Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в государственную программу Республики Мордовия "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия", утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2023 г. N 777 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия", изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 27 декабря 2023 г. N 777
(изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 31 января 2025 г. N 68)
Государственная программа
Республики Мордовия "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия"
Глава 1. Оценка текущего состояния
Поверхностные и подземные воды являются важнейшим компонентом природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используемым и охраняемым как основа жизни и деятельности населения. Они обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Государственная программа направлена на решение проблемы обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и удовлетворения потребностей экономики республики в природных сырьевых, в частности водных, ресурсах. Необходимость ее решения обусловливает одновременное рассмотрение всего комплекса задач, связанных с развитием природно-ресурсного, водного потенциала и охраной окружающей среды.
Актуальность проблемы рационального использования природно-ресурсного, водного потенциала и сохранения окружающей природной среды Республики Мордовия как единого комплекса, обеспечивающего потребности экономики и жизнедеятельности населения, продиктована состоянием ее водных ресурсов, а также напряженностью экологической обстановки на территориях с интенсивной хозяйственной деятельностью.
Государственная программа является начальным этапом развития водохозяйственного комплекса Республики Мордовия и направлена на охрану водных объектов, увеличение их пропускной способности, предотвращение негативного воздействия вод, защиту населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от подтопления и затопления за счет реконструкции существующих защитных сооружений, проведения берегоукрепительных работ, снижение уровня аварийности гидротехнических сооружений за счет проведения ремонтно-восстановительных мероприятий.
Поверхностные водные объекты на территории Республики Мордовия представлены реками с расположенными на них водохранилищами, образованными путем перекрытия рек гидротехническими сооружениями, озерами и болотами. На территории республики полностью или частично протекает 1525 рек и ручьев общей протяженностью 9250 км. Водный режим малых рек отличается устойчивой, но низкой водностью в межень и высокой в половодье.
Территория Республики Мордовия относится к наиболее эродированным районам европейской части Российской Федерации. На территории Республики Мордовия широко распространены водноэрозионные процессы, отрицательно влияющие на состояние водных объектов и прибрежных территорий, активно развивающиеся в период половодья. Малые реки, на долю которых приходится значительная часть поверхностного стока территории Республики Мордовия, наиболее восприимчивы к антропогенному воздействию. Они выполняют функцию регулятора водного режима определенных ландшафтов, поддерживая равновесие и осуществляя перераспределение влаги.
Негативное воздействие на состояние водных объектов оказывает также хозяйственная и иная деятельность.
Основными последствиями проявления негативного воздействия вод в республике являются деформация и разрушение береговой зоны водных объектов, подтопление селитебных территорий, характеризующиеся экономическими потерями и недостаточной обеспеченностью населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты.
В период весеннего половодья в зоне затопления находятся многие населенные пункты Республики Мордовия.
В период половодья уровень воды на реках повышается на 7 - 8 метров, в результате чего вода выходит из русел и затапливает прилегающие окрестности. Наиболее паводкоопасными районами республики являются Краснослободский, Ковылкинский, Ичалковский, Рузаевский, Инсарский, Кадошкинский, Зубово-Полянский, Ардатовский и другие районы.
Естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов приводят к возникновению рисков негативного воздействия вод на население и объекты экономики. Негативное воздействие вод проявляется рядом факторов: заиление и зарастание русла водотоков, затопление территории населенных пунктов, городских территорий и сельскохозяйственных угодий во время высоких паводков, абразия и переработка берегов основных рек в городах и населенных пунктах, ухудшение технического состояния гидротехнических сооружений на территории Республики Мордовия. Основными видами работ, которые необходимо выполнить для защиты (смягчения) от вредного воздействия вод, являются: инженерная защита, берегоукрепление рек и расчистка русел рек в населенных пунктах, капитальный ремонт гидротехнических сооружений, восстановление и экологическая реабилитация водных объектов.
Техническое состояние гидротехнических сооружений вызывает серьезную озабоченность в связи с тем, что многие выработали свой ресурс. Подавляющее большинство из них составляют водоподпорные сооружения малых и средних водохранилищ, многие из них эксплуатируются без ремонта и реконструкции 30 и более лет. Отсутствие необходимых средств не позволяет содержать гидротехнические сооружения в надлежащем технически исправном состоянии.
