Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Администрации
Ярославской области
от 15.12.2003 N 247
(в редакции
постановления Правительства
Ярославской области
от 03.02.2025 N 67-п)
Положение о государственном природном заказнике "Кученевский"
1. Положение о государственном природном заказнике "Кученевский" (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Ярославской области от 28 декабря 2015 г. N 112-з "Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области".
2. Наименование и категория особо охраняемой природной территории - государственный природный заказник "Кученевский" (далее - заказник).
3. Статус - региональный.
4. Профиль - зоологический.
5. Местоположение - Ярославская область, Пошехонский и Первомайский муниципальные округа, в границах: северная - от пос. Кученевка Пошехонского муниципального округа на восток по насыпи узкоколейной железной дороги до пересечения с проселочной дорогой, идущей от дер. Голубково до дер. Нестерцево Первомайского муниципального округа, далее по этой проселочной дороге через бывшую дер. Михайловское до бывшей дер. Николино, восточная - от бывшей дер. Николино на юго-восток по Новленскому болоту до истока р. Соги, далее по левому берегу р. Соги до пересечения с дорогой, идущей из бывшей дер. Акишево на бывшую дер. Мочальники, затем от р. Соги по этой дороге на юго-восток до бывшей дер. Рыбино, южная - от бывшей дер. Рыбино на запад по проселочной дороге через населенные пункты Николо-Раменье, Есипово до с. Белого, западная - от с. Белого на север по шоссейной дороге с. Белое - с. Благодать до пересечения ее с р. Согой, далее по левому берегу р. Соги до пос. Кученевка (за исключением земель населенных пунктов).
6. Реестровый номер заказника в Едином государственном реестре недвижимости - 76:12-6.145 (в Пошехонском муниципальном округе), 76:106.176 (в Первомайском муниципальном округе).
7. Площадь - 19 119,2854 га, в том числе в Пошехонском муниципальном округе - 13 346,633 га, в Первомайском муниципальном округе - 5 772,6524 га.
8. Заказник образован в соответствии с распоряжением исполкома Ярославского областного Совета депутатов трудящихся от 16.06.1971 N 176-р и функционирует в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 N 460-п "Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области" и Положением.
9. Заказник образован без изъятия земельных участков у собственников, владельцев и пользователей.
10. Изменение границ заказника, выделение зон ограниченного хозяйственного использования в заказнике осуществляются в соответствии с Порядком создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 27.09.2012 N 981-п "Об утверждении Порядка создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области".
11. Управление в области функционирования заказника, в том числе обеспечение режима особой охраны, охраны и восстановления природных объектов заказника, осуществляет государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Центр охраны окружающей среды" (далее - единая дирекция ООПТ) в рамках реализации функций единой дирекции особо охраняемых природных территорий регионального значения Ярославской области.
12. Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования заказника осуществляет единая дирекция ООПТ в пределах компетенции.
13. Ответственность за соблюдение установленного режима использования территории заказника несут государственное казенное учреждение Ярославской области (далее - ГКУ ЯО) "Управление лесничествами Ярославской области" (в рамках компетенции), собственники, владельцы и пользователи земельных участков.
14. Цель создания заказника - сохранение, восстановление и воспроизводство всех видов боровой дичи, сохранение среды их обитания, путей миграций, мест гнездования, типичных, уникальных, невосполнимых, ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природных комплексов и ландшафтов, объектов растительного мира, видов грибов, лишайников, растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Ярославской области (далее - редкие и исчезающие виды).
Основными задачами заказника являются:
- сохранение, восстановление и воспроизводство всех видов боровой дичи, редких и исчезающих видов, сохранение среды их обитания и мест гнездования, размножения;
- проведение биотехнических мероприятий с целью создания наиболее благоприятных условий обитания охраняемым видам;
- систематическое проведение учетных работ, регулирование численности, выбраковка больных и травмированных охотничьих животных;
- пропаганда и внедрение передового опыта охраны и воспроизводства диких охотничьих животных;
- проведение научно-исследовательских работ на территории заказника;
- проведение разъяснительной и эколого-просветительской работы.
15. Режим особой охраны территории заказника и виды разрешенного использования земельных участков.
