Волгоградский областной суд в составе судьи К.Н.М, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.И.А, с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Волгоградской области - М.Н.М, рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное административное дело по административным искам Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", ООО "Озон", Ф.В.П., ИП К.К.Ю., ИП К.К.Ю., Х.С.А., Е.Н.А., ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. о признании недействующим приказа комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 11 февраля 2022 г. N 5н "Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки", установил:
3 октября 2023 г. Волгоградское областное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в части:
порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 59/2438 (далее - Порядок N 59/2438);
приказа комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 11 февраля 2022 г. N 5н "Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки" (далее - Приказ N 5н);
приказа комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 16 февраля 2023 г. N 10н "Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки" (далее - Приказ N 10н).
Определением судьи от 4 октября 2023 г. административные исковые требования Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" приняты к производству суда, заведено административное дело N 3а-171/2023.
Определением судьи от 18 октября 2023 г. административные исковые требования Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" о признании недействующими Приказа N 5н и Приказа N 10н выделены в отдельное производство. Определением судьи от 19 октября 2023 г. выделенные в отдельное производство требования Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" приняты к производству суда, заведено административное дело N 3а-10/2024 (3а-173/2023).
17 ноября 2023 г. ООО "Озон" обратилось в Волгоградский областной суд с административным иском о признании недействующими в части постановления Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов", а также Приказа N 5н и Приказа N 10н. Определением судьи Волгоградского областного суда от 21 ноября 2023 г. административные требования ООО "Озон" приняты к производству суда, заведено административное дело N 3а-191/2023.
Определением суда от 12 декабря 2023 г. административные исковые требования ООО "Озон" о признании недействующим в части постановления Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" выделены в отдельное производство, выделенному делу присвоен номер 3а-180/2023.
Определением суда от 12 декабря 2023 г. административное исковое заявление ООО "Озон" о признании недействующими Приказа N 5н и Приказа N 10н объединено с административным делом по иску Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" о признании недействующими тех же нормативных правовых актов для совместного рассмотрения и разрешения дел с присвоением объединенному делу номера 3а-10/2024 (3а-173/2023).
Производство по делу N 3а-10/2024 (3а-173/2023) приостановлено до разрешения по существу и вступления в законную силу итоговых судебных актов по административным делам N 3а-171/2023, N 3а-180/2023.
Решением Волгоградского областного суда от 6 декабря 2023 г. по административному делу N 3а-171/2023, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 марта 2024 г. исковые требования Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" в части удовлетворены. Признан недействующим в части Порядок N 59/2438.
Решением Волгоградского областного суда от 26 марта 2024 г. по административному делу N 3а-180/2023, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июля 2024 г. исковые требования Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", Е.Н.А, ООО "ТЦ Орион", Б.И.П, ООО "Озон", Ф.В.П, ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю, Х.С.А. об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворены. Признан недействующим в части Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов", утвержденный постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п (в редакции постановления администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. N 63-п) (далее - Порядок N 469-п).
Определением Волгоградского областного суда от 25 сентября 2024 г. производство по делу N 3а-10/2024 (3а-173/2023) возобновлено.
10 января 2024 г. Ф.В.П, Х.С.А, ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю. обратились в суд с административным иском о признании не действующими Приказа N 5н и Приказа N 10н, в письменном ходатайстве просили суд о привлечении их в качестве соистцов по административному делу N 3а-10/2024 (3а-173/2023).
Определением Волгоградского областного суда от 1 октября 2024 г. привлечены в качестве административных соистцов Ф.В.П, Х.С.А, ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю. по объединенному административному делу N 3а-10/2024 (3а-173/2023), их административный иск принят к производству суда для разрешения по существу в рамках настоящего дела.
7 августа 2024 г. Е.Н.А, ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. обратились в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими: Приказа N 5н, Приказа N 10н, а также пунктов 1, 2 постановления администрации Волгоградской области от 5 мая 2022 г. N 257-п "О приостановлении действия отдельных положений постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" в той мере, в какой этими пунктами допускается применение коэффициента минимальной доходности в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в ином значении, чем в отношении земельных участков находящихся в собственности Волгоградской области.
Определением Волгоградского областного суда от 12 августа 2024 г. административный иск Е.Н.А, ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. в части требований о признании недействующими Приказа N 5н и Приказа N 10н принят к производству суда, заведено дело, которому присвоен N 3а-149/2024.