Основными причинами ухудшения технического состояния гидротехнических сооружений являются:
длительный срок эксплуатации гидротехнических сооружений без ремонтно-восстановительных работ;
физический износ бетонных и металлических конструкций;
деформация паводкового водосброса;
нарушение геометрических размеров тела плотины за счет деформации и размывов откосов;
фильтрация тела плотины;
отсутствие правильной эксплуатации гидротехнического сооружения.
При недостаточной пропускной способности водосбросных и водопропускных сооружений, дефектов при строительстве большое количество существующих гидротехнических сооружений являются потенциально опасными, поскольку в нижнем бьефе прудов и водохранилищ расположены населенные пункты, инженерные сооружения (дороги, мосты, трубопереезды). При пропуске весенних паводков через гидротехнические сооружения, имеющие пониженный уровень безопасности, могут возникать чрезвычайные ситуации, связанные с разрушением плотин и подтоплением ниже расположенных населенных пунктов и объектов экономики.
По приблизительным оценкам, при возникновении чрезвычайных ситуаций в результате аварий на гидротехнических сооружениях, затраты на ликвидацию негативных последствий, как минимум, в три раза превышают затраты на их предотвращение.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривается решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
Техническое состояние гидротехнических сооружений требует принятия безотлагательных мер по их капитальному ремонту.
В рамках реализации программы будет осуществлен капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Республики Мордовия, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений. Выполнены работы по реализации мероприятий, направленных на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Мордовия, а также осуществлены меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Мордовия.
Решение проблемы рациональности использования водных ресурсов и эффективного управления водохозяйственным комплексом Республики Мордовия в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия необходимо путем комплексного подхода в рамках программы.
При реализации программы наметятся следующие прогнозные тенденции:
увеличение численности населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод;
увеличение протяженности новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления;
увеличение размера предотвращенного ущерба;
увеличение количества гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в текущем году в безопасное техническое состояние;
увеличение количества населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов;
увеличение протяженности расчищенных участков русел рек;
увеличение доли населения, проживающего на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, в общей численности населения, проживающего на территории Республики Мордовия, подверженных негативному воздействию вод;
увеличение протяженности работ по расчистке русел рек.
Прогноз реализации программы основывается на достижении уровней ее основных показателей (индикаторов).
Масштабность и ресурсоемкость задач, направленных на развитие водохозяйственного комплекса, требуют скоординированных действий по осуществлению мероприятий проектного и восстановительно-строительного характера с привлечением средств из бюджетов разного уровня. Расходы программы формируются за счет средств федерального бюджета (при условии выделения средств из федерального бюджета), средств республиканского бюджета Республики Мордовия, а также средств местного бюджета.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Мордовии на очередной финансовый год и на плановый период.
Основным стратегическим приоритетом государственной политики в сфере реализации программы является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов.
Глава 2. Приоритеты и цели региональной государственной политики в сфере реализации государственной программы
Защита населенных пунктов от негативного воздействия паводковых вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений является неотъемлемой частью государственной политики Российской Федерации в области использования, восстановления и охраны водных объектов, направленной на создание правовых, организационных и материальных условий для реализации требования статьи 9 Конституции Российской Федерации об использовании и охране водных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.
С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области водного хозяйства целями государственной программы являются:
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
Таким образом, решение обозначенных проблем соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2026 года, а также задачам, содержащимся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
Программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов, охраной водных объектов, а также с предупреждением негативного воздействия вод и обеспечением безопасности гидротехнических сооружений.
Такой подход позволит объединить в систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного в сокращении уровня экологического воздействия на водные объекты, повышении защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод, а также в формировании и проведении единой государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов и создании условий для эффективного взаимодействия всех участников водохозяйственного комплекса.
Глава 3. Задачи государственной программы и способы их эффективного решения
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
охрана водных объектов и увеличение их пропускной способности;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
снижение уровня аварийности гидротехнических сооружений за счет проведения ремонтно-восстановительных мероприятий;
восстановление и экологическая реабилитация водных объектов.
