В соответствии со статьей 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях приведения нормативного правового акта Правительства Республики Бурятия в соответствие с действующим законодательством Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести следующие изменения в Государственную программу Республики Бурятия "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики", утвержденную постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.12.2012 N 823 (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 27.01.2014 N 21, от 23.05.2014 N 232, от 30.09.2014 N 475, от 16.01.2015 N 5, от 21.04.2015 N 190, от 02.11.2015 N 545, от 16.02.2016 N 45, от 19.04.2016 N 147, от 09.06.2016 N 247, от 28.10.2016 N 504, от 28.12.2016 N 603, от 20.04.2017 N 170, от 07.07.2017 N 333, от 19.01.2018 N 16, от 25.04.2018 N 210, от 10.05.2018 N 237, от 16.05.2018 N 257, от 19.07.2018 N 390, от 05.10.2018 N 552, от 27.12.2018 N 749, от 13.02.2019 N 51, от 11.04.2019 N 182, от 23.04.2019 N 205, от 17.05.2019 N 246, от 18.06.2019 N 326, от 25.07.2019 N 404, от 25.09.2019 N 514, от 16.12.2019 N 668, от 12.03.2020 N 117, от 23.06.2020 N 376, от 25.09.2020 N 595, от 07.12.2020 N 725, от 19.02.2021 N 54, от 30.03.2021 N 136, от 16.06.2021 N 303, от 09.08.2021 N 440, от 02.09.2021 N 499, от 09.09.2021 N 515, от 28.10.2021 N 619, от 03.11.2021 N 630, от 22.11.2021 N 653, от 28.12.2021 N 782, от 24.03.2022 N 136, от 25.03.2022 N 141, от 05.04.2022 N 179, от 07.04.2022 N 188, от 24.05.2022 N 289, от 19.12.2022 N 786, от 15.02.2023 N 78, от 03.03.2023 N 106, от 27.06.2023 N 364, от 28.07.2023 N 447, от 06.09.2023 N 528, от 02.10.2023 N 590, от 25.12.2023 N 799, от 29.12.2023 N 822, от 21.02.2024 N 87, от 04.03.2024 N 114, от 12.11.2024 N 645):
1.1. Подраздел 1 "Оценка текущего состояния сферы физической культуры, спорта и молодежной политики Республики Бурятия" раздела I изложить в следующей редакции:
"1. Оценка текущего состояния сферы физической культуры, спорта и молодежной политики Республики Бурятия
Современное состояние физической культуры и спорта является результатом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в соответствии с указами и поручениями Президента Российской Федерации, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р, Стратегией развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2030 года, Планом мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Республики Бурятия от 02.12.2022 N 1000-р, и характеризуется положительными тенденциями, связанными с возрождением лучших спортивных и физкультурных традиций, развитием спорта высших достижений и массового спорта, строительством и модернизацией спортивных сооружений.
Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составила 54,2%. В 2023 году данный показатель составил 58,8%.
В Республике Бурятия занимаются физической культурой и спортом в 1793 учреждениях и организациях, в том числе в 145 физкультурно-спортивных клубах. В 2023 году осуществляли деятельность 78 региональных спортивных федераций, из них 14 региональных отделений, 57 республиканских общественных организаций, а также 7 федераций по национальным видам спорта, при этом аккредитованных - 66 федераций.
Физическое воспитание детей и молодежи осуществляется в 442 общеобразовательных организациях, 56 профессиональных образовательных организациях, 15 организациях дополнительного образования в сфере образования, 35 организациях дополнительного образования в сфере спорта, 5 государственных организациях высшего образования.
Ежегодно на территории Республики Бурятия проводятся более 2000 физкультурных и спортивных мероприятий.
Акцентировано внимание на развитии массовых видов спорта, таких как футбол, волейбол, баскетбол, а также базовых видов спорта бокс, легкая атлетика, пулевая стрельба, спортивная борьба, стрельба из лука, лыжные гонки, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), спорт слепых, пауэрлифтинг, тайский бокс, тхэквондо ИТФ, тхэквондо МФТ, спорт глухих.
Члены спортивных сборных команд Республики Бурятия занимают лидирующие позиции на всероссийских и международных соревнованиях. Всего за 2023 год спортсменами спортивных сборных команд республики только на чемпионатах и первенствах мира, Европы и Азии завоевана 41 медаль (17 золотых, 12 серебряных, 12 бронзовых).
