Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корпусовой О.А., Корабухиной Л.И.,
при участии от закрытого акционерного общества "ЮИТ Санкт-Петербург" Кифяк О.В. (доверенность от 28.11.2011 N 312), Цургенова Ф.А. (доверенность от 30.12.2010 N 322), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу Захарова А.В. (доверенность от 10.05.2012 б/н), Баданиной О.А. (доверенность от 10.05.2012 N 03-40/2),
рассмотрев 14.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ЮИТ Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2012 (судья Соколова С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семглазов В.А.) по делу N А56-67768/2011,
установил:
Закрытое акционерное общество "ЮИТ Санкт-Петербург" (место нахождения: 197374, Санкт-Петербург, Приморский пр., 54, 1 лит. А, ОГРН 1057810048350; далее - ЗАО "ЮИТ Санкт-Петербург", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС РФ N 5 по СПб) о признании недействительными решений от 23.06.2011 N 176, от 23.06.2011 N 5, от 23.06.2011 N 455, об обязании возместить из бюджета 4 000 032 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) путем перечисления на расчетный счет Общества (с учетом уточнения предмета спора в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 17.04.2012 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 31.07.2012 решение суда от 17.04.2012 оставлено без изменения.
Апелляционный суд в порядке Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену заинтересованного лица по настоящему делу - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция).
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить.
По мнению подателя жалобы, Общество не имеет возможности до завершения строительства определить сумму, которая может быть принята к вычету по нежилым помещениям, поскольку часть нежилых помещений, реализация которых облагается НДС, может быть не реализована другим дольщикам. Поэтому Общество считает, что трехлетний срок предъявления НДС к вычету по работам и услугам, связанным со строительством домов, следует исчислять с момента завершения строительства домов и ввода их в эксплуатацию.
Общество указывает, что предъявленный НДС по работам, связанным со строительством, учитывался обособленно, по каждому строящемуся объекту, что и свидетельствует о раздельном учете. Основанием отказа в возмещении 4 000 032 руб. НДС явился только пропуск срока для предъявления к вычету (возмещению), поэтому, рассматривая вопросы наличия или отсутствия раздельного учета, суд вышел за пределы предмета спора.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Инспекции возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.01.2011 ЗАО "ЮИТ Санкт-Петербург" была представлена в МИФНС РФ N 5 по СПб уточненная налоговая декларация по НДС за четвертый квартал 2010 года, в которой заявлена сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета 76 104 026 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации налоговым органом было вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.06.2011 N 176, которым Обществу было предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за четвертый квартал 2010 года в сумме 4 000 032 руб. Также Инспекцией были вынесены решения от 23.06.2011 N 4 о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, которым Обществу решено возместить НДС в сумме 72 103 994 руб., от 23.06.2011 N 5 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, которым Обществу отказано в возмещении НДС в размере 4 000 032 руб., от 23.06.2011 N 455, которым Обществу отказано в возврате НДС в сумме 4 000 032 руб.
В ходе проверки Инспекция сделала вывод, что ЗАО "ЮИТ Санкт-Петербург" в нарушение пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода, по уточненной налоговой декларации за четвертый квартал 2010 года, неправомерно заявило налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, выставленным подрядными организациями за 2005, 2006 и 2007 год в количестве 124 штук на общую сумму 4 000 032 руб.
Общество 12.07.2011 обратилось в Управление ФНС по Санкт-Петербургу с апелляционной жалобой, которая оставлена без удовлетворения.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
Судебные инстанции отказали в удовлетворении требований Общества.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Как дела следует из материалов дела, основным видом деятельности Общества является инвестиционная деятельность с использованием собственных и (или) привлеченных средств, организация проектирования и строительства (функции инвестора, заказчика-застройщика) многоквартирных жилых домов, включая нежилые помещения.
Обществом в 2005 - 2006 были заключены договоры на оказание услуг по сопровождению строительства жилых домов со встроенными нежилыми помещениями с тем же контрагентом, согласно которым Общество является заказчиком, а ЗАО "ЮИТ Лентек" подрядчиком. ЗАО "ЮИТ Лентек" обязалось в установленный договорами срок выполнить собственными и привлеченными силами работы по строительству многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями.
Кроме того, в 2006-2007 годах заключены договоры генерального подряда, по которым Общество выступило заказчиком, а ЗАО "ЮИТ Лентек" генподрядчиком, согласно которым ЗАО "ЮИТ Лентек" обязалось в установлены договорами срок выполнить собственными и привлеченными силами работы по строительству жилых домов со встроенными нежилыми помещениями.
Обществом в уточненной декларации за четвертый квартал 2010 года заявлены налоговые вычеты за работы, выполненные его подрядчиками после 01.01.2006.
На дату подачи уточненной декларации объекты строительства - жилые дома со встроенными нежилыми помещениями построены и введены в эксплуатацию. Возведенные жилые комплексы включают в себя как жилые помещения, реализация которых освобождается так и нежилые помещения, подлежащие налогообложению в общеустановленном порядке.