В области использования и охраны водных объектов на территории Республики Мордовия принимаются меры по рациональному использованию, охране и восстановлению водных объектов; обеспечение жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики на территориях, подверженных наводнениям и подтоплениям, а также другим видам негативного воздействия вод. Особого внимания требуют защита населенных пунктов от негативного воздействия паводковых вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, поскольку экономическая и экологическая безопасность республики находится в непосредственной зависимости от режима и состояния рек и гидротехнических сооружений, расположенных на них.
Механизм реализации государственной программы базируется на принципах партнерства федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и хозяйствующих субъектов, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей государственной программы.
Мероприятия, включаемые в государственную программу, формируются Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия.
Финансирование мероприятий из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Мордовия будет осуществляться при условии согласования объема субвенций и субсидий на очередной финансовый год и плановый период.
Глава 4. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа базируется на государственной программе Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2026 года, положениях национальных проектов "Экология" и "Экологическое благополучие", федеральных проектов "Сохранение уникальных водных объектов" и "Вода России", Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации является одним из ключевых факторов обеспечения экономического благополучия и социальной стабильности, национальной безопасности страны и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, мероприятия государственной программы направлены на достижение показателей национальных целей "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей" и "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенных в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
Приложение 1
к государственной программе
Республики Мордовия
"Развитие водохозяйственного комплекса
Республики Мордовия"
Паспорт
государственной программы Республики Мордовия "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия"
1. Основные положения
Куратор государственной программы |
Раиса Михайловна Цыбизова - Заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Адель Рустамович Галиуллин - Министр лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия |
Период реализации государственной программы |
2024 - 2030 годы |
Цели государственной программы |
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию; сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения |
Объемы финансового обеспечения за весь период реализации |
общий прогнозный объем финансирования на реализацию государственной программы составляет 178 058,2 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 156 359,6 тыс. рублей; республиканский бюджет Республики Мордовия - 20 102,9 тыс. рублей; консолидированные бюджеты муниципальных образований - 1 595,7 тыс. рублей; внебюджетные источники - 0,0 тыс. рублей |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации |
"Комфортная и безопасная среда для жизни" |
2. Показатели государственной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Уровень показателя |
Признак возрастания/-убывания |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение 2023 года |
Значения показателей |
До-ку-мент |
Ответственный за достижение показателя |
Связь с показателями национальных целей |
Информационные системы |
|||||||
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||||||||||
план |
план |
план |
план |
план |
план |
план |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
1. |
Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию |
||||||||||||||||
1.1 |
Размер предотвращенного ущерба |
Государственная программа Российской Федерации |
возрастание |
тыс. руб. |
60744,9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Минлесхоз Республики Мордовия |
- |
- |
|
1.2 |
Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в текущем году в безопасное техническое состояние |
Государственная программа Российской Федерации |
возрастание |
единиц |
36 |
37 |
38 |
38 |
39 |
40 |
40 |
41 |
|
Минлесхоз Республики Мордовия |
- |
- |
|
1.3 |
Численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, нарастающим итогом |
Государственная программа Российской Федерации |
возрастание |
тыс. чел. |
0,015 |
0,137 |
0,149 |
0,149 |
- |
- |
- |
- |
|
Минлесхоз Республики Мордовия |
- |
- |
|
2. |
Сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения |
||||||||||||||||
2.1 |
Доля населения, проживающего на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, в общей численности населения, проживающего на территории Республики Мордовия, подверженных негативному воздействию вод |
Государственная программа Российской Федерации |
возрастание |
процент |
18,9 |
18,9 |
21,2 |
21,3 |
22,1 |
22,6 |
23,1 |
23,5 |
|
Минлесхоз Республики Мордовия |
- |
- |
|
2.2 |
Протяженность работ по расчистке русел рек |
Государственная программа Российской Федерации |
возрастание |
км |
10,2 |
13,1 |
15,5 |
16,8 |
17,2 |
18,9 |
20,34 |
21,8 |
|
Минлесхоз Республики Мордовия |
- |
- |
3. Структура государственной программы
N п/п |
Задачи структурного элемента |
Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента |
Связь с показателями |
|
1. |
Региональный проект "Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" |
|||
|
Ответственный за реализацию: Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия |
Срок реализации: 2024 - 2030 годы |
||
1.1. |
Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию |
увеличение количества гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние |
количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в текущем году в безопасное техническое состояние |
|
2. |
Комплекс процессных мероприятий "Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений" |
|||
|