Определением Волгоградского областного суда от 9 августа 2024 г. в принятии административного искового заявления Е.Н.А, ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. в части требования о признании недействующими пунктов 1, 2 постановления администрации Волгоградской области от 5 мая 2022 г. N 257-п "О приостановлении действия отдельных положений постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" в той мере, в какой этими пунктами допускается применение коэффициента минимальной доходности в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в ином значении, чем в отношении земельных участков находящихся в собственности Волгоградской области, отказано.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2024 г. определение Волгоградского областного суда от 9 августа 2024 г. отменено с направлением материала в Волгоградский областной суд со стадии принятия заявления к производству. Определением Волгоградского областного суда от 21 ноября 2024 г. административный иск Е.Н.А, ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. в части указанного требования принят к производству суда, заведено дело N 3а-178/2024.
Определением Волгоградского областного суда от 1 октября 2024 г. административное дело N 3а-149/2024 объединено с административным делом N 3а-10/2024 (N 3а-173/2023) с присвоением объединенному делу номера 3а-10/2024.
Определением Волгоградского областного суда от 23 декабря 2024 г. производство по объединенному административному делу N 3а-10/2024 прекращено в части требования о признании недействующим приказа комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 16 февраля 2023 г. N 10н "Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки".
В обоснование иска о признании недействующим Приказа N 5н истцами (с учетом уточнения основания исков) указано, что каждый из административных истцов является арендатором земельных участков, находящихся в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе Волгоградское областное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N "...", Е.Н.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N "...", ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером 34:34:010045:335, ООО "Озон"- земельного участка с кадастровым номером N "...", ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю. - земельного участка с кадастровым номером N "..." Х.С.А. - земельного участка с кадастровым номером N "...", Ф.В.П. - земельных участков с кадастровыми номерами N "..." и других.
Расчет арендной платы за пользование земельными участками производится в соответствии с пунктами 1.6 и 2.5 Порядка N 469-п по формуле, составной частью которой является значение оспариваемого коэффициента минимальной доходности земельного участка, устанавливаемого нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области ежегодно до 1 марта текущего года и применяемого с 1 апреля текущего года (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого акта). Истцы указывают, что установленное значение коэффициента Приказом N 5н в размере 0, 0765 на 2022 г, в увеличенном размере по сравнению с утвержденным коэффициентом на 2021 г. равном 0, 0691 привело к необоснованному повышению размера арендной платы и, как следствие, к нарушению их прав.
Оспариваемый нормативный правовой акт, по мнению административных истцов, не соответствует принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2552), так как допускает возможность изменения указанного коэффициента в сторону увеличения чаще одного раза в три года.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, предусмотренный тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, ввиду того, что на основании постановления администрации Волгоградской области от 5 мая 2022 г. N 257-п "О приостановлении действия отдельных положений постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" при расчете арендной платы за 2022 г. за использование земель, собственником которых является Волгоградская область применялся коэффициент минимальной доходности, установленный на 2021 г. в размере 0, 0691, тогда как за земли, находящиеся в не разграниченной государственной собственности при расчете арендной платы за 2022 г. применялся коэффициент, установленный Приказом N 5н в размере 0, 0765. Между тем, и те и другие земли являются государственными, подход к определению арендной платы при их использовании, по мнению административных истцов, не должен различаться.
Кроме того, указывают на противоречие оспариваемого акта положениям абзаца 11 пункта 1.6 Порядка N 469-п с учетом вступившего в законную силу решения Волгоградского областного суда от 26 марта 2024 г. по делу N 3а-13/2024 о признании их недействующими в части. Полагают, что в связи с принятием указанного решения суда изменилось законодательство, на соответствие которому следует проверить оспариваемый Приказ N 5н.
Также ссылаются на принятие Приказа N 5н не уполномоченным государственным органом.
При этом, привлеченные в качестве административных соистцов Ф.В.П, Х.С.А, ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю. в административном иске, а ООО "Озон" в уточнении (изменении) административного иска просили признать недействующим со дня принятия Приказ N 5н в отношении земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, правоотношения по аренде которых возникли до 1 апреля 2022 г. (л.д. 66-72, 73 том 3).
Однако, поскольку нормы главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не предусматривают возможность заявления требования о признании недействующим нормативного правового акта применительно к правоотношениям, возникающим в связи с его реализацией, суд расценивает заявленные требования истцов как требования о признании недействующим приведенного нормативного правового акта полностью.