В республике работают 15 организаций дополнительного образования в сфере образования и 35 организаций дополнительного образования в сфере спорта, в том числе 9 спортивных школ олимпийского резерва, 1 спортивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва, 25 спортивных школ по различным видам спорта с общим числом занимающихся 34,9 тысяч человек, в том числе 110 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. В группах спортивного совершенствования проходят подготовку 654 человека, в группах высшего спортивного мастерства - 165 человек.
В республике функционирует ряд крупных спортивных сооружений, соответствующих требованиям международного уровня. Ежегодно в республике проходят более 50 значимых международных и всероссийских спортивных мероприятий. Расширяются возможности для занятий массовым спортом жителей всех возрастных групп. В жилых микрорайонах города Улан-Удэ обустроены спортивные площадки как для самостоятельных занятий физической культурой и спортом, так и для занятий под руководством тренера. На дворовых спортивных площадках занятия проводят инструкторы по месту жительства. Из бюджета муниципальных образований в Республике Бурятия выделяются средства на содержание, ремонт площадок и на организацию на них физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Увеличение численности жителей республики и рост интереса к занятиям спортом требует значительного увеличения площадей спортивных сооружений. Построенные в последние годы физкультурно-оздоровительные комплексы востребованы жителями всех возрастов.
Учащиеся общеобразовательных организаций имеют возможность заниматься спортом в свободное от учебы время в школьных спортивных секциях, спортивных секциях по месту жительства, в спортивных школах. В Едином всероссийском перечне в 2023 году зафиксировано 458 школьных спортивных клубов, на базе организаций высшего образования - 4, среднего профессионального образования - 20.
Развивается спортивная инфраструктура парков и зон отдыха. Большинство парков оборудуются велодорожками, дорожками для роликов велоспорта, зимой прокладывается лыжня, заливаются катки, количество которых ежегодно увеличивается. Всего зимой 2022 - 2023 годов работало более 100 катков. Для расширения возможностей самостоятельных занятий рядом с местами активного отдыха устанавливаются модули с теплыми раздевалками и пунктами проката спортивного инвентаря. Эти меры помогают значительно расширить возможности жителей республики самостоятельно заниматься спортом, в том числе заниматься всей семьей.
В образовательных организациях физическая подготовка, проведение здорового спортивного досуга - одна из важнейших задач межведомственного уровня. В большинстве государственных образовательных организаций высшего образования работают спортивные секции, студенческие спортивные клубы, проводятся спартакиады и соревнования по популярным видам спорта. Занятия проводятся на собственной спортивной базе (крытые спортивные сооружения, залы, бассейны и открытые спортивные сооружения) или на арендуемых сооружениях. Большая часть спортивных сооружений этих организаций устарела либо отсутствует, требует проведения реконструкции и капитального ремонта и может обеспечить проведение занятий физической культурой и спортом лишь трети студентов г. Улан-Удэ.
Говоря о спорте высших достижений, следует отметить нарастающее ужесточение конкуренции на международных спортивных соревнованиях. Это означает, что актуальными являются вопросы подготовки высококвалифицированных спортивных кадров (тренеров-преподавателей, спортивных врачей, психологов и иных специалистов), а также строительства спортивных сооружений для подготовки спортсменов по видам спорта, отвечающих современным стандартам.
Рост спортивных результатов происходит за счет улучшения различных частей системы подготовки в спорте. Необходим комплекс мер, одной из которых является разработка подходов и реализация научно-методического и медико-биологического обеспечения организаций, вовлеченных в подготовку спортивного резерва.
Одним из ключевых направлений развития научно-методического и медицинского обеспечения является постоянный мониторинг процесса подготовки спортсменов на базе углубленной индивидуализации комплексных обследований.
Для решения этой проблемы необходима комплексная программа научно-методического и медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Республики Бурятия.
В последние годы активизировалось массовое строительство спортивных сооружений. В 2017 - 2023 годах построено более 100 спортивных объектов различной типологии, из них в 2023 году построены 2 площадки ГТО, а также смонтировано оборудование для двух "умных" спортивных площадок в с. Иволгинск и г. Улан-Удэ (МАОУ "СОШ N 36 г. Улан-Удэ").
В течение 2023 года осуществлялось строительство 7 спортивных сооружений:
- регионального центра по хоккею в городе Улан-Удэ;
- волейбольного центра в 103 микрорайоне города Улан-Удэ;
- пяти модульных спортивных площадок в п. Аршан Тункинского района; с. Гурульба Иволгинского района; г. Гусиноозерск Селенгинского района; г. Улан-Удэ (парк "Юбилейный" и "Парк имени Орешкова").