Ответственный за реализацию: Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия |
Срок реализации: 2024 - 2030 годы |
||
2.1. |
Увеличение пропускной способности водных объектов |
реализация отдельных мероприятий по охране водных объектов: повышение защищенности населения от негативного воздействия вод; создание условий для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни населения |
протяженность работ по расчистке русел рек |
4. Финансовое обеспечение государственной программы
Наименование государственной программы, структурного элемента/источник финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей |
|||||||
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Государственная программа Республики Мордовия "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия" (всего), в том числе: |
43 937,2 |
43 538,1 |
90 582,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
178 058,2 |
Федеральный бюджет |
35 152,4 |
37 347,8 |
83 859,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
156 359,6 |
Республиканский бюджет Республики Мордовия |
8 419,9 |
5 916,2 |
5 766,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
20 102,9 |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований |
364,9 |
274,1 |
956,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1 595,7 |
Внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Региональный проект "Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" (всего), в том числе: |
33 396,5 |
21 297,4 |
19 503,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
74 196,9 |
Федеральный бюджет |
24 611,7 |
15 107,1 |
12 779,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
52 498,3 |
Республиканский бюджет Республики Мордовия |
8 419,9 |
5 916,2 |
5 766,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
20 102,9 |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований |
364,9 |
274,1 |
956,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1 595,7 |
Внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений" (всего), в том числе: |
10 540,7 |
22 240,7 |
71 079,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
103 861,3 |
Федеральный бюджет |
10 540,7 |
22 240,7 |
71 079,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
103 861,3 |
Республиканский бюджет Республики Мордовия |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Приложение 2
к государственной программе
Республики Мордовия
"Развитие водохозяйственного комплекса
Республики Мордовия"
Порядок
предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных образований в Республике Мордовия на разработку проектно-сметной документации капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности
1. Настоящий Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных образований в Республике Мордовия на разработку проектно-сметной документации капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности (далее - Порядок), устанавливает цели, условия предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных образований в Республике Мордовия на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности (далее соответственно - Субсидия, разработка проекта), в рамках государственной программы Республики Мордовия "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия" (далее - Программа), критерии отбора муниципальных образований для предоставления Субсидий, методику расчета и распределения Субсидий между муниципальными образованиями Республики Мордовия, порядок финансирования и расходования Субсидий, порядок оценки эффективности использования субсидий, сроки и порядок представления отчетности об исполнении условий предоставления Субсидий, основания и порядок применения мер финансовой ответственности муниципального образования.
2. Субсидии предоставляются из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов, городских и сельских поселений в Республике Мордовия (далее - муниципальные образования) в целях софинансирования расходных обязательств на разработку проектов в рамках муниципальных программ, утвержденных муниципальными правовыми актами, соответствующих целям и задачам Программы.
Главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия, осуществляющим предоставление субсидий в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министерство).
3. Условием предоставления и расходования Субсидий является заключение соглашения о предоставлении из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
4. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, заключенных между Министерством и администрациями муниципальных образований (далее - Соглашение) в соответствии с настоящим Порядком по типовой форме, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Мордовия.
Соглашение о предоставлении субсидии заключается на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение субсидий между муниципальными образованиями.
В случае внесения в закон Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на текущий финансовый год и плановый период и (или) правовой акт Правительства Республики Мордовия изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, в Соглашение вносятся соответствующие изменения.
5. Перечисление субсидии осуществляется на основании документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам муниципального образования (под фактическую потребность), в сроки, установленные Соглашением о предоставлении субсидии.
Субсидии перечисляются на основании представленных администрацией следующих документов:
1) копии муниципального контракта (договора) на выполнение работ (оказание услуг) по разработке проектно-сметной документации;
2) копий актов выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с муниципальными контрактами на разработку проектно-сметной документации, предоставляемых по итогам выполнения работ (оказания услуг);
3) с копией положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, с копией положительного заключения государственной экспертизы на проверку достоверности определения сметной стоимости.
Копии документов заверяются должностным лицом администрации муниципального образования в установленном порядке.
6. Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является наличие гидротехнического сооружения с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, находящегося в муниципальной собственности, аварии на котором могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
7. Администрации муниципальных образований не позднее 15 мая года, предшествующего планируемому, представляют в Министерство следующие документы:
заявление о предоставлении Субсидии с указанием общего объема затрат на разработку проекта;
выписку из бюджета муниципального образования на соответствующий финансовый год о наличии финансовых средств на мероприятия, направленные на разработку проекта;
выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (гидротехническое сооружение);
заверенную копию муниципальной программы, содержащую мероприятие по разработке проекта;
заверенную копию технического задания на выполнение проектных работ, устанавливающего сроки проектирования, стоимость проектирования и содержащее требования о соответствии проекта постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и о необходимых согласованиях и экспертизах разрабатываемой проектной документации;
технический план (технический паспорт или кадастровый паспорт либо иной документ, содержащий описание ГТС), выданный в установленном законодательством порядке;
краткую пояснительную записку с обоснованием необходимости выполнения мероприятия по разработке проекта и капитальному ремонту ГТС (в том числе сведения о техническом состоянии ГТС, перечисление дефектов с приложением цветных фотоматериалов ГТС, не менее пяти штук) и численности населения, попадающего в зону негативного воздействия вод, а также выводы о неудовлетворительном и опасном уровне безопасности ГТС.
8. В течение 20 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, Министерство осуществляет их проверку и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении Субсидии.
При одновременном поступлении двух и более заявок приоритет отдается муниципальному образованию с наибольшей численностью населения, попадающего в зону негативного воздействия вод.
Основаниями для отказа в предоставлении Субсидии являются:
несоблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований условия, установленного пунктом 3 настоящего Порядка;
несоответствие муниципальных образований критерию, установленному пунктом 6 настоящего Порядка;
непредставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка;
получение муниципальными образованиями средств республиканского бюджета Республики Мордовия, на те же цели, которые установлены иным порядком предоставления субсидии.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении Субсидии Министерство подготавливает и направляет в течение 10 календарных дней со дня принятия решения в адрес администрации муниципального образования, обратившейся за Субсидией, мотивированный отказ в предоставлении Субсидии.
9. Распределение субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных образований утверждается законом о республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующий финансовый год и плановый период.
10. Размер субсидии муниципальному образованию рассчитывается с учетом предельного уровня софинансирования республиканским бюджетом Республики Мордовия расходного обязательства муниципального образования в соответствии с пунктом 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных образований в Республике Мордовия, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 октября 2016 г. N 521 (далее - Правила).
Размер субсидии бюджету i-го муниципального образования (Сi) рассчитывается по формуле:
Ci = S x Y,
где:
Сi - размер субсидии, планируемой к предоставлению из республиканского бюджета Республики Мордовия i-му муниципальному образованию в целях софинансирования расходного обязательства муниципального образования, возникающего при реализации полномочий по вопросам местного значения, связанным с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка;
S - стоимость разработки проектно-сметной документации;
Y - уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования.
В случае сокращения расходов, предусмотренных в бюджете муниципального образования на финансирование соответствующего расходного обязательства, размер субсидии пропорционально сокращается.
Субсидии предоставляются муниципальным образованиям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующий финансовый год и на плановый период.
11. Оценка эффективности использования Субсидий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, осуществляется Министерством исходя из достижения муниципальным образованием значений показателей результативности использования Субсидий: количество проектов, подлежащих разработке на территории муниципального образования в текущем году, к количеству разработанных проектов.
Показатели результативности использования Субсидии и их значения устанавливаются в соглашении для муниципального образования на соответствующий год.
12. Глава муниципального образования (глава администрации муниципального образования) представляет в Министерство отчетность об использовании субсидий и о достижении значения показателя результативности использования субсидии в порядке, по форме и в сроки, предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии.
Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сведений и соблюдение условий, предусмотренных настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субсидии, возлагается на главу администрации муниципального района (глава администрации муниципального образования).
13. За нецелевое использование субсидии и (или) нарушение условий ее предоставления, в том числе невозврата муниципальным образованием средств республиканского бюджета Республики Мордовия в случае нарушения условий, предусмотренных соглашением, муниципальное образование несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуто значение результата использования субсидии, установленного соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значения результата использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, то субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Республики Мордовия в порядке, предусмотренном действующим законодательством и Соглашением.