15.1. Запрещаются любые виды деятельности, рекреационного и иного природопользования, которые противоречат целям создания заказника или причиняют вред природным комплексам и их компонентам (за исключением специально выделенных зон ограниченного хозяйственного использования, в которых деятельность ограничивается в соответствии с установленным особым правовым режимом), в том числе:
- предоставление земельных участков для целей, не соответствующих целям создания заказника, в том числе для садоводства, огородничества, жилищного строительства, для строительства баз и домов отдыха, а также смена вида разрешенного использования земельных участков для указанных целей (за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения и эксплуатации линейных объектов с учетом требований, установленных подпунктом 15.3.4 данного пункта);
- добывание боровой дичи (за исключением добычи в научных целях и в порядке регулирования численности и выбраковки больных и травмированных животных);
- деятельность, влекущая за собой уменьшение водности и ухудшение гидрологического и гидрохимического режима водных объектов, разрушение берегов водных объектов (за исключением временного воздействия работ, связанных с охраной и реабилитацией водного объекта, строительством и реконструкцией линейных объектов и осуществляемых в соответствии с требованиями, установленными подпунктами 15.3.4, 15.4, 15.5 данного пункта);
- изменение береговой линии и русла водных объектов (за исключением мероприятий, связанных с охраной и реабилитацией водного объекта, строительством и реконструкцией линейных объектов и осуществляемых в соответствии с требованиями, установленными подпунктами 15.3.4, 15.4, 15.9 данного пункта);
- добывание животных, не являющихся охотничьими и водными биологическими ресурсами (за исключением добычи в научных целях и в порядке регулирования численности);
- добыча (вылов) водных биологических ресурсов сетями и ловушками всех типов (за исключением рыболовства в научно-исследовательских целях и в целях развития аквакультуры (рыбоводства)), крючковыми самоловными снастями, электроудочками, острогами, способами багрения, глушения, гона, при помощи иных запрещенных орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также с несоблюдением ограничений рыболовства, установленных правилами рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 октября 2022 г. N 695 "Об утверждении правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна";
- распашка земель дополнительно к существующим площадям (за исключением участков для посева кормовых полей, осуществления мер противопожарного обустройства лесов, проведения мероприятий по лесовосстановлению, устройству противопожарных минерализованных полос за пределами земель лесного фонда);
- проведение рубок древесных насаждений, кустарников и подроста (за исключением санитарных рубок, рубок, осуществляемых в целях предупреждения пожаров, и иных видов рубок, предусмотренных подпунктом 15.7 данного пункта);
- повреждение, поломка деревьев и кустарников;
- подсочка деревьев;
- размещение новых животноводческих комплексов, ферм и оросительных систем, использующих подготовленные сточные воды, мест складирования навоза;
- размещение кладбищ, скотомогильников, мест размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ (за исключением предусмотренных правовым режимом зон ограниченного хозяйственного использования случаев транспортировки указанных веществ по существующим объектам трубопроводного транспорта или случаев временного размещения отходов при проведении реконструкции, капитального ремонта линейных объектов при отсутствии альтернативных вариантов размещения отходов);
- проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологических изысканий, разведка и разработка (добыча) полезных ископаемых;
- применение ядохимикатов, химических средств защиты растений (за исключением случаев, связанных с проведением мероприятий по локализации и ликвидации очагов организмов-вредителей, поражающих растения, а также случаев, связанных с проведением работ по акарицидной обработке территории, борьбе с борщевиком Сосновского);
- взрывные работы;
- палы травы и растительных (в том числе порубочных) остатков;
- безнадзорный выгул, натаска, нагонка и притравка собак;
- промысловый сбор грибов, ягод, лекарственного и технического сырья;
- промышленное рыболовство;
- уничтожение редких и исчезающих видов, действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих видов, добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных видов, их продуктов, частей либо дериватов без соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке, или с нарушением условий, предусмотренных разрешением;
- добывание останков ископаемых организмов, за исключением добывания в научных целях при согласовании с министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области (далее - МЛХиП ЯО) в порядке, предусмотренном подпунктом 15.10 данного пункта;
- уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;
- сброс сточных вод;
- движение механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и стоянка вне дорог и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, а также движение и стоянка на акватории водных объектов моторных лодок, гидроциклов, иных водных моторных транспортных средств (за исключением механизированных транспортных средств, движение и стоянка которых осуществляются в целях, указанных в подпункте 15.8 данного пункта, а также иных транспортных средств, движение и стоянка которых разрешены Положением);
- заправка механизированных транспортных средств топливом (за исключением предусмотренных правовым режимом зон ограниченного хозяйственного использования случаев проведения реконструкции, капитального ремонта линейных объектов), мойка механизированных транспортных средств;
- разведение костров, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок, лагерей и иные формы коллективного отдыха населения вне специально выделенных зон ограниченного хозяйственного использования;
- вытаптывание травяного покрова вне пределов тропиночной сети;
- выпас сельскохозяйственных животных в водоохранных зонах водных объектов и организация для них летних лагерей, ванн;
- загрязнение и захламление территории заказника и акватории водных объектов, устройство свалок мусора и других отходов;
- осуществление хозяйственной деятельности в местах массового размножения и миграций наземных позвоночных и птиц, гнездования и выращивания потомства объектов животного мира, а также в местах формирования сообществ редких и исчезающих видов (с апреля по июнь включительно);
- шумовое загрязнение территории, в том числе использование звуковоспроизводящих и звукоусиливающих устройств, пиротехнических изделий, фейерверков;
- уничтожение или повреждение специальных знаков, информирующих о наличии, границах заказника, об ограничениях природопользования на его территории, а также иных специальных знаков;
- любые виды хозяйственной деятельности и иного природопользования, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству охраняемых видов животных и растений.
