В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2021 N 1264 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия", Законом Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", постановляю:
1. Утвердить Порядок учета и регистрации информационных систем на территории Московской области, выдачи свидетельства о регистрации информационных систем на территории Московской области в Реестре информационных систем Московской области и ведения Реестра информационных систем Московской области (далее - Порядок).
2. Установить, что учет и регистрация информационных систем на территории Московской области, в том числе информационных систем с персональными данными, осуществляется посредством государственной информационной системы Московской области "Система обеспечения цифровой устойчивости Московской области "Альфа" (далее - учетная система).
3. Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (далее - Министерство) осуществить мероприятия:
1) до 01.02.2025 - по формированию и публикации электронного реестра информационных систем Московской области на сайте Министерства согласно Порядку;
2) до 01.01.2026 - по переносу технической информации и баз данных из Реестра информационных систем Московской области, сформированного согласно постановлению Губернатора Московской области от 02.03.2010 N 21-ПГ "Об учете и регистрации информационных систем Московской области" в базу данных учетной системы.
4. Установить, что, начиная с 01.02.2025 финансирование работ, связанных с созданием (приобретением), развитием (модернизацией) и эксплуатацией государственных информационных систем Московской области за счет средств бюджета Московской области осуществляется только в отношении учтенных и (или) зарегистрированных государственных информационных систем в порядке, утвержденном настоящим постановлением.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области принять меры для регистрации муниципальных информационных систем, в том числе информационных систем с персональными данными, в учетной системе в порядке, утвержденном настоящим постановлением.
6. Признать утратившими силу:
1) постановление Губернатора Московской области от 02.03.2010 N 21-ПГ "Об учете и регистрации информационных систем Московской области";
2) постановление Губернатора Московской области от 25.09.2017 N 409-ПГ "О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 02.03.2010 N 21-ПГ "Об учете и регистрации информационных систем Московской области" и в Положение об учете и регистрации информационных систем Московской области".
7. Министерству информации и молодежной политики Московской области обеспечить официальное опубликование (размещение) настоящего постановления на Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru) и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 года.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Московской области Болатаеву Л.С.
Губернатор |
А.Ю. Воробьев |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Губернатора
Московской области
от 30.01.2025 N 25-ПГ
Порядок
учета и регистрации информационных систем на территории Московской области, выдачи свидетельства о регистрации информационных систем на территории Московской области в Реестре информационных систем Московской области и ведения Реестра информационных систем Московской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок учета и регистрации информационных систем на территории Московской области, выдачи свидетельства о регистрации информационных систем на территории Московской области в Реестре информационных систем Московской области и ведения Реестра информационных систем Московской области (далее - Порядок) определяет порядок учета и регистрации информационных систем на территории Московской области в учетной информационной системе Московской области, а также порядок ведения электронного реестра информационных систем Московской области.
2. В Порядке используются следующие основные определения:
1) Реестр информационных систем Московской области (далее - Реестр) - информационный ресурс Московской области, содержащий сведения об информационных системах Московской области (далее - ИС), создаваемых, приобретаемых, развиваемых и эксплуатируемых на территории Московской области, и информационных ресурсах, входящих в их состав;
2) электронный реестр информационных систем Московской области (далее - ЭР ИС) - информационный бюллетень, содержащий сведения об информационных системах Московской области, зарегистрированных в Реестре, в том числе ИС с персональными данными, создаваемых, приобретаемых, развиваемых и эксплуатируемых на территории Московской области;
3) учетная информационная система Московской области - государственная ИС "Система обеспечения цифровой устойчивости Московской области "Альфа" (далее - учетная система);
4) оператор Реестра и учетной системы - Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (далее - Министерство);