Основанием для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных настоящим Порядком, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
14. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления субсидий осуществляется Министерством и органами государственного финансового контроля.
Ответственность за недостоверность сведений, представляемых в Министерство, нецелевое расходование средств республиканского бюджета Республики Мордовия и средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, возлагается на администрации муниципальных образований.
Ответственность за отбор муниципальных образований, претендующих на получение субсидий, распределение субсидий и перечисление средств республиканского бюджета Республики Мордовия в соответствии с условиями соглашения на предоставление субсидий возлагается на Министерство.
Приложение 3
к государственной программе
Республики Мордовия
"Развитие водохозяйственного комплекса
Республики Мордовия"
Порядок
предоставления и распределения субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных образований в Республике Мордовия на разработку проектной документации и капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности
1. Настоящий Порядок предоставления и распределения субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных образований в Республике Мордовия (далее - Порядок) устанавливает цели и условия предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов, городских и сельских поселений (далее - муниципальные образования).
2. Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации муниципальных программ, утвержденных муниципальными правовыми актами, соответствующих целям и задачам мероприятий государственной программы Республики Мордовия "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия" (далее - Программа), по направлениям:
а) разработка проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности (включая проведение государственной экспертизы такой документации);
б) капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
3. Главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия, осуществляющим предоставление субсидий в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министерство).
4. Субсидии предоставляются при соблюдении следующего условия:
заключение соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджету муниципального образования соответствующего требованиям, установленным Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее соответственно - соглашение, Правила формирования субсидий).
5. Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является наличие гидротехнического сооружения с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, находящегося в муниципальной собственности, аварии на котором могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
6. Отбор мероприятий муниципальных программ осуществляется ежегодно Министерством.
Администрации муниципальных образований до 15 мая года, предшествующего году получения субсидии, представляют в Министерство следующие документы:
а) в случае предоставления субсидий на разработку проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности:
- заявление о предоставлении субсидии с указанием общего объема затрат на разработку проекта;
- выписку из бюджета муниципального образования на соответствующий финансовый год о наличии финансовых средств на мероприятия, направленные на разработку проекта;
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (гидротехническое сооружение);
- заверенную копию муниципальной программы, содержащую мероприятие по разработке проекта;
- наличие технического задания на выполнение проектных работ, устанавливающего сроки проектирования, стоимость проектирования и содержащее требования о соответствии проекта постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и о необходимых согласованиях, включая проведение экспертизы такой документации;
- технический план (технический паспорт или кадастровый паспорт либо иной документ, содержащий описание ГТС), выданный в установленном законодательством порядке;
- краткую пояснительную записку с обоснованием необходимости выполнения мероприятия по разработке проекта и капитальному ремонту ГТС (в том числе сведения о техническом состоянии ГТС, перечисление дефектов с приложением цветных фотоматериалов ГТС, не менее пяти штук) и численности населения, попадающего в зону негативного воздействия вод, а также выводы о неудовлетворительном и опасном уровне безопасности ГТС;
б) в случае предоставления субсидий на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности:
- заявление о включении мероприятий муниципальной программы, предусмотренных к реализации, в Программу;
- выписку из муниципального правового акта, представительного органа муниципального образования о местном бюджете (сводной бюджетной росписи местного бюджета), подтверждающую наличие утвержденных в местном бюджете бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (если решение о бюджете утверждается на текущий финансовый год и плановый период). В случае если решение о бюджете утверждается на один финансовый год, указанная выписка предоставляется в течение 15 календарных дней со дня заключения соглашения между Федеральным агентством водных ресурсов и Правительством Республики Мордовия о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, но не позднее даты заключения соглашения между Министерством и муниципальным образованием;
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (гидротехническое сооружение);
- заверенную копию муниципальной программы, содержащую мероприятие по проведению капитального ремонта гидротехнических сооружений;
- проектную документацию (включая положительное заключение экспертизы такой документации).
7. В течение 20 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, Министерство осуществляет их проверку и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении Субсидии.
При одновременном поступлении двух и более заявок приоритет отдается муниципальному образованию с наибольшей численностью населения, попадающего в зону негативного воздействия вод.