15.2. Допускается использование заказника в следующих целях:
- научные, в том числе мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов;
- эколого-просветительские, в том числе проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, съемка видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов;
- рекреационные (транзитные прогулки) с учетом требований, установленных подпунктом 15.1 данного пункта;
- природоохранные, в том числе сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов, а также в целях, не противоречащих задачам заказника и установленному режиму охраны, в том числе:
осуществление деятельности, связанной с организацией природно-познавательного туризма, с учетом требований, установленных подпунктами 15.1, 15.3 данного пункта, и при согласовании с МЛХиП ЯО в порядке, предусмотренном подпунктом 15.10 данного пункта;
использование лесов в соответствии с ранее заключенными договорами аренды лесных участков и при согласовании с МЛХиП ЯО в порядке, предусмотренном подпунктом 15.10 данного пункта;
осуществление сельскохозяйственной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения в ранее отведенных границах земельных участков, размещение и эксплуатация линейных объектов с учетом требований, установленных подпунктами 15.1, 15.3, 15.4 - 15.11 данного пункта;
сенокошение с учетом требований, установленных подпунктами 15.1, 15.8.1 данного пункта;
пчеловодство с учетом требований, установленных подпунктами 15.1, 15.3, 15.8.1 данного пункта;
забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, для технологических нужд существующих жилых и хозяйственных объектов, прокладка кабельных линий связи (за исключением объектов капитального строительства) методом горизонтально направленного бурения без проведения земляных работ в границах заказника, ремонт существующих дорог (включая дорожные сооружения) при согласовании с МЛХиП ЯО в порядке, предусмотренном подпунктом 15.10 данного пункта;
осуществление водохозяйственных мероприятий, связанных с охраной и реабилитацией водных объектов, а также предотвращением негативного воздействия вод, в том числе расчистка и дноуглубление водных объектов с целью их реабилитации, берегоукрепление, осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства (за исключением биотехнических мероприятий, а также возведения стрелковых (наблюдательных) вышек), организации рыболовства, в том числе создание и эксплуатация объектов инфраструктуры, допускаются в зонах ограниченного хозяйственного использования, выделенных в заказнике в порядке, предусмотренном подпунктом 15.5 данного пункта;
любительская охота и рыболовство с учетом требований, установленных подпунктами 15.1, 15.8.1 данного пункта;
охота в целях регулирования численности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области;
использование объектов животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области при направлении в единую дирекцию ООПТ документов, подтверждающих право на осуществление деятельности;
рыболовство в научно-исследовательских целях, развитие аквакультуры (рыбоводства) в целях акклиматизации и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов при согласовании с МЛХиП ЯО в порядке, предусмотренном подпунктом 15.10 данного пункта;
непромысловый сбор грибов, ягод, недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений;
заготовка и сбор гражданами валежника для собственных нужд с учетом требований, установленных подпунктом 15.7.7 данного пункта, и при согласовании с МЛХиП ЯО в порядке, предусмотренном подпунктом 15.10 данного пункта;
обустройство кормушек и гнездовий для птиц;
благоустройство территории, содержание существующих дорог (включая дорожные сооружения) и лыжных трасс, подсадка деревьев и кустарников ценных пород в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области с учетом требований, установленных подпунктами 15.1, 15.3, 15.9 данного пункта, и при согласовании с МЛХиП ЯО в порядке, предусмотренном подпунктом 15.10 данного пункта;
санитарно-оздоровительные мероприятия, связанные с проведением мероприятий по локализации и ликвидации очагов организмов-вредителей, поражающих растения, а также проведение работ по акарицидной обработке территории, борьбе с борщевиком Сосновского химическими препаратами - при наличии документов, обосновывающих их необходимость, и при согласовании с МЛХиП ЯО в порядке, предусмотренном подпунктом 15.10 данного пункта;
установка специальных знаков, информирующих о наличии, границах заказника, об ограничениях природопользования на их территории, установка ограничителей прохода и проезда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области и при согласовании с МЛХиП ЯО в порядке, предусмотренном подпунктом 15.10 данного пункта;
осуществление в границах заказника иной деятельности, не указанной в Положении и оказывающей воздействие на окружающую среду, при согласовании с МЛХиП ЯО в порядке, предусмотренном подпунктом 15.10 данного пункта.
15.3. Виды разрешенного использования земельных участков в границах заказника.
15.3.1. Для расположенных в границах заказника земельных участков из состава земель любых категорий, а также земель, которые не прошли государственный кадастровый учет либо категория которых не установлена, определяется основной вид разрешенного использования земельных участков - охрана природных территорий.
15.3.2. Для расположенных в границах заказника земельных участков из состава земель любых категорий, а также земель, которые не прошли государственный кадастровый учет либо категория которых не установлена, определяются следующие вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков:
- сенокошение;
- использование лесов;
- сельскохозяйственное использование;
- общее пользование водными объектами;
- пчеловодство (без размещения объектов капитального строительства);
- природно-познавательный туризм (без размещения объектов капитального строительства);
- охота и рыбалка (без размещения объектов капитального строительства);
- благоустройство территории;
- размещение и эксплуатация автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения.
15.3.3. Деятельность, предусмотренная основным видом разрешенного использования земельных участков, а также вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными подпунктами 15.1, 15.2, 15.4 - 15.11 данного пункта, в том числе при условии выделения зон ограниченного хозяйственного использования в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
15.3.4. На земельных участках с видами разрешенного использования, указанными в подпунктах 15.3.1, 15.3.2 данного пункта, допускаются размещение и эксплуатация линейных объектов (кроме железных дорог общего пользования). Размещение линейных объектов в границах заказника осуществляется в соответствии с требованиями, установленными подпунктами 15.1, 15.2, 15.4 - 15.11 данного пункта.
