Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Бычковой Е.Н., Кирилловой И.И.,
при участии ООО "Балткоммерцстрой" Роменко А.В. (доверенность от 16.01.2012), от МИФНС N 1 по Калининградской области Рубинфайна А.А. (доверенность от 29.08.2012),
рассмотрев 01.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу N А21-592/2012 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балткоммерцстрой", место нахождения: Калининград, Больничная ул., д. 45, ОГРН 1033902806167 (далее - ООО "Балткоммерцстрой"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области, место нахождения: Калининград, ул. Мусорского, д. 10А (далее - Инспекция N 1), от 11.01.2012 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Балткоммерцстрой", а также об обязании Инспекции устранить допущенное нарушение закона путем регистрации прекращения деятельности общества.
Определением от 29.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Калининграду, место нахождения: Калининград, Дачная ул., д. 6 (далее - Инспекция N 9).
Решением от 11.04.2012 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 18.07.2012 суд апелляционной инстанции отменил решение и удовлетворил заявление.
В кассационной жалобе Инспекция N 1 просит отменить постановление и оставить в силе решение. Податель жалобы указывает, что регистрирующий орган не вправе принимать решение о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при недостоверности документов, представленных заявителем; на день утверждения промежуточного ликвидационного баланса у ООО "Балткоммерцстрой" имелась непогашенная задолженность перед обществом с ограниченной ответственностью "Вертикаль-Сервис" (далее - ООО "Вертикаль-Сервис"), обществом с ограниченной ответственностью "Ст-Строй" (далее - ООО "Ст-Строй"), обществом с ограниченной ответственностью "Маркет-Строй" (далее - ООО "Маркет-Строй"); переход права собственности на принадлежавшие обществу нежилые помещения зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области 28.12.2011; у общества имелась задолженность по налогам и сборам; в ликвидационном балансе ООО "Балткоммерцстрой" содержались недостоверные данные.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал её доводы в полном объеме.
Представитель ООО "Балткоммерцстрой" просил оставить постановление от 18.07.2012 без изменения.
Инспекция N 9 о времени и месте слушания дела извещена, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, единственный участник ООО "Балткоммерцстрой" Агаева Марьям Магомедовна приняла решение от 19.09.2011 о ликвидации общества и о назначении ликвидационной комиссии.
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 05.10.2011 N 39 опубликовано сообщение о ликвидации ООО "Балткоммерцстрой".
Решением единственного участника ООО "Балткоммерцстрой" от 06.12.2011 утвержден промежуточный ликвидационный баланс, а решением от 19.12.2011 - ликвидационный баланс, в котором указано на отсутствие непогашенной задолженности перед кредиторами.
В регистрирующий орган 27.12.2011 поступило заявление о государственной регистрации прекращения деятельности общества.
В письме от 11.01.2012 N ГТ-2.11-14/00044@ Инспекция N 9 сообщила Инспекции N 1, что ликвидационный баланс ООО "Балткоммерцстрой" содержит недостоверные сведения, в связи с чем просит принять меры для недопущения ликвидации общества.
Решением от 11.01.2012 Инспекция N 1 отказала в государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Балткоммерцстрой" в связи с недостоверностью сведений, содержащихся в ликвидационном балансе.
Суд первой инстанции установил, что имевшаяся у ООО "Балткоммерцстрой" задолженность перед ООО "Вертикаль-Сервис" и ООО "Ст-Строй" погашена до составления ликвидационного баланса, а обязательство перед ООО "Маркет-Строй" в сумме 149 054 руб. 72 коп. прекращено соглашением о зачете от 27.12.2011.
Ссылаясь на то, что отказ в государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Балткоммерцстрой" противоречит закону и нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно пунктам 1, 2 и 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и ликвидационный баланс.
Пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.
Суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о неправомерности отказа в государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Балткоммерцстрой", указав, что общество представило в регистрирующий орган надлежащие документы, указанные в статье 21 Закона о государственной регистрации.
Недостоверность сведений, приведенных в документах, которые представлены для государственной регистрации, является основанием для отказа в такой регистрации. Однако заявитель представил в материалы дела доказательства о том, что на момент принятия Инспекцией N 1 спорного решения у ООО "Балткоммерцстрой" отсутствовала задолженность перед его кредиторами. Право собственности на принадлежавшее обществу недвижимое имущество перешло к третьим лицам.
Согласно справкам налогового органа от 20.12.2011 и 28.12.2011 на момент ликвидации у ООО "Балткоммерцстрой" отсутствовала задолженность по налогам и сборам. Приведенные в письме Инспекции N 9 сведения о предстоящем проведении налоговой проверки не подтверждают наличие у ликвидируемой организации задолженности по обязательным платежам в бюджет. В материалах дела отсутствуют доказательства предъявления налоговыми органами требований к заявителю, а также проведения налоговой проверки при его ликвидации.
Таким образом, обжалуемое постановление следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу N А21-592/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.