Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 27.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.05.2012 (судья Борцова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2012 (судьи Романова А.В., Журавлев А.В. и Зайцева А.Я.) по делу N А66-8238/2011,
установил:
Товарищество собственников жилья "Гусева 47", место нахождения: 170043, Тверская область, город Тверь, бульвар Гусева, дом 47, корпус 2, ОГРН 1036900003854 (далее - Товарищество, ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения города Твери, место нахождения: 170028, Тверская область, город Тверь, Набережная реки Лазури, дом 20, ОГРН 1056900042429 (далее - Отдел соцзащиты), о взыскании 46 389, 72 руб. в качестве возмещения расходов истца за 2008 год в связи с предоставления предусмотренных федеральными законами льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилых домах.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 13.12.2011 Отдел соцзащиты в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заменен Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области, а процессуальный статус самого Отдела соцзащиты изменен с ответчика на третье лицо.
Определением суда первой инстанции от 26.03.2012 уточнен ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. Тем же определением к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Тверская область в лице Министерства финансов Тверской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, наряду с Отделом соцзащиты привлечено Отделение жилищных субсидий Московского района города Твери.
Размер иска ТСЖ уменьшался неоднократно (протокольные определения суда от 13.12.2011, от 26.03.2012 и от 15.05.2012 ) и составил 7897, 05 руб. за период с августа по декабрь 2008 года.
Решением суда первой инстанции от 17.05.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации. В иске к Тверской области в лице Минфина области Товариществу отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами двух инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, незачисление субвенций в установленном для исполнения федерального бюджета порядке вызвано непредставлением отчетов о расходах бюджета Тверской области с указанием количества и категорий граждан, имеющих право на льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг органами исполнительной власти Тверской области, а сами функции по осуществлению контроля за целевым и рациональным использованием финансовых средств на предоставление государственной социальной помощи гражданам Тверской области в 2008 году были возложены на Департамент социальной защиты населения Тверской области, правопреемником которого является Министерство социальной защиты населения Тверской области.
Жалоба Минфина РФ рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Законность принятых по делу решения первой инстанции от 17.05.2012 и постановления апелляционного суда от 02.08.2012 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.08.2005 Отдел соцзащиты и ТСЖ заключили договор N 106-1 о возмещении расходов, связанных с реализацией федеральных законов по предоставлению льгот определенным категориям граждан (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.2 Договора основанием для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан являются федеральные законы, в частности Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Согласно пункту 2.1.1 Договора Товарищество приняло на себя обязательство производить начисление платы за жилищно-коммунальные услуги с учетом льгот и учитывать право на льготу при предъявлении потребителю ежемесячных платежных документов на оплату оказанных услуг.
В пункте 2.2 Договора предусмотрено, что Отдел соцзащиты обязан перечислять денежные средства в адрес ТСЖ в двухдневный срок с момента поступления на лицевой счет Отдела, и вправе осуществлять контроль за целевым использованием перечисленных истцу средств (пункт 2.3 Договора).
Товарищество в период с августа по декабрь 2008 года в соответствии с Законом N 181-ФЗ предоставляло льготы в размере 50% по оплате коммунальных услуг следующим гражданам: Беребеня И.В., Захаровой Н.Г., Ломову Э.Б., Мухиной З.А., Нечаевой Л.А. и Осиповой Т.А.
В результате предоставления льгот истец в спорный период понес убытки в размере 7897,05 руб., в связи с чем ТСЖ обратилось в Департамент социальной защиты населения Тверской области с заявлением (вх. от 15.07.2011 N 21) об их возмещении.
Поскольку указанные убытки не были возмещены, Товарищество обратился в суд с настоящим иском.
Суды, удовлетворяя исковые требования ТСЖ, правомерно исходили из следующего.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Согласно статье 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренных Законом N 181-ФЗ, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23) факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Согласно пункту 17 вышеназванного Постановления N 23 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
В силу пункта 18 Постановления N 23, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Как установлено судом первой инстанции сумма неизрасходованных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за 2008 год в областном бюджете Тверской области составила 156,10 руб.
Судами двух инстанций также установлено, что Минфин РФ не представил в порядке статьи 65 АПК РФ доказательств выделения из федерального бюджета бюджету Тверской области необходимых денежных средств на компенсацию льгот в достаточном размере, а равно не представило и доказательств нецелевого использования Тверской областью бюджетных средств полученных в 2008 году.
Согласно имеющимся в деле данным предъявленные к взысканию расходы ТСЖ не были учтены Минфином РФ и, соответственно, не были погашены.
Согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодателем установлена недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете.
Вывод судов об обоснованности иска Товарищества по праву и по размеру подтвержден материалами дела.
По правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Учитывая, что органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды правомерно удовлетворили требования ТСЖ о взыскании убытков именно за счет казны Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, а сделанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку сводятся к изложению позиции, которая уже была предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и получила надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.05.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2012 по делу N А66-8238/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.