Строительство линейных объектов в границах заказника не допускается, если их размещение причиняет вред природным комплексам и их компонентам, за исключением случаев размещения и эксплуатации линейных объектов в границах выделенных зон ограниченного хозяйственного использования при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
15.4. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства в границах заказника запрещены, за исключением осуществления мероприятий, связанных с размещением и эксплуатацией линейных объектов в случаях, предусмотренных подпунктом 15.3.4 данного пункта, а также в иных случаях, предусмотренных подпунктом 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 Порядка создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 27.09.2012 N 981-п "Об утверждении Порядка создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Подпункт 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 Порядка создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области отсутствует
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются в специально выделенных зонах ограниченного хозяйственного использования, которые выделяются постановлением Правительства Ярославской области на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы и согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, предусмотренном пунктом 10 Положения.
15.5. Осуществление водохозяйственных мероприятий, связанных с охраной и реабилитацией водных объектов, а также предотвращением негативного воздействия вод, в том числе расчистка и дноуглубление водных объектов с целью их реабилитации, берегоукрепление, забор (изъятие) водных ресурсов для целей хозяйственно-бытового водоснабжения, осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства (за исключением биотехнических мероприятий, а также возведения стрелковых (наблюдательных) вышек), организации рыболовства, в том числе создание и эксплуатация объектов инфраструктуры, допускаются в специально выделенных в заказнике зонах ограниченного хозяйственного использования. Такие зоны выделяются постановлением Правительства Ярославской области на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы и согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, предусмотренном пунктом 10 Положения.
15.6. Пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
15.7. Проведение выборочных и сплошных рубок древесных насаждений.
15.7.1. Сплошные рубки лесных насаждений на территории заказника осуществляются в соответствии с лесным законодательством только в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, лесными насаждениями, обеспечивающими сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
15.7.2. Проведение выборочных и сплошных рубок допускается, за исключением особо охранных частей заказника, особо защитных участков леса, а также мест обитания (произрастания) редких и исчезающих видов, в специально выделенных в заказнике зонах ограниченного хозяйственного использования (за исключением рубок, указанных в подпункте 15.7.4, абзаце восьмом подпункта 15.7.5.1 данного пункта). Такие зоны выделяются постановлением Правительства Ярославской области на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы, подтверждающего допустимость воздействия планируемого использования лесов и иных покрытых древесной и древесно-кустарниковой растительностью участков на охраняемые природные объекты и комплексы заказника, и согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, предусмотренном пунктом 10 Положения.
Документы, необходимые для выделения зоны ограниченного хозяйственного использования и обосновывающие необходимость осуществления рубок, должны содержать перечень и схемы размещения участков в границах заказника для осуществления рубок, назначенных на основании материалов лесоустройства, проектов освоения лесов, результатов лесопатологического обследования (в отношении земель лесного фонда) либо на основании акта обследования насаждений или проектной документации по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, при соблюдении следующих обязательных условий:
- рубки осуществляются вне периода размножения и миграции, гнездования и выращивания потомства объектов животного мира (с апреля по июнь включительно), преимущественно в зимний период с целью предотвращения нарушения почвенного покрова на территории заказника;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств осуществляются с учетом требований, указанных в подпункте 15.8 данного пункта;
- запрещаются оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, захламление лесов отходами;
- не допускаются повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосеки, уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок, вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные технологической картой разработки лесосеки, использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог, оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеке, невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки (делянки);
- проводятся мероприятия по лесовосстановлению либо осуществляются компенсационные выплаты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
15.7.3. МЛХиП ЯО не менее чем за 5 календарных дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка в заказнике направляет в единую дирекцию ООПТ копию лесной декларации.
При поступлении в МЛХиП ЯО официальных сведений о выявлении на запланированных к рубке участках территории заказника мест обитания (произрастания) редких и исчезающих видов указанные сведения в срок не более 3 рабочих дней с момента их поступления направляются лесопользователю для учета при проведении рубок в соответствии с лесной декларацией на текущий период, а также при подготовке и согласовании лесной декларации на очередной срок.
Сведения о наличии на территории заказника мест обитания (произрастания) редких и исчезающих видов МЛХиП ЯО получает в рамках проведения работ по обследованию особо охраняемых природных территорий. В случае если у единой дирекции ООПТ, организаций и граждан, ведущих исследовательскую деятельность по изучению редких и исчезающих видов, научно-исследовательских и проектных организаций, проводящих экологические исследования (изыскания) в границах заказника, имеются сведения о наличии на территории заказника мест обитания (произрастания) редких и исчезающих видов, указанные сведения направляются в адрес МЛХиП ЯО на бумажном носителе или по электронной почте. Информация о почтовом адресе и адресе электронной почты МЛХиП ЯО размещается на официальном сайте МЛХиП ЯО на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
К указанным сведениям прикладываются:
- копии документов, подтверждающих наличие редких и исчезающих видов в границах заказника;
- схема границ заказника и (или) лесного квартала с указанием места (мест) обнаружения редких и исчезающих видов;
- копии документов, подтверждающих наличие опыта работы в области изучения редких и исчезающих видов (представление указанных документов не требуется в случаях, если сведения направляются единой дирекцией ООПТ, членами комиссии по Красной книге Ярославской области).
