Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Васильевой Е.С., Корпусовой О.А.,
с ведением протокола помощником судьи Рябовой Г.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Кондопога" Илющенко В.А. (доверенность от 26.12.2011 N 15-5-2042), от Военного комиссариата Республики Карелия Коченгина В.Я. (доверенность от 29.12.2011), от Министерства обороны Российской Федерации Коченгина В.Я. (доверенность от 12.03.2012), от Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Горбкова И.Е. (доверенность от 05.07.2012 N Д-19-1),
рассмотрев 08.11.2012 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи (при содействии Арбитражного суда Республики Карелия) кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кондопога" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.03.2012 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А26-493/2012,
установил:
открытое акционерное общество "Кондопога" (место нахождения: 186225, Республика Карелия, г. Кондопога, ул. Промышленная, д. 2, ОГРН 1021000859802; далее - Общество, ОАО "Кондопога") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Военному комиссариату Республики Карелия (место нахождения: 185680, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, 19, ОГРН 1031000007720; далее - Военный комиссариат) о признании незаконным отказа в компенсации страховых взносов, содержащегося в письме от 24.10.2011 2/3425 и взыскании задолженности по компенсации страховых взносов в сумме 84 665 руб. 09 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.01.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов), Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвитие).
Решением от 30.03.2012 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 19.07.2012 решение суда от 30.03.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит судебные акты отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Минздравсоцразвитие поддержало доводы кассационной жалобы ОАО "Кондопога".
В судебном заседании представители ОАО "Кондопога" и Минздравсоцразвитие поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Военного комиссариата и Министерства обороны возражали против ее удовлетворения.
Министерство финансов о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2011 году на основании повесток Военного комиссариата Республики Карелия часть работников ОАО "Кондопога" проходили медицинское освидетельствование и участвовали в военных сборах.
На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) Общество выплатило им среднюю заработную плату и на указанную сумму выплат ОАО "Кондопога" также исчислило и уплатило страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, сумма которых составила 84 665 руб. 09 коп. (36,56 процентов от суммы средней заработной платы). В целях компенсации этих расходов Общество направило ответчику счета от 31.08.2011 N 9871 и от 30.09.2011 N 11102.
Письмом от 24.10.2011 N 2/3425 Военный комиссариат уведомил Общество об отказе компенсировать последнему страховые взносы, начисленные на заработную плату работникам, привлекаемым к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности.
Не согласившись с отказом Военного комиссариата по выплате понесенных расходов в виде страховых взносов, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании отказа военного комиссариата незаконным.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу, что средний заработок, выплачиваемый организациями работникам, призванным на военные сборы в 2011 году и проходившим медицинское освидетельствование за счет средств федерального бюджета, страховыми взносами не облагается, поскольку не является выплатой, осуществляемой работодателем по трудовым договорам и, соответственно, нет оснований для выплаты их в порядке компенсации расходов.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что жалоба Общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 53-ФЗ, граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути (пункт 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ).
В соответствии с пункт 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 (далее - Положение), предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
Подпунктом 5 пункта 2 Правил N 704 установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил N 704, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ; далее - Закон N 212-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в указанном перечне не поименован.
Если ранее закон предусматривал начисление страховых взносов на выплаты, предусмотренные трудовым договором, то в связи с внесенными изменениями страховые взносы начисляются на выплаты, которые работодатель производит в рамках трудовых отношений.
Исходя из системного толкования указанных норм, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
Учитывая, что Обществом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), то расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации Военным комиссариатом в порядке, установленном Правилами N 704.
Доводы судов о том, что у организации отсутствует объект обложения страховыми взносами, поскольку выплата среднего заработка производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а не трудового договора, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку выплата заявителем своим работникам в рамках трудовых отношений среднего заработка, являющегося объектом обложения страховыми взносами, уплата страховых взносов в соответствующие фонды, начисленных на сумму среднего заработка, в силу названных выше положений Закона N 53-ФЗ, Правил N 704 порождает у Военного комиссариата обязанность компенсировать соответствующие расходы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 этой статьи.
В данном случае спора по размеру уплаченных страховых взносов в сумме 84 665 руб. 09 коп. между сторонами нет.
Поэтому суд кассационной инстанции считает, что имеются правовые основания для отмены судебных актов и возможно принять новое решение, не направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение от 30.03.2012 и постановление апелляционного суда от 19.07.2012 подлежат отмене. Требования ОАО "Кондопога" следует удовлетворить. Признать незаконным отказ Военного комиссариата в компенсации страховых взносов, содержащийся в письме от 24.10.2011 N 2/3425. Взыскать с Военного комиссариата в пользу ОАО "Кондопога" в качестве компенсации расходов 84 665 руб. 09 коп. уплаченных страховых взносов и расходы по уплате госпошлины в сумме 8 386 руб. 60 коп. за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанциях.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.03.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 по делу N А26-493/2012 отменить.
Признать незаконным отказ в компенсации страховых взносов, содержащийся в письме Военного комиссариата Республики Карелия от 24.10.2011 N 2/3425.
Взыскать с Военного комиссариата Республики Карелия (место нахождения: 185680, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, д. 19, ОГРН 1031000007720) за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Кондопога" (место нахождения: 186225, Республика Карелия, г. Кондопога, ул. Промышленная, д. 2, ОГРН 1021000859802) в качестве компенсации расходов 84 665 руб. 09 коп. уплаченных страховых взносов и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8 386 руб. 60 коп. за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанциях.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.