Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Пастуховой М.В.,
при участии от государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Черненко Т.Е. (доверенность от 03.10.2012 N 01-10/04/12576),
рассмотрев 29.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки на решение Арбитражного суда Псковской области от 04.06.2012 (судья Леднева О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 (судьи Осокина Н.Н., Смирнов В.И., Чельцова Н.С.) по делу N А52-1600/2012,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки, место нахождения: 182113, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1026000903136 (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, к государственному учреждению - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 180017, г. Псков, ул. Кузнецкая, д. 7, ОГРН 1026000963526 (далее - Фонд), о признании недействительными решения Фонда от 10.01.2012 N 16080 и направленного на основании указанного решения требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней от 10.02.2012 N 16080.
Суд первой инстанции в соответствии с определением от 28.05.2012 в порядке подпункта 2.1 части 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса российской федерации (далее - АПК РФ) объединил дело N А52-2038/2012 (о признании недействительным решения Фонда от 10.01.2012 N 16080) и дело N А52-1600/2012 (о признании недействительным требования от 10.02.2012 N 16080) в одно производство для совместного рассмотрения под N А52-1600/2012 (листы дела 69-70).
Решением суда первой инстанции от 04.06.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012, в удовлетворении заявления Комитету отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение. Как указывает податель жалобы, выплаты, предусмотренные решением Великолукской городской Думой от 29.07.2010 N 70 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки" (далее - Положение), производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности. Комитет считает, что данные выплаты, которые носят компенсационной характер, подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и не подлежат включению в расчетную базу при исчислении страховых взносов.
В судебном заседании представитель Фонда просила оставить кассационную жалобу Комитета без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
Комитет о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка представленного заявителем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование за 9 месяцев 2011 года, по результатам которой составлен акт от 28.11.2011 N 16080.
В ходе проверки указанного расчета Фонд пришел к выводу о том, что Комитет неправомерно включил в сумму, не подлежащую обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ (строка 2 таблицы 3 раздела 1 расчета), 1 343 227 руб. ежемесячной компенсационной выплаты муниципальным служащим на основании Положения.
По мнению Фонда, спорные выплаты не являются компенсационными в смысле положений статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), а поэтому подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование.
Принятым по результатам проверки решением от 10.01.2012 N 16080 Комитету отказано в привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 38 953 руб. 58 коп.
На основании этого решения Фонд направил Комитету требование от 10.02.2012 об уплате недоимки по страховым взносам в указанной сумме.
Не согласившись с данными решением и требованием, Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующими заявлениями о признании их недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали заявителю в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что спорные выплаты не связаны с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении ими трудовых или иных обязанностей, и, следовательно, данные выплаты не подпадают под понятие компенсационных выплат приведенных в статье 164 ТК РФ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Фонда, участвующего в судебном заседании, считает выводы судов ошибочными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Вместе с тем подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Из приведенных положений Закона следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены не только законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом Российской Федерации, но и решениями представительных органов местного самоуправления.
Перечень предусмотренных данной нормой Закона исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Решением Великолукской городской Думы от 29.07.2010 N 70 с соблюдением полномочий, предусмотренных Уставом муниципального образования "Город Великие Луки", утверждено Положение о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, занимающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки" (далее - Положение). Данная выплата предназначена для обеспечения социальной защищенности служащих и соблюдения принципа соотносительности основных условий оплаты труда, социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Псковской области.
Названным Положением установлено, что спорная компенсационная выплата производится из средств бюджета города, не входит в состав денежного содержания муниципальных служащих и относится к социальным выплатам.
Фондом не опровергнуто то, что предусмотренная Положением гарантированная компенсационная выплата не связана с оплатой труда муниципальных служащих по заключенным с ними трудовым договорам, а предназначена для стимулирования соблюдения установленных для этой категории служащих запретов и ограничений и финансируется за счет средств муниципальной целевой программы "Противодействие коррупции в органах управления и структурных подразделениях Администрации города "Великие Луки на 2010 - 2012 годы" (листы дела 50 - 53, 80).
Поскольку спорные выплаты определены решением представительного органа местного самоуправления как компенсационные, которые связаны с выполнением муниципальными служащими своих трудовых обязанностей, у судебных инстанций не было правовых оснований считать, что эти выплаты не подпадают под действие нормы, установленной подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение от 04.06.2012 и постановление от 06.08.2012 вынесены судами обеих инстанций при неправильном применением норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов Фонда: решения от 10.01.2012 N 16080 и требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени от 10.02.2012 N 16080.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Псковской области от 04.06.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу N А52-1600/2012 отменить.
Признать недействительными решение государственного учреждения - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.01.2012 N 16080 и требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени от 10.02.2012 N 16080.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.