15.7.4. Допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных.
Рубки ухода в молодняках, а также рубки, необходимые для проведения мероприятий по лесовосстановлению, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.
Санитарные рубки, уборка неликвидной древесины, иные санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в случае возникновения пожарной опасности в лесах либо очагов вредителей и болезней леса при наличии соответствующих рекомендаций в акте лесопатологического обследования.
Допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений в целях осуществления противопожарного обустройства лесов при отсутствии альтернативных вариантов размещения объектов (просеки, противопожарные разрывы, пожарные водоемы, противопожарные минерализованные полосы) и осуществления предусмотренных лесным законодательством мер, направленных на предупреждение лесных пожаров.
Рубки лесных насаждений, а также древесных насаждений, кустарников и подроста на землях, не относящихся к лесному фонду, иные санитарно-оздоровительные либо противопожарные мероприятия осуществляются в целях предупреждения негативного влияния на заказник, охраняемые природные объекты и комплексы в случае распространения выявленных очагов вредителей и болезней или возникновения пожаров в связи с произошедшим усыханием, выпадением деревьев, последствиями ветровала, бурелома, а также в целях противопожарного обустройства лесов, повышения продуктивности лесов и сохранения их полезных функций.
Рубки и иные мероприятия, указанные в абзацах первом - пятом данного подпункта, осуществляются вне периода размножения и миграции, гнездования и выращивания потомства объектов животного мира (с апреля по июнь включительно), без выделения зоны ограниченного хозяйственного использования и при согласовании с МЛХиП ЯО в порядке, предусмотренном подпунктом 15.7.5 данного пункта.
15.7.5. Для получения согласования рубок и иных мероприятий, указанных в подпункте 15.7.4 данного пункта, заявители (пользователи, владельцы и собственники земельных участков) направляют на согласование в МЛХиП ЯО документы, обосновывающие необходимость осуществления планируемых мероприятий. Документы направляются на бумажном носителе или по электронной почте. Органы исполнительной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее - ОМСУ) направляют указанные документы посредством единой системы электронного документооборота органов государственной власти Ярославской области (далее - ЕСЭД).
Информация о почтовом адресе и адресе электронной почты МЛХиП ЯО размещается на официальном сайте МЛХиП ЯО на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
15.7.5.1. Перечень документов, обосновывающих необходимость осуществления планируемых мероприятий:
- заявление в произвольной форме о согласовании проведения планируемых мероприятий с указанием сроков их проведения и реквизитов разрешения на добывание редких и исчезающих видов - в случае если ранее такое разрешение было получено заявителем;
- перечень и карты (схемы) размещения участков в границах заказника, на которых будут осуществлены планируемые мероприятия;
- документы, подтверждающие право пользования, владения или собственности в отношении испрашиваемых участков;
- доверенность представителя заявителя - в случае если документы представляются представителем заявителя;
- акты обследования насаждений, предусматривающие осуществление планируемых мероприятий.
Обследование насаждений и подготовка акта обследования насаждений осуществляются с участием специалистов, обладающих специальными знаниями в сфере ботаники, зеленого или лесного хозяйства, а также представителей соответствующих ОМСУ.
В случаях если предусмотрены вырубка угрожающих падением или находящихся в аварийном состоянии деревьев, обрубка ветвей и (или) удаление отдельных стволов многоствольных деревьев и кустарников, а также уборка упавших стволов и ветвей деревьев, расположенных на территориях общего пользования, заявитель представляет фотоматериалы, подтверждающие необходимость осуществления указанных мероприятий, и контактные данные представителя заявителя для оперативной связи (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, номер телефона, адрес электронной почты). В случае если вырубку планируется осуществить в период с апреля по июнь включительно, проводятся мероприятия, указанные в подпункте 15.7.5.4 данного пункта.
15.7.5.2. В срок, не превышающий 30 календарных дней с момента поступления документов, обосновывающих необходимость осуществления планируемых мероприятий, указанных в подпункте 15.7.5.1 данного пункта, МЛХиП ЯО:
- регистрирует заявление в ЕСЭД;
- рассматривает поступившие документы;
- направляет заявителю почтовым отправлением (или по электронной почте в случае, если заявление поступило в МЛХиП ЯО по электронной почте) либо посредством ЕСЭД (в случае если заявителем является орган исполнительной власти Ярославской области, ОМСУ) письмо о согласовании мероприятий или письмо об отказе в согласовании планируемых мероприятий (с указанием оснований для отказа).