Основаниями для отказа в предоставлении Субсидии являются:
несоблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований условия, установленного пунктом 4 настоящего Порядка;
несоответствие муниципальных образований критерию, установленному пунктом 5 настоящего Порядка;
непредставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;
получение муниципальными образованиями Субсидии на те же цели, которые установлены иным порядком предоставления Субсидии.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении Субсидии Министерство подготавливает и направляет в течение 10 календарных дней со дня принятия решения в адрес администрации муниципального образования, обратившейся за Субсидией, мотивированный отказ в предоставлении Субсидии.
8. Распределение Субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных образований утверждается законом о республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующий финансовый год и плановый период.
9. Субсидии предоставляются Министерством в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя средств республиканского бюджета Республики Мордовия на предоставление субсидий на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящего Порядка.
10. Уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 99,9 процента.
Органы местного самоуправления муниципальных образований вправе увеличить объем своих расходов, исходя из необходимости достижения значения целевых показателей, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия, заключенным между Министерством и администрацией муниципального образования, согласно пункту 13 настоящего Порядка.
11. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го муниципального образования на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка (Wi) в очередном финансовом году, определяется по формуле:
,
где:
W - размер субсидии, предусмотренной в республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год;
Di - объем затрат на реализацию мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, на территории i-го муниципального образования по сведениям, представленным муниципальным образованием;
Y - уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования (процентов);
n - количество муниципальных образований, представивших сведения.
12. Субсидии предоставляются на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" по форме, аналогичной форме, установленной в соответствии с пунктом 12 Правил формирования субсидий.
Соглашение заключается не позднее срока, установленного пунктом 10 Правил формирования субсидий.
13. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на счета, открытые Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов муниципальных образований.
Перечисление субсидии осуществляется пропорционально доле финансирования муниципального образования при наличии документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), иных первичных документов, необходимых для реализации расходного обязательства муниципального образования, на исполнение которого направляется субсидия в срок, предусмотренный соглашением.
Условием расходования субсидии является наличие заключенного муниципального контракта и документов, подтверждающих выполнение работ.
14. Порядок, сроки предоставления муниципальными образованиями отчетов определяются соглашением.
15. Оценка эффективности осуществления расходов, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, осуществляется Министерством, исходя из достижения муниципальным образованием значений результатов использования субсидии:
количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в текущем году в безопасное техническое состояние (показатель устанавливается на соответствующий финансовый год);
количество гидротехнических сооружений, для которых подготовлена проектная документация на капитальный ремонт гидротехнических сооружений с положительным заключением государственной экспертизы.
Результаты использования субсидии и их значения устанавливаются в соглашении для конкретного муниципального образования на соответствующий год с учетом состава софинансируемых из республиканского бюджета Республики Мордовия мероприятий муниципальной программы.
В соглашении допускается установление промежуточных значений результатов использования субсидии.
16. В случае если по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии муниципальным образованием в Республике Мордовия не достигнуты значения показателей результативности использования субсидии, установленные в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, размер средств (V возврата ), подлежащих возврату в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, в республиканский бюджет Республики Мордовия, рассчитывается по формуле:
V возврата=(V субсидииk
m/n)
0,1,
где:
V возврата - размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования в отчетном финансовом году;
m - количество результатов использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество результатов использования субсидии;
k - коэффициент возврата субсидии.
При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в республиканский бюджет Республики Мордовия в размере субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования в отчетном финансовом году (V субсидии ), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года.
Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле:
K=SUM
D i/m,
где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии.
При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го результата использования субсидии.
Индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии, определяется по формуле:
D i=1-T i/S i,
где:
T i - фактически достигнутое значение i-го результата использования субсидии на отчетную дату;
S i - плановое значение i-го результата использования субсидии, установленное соглашением.
17. Администрация муниципального образования обеспечивает полноту и достоверность сведений, представляемых в Министерство, а также несет ответственность за соблюдение условий предоставления субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления, в том числе невозврата муниципальным образованием средств в республиканский бюджет Республики Мордовия, в соответствии с пунктами 16, 19 и 19.1 Правил формирования субсидий к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
19. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством и органами государственного финансового контроля.".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
Б. Эмеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 31 января 2025 г. N 68 "О внесении изменения в государственную программу Республики Мордовия "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия"
Вступает в силу с 3 февраля 2025 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 3 февраля 2025 г. N 1300202502030001