5) электронный паспорт ИС - совокупность записей (репозиторий) в базе данных учетной системы и Реестра, имеющих иерархическую структуру и включающую в своем составе подразделы и вложенные элементы, в том числе сведения об используемом специальном программном обеспечении (далее - СПО), копии программного (исходные коды, в случае если СПО создавалось посредством работы с исходным программным кодом, и дистрибутивы программного обеспечения ИС), методического (копии согласованных Министерством финансово-экономических обоснований и технических требований (заданий) на создание ИС, рабочая и эксплуатационная документация на ИС), информационного обеспечения (формы документов, классификаторы и справочники, нормативная база и информация, применяемые в ИС при ее функционировании), документация технического проекта ИС, а также документация в части информационной безопасности и интеллектуальных прав на ИС и ее компоненты;
6) учет ИС (далее - учет) - действия в учетной системе по внесению сведений о создаваемой ИС и направление электронного уведомления об учете, осуществляемые оператором учетной системы в соответствии с Положением;
7) регистрация ИС (далее - регистрация) - действия в учетной системе по внесению сведений об ИС и направление электронного свидетельства о регистрации, осуществляемые оператором учетной системы в соответствии с Положением;
8) актуализация ИС (далее - актуализация) - действия в учетной системе по обновлению сведений об ИС в процессе развития и эксплуатации ИС и направление по результатам актуализации электронного уведомления об актуализации, осуществляемые оператором учетной системы в соответствии с настоящим Положением;
9) заявитель (функциональный заказчик):
в отношении государственной ИС (далее - ГИС) - центральный исполнительный орган Московской области, государственный орган Московской области;
в отношении муниципальной ИС (далее - МИС) - орган местного самоуправления муниципального образования Московской области;
в отношении иной ИС на территории Московской области - государственное унитарное предприятие Московской области, бюджетное или казенное учреждение Московской области, юридическое лицо (далее - организации), осуществляющие деятельность на территории Московской области, обращающееся к оператору учетной системы с целью учета, регистрации или актуализации;
10) оператор ИС - физическое или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации ИС, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;
11) информационные ресурсы Московской области - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в ИС (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других ИС) в электронном виде в учетной системе;
12) электронное уведомление об учете - электронный документ, направляемый оператором учетной системы, подтверждающий факт учета;
13) электронное свидетельство о регистрации - электронный документ, направляемый оператором учетной системы, подтверждающий факт регистрации;
14) электронное уведомление об актуализации - электронный документ, направляемый оператором учетной системы, подтверждающий факт актуализации;
15) пользователи учетной системы - сотрудники центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и иных организаций, прошедших регистрацию в учетной системе;
16) иные определения используются в Порядке в значении определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", Закона Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации".
3. Учет и регистрация осуществляются для достижения следующих целей:
1) информирования граждан и организаций об информационных ресурсах и системах на территории Московской области и создания условий для предоставления доступа к ним граждан и организаций;
2) межведомственной координации деятельности органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных учреждений Московской области и государственных унитарных предприятий Московской области по созданию, приобретению, развитию, эксплуатации ИС, исключения дублирования работ и расходов бюджета Московской области на эти цели;
3) мониторинга состояния ИС на территории Московской области;
4) оценки эффективности использования ИС на территории Московской области;
5) выявления основных тенденций в развитии информационных ресурсов и систем на территории Московской области.
4. Обязательному учету и регистрации подлежат ИС любой тематической направленности, функционального назначения и структуры.
Различия в устоявшихся наименованиях объектов (базы и банки данных, реестры, регистры, кадастры, справочно-информационные системы,
электронные библиотеки, каталоги и другие) не могут являться основанием для уклонения от учета и регистрации, если такие объекты содержат все признаки информационной системы.
5. ГИС создаются в целях реализации полномочий центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
6. ИС, содержащие сведения, относящиеся к категории ограниченного доступа, включаются в учетную систему в случае отсутствия в заявках на учет и регистрацию, поданных заявителем, информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством или для которой установлены особые правила доступа.
7. Обмен документами, необходимыми для проведения учета и регистрации, в том числе подача заявок на учет и регистрацию, подписанных электронной подписью уполномоченного руководителя, производится через учетную систему.
8. Учет и регистрация осуществляются на безвозмездной основе.