15.7.5.3. Мотивированный отказ в согласовании планируемых мероприятий оформляется в случаях, если:
- заявителем не представлены или представлены не в полном объеме документы, представление которых предусмотрено подпунктом 15.7.5.1 данного пункта, и (или) представленные документы не соответствуют установленным требованиям;
- на земельных участках, на которых предполагается осуществление планируемых мероприятий, имеются места обитания (произрастания) редких и исчезающих видов и заявителем не получено в установленном порядке разрешение на добывание редких и исчезающих видов;
- осуществление мероприятий планируется в период размножения и миграции, гнездования и выращивания потомства объектов животного мира (с апреля по июнь включительно), за исключением случаев, указанных в подпункте 15.7.5.4 данного пункта;
- на земельных участках, на которых предполагается осуществление планируемых мероприятий, имеются гнезда, норы или другие места обитания, размножения всех видов боровой дичи, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении диких охотничьих животных;
- обращение содержит недостоверную информацию;
- представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации и Ярославской области.
После устранения замечаний, указанных в мотивированном отказе в согласовании планируемых мероприятий (за исключением замечаний, указанных в абзаце пятом данного подпункта), заявитель имеет право повторно обратиться в МЛХиП ЯО для получения согласования планируемых мероприятий в порядке, предусмотренном подпунктом 15.7.5 данного пункта.
При повторном обращении заявитель представляет в МЛХиП ЯО заявление с указанием реквизитов письма МЛХиП ЯО об отказе в согласовании планируемых мероприятий и приложением документов (сведений), которые указаны в подпункте 15.7.5.1 данного пункта и не были представлены при первичном обращении (либо были изменены). Рассмотрение поступивших документов осуществляется МЛХиП ЯО в порядке, предусмотренном подпунктом 15.7.5.2 данного пункта, данным подпунктом.
При отсутствии оснований для отказа МЛХиП ЯО оформляет письмо о согласовании мероприятий.
15.7.5.4. В случае если планируется вырубка угрожающих падением или находящихся в аварийном состоянии деревьев (отдельных стволов, ветвей), осуществление вырубки допускается в период с апреля по июнь включительно в целях предотвращения нанесения вреда жизни и здоровью граждан и объектам животного мира.
С целью установления наличия или отсутствия гнезд птиц, дупел, щелей и иных закрытых мест, используемых объектами животного мира для выращивания потомства, намеченные для рубки деревья обследуются специальной комиссией, образуемой МЛХиП ЯО.
В состав комиссии включаются представители единой дирекции ООПТ, собственника (владельца, пользователя) земельного участка. В состав комиссии по согласованию включаются специалисты, обладающие специальными знаниями в сфере охраны окружающей среды и природопользования, касающимися биологического разнообразия, представители соответствующих ОМСУ.
Заявитель обеспечивает доставку членов комиссии к месту планируемого осуществления вырубки. Члены комиссии производят осмотр намеченных для рубки деревьев. По результатам осмотра единой дирекцией ООПТ формируется акт осмотра, который должен содержать:
- сведения о количестве угрожающих падением или находящихся в аварийном состоянии деревьев (отдельных стволов, ветвей);
- сведения о наличии или об отсутствии на деревьях гнезд птиц, дупел, щелей и иных закрытых мест, используемых объектами животного мира для выращивания потомства;
обоснованные предложения о возможности или невозможности осуществления вырубки деревьев в период с апреля по июнь включительно;
- сведения о необходимости проведения мероприятий по защите объектов животного мира с указанием перечня таких мероприятий.
После подписания акта осмотра всеми членами комиссии единая дирекция ООПТ направляет подписанный акт осмотра в МЛХиП ЯО по электронной почте для принятия МЛХиП ЯО соответствующего решения и направления заявителю письма о согласовании мероприятий или письма об отказе в согласовании мероприятий (с указанием оснований для отказа).
Срок работы комиссии с момента создания до момента направления в МЛХиП ЯО акта обследования не должен превышать 23 календарных дней.
При осуществлении вырубки (обрезки) деревьев (отдельных стволов, ветвей) не допускается повреждение соседних деревьев и почвенного покрова. Фотоотчет о проведенных мероприятиях направляется заявителем в МЛХиП ЯО в срок, не превышающий 3 календарных дней с момента завершения мероприятий.
15.7.6. Рубки лесных насаждений, иные мероприятия по содержанию и использованию лесов, а также рубки древесных насаждений, кустарников и подроста на землях, не относящихся к лесному фонду, производятся под контролем единой дирекции ООПТ.
Лицо, ответственное за проведение мероприятий, указанных в абзаце первом данного подпункта, не менее чем за 5 календарных дней до начала проведения указанных работ направляет в единую дирекцию ООПТ соответствующее уведомление. В уведомлении о проведении работ, указанных в абзаце первом данного подпункта, указываются сроки осуществления работ, приводятся сведения о наличии необходимых разрешений и согласований (с указанием реквизитов), контактные данные представителя заявителя для оперативной связи (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, номер телефона). К указанному уведомлению прилагаются карты (схемы) мест проведения работ. Уведомление о проведении работ, указанных в абзаце первом данного подпункта, и прилагаемые к нему карты (схемы) направляются заявителем в адрес единой дирекции ООПТ на бумажном носителе или по электронной почте. Информация о почтовом адресе и адресе электронной почты единой дирекции ООПТ размещается на официальном сайте единой дирекции ООПТ и на официальном сайте МЛХиП ЯО на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
15.7.7. Особенности заготовки и сбора валежника.