В судебном заседании представитель административных истцов Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", ООО "ТЦ "Орион", Б.И.П, Е.Н.А. - Г.С.В, представитель административных истцов Ф.В.П, Х.С.А, ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю, ООО "Озон" - Г.О.Н, поддержали заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в административных исковых заявлениях с учетом их уточнения.
Представитель административного ответчика комитета экономической политики и развития Волгоградской области (далее - Комитет) - К.Е.С, указала на необоснованность заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах, отметив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Комитета в рамках действующего законодательства, не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель административного ответчика администрации Волгоградской области и заинтересованного лица комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области администрации Волгограда - Г.Т.В, заявленные требования полагала необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Административные истцы Волгоградское областное отделение общероссийская общественная организация "Всероссийское общество автомобилистов", ООО "Озон", Ф.В.П, ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю, Х.С.А, Е.Н.А, ООО "ТЦ Орион", Б.И.П, заинтересованные лица Волгоградская городская Дума, администрация Волгограда, департамент муниципального имущества администрации Волгограда, конкурсный управляющий ООО "ТЦ "Орион" У.Е.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном КАС РФ порядке.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив оспариваемый Приказ N 5н на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя право административных истцов на обращение с настоящими административными исками, суд установил, что административные истцы согласно выписок из ЕГРН являются арендаторами земельных участков, находящихся в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 20-60 том 6).
А именно, Волгоградское областное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" является арендатором в том числе земельных участков с кадастровыми номерами N "...", Е. Н.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N "...", ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером N "...", ООО "Озон" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N "..." ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю. являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером N "...", Х.С.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N "...", Ф.В.П. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N "..." и других.
Размер арендной платы за пользование земельными участками определяется в соответствии с Порядком N 469-п с применением коэффициента минимальной доходности земельного участка, значение которого согласно Приказу N 5н составляет 0, 0765, что подтверждается материалами дела, в том числе, договорами аренды земельных участков, ответом департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 29 октября 2024 г. на запрос суда (л.д.71-80 том 4).
С учетом изложенного, применительно к положениям части 1 статьи 218 КАС РФ, разъяснениям, содержащимся в абзаце 1 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд приходит к выводу о том, что административные истцы являются лицами, в отношении которых применен оспариваемый нормативный правовой акт, они являются субъектами отношений, регулируемых этим актом, полагающими, что их права и законные интересы нарушены.
Следовательно, административные истцы вправе обратиться в суд с данными административными исковыми заявлениями.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 39.7 ЗК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 5 статьи 2 Закона Волгоградской области от 7 февраля 2003 г. N 785-ОД "О разграничении полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений" установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений в соответствии с их компетенцией отнесено установление порядка определения размера арендной платы на земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.
Уставом Волгоградской области, принятым Волгоградской областной Думой 14 февраля 2012 г. (в редакции изменений, внесенных законами Волгоградской области) определено, что Волгоградская область осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 4).
В целях повышения эффективности использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, предоставленных в аренду без торгов, упорядочения процедуры установления арендной платы за такие земельные участки и установления единого подхода к определению арендной платы за земельные участки, переданные в аренду физическим лицам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Администрацией Волгоградской области 22 августа 2011 г. издано постановление N 469-п "Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области".
Как предусмотрено подпунктом 1.5.7 Порядка N 469-п, годовая арендная плата за земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, на которых расположены объекты недвижимости (за исключением земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, гаражи для хранения личного автотранспорта, объекты спорта, а также садовых и огородных земельных участков, земельных участков, предоставленных религиозным организациям, и за исключением случаев, указанных в подпунктах 1.5.1 - 1.5.3, 1.5.5, 1.5.6 настоящего пункта, пунктах 1.17, 1.18 настоящего Порядка), рассчитывается в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка.
Пунктом 2.5 Порядка N 469-п предусмотрено, что расчет арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А=КСЗУКмд
Кказ, где: А - величина арендной платы; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кмд - коэффициент минимальной доходности земельного участка; Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости.
Согласно абзацу 11 пункта 1.6 Порядка N 469-п (в редакции, действовавшей до 15 декабря 2023 г.) коэффициент минимальной доходности земельного участка устанавливается нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области ежегодно до 1 марта текущего года и применяется с 1 апреля текущего года.
Решением Волгоградского областного суда от 26 марта 2024 г, вступившим в законную силу 30 июля 2024 г. по административному делу N 3а-180/2023 признан недействующим с 8 января 2022 г. абзац 11 пункта 1.6 Порядка N 469-п в той мере, в какой им признается необходимым применение с 1 апреля текущего года коэффициента минимальной доходности земельного участка установленного нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области до 1 марта текущего года, измененного в большую сторону чаще одного раза в три года.