II. Состав сведений, входящих в Реестр
9. В состав основных сведений электронного паспорта ИС, включаемых в учетную систему и Реестр, входят:
1) полное наименование ИС;
2) сокращенное наименование ИС;
3) сведения о заявителе;
4) сведения об организации, обеспечивающей создание, развитие, эксплуатацию ИС;
5) цель, назначение, решаемые задачи, функции и область применения ИС;
6) оказание государственных услуг, при их наличии в ГИС;
7) сведения и копии документов о классификации ИС по требованиям защиты информации (о классе защищённости информационной системы);
8) сведения и копии документов об уровне защищённости персональных данных (при их наличии);
9) сведения и копии документов об Аттестате соответствия требованиям защиты информации (для ГИС и ИС с персональными данными), срок его действия;
10) иные сведения и документы по требованиям информационной безопасности согласно нормативным документам ФСТЭК России и ФСБ России;
11) сведения о финансировании ИС;
12) дата начала и дата окончания создания ИС;
13) реквизиты и копия правового акта об утверждении концепции ИС (для ГИС);
14) реквизиты и копия правового акта о создании и утверждении Положения на ИС (для ГИС и МИС);
15) дата ввода в эксплуатацию ИС;
16) реквизиты и копия правового акта о вводе ГИС, МИС, иного распорядительного документа для иных ИС в эксплуатацию;
17) сведения о классификаторах (словарях, кодификаторах и справочниках), применяемых в ИС (при наличии таких сведений);
18) состав информации, сведения об информационных ресурсах и (или) базах данных, входящих в состав ИС;
19) сведения о программно-техническом обеспечении ИС;
20) сведения о порядке доступа к информации, содержащейся в ИС;
21) ограничения по доступу к ИС, наличие (отсутствие) сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа в составе ИС;
22) виды, категории объектов внедрения и их количество;
23) периодичность обновления информации;
24) срок хранения информации;
25) даты учета и регистрации, реквизиты, дата выдачи и направления уведомления об учете или электронного свидетельства о регистрации;
26) реквизиты и копия решения о прекращении эксплуатации ИС (правового акта о выводе ИС из эксплуатации);
27) сведения и копия свидетельств(а) о государственной регистрации программы для ЭВМ (баз(ы) данных) Федеральной службой по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) или сведения и копия(] (суб)лицензионного(ых) соглашений с обладателем(ями) исключительных пр< на программу(ы) для ЭВМ.
10. ЭР ИС содержит следующие сведения:
1) полное наименование ИС;
2) сокращенное наименование ИС;
3) сведения о заявителе;
4) сведения об операторе ИС;
5) назначение ИС;
6) реквизиты регистрационных данных;
7) тип ИС;
8) текущий статус ИС;
9) дата ввода в эксплуатацию ИС.
11. ЭР ИС формируется путем выгрузки из учетной системы сведений, определенных пунктом 10 Порядка. Указанные сведения должны синхронизироваться с данными учетной системы в онлайн режиме после их актуализации.
12. Министерство разрабатывает и утверждает Методическое руководство для центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области и иных организаций о порядке учета и регистрации в учетной системе, а также состав сведений, размещаемых в учетной системе, в том числе:
1) форму и содержание электронного паспорта ИС;
2) формы заявок на учет и регистрацию;
3) формы свидетельства о регистрации, уведомлений об учете;
4) методические рекомендации по заполнению электронного паспорта ИС.
13. Отдельные функции оператора учетной системы в части обеспечения его эксплуатации, экспертизы программного, информационного и методического обеспечения ИС могут быть переданы Министерством на договорной основе иной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подведомственному учреждению.
III. Порядок учета и регистрации в Реестре
14. Учет ГИС осуществляется после принятия решения о создании ГИС высшим исполнительным органом Московской области, центральным исполнительным органом Московской области, государственным органом Московской области и утверждения Положения о ГИС, с учетом разработанной и утвержденной концепции создаваемой ГИС.
МИС и иные ИС подлежат учету в соответствии с требованиями Порядка.
15. Регистрация ГИС осуществляется после ввода ГИС в эксплуатацию на основании правового акта высшего исполнительного органа Московской области, центрального исполнительного органа Московской области, государственного органа Московской области.
МИС подлежат регистрации в соответствии с требованиями Порядка на основании правового акта органа местного самоуправления муниципального образования Московской области.
Иные ИС подлежат учету и регистрации в соответствии с требованиями Порядка с учетом требований федерального законодательства.
16. Для учета заявитель направляет посредством учетной системы заявку на учет оператору учетной системы.
17. К заявке на учет прилагаются:
1) для ГИС - копия правового акта о создании ГИС и утвержденное правовым актом Положение о ГИС и Концепция создания ГИС;
2) для МИС - копия правового акта о создании МИС и утвержденное нормативным актом Положение о МИС;
3) для иной ИС - копия нормативного документа организации о создании (приобретении) ИС.
18. Для регистрации заявитель в учетной системе направляет электронную заявку на регистрацию и электронный паспорт ИС оператору учетной системы.
19. Электронная заявка на учет ГИС (иной ИС) представляется в течение 5 рабочих дней с даты принятия правового акта о создании ГИС.
20. Электронная заявка на регистрацию ГИС представляется в течение 10 рабочих дней с даты принятия правового акта о вводе в эксплуатацию ГИС.
21. Для учета, регистрации МИС и иных ИС сроки подачи заявок на учет, регистрацию или актуализацию составляют 14 рабочих дней после принятия нормативных документов о создании, вводе ИС в эксплуатацию.