Выполнение работ и возможность отнесения их в состав налоговых вычетов Инспекция не оспаривает. Основанием отказа является только пропуск трехлетнего срока на предъявление налоговых вычетов.
По мнению Инспекции, вычеты в установленной налоговой декларации по работам, выполненным подрядчиками в 2005-2007 году заявлены в 2011 году неправомерно, поскольку право на их применение возникло ранее в период в 2006 - 2007 года.
По мнению налогоплательщика, расходы Общества по строительству многоквартирного дома (на основании выставленных счетов-фактур, выставленных в его адрес подрядчиками) связаны с осуществлением операций, как подлежащих налогообложению в общеустановленном порядке (нежилые помещения), так и освобожденных от уплаты НДС (реализация жилых помещений). Поэтому налоговые вычеты, по его мнению, могут быть заявлены с учетом пропорции только после строительства жилых домов и ввода их в эксплуатацию. До ввода в эксплуатацию расходы накапливались на счет "08" по каждому объекту отдельно, что не противоречит налоговому законодательству.
Порядок применения вычетов по НДС регулируется главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Абзацем 1 пункта 6 статьи 171 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 171 Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 настоящего Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Норма пункта 5 статьи 172 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2006, предоставляет налогоплательщикам право вычесть суммы налога, указанные в абзаце первом пункта 6 статьи 171 НК РФ, в общем порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 172 НК РФ.
Вместе с тем, в статье 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" установлены переходные положения в отношении порядка принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных подрядными организациями и не принятых налогоплательщиком к вычету по состоянию на 01.01.2006.
В пункте 1 названной статьи (в редакции Федерального закона от 28.02.2006 N 28-ФЗ) указано, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 этой же статьи (в редакции Федерального закона от 28.02.2006 N 28-ФЗ) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. При этом в случае принятия объекта завершенного капитального строительства на учет в 2006 году или при реализации в 2006 году объекта незавершенного капитального строительства уплаченные суммы налога на добавленную стоимость, не принятые ранее к вычету в порядке, установленном настоящей частью, подлежат вычетам по мере принятия на учет объекта завершенного капитального строительства или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Таким образом, как правильно указали суды обеих инстанций, законодатель предусмотрел различный порядок применения налоговых вычетов при проведении капитального строительства: до 1 января 2005 года; с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года; начиная с 1 января 2006 года.
Однако в данном случае осуществлялось строительство жилых домов со встроенными нежилыми помещениями.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом статьей 149 Кодекса установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Так, в соответствии с подпунктом 22 и 23 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции по реализации жилых домов, жилых помещений, долей в них, а также передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Операции по реализации нежилых помещений в указанный перечень не включены.
В связи с этим суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при строительстве жилых домов, предназначенных для осуществления операций, поименованных в подпунктах 22 и 23 пункта 3 статьи 149 НК РФ, освобождаемых от налогообложения, вычету не подлежат. В то же время суммы налога в части, относящейся к нежилым помещениям, предназначенным для осуществления операций, подлежащих налогообложению, принимаются к вычету в порядке изложенном выше.
На основании подпунктов 1 и 5 статьи 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет работ, выполненных подрядными организациями, и при наличии соответствующих первичных документов.
Одним из обязательных условий применения вычетов налога на добавленную стоимость по работам, выполненным подрядными организациями, является принятие налогоплательщиком результата этих работ на учет в объеме, определенном в договоре.
Судами не исследовался вопрос возможности применения налогоплательщиком условий применения вычета при строительстве жилых домов со встроенными помещениями, в порядке, предусмотренном подпунктами 1 и 5 статьи 172 НК РФ - это возможность принятия налогоплательщиком результата этих работ на учет в объеме, определенном в договоре, принимались ли на учет работы и затраты в периодах 2006-2007 года.
В оспариваемых решениях отсутствовал перечень счетов-фактур, по которым отказано в предоставлении налоговых вычетов, однако в приложении они поименованы. Вывод Инспекции о пропуске трехлетнего срока в отношении вычетов по этим счетам-фактурам, основан на датах счетов-фактур. При этом вопрос о моменте принятия к учету выполненных работ Инспекцией не исследовался и в решениях не отражен. Данное обстоятельство также не оценено судом.
По мнению налогоплательщика, распределение сумм НДС он может производить только после строительства дома и ввода его в эксплуатацию. Предъявлять НДС к вычету по работам выполненным подрядчиками до принятия на учет готового жилого комплекса он не может, поскольку не может определить результат этих работ в объеме, определенном договором. Поэтому накапливает эти расходы на счете "08" по каждому объекту.
Судами не дана оценка доводам налогоплательщика о том, что его порядок учета на счете "08" не противоречит налоговому законодательству и ему предоставлено право либо предъявить весь НДС в период строительства, а затем представить уточненные декларации по НДС, либо распределить НДС с учетом пропорции по облагаемым и не подлежащим налогообложению операциям, поскольку пунктом 4 статьи 170 НК РФ требуется распределять суммы входного НДС в разрезе жилых и нежилых помещений после ввода в эксплуатацию.
При новом рассмотрении суду следует дать оценку вышеназванным обстоятельствам, доводам сторон и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу N А56-67768/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.