В рамках заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов для собственных нужд гражданами могут осуществляться заготовка и сбор валежника - лежащих на поверхности земли остатков стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ и (или) образовавшихся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале. Не допускается сбор стволов деревьев, имеющих следы спиливания, срубания.
Валежником не являются буреломные (сломленные ветром или снегом) деревья сразу после слома (для их усыхания требуется время), ветровальная древесина (целые стволы деревьев с корнями), сухостойная древесина, кора сухостойных деревьев, хвойный опад.
Заготовка валежника осуществляется ручным способом, не наносящим вред окружающей среде, в том числе лесным насаждениям, подросту, несомкнувшимся лесным культурам.
Запрещается трелевка валежника механическими транспортными средствами.
Заготовка и сбор валежника гражданами для собственных нужд осуществляются при наличии согласования МЛХиП ЯО, порядок получения которого установлен подпунктом 15.10 данного пункта.
15.8. Особенности движения механизированных транспортных средств на территории заказника.
15.8.1. Движение и стоянка механизированных транспортных средств на территории заказника разрешаются в целях осуществления:
- охраны и изучения территории заказника;
- выполнения целей и задач заказника;
- осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
- пресечения и раскрытия правонарушений и преступлений;
- осуществления аварийно-спасательных работ;
- осуществления мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- осуществления государственного экологического мониторинга;
- осуществления научных исследований;
- осуществления судоходства и содержания внутренних водных путей;
- осуществления санитарно-оздоровительных, противопожарных мероприятий, иных мероприятий, указанных в абзаце восьмом подпункта 15.7.5.1 данного пункта;
- осуществления транзитного проезда по дорогам общего пользования;
- осуществления транзитного проезда по водным объектам с учетом требований, установленных подпунктом 15.8.3 данного пункта;
- функционирования выделенных зон ограниченного хозяйственного использования (в границах таких зон);
- исполнения ранее заключенных охотхозяйственных соглашений и договоров о долгосрочном пользовании объектами животного мира;
- организации и проведения охоты;
- осуществления биотехнических мероприятий;
- обеспечения реализации мероприятий, получивших согласования (разрешения) МЛХиП ЯО.
15.8.2. В случае если продолжительность мероприятий, указанных в подпункте 15.8.1 данного пункта, составляет более 1 календарного дня, лицо, ответственное за проведение указанных мероприятий, направляет в единую дирекцию ООПТ соответствующее уведомление. Такое уведомление направляется не менее чем за 3 календарных дня до начала осуществления мероприятий. В извещении указываются сроки осуществления мероприятий, количество участников, количество транспортных средств, приводятся сведения о наличии необходимых разрешений и согласований, контактные данные представителя заявителя для оперативной связи (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, номер телефона). К указанному уведомлению прилагаются карты (схемы) мест проведения мероприятий. Уведомление о проведении мероприятий и прилагаемые к нему карты (схемы) направляются заявителем в адрес единой дирекции ООПТ на бумажном носителе или по электронной почте. Информация о почтовом адресе и адресе электронной почты единой дирекции ООПТ размещается на официальном сайте единой дирекции ООПТ и на официальном сайте МЛХиП ЯО на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
15.8.3. Разрешается транзитный проезд механизированных транспортных средств по водным объектам на территории заказника (без преднамеренных остановок в неустановленных местах) в целях обеспечения функционирования населенных пунктов и существующих объектов инфраструктуры, доставки людей, продуктов и материалов, почты и медикаментов на участках акватории водных объектов, где невозможно использование другого вида транспорта.
15.8.4. В целях недопущения негативного воздействия на водные объекты, гидробионтов и водные биологические ресурсы проезд транспортных средств, указанных в подпунктах 15.8.1 и 15.8.3 данного пункта, осуществляется на минимальной скорости транспортного средства (за исключением случаев, связанных с необходимостью принятия экстренных мер в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, пресечения и раскрытия преступлений, аварийно-спасательных работ).
15.9. В специально выделенных в заказнике зонах ограниченного хозяйственного использования допускается осуществление ограниченной хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом. Такие зоны выделяются постановлением Правительства Ярославской области на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы и согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, предусмотренном пунктом 10 Положения.
15.10. Порядок согласования планируемых работ с МЛХиП ЯО (за исключением согласования документов, указанных в подпункте 15.7.5 данного пункта, а также иных документов, особый порядок согласования которых установлен Положением).
15.10.1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в получении согласования МЛХиП ЯО (далее - лицо, направившее заявление), представляет в МЛХиП ЯО:
- заявление с указанием вида, объема и сроков планируемых работ, которые подлежат согласованию, и реквизитов разрешения на добывание редких и исчезающих видов - в случае если ранее такое разрешение было получено лицом, направившим заявление;
- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени лица, направившего заявление, - в случае подачи документов представителем лица, направившего заявление;
- перечень и обоснование необходимости проведения работ, карты (схемы) мест их проведения;
- материалы, обосновывающие отсутствие негативного воздействия на заказник.