Данные спортивные объекты имеют огромное социальное значение и являются необходимыми для создания современных условий развития массового спорта и спорта высших достижений в республике, проведения республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных соревнований, сохранения традиций национальных видов спорта.
Вместе с тем, сохраняется ряд проблем, требующих решения.
Остается необходимость совершенствования нормативной и правовой базы физической культуры и спорта, направленной на улучшение и повышение эффективности физической культуры и спорта в решении государственных проблем и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта.
Среди граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, преобладает городское население, преимущественно дети и молодежь в возрасте до 29 лет. Растет уровень вовлеченности населения среднего и старшего возраста в занятия физической культурой и спортом (48,3 процента и 24,5 процента соответственно).
Наблюдается недостаточное количество на предприятиях и в учреждениях специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской местности.
Существует потребность в обновлении спортивного оборудования и инвентаря на спортивных объектах для занятий массовой физической культурой.
Задача муниципальных образований республики - создать условия для широкого физкультурного движения на местах. Наиболее эффективной организационной формой развития массового спорта и повышения его социальной значимости является спортивный клуб по месту жительства, который способен выступить организатором спортивной активности жителей республики, а также развитие корпоративного спорта.
Ключевыми вызовами для физической культуры и спорта являются:
- возросшие требования к увеличению продолжительности социально и экономически активной жизни с учетом старения населения и низкой вовлеченности в занятия физической культурой и спортом средних и старших возрастных групп;
- увеличение числа граждан, нуждающихся в оздоровлении средствами физической культуры и спорта;
- возросшие требования к уровню физической подготовленности допризывной молодежи как фактору обеспечения боеготовности вооруженных сил;
- наличие диспропорций в обеспеченности населения физкультурно-спортивной инфраструктурой;
- рост глобальной конкуренции в спорте высших достижений и использование нового технологического уклада, углубленных знаний, передовых цифровых технологий и лучших практик как приоритетных направлений спортивного лидерства;
- недостаточная ресурсная обеспеченность сферы физической культуры и спорта, в том числе системы профессионального образования;
- сокращение реально располагаемых доходов, экономия граждан на занятиях физической культурой и спортом.
К основным рискам реализации Программы относятся:
- финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;
- рыночные риски, связанные в первую очередь с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта;
- административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Программы.
Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных результатов и показателей Программы.
Реализация Программы позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни не менее 70 процентов населения республики, что в конечном счете положительно скажется на улучшении качества жизни граждан Республики Бурятия.
Существенно повысится конкурентоспособность спортсменов на российской и международной спортивной арене, что позволит им стабильно побеждать на крупнейших российских и международных спортивных соревнованиях.
Реализация запланированных в рамках Программы работ позволит обеспечить не только проведение международных соревнований, но и создать базу для последующей организации крупных соревнований. Также обеспечит создание тренировочной базы и привлечение инвестиций на проведение соревнований и тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации и Республики Бурятия.
Создание благоприятных условий для использования потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Бурятия.
В 2020 году принят Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации". Данный документ стал первым стратегическим нормативным правовым актом в сфере молодежной политики. Закон увеличил категорию молодежи до 35 лет. По состоянию на 1 января 2023 года в Бурятии проживает 281,9 тыс. чел. в возрасте от 14 до 35 лет (29% всего населения республики).
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" молодежная политика - комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации.
В Республике Бурятия реализуются долгосрочные проекты, направленные на самореализацию молодежи, включение ее в активную работу по развитию республики.
Поддерживаются инициативы молодежи. Ежегодно в рамках конкурса грантов на реализацию социальных проектов для молодежи реализуются проекты по 10 направлениям молодежной политики.
Присуждаются государственные премии Республики Бурятия в области поддержки талантливой молодежи. В целях раскрытия талантов проводится региональный этап фестиваля "Российская студенческая весна", поддерживается КВН-движение республики.
На фоне глобальных перемен в мире особое внимание уделено патриотическому воспитанию молодежи. Усиливаются мероприятия в рамках дней единых действий, патриотические проекты, продолжается работа по проведению военно-патриотических игр.
Эффективность показывают проекты, направленные на профилактику асоциальных явлений в молодежной среде. Благодаря работе наставников ("старших братьев") подростки, состоящие на различных видах учета, ежегодно снимаются с учета с улучшением.
