Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Блиновой Л.В., Журавлевой О.Р.,
при участии от государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации Сидоровой В.В. (доверенность от 02.12.2011 N 01-09/05-33184),
рассмотрев 06.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2012 (судья Корж Н.Я.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-6424/2012,
установил:
Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 196191, Санкт-Петербург, Ленинский проспект, дом 168, ОГРН 1027804861116 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Подпорожская центральная районная больница" муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области", место нахождения: 187780, Ленинградская область, город Подпорожье, улица Исакова, дом 24, ОГРН 1024701614563 (далее - МУЗ "Подпорожская ЦРБ", Учреждение), 17 452 руб. 60 коп. убытков, возникших в связи с выплатой пособий по листкам нетрудоспособности, оформленным с нарушением Порядка выдачи листов нетрудоспособности медицинскими организациями, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.07 N 514 (далее - Порядок N 514).
Решением суда первой инстанции от 21.03.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.07.2012, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит принятые судебные акты отменить и удовлетворить требования истца.
Податель жалобы указывает, что спорные листки нетрудоспособности выданы с нарушением действующего законодательства, поэтому выплата пособий по необоснованно выданным листкам нетрудоспособности повлекла причинение Фонду ущерба, подлежащего возмещению.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы.
Представитель Учреждения, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явился, что не препятствует рассмотрению жалобы в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд совместно с представителями комитета по здравоохранению провел проверку состояния экспертизы нетрудоспособности и соблюдения порядка выдачи Учреждением документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.
В ходе проверки были выявлены факты выдачи листков нетрудоспособности с нарушением Порядка N 514 по четырем листкам нетрудоспособности (на страховое возмещение в размере 17 452 руб. 60 коп.), в связи с чем Учреждению направлена претензия о возмещении Фонду указанной суммы в срок до 01.11.2011.
МУЗ "Подпорожская ЦРБ" письмом от 27.09.2011 N 01-05/1321 сообщило, что все выявленные в ходе проверки нарушения устранены, с медицинскими работниками проведен повторный инструктаж по организации экспертизы временной нетрудоспособности. Учреждение в этом письме также указало, что врачи фельдшерско-акушерских пунктов в спорный период занимались вопросами экспертизы временной нетрудоспособности, имея личные сертификаты фельдшеров, названная экспертиза проводилась только в случае крайней необходимости по причине крайней отдаленности амбулаторий от поликлиники больницы. Список фельдшеров, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности, утвержден в Комитете по здравоохранению Ленинградской области и Фонде социального страхования Российской Федерации. В настоящее время листки временной трудоспособности выдаются только на фельдшерско-акушерских пунктах, имеющих лицензию. Администрация больницы прилагает все усилия для получения лицензий другими фельдшерско-акушерскими пунктами
Поскольку претензия оставлена без удовлетворения, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований, поскольку пришли к выводу о том, что формальное нарушение порядка оформления и выдачи листков нетрудоспособности не свидетельствует об отсутствии оснований для их выдачи гражданам, а следовательно, об отсутствии у страхователя обязанности по выплате гражданам пособия по временной нетрудоспособности.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, считает принятые по делу судебные акты не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ все приведенные Фондом доводы и представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды сделали мотивированный вывод о недоказанности истцом причинной связи между действиями Учреждения по выдаче больничных листков и наступившими убытками в виде принятых к зачету сумм пособий.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Из содержания части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пункта 1 Порядка N 514 следует, что документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями-работодателями через бухгалтерии. Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (пункт 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, пунктом 4 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ и пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем.
Суды не установили и из материалов дела не следует, что спорные листки нетрудоспособности выдавались при отсутствии медицинских показаний к их выдаче (при отсутствии заболевания). Данное обстоятельство Фондом не опровергнуто.
Таким образом, формальное нарушение порядка оформления и выдачи листков нетрудоспособности Учреждением не свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи гражданам листков нетрудоспособности, а у страхователя - обязанности по выплате гражданам пособия по временной нетрудоспособности, и как следствие, о причинении убытков Фонду.
Наличие у Фонда права на обращение в суд с иском к медицинскому учреждению о возмещении суммы понесенных расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности не освобождает его от обязанности доказывания существования причинно-следственной связи между противоправными действиями медицинского учреждения и возникновением у истца убытков.
Поскольку наличие такой связи в рассматриваемом деле Фондом не доказано, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что действия Учреждения по выдаче больничных листков не состоят в причинной связи с заявленными убытками в виде принятых к зачету сумм пособий.
Кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне в соответствии с нормами материального и процессуального права, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, а потому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу N А56-6424/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.