22. Электронная заявка на учет или электронная заявка на регистрацию ГИС, МИС, общих для двух и более центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, направляется центральным исполнительным органом Московской области, государственным органом Московской области, органом местного самоуправления муниципального образования Московской области, являющимся функциональным заказчиком такой ИС, если иное не установлено решением о создании ГИС, МИС.
23. Электронная заявка на учет (регистрацию) ИС рассматривается оператором учетной системы не более 10 рабочих дней с даты поступления.
24. Принятие решения оператором учетной системы и направление соответствующего уведомления об учете или свидетельства о регистрации посредством учетной системы является основанием для внесения соответствующих сведений в учетную систему.
25. Внесение в учетную систему сведений о создаваемой ИС подтверждается направлением заявителю в учетной системе электронного уведомления об учете.
26. Внесение в учетную систему сведений о созданной ИС подтверждается направлением заявителю в учетной системе электронного свидетельства о регистрации.
27. Оператор учетной системы имеет право вернуть электронную заявку на доработку для предоставления дополнительной информации, необходимой для уточнения сведений, указанных в электронных заявках. Срок ответа заявителем на соответствующий запрос не должен превышать 3 рабочих дней.
28. В случае принятия решения об отказе в учете или регистрации оператор учетной системы направляет заявителю мотивированный отказ с указанием сроков устранения замечаний (далее - мотивированный отказ).
29. Перечень оснований, по которым оператор учетной системы может отказать в учете или регистрации:
1) недостоверность предоставленной информации;
2) отсутствие сведений в разделах электронного паспорта ИС;
3) отсутствие или предоставление недостоверных копий документов;
4) отсутствие сведений о регистрации ГИС в Федеральной государственной информационной системе координации информатизации.
IV. Акту ализация сведений об ИС в учетной системе
30. Сведения, содержащиеся в учетной системе, подлежат актуализации. При этом актуализация осуществляется функциональным заказчиком в учетной системе не реже 1 раза в полугодие (но не чаще 1 раза в квартал).
31. Для учтенных и зарегистрированных ИС актуализация сведений в учетной системе проводится в срок до окончания первого месяца полугодия (квартала) текущего года независимо от даты прохождения учета, регистрации или актуализации по результатам развития (модернизации) в предшествующем периоде полугодия (квартала).
32. Для ранее зарегистрированных ИС в учетной системе, в отношении которых проведены работы, связанные с развитием (модернизацией), центральные исполнительные органы Московской области и государственные органы Московской области проводят работу по получению новых свидетельств (в режиме версионности) о государственной регистрации программы для ЭВМ (баз(ы) данных) в Роспатенте. Указанные сведения, а также сведения о других изменениях в ИС (актуализация по результатам развития (модернизации) ИС), предоставляются путем направления функциональным заказчиком посредством учетной системы электронной заявки на актуализацию оператору учетной системы и актуализированного электронного паспорта ИС в течении следующего полугодия (квартала) после получения соответствующего(их) свидетельств Роспатента (заключения лицензионных соглашений) или заключения новых (суб) лицензионного(ых) соглашений (договоров) с обладателем(ями) исключительных прав, для ранее учтенных ИС подаются актуальные сведения о сроках разработки и планируемой стоимости ИС. В случае их нарушения - сведения о причинах нарушения ранее установленных сроков, принятых мерах по устранению нарушений, а также изменениях в решении о создании ИС с учетом произошедших изменений.
33. Заявка на актуализацию учтенной ИС рассматривается оператором учетной системы не более 5 рабочих дней с даты поступления;
34. Заявка на актуализацию зарегистрированной ИС рассматривается оператором учетной системы не более 10 рабочих дней с даты поступления;
35. На основании полученных от заявителя актуализированных данных об ИС, приложенных к заявке, оператор учетной системы вносит необходимые изменения в учетную систему, о чем заявителю направляется электронное уведомление об актуализации сведений по ИС.
36. Нарушение установленных сроков актуализации согласно пункту 31 Порядка, соответствующей ИС влечет за собой отмену регистрации этой ИС, удаление системы из Реестра и перенос сведений об указанной ИС в архив с направлением функциональному заказчику электронного уведомления об отмене регистрации.
37. В случае прекращения работ по созданию, развитию, эксплуатации учтенной или зарегистрированной ИС заявитель в течение 10 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения в учетной системе уведомляет об этом оператора учетной системы.