15.10.2. Документы, указанные в подпункте 15.10.1 данного пункта, направляются лицом, направившим заявление, в МЛХиП ЯО на бумажном носителе или по электронной почте. Органы исполнительной власти, ОМСУ направляют указанные документы посредством ЕСЭД. Информация о почтовом адресе и адресе электронной почты МЛХиП ЯО размещается на официальном сайте МЛХиП ЯО на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
15.10.3. В срок, не превышающий 30 календарных дней с момента поступления документов, указанных в подпункте 15.10.1 данного пункта, МЛХиП ЯО:
- регистрирует заявление в ЕСЭД;
- рассматривает поступившие документы;
- направляет лицу, направившему заявление, почтовым отправлением (или по электронной почте в случае, если заявление поступило в МЛХиП ЯО по электронной почте) либо посредством ЕСЭД (в случае если заявителем является орган исполнительной власти, ОМСУ) письмо о согласовании планируемых работ или письмо об отказе в согласовании планируемых работ (с указанием причин отказа).
15.10.4. Мотивированный отказ в согласовании планируемых работ оформляется в случаях, если:
- лицом, направившим заявление, не представлены или представлены не в полном объеме документы, представление которых предусмотрено подпунктом 15.10.1 данного пункта, и (или) представленные документы не соответствуют установленным требованиям;
- на земельных участках, на которых предполагается осуществление планируемых мероприятий, имеются места обитания (произрастания) редких и исчезающих видов и лицом, направившим заявление, не получено в установленном порядке разрешение на добывание редких и исчезающих видов;
- осуществление работ планируется в период размножения и миграций, гнездования и выращивания потомства объектов животного мира (с апреля по июнь включительно).
После устранения замечаний, указанных в мотивированном отказе в согласовании планируемых работ, лицо, направившее заявление, имеет право повторно обратиться в МЛХиП ЯО для получения согласования планируемых работ.
При повторном обращении лицо, направившее заявление, представляет в МЛХиП ЯО заявление с указанием реквизитов письма МЛХиП ЯО об отказе в согласовании планируемых работ и приложением документов (сведений), которые указаны в подпункте 15.10.1 данного пункта и не были представлены при первичном обращении (либо были изменены). Рассмотрение поступивших документов осуществляется МЛХиП ЯО в порядке, предусмотренном подпунктом 15.10.3 данного пункта, данным подпунктом, подпунктом 15.10.5 данного пункта.
15.10.5. При отсутствии оснований для отказа в согласовании планируемых работ МЛХиП ЯО оформляет письмо о согласовании планируемых работ.
15.10.6. Лицо, направившее заявление, не менее чем за 3 календарных дня до предполагаемого начала проведения работ, согласованных в соответствии с данным пунктом Положения, направляет в единую дирекцию ООПТ соответствующее уведомление, в котором указываются реквизиты письма МЛХиП ЯО о согласовании работ, сроки осуществления работ и контактные данные представителя лица, направившего заявление, для оперативной связи (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, номер телефона). К указанному уведомлению прилагаются карты (схемы) мест проведения работ.
Уведомление о проведении работ, согласованных в соответствии с данным пунктом Положения, и прилагаемые к нему карты (схемы) направляются лицом, направившим заявление, в адрес единой дирекции ООПТ на бумажном носителе или по электронной почте. Информация о почтовом адресе и адресе электронной почты единой дирекции ООПТ размещается на официальном сайте единой дирекции ООПТ и на официальном сайте МЛХиП ЯО на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
15.11. Порядок уведомления единой дирекции ООПТ (за исключением уведомления о работах, получивших согласование МЛХиП ЯО).
15.11.1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в использовании заказника в целях, предусмотренных подпунктом 15.2 данного пункта (далее - заинтересованное лицо), не позднее чем за 3 рабочих дня до начала работ представляет в единую дирекцию ООПТ:
- уведомление с указанием формы, сроков проведения работ, реквизитов разрешения на добывание редких и исчезающих видов - в случае если ранее такое разрешение было получено заинтересованным лицом;
- перечень работ и обоснование необходимости проведения работ, карты (схемы) мест их проведения;
- сведения о представителе заинтересованного лица для оперативной связи (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, номер телефона).
15.11.2. Документы, указанные в подпункте 15.11.1 данного пункта, направляются заинтересованным лицом в единую дирекцию ООПТ на бумажном носителе или по электронной почте. Информация о почтовом адресе и адресе электронной почты единой дирекции ООПТ размещается на официальном сайте единой дирекции ООПТ и на официальном сайте МЛХиП ЯО на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
16. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах заказника, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
17. Юридические и физические лица, причинившие в границах заказника вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить причиненный вред в полном объеме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
18. Заказник в обязательном порядке учитывается при разработке и обновлении генерального плана и правил землепользования и застройки Первомайского муниципального округа, Пошехонского муниципального округа, схемы территориального планирования Ярославской области, материалов лесоустройства, другой планировочной (градостроительной) документации.
19. Изменение границ заказника, выделение зон ограниченного хозяйственного использования в заказнике являются основанием для корректировки текущих и перспективных планов и проектов деятельности в границах особо охраняемой природной территории.
20. Документация по планировке территории, подготовленная применительно к территории заказника, до ее утверждения подлежит согласованию с МЛХиП ЯО в порядке, установленном статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.