведений, содержащих ошибки, не освобождает страхователя от ответственности за представление неполных и (или) недостоверных индивидуальных сведений, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Общества их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Управление провело камеральную проверку представленных Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам которой составило акт от 29.04.2011 N 10-33/353 и приняло решение от 10.06.2011 N 10-33/353.
Названным решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 7 308 руб. 90 коп. штрафа.
Основанием для привлечения к ответственности послужило установление в ходе проверки факта представления Обществом неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за второе полугодие 2010 года. А именно: расхождение индивидуальных сведений с РСВ-1 (начисление и уплата страховых взносов на страховую и накопительную часть, указанная в индивидуальных сведениях, не соответствует данным формы РСВ-1). В частности, Обществом при заполнении формы АДВ-6-2 была допущена ошибка и вместо сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах за второе полугодие 2010 года указаны сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах за 2010 год.
Управление направило в адрес Общества требование от 12.07.2011 N 10-33/353 об уплате данного штрафа в срок до 15.08.2011.
Поскольку указанное требование Обществом не исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, судебные инстанции исходили из того, что предоставленные Обществом ошибочные сведения не являлись недостоверными, а кроме того, Управлением не была соблюдена установленная процедура, позволяющая исправить допущенную ошибку.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем первым статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Согласно абзацу третьему статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
В пункте 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, указано, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Проанализировав содержание приведенных положений законодательства, судебные инстанции сделали мотивированный вывод о том, что при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок, а затем может с соблюдением установленной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе представленные Обществом в Управление уточненные сведения (формы РСВ-1 и АДВ-6-2), которые были приняты без замечаний (протокол приема индивидуальных сведений от 28.07.2011), судебные инстанции установили, что представленные страхователем сведения не являлись недостоверными, а при заполнении формы АДВ-6-2 была допущена ошибка. Однако Управление не предоставило Обществу возможность ее исправления, поэтому у него отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку указанной нормой не установлена ответственность за предоставление сведений персонифицированного учета, содержащих ошибки.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении требований Управления.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены вынесенных по делу решения и постановления, а также неправильного применения судами норм материального права кассационной инстанцией не установлено. Поэтому у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 по делу N А56-58836/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.