В уведомлении о прекращении работ по созданию, развитию, эксплуатации ИС заявителем указывается причина прекращения указанных работ, а также прилагается копия документа по выводу указанной ИС из эксплуатации, являющегося основанием для прекращения работ по созданию, развитию, эксплуатации ИС.
При этом основаниями для вывода ИС из эксплуатации являются:
завершение срока эксплуатации ГИС (МИС), в случае если такой срок был установлен правовым актом высшего исполнительного органа Московской области, центрального исполнительного органа Московской области, государственного органа Московской области, органа местного самоуправления муниципального образования Московской области о вводе ГИС (МИС) в эксплуатацию;
нецелесообразность эксплуатации ИС, в том числе низкая эффективность используемых технических средств и программного обеспечения, изменение правового регулирования, принятие управленческих решений, а также наличие иных изменений, препятствующих эксплуатации ИС;
финансово-экономическая неэффективность эксплуатации ИС.
38. В перечень документов по выводу ИС из эксплуатации включаются:
1) акт проведения обследования выводимой из эксплуатации ИС комиссией с необходимым для обследования соответствующим составом этой комиссии;
2) нормативный правовой акт, связанный с выводом ГИС (МИС) из эксплуатации и поручением ответственным лицам центрального исполнительного органа Московской области, государственного органа Московской области, органа местного самоуправления муниципального образования Московской области в организации и проведении мероприятий по обеспечению защиты информации, деинсталляции программного обеспечения ГИС (МИС), по реализации прав на программное обеспечение системы, демонтажу и списанию технических средств системы, обеспечению хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов ГИС (МИС);
3) направление оператору учетной системы электронной заявки и получение электронного свидетельства об отмене регистрации в учетной системе.
V. Обеспечение доступа к учетной системе, использование результатов учета и регистрации
39. Пользователями учетной системы являются высший исполнительный орган Московской области, центральные исполнительные органы Московской области, государственные органы Московской области, а также органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, иные юридические и физические лица.
40. Предоставление пользователям учетной системы доступа к учетной системе осуществляется безвозмездно путем:
1) предоставления информации по запросам;
2) другими способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о доступе к информации о деятельности государственных органов.
41. Использование результатов учета, регистрации центральными исполнительными органами Московской области, государственными органами Московской области осуществляется в следующих случаях:
1) при планировании работ и принятии решений по созданию, развитию, эксплуатации ИС в целях исключения дублирования работ и максимального использования ресурсных и функциональных возможностей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Московской области, в том числе программного, информационного, методического обеспечения, созданного или создаваемого в составе ИС;
2) при осуществлении мониторинга состояния ИС на территории Московской области, а также при проведении анализа динамики их развития, эффективности создания и использования ИС.
42. По запросу центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области оператор учетной системы предоставляет информацию о копиях программного, методического и информационного обеспечения, содержащихся в учетной системе, для использования в целях реализации своих полномочий.
VI. Ответственность оператора Реестра и учетной системы
43. Оператор Реестра и учетной системы отвечает за:
1) круглосуточное функционирование учетной системы;
2) осуществление поддержки пользователей учетной системы;
3) подготовку и утверждение организационно-распорядительных и методических документов, необходимых для обеспечения функционирования учетной системы;
4) формирование Реестра.
44. Оператор Реестра и учетной системы не несет ответственность за:
1) достоверность и актуальность информации, направляемой заявителями оператору учетной системы в целях ее использования оператором учетной системы для предоставления ответов пользователям учетной системы;
2) работоспособность исходных кодов и дистрибутивов программного обеспечения ИС, а также достоверность и корректность методического (рабочая и эксплуатационная документация на ИС) и информационного (формы документов, классификаторы и справочники, нормативная база и информация, применяемые в ИС при ее функционировании) обеспечения, документации технического проекта ИС, используемых оператором учетной системы для подготовки ответов (предоставления данных об информационных ресурсах и файлах в учетной системе) пользователям учетной системы, операторами которых являются иные центральные исполнительные органы Московской области, государственные органы Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Московской области от 30 января 2025 г. N 25-ПГ "Об утверждении Порядка учета и регистрации информационных систем на территории Московской области, выдачи свидетельства о регистрации информационных систем на территории Московской области в Реестре информационных систем Московской области и ведения Реестра информационных систем Московской области"
Вступает в силу с 30 января 2025 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 г.
Опубликование:
Интернет-портал Правительства Московской области (mosreg.ru) 30 января 2025 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 30 января 2025 г. N 5000202501300001