В целях достижения национальной цели развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов", определенной Указом о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года, в Республике Бурятия реализуется региональный проект "Социальная активность". Ежегодно в добровольческую деятельность в республике вовлекается более 90 тысяч человек.
Впервые в рамках конкурса комплексных программ развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации "Регион для молодых" в конце 2023 года республика выиграла более 50 млн. рублей из федерального бюджета на ремонт двух молодежных пространств - в Джидинском и Селенгинском районах, а также на методическую работу со специалистами по молодежной политике, проведение мероприятий для молодежи. Целевое использование их началось в 2024 году.
Анализ опыта реализации государственной молодежной политики на территории Республики Бурятия позволяет выделить ряд основных проблем, возникающих в процессе работы с молодежью:
1. Усиление миграционного оттока молодых людей из сельской местности в город, что значительно снижает потенциал муниципальных образований и, как следствие, замедляет реальные процессы развития сельских территорий. Молодежь также продолжает покидать республику с целью поиска выгодных для себя условий в крупных регионах России (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Новосибирская, Томская области и др.).
2. Снижение в молодежной среде ценностного отношения к семье и браку, что приводит к значительному росту разводов среди молодых супружеских пар.
3. Важной проблемой является сохранение и развитие здоровья молодежи. Реализация мероприятий, направленных на сохранение здоровья молодых людей, общее снижение заболеваемости среди подростков и молодежи, является одной из основных задач межведомственного взаимодействия.
4. Крайне слабо развита молодежная инфраструктура в Республике Бурятия. Практически отсутствует материальная база для проведения крупных образовательных, культурных мероприятий для молодежи.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи и оказывают непосредственное влияние на темпы социально-экономического развития Республики Бурятия. Сегодня актуален креативный подход, генерирование нестандартных идей и решений. Молодежь в силу своей социальной природы способна максимально быстро реагировать на изменения и конструировать социальную реальность. Участие молодежи в социально-политической, экономической и культурной сферах является приоритетной государственной задачей.
Развитие молодежной политики включает в себя мероприятия по поддержке молодых семей в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ. Проблема обеспеченности молодежи собственным жильем не теряет свою актуальность, является показателем качества комфортной жизни в регионе.
За период с 2013 по 2023 годы за счет средств федерального бюджета, консолидированного республиканского бюджета улучшили жилищные условия 893 молодые семьи.
Несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей остается актуальной. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения.".
1.2. В пункте 2 раздела "II. Предоставление субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам в рамках Программы" слова "(городских округов)" заменить словами "(городских, муниципальных округов)".
1.3. Приложение N 2 "Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на финансовое обеспечение мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием и закупки и монтажа оборудования для создания "умных" спортивных площадок", изложить в новой редакции согласно приложению N 1 * к настоящему постановлению.
1.4. В приложении N 12 "Порядок предоставления, распределения и расходования субсидий из бюджета Республики Бурятия, в том числе с участием средств федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований (городских округов) в Республике Бурятия на реализацию мероприятий программы комплексного развития молодежной политики в Республике Бурятия "Регион для молодых":
1.4.1. В абзаце четвертом пункта 8 слова "согласно приложению N 2" заменить словами "согласно приложению N 1".
1.4.2. В пункте 14.1 слова "с приложением" заменить словами "с приложением N 2".
1.4.3. В абзаце третьем пункта 14.2, пункте 14.4 слова "в приложении" заменить словами "в приложении N 2".
1.4.4. Дополнить приложением N 1 согласно приложению N 2 * к настоящему постановлению.
1.4.5. В грифе приложения слова "Приложение к Порядку" заменить словами "Приложение N 2 к Порядку".
2. Утвердить Методику распределения и Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов (городских, муниципальных округов) в Республике Бурятия на обустройство площадок и благоустройство территорий для размещения спортивных сооружений согласно приложению N 3 * к настоящему постановлению.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Бурятия - Председатель Правительства Республики Бурятия |
А. Цыденов |
------------------------------
*Приложения в электронном виде
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2025 г. N 59 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 29.12.2012 N 823 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики" и об утверждении Методики распределения и Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов (городских, муниципальных округов) в Республике Бурятия на обустройство площадок и благоустройство территорий для размещения спортивных сооружений"
Вступает в силу с 4 февраля 2025 г.
Опубликование:
официальный портал органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 4 февраля 2025 г.
сетевое издание "Информационное агентство "Буряад унэн" от 4 февраля 2025 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 5 февраля 2025 г. N 0300202502050024