В соответствии с положениями статей 4, 10, 29 Закона Волгоградской области от 9 декабря 2014 г. N 169-ОД "О нормативных правовых актах Волгоградской области" к нормативным правовым актам Волгоградской области относятся, в частности нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Волгоградской области. Иные органы исполнительной власти Волгоградской области в пределах своих полномочий издают нормативные правовые акты в форме приказов и (или) распоряжений. Порядок подготовки нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти Волгоградской области устанавливается Губернатором Волгоградской области. Нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Волгоградской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Волгоградской области, законам Волгоградской области, постановлениям Губернатора Волгоградской области и постановлениям Администрации Волгоградской области. Официальным опубликованием нормативного правового акта Волгоградской области считается первая публикация его полного текста в газете "Волгоградская правда" или первое размещение (опубликование) в официальном сетевом издании "Волгоград.Ру" (www.pravo.volgograd.ru) либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 11 февраля 2022 г. N 5н "Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки" установлено значение коэффициента минимальной доходности земельного участка, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки, равное 0, 0765 (л.д.182 том 3).
Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 января 2022 г. N 41-р, принятого с соблюдением положений приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 марта 2017 г. N 17-н "Об утверждении Порядка согласования значений коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" значение коэффициента минимальной доходности земельного участка в значении 0, 0765 согласовано (л.д. 201 том 3).
В установленном порядке проект Приказа N 5н прошел правовую, антикоррупционную экспертизу в Комитете, в Управлении Минюста РФ по Волгоградской области, а также получил оценку регулирующего воздействия (л.д.182-206 том 3).
Приказ N 5н принят компетентным государственным органом, подписан его руководителем.
Полномочия Комитета на принятие Приказа N 5н предусмотрены приведенными выше нормативными правовыми актами, в том числе абзацем 11 пункта 1.6 Порядка N 469-п. При этом, судом в рамках дела об оспаривании положений пункта 1.6 Порядка N 469-п не принималось решения об отсутствии у Комитета права на принятие оспариваемого нормативного правого акта.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 26 декабря 2022 г. N 834-п утверждено Положение о комитете экономической политики и развития Волгоградской области (далее - Положение), в соответствии с которым Комитет является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в указанных в Положении сферах (пункт 1.1).
В силу пункта 2.38 Положения Комитет осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, в опровержение доводов административных истцов обжалуемый по настоящему делу Приказ N 5н принят в рамках имеющихся у Комитета полномочий.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 15 февраля 2022 г, а также опубликован в газете "Волгоградская правда" N 45 от 23 июня 2023 г. Приказ N 5н вступил в силу через 10 дней со дня опубликования на официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (л.д. 86 том 4).
Судом установлено, что рассматриваемый Приказ N 5н принят компетентным органом с соблюдением требований Закона Волгоградской области N 169-ОД и постановления Губернатора Волгоградской области от 13 июля 2015 г. N 624 "О подготовке нормативных правовых актов органов исполнительной власти Волгоградской области" о порядке его принятия, официального опубликования в соответствующих средствах массовой информации и вступления в законную силу.
Давая правовую оценку нормативному содержанию Приказа N 5н, суд приходит к выводу о том, что он соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Указанные принципы названы в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2552) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582), в их числе предусмотрены:
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. При этом составные части формулы, в соответствии с которой определяется размер арендной платы (за исключением показателя уровня инфляции и кадастровой стоимости), могут изменяться в большую сторону не чаще одного раза в 3 года;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Принимая во внимание, что расположенные на территории Волгоградской области земельные участки, собственность на которые не разграничена, в силу положений части 1 статьи 16 ЗК РФ относятся к государственным землям, механизм расчета арендной платы за такие объекты недвижимости, порядок и периодичность ее изменения не могут противоречить указанным выше принципам определения арендной платы.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее - Методические указания).
Проверяя соблюдение принципа предсказуемости расчета арендной платы, суд учитывает, что применение данного принципа имеет целью создание стабильных условий гражданского оборота участниками земельных отношений, исключающих возможность частого изменения арендной платы за земельные участки (пункт 7 Методических указаний).
По настоящему делу установлено, что в отношении арендованных истцами земельных участков в рамках договорных отношений при расчете арендной платы с апреля 2021 г. применялся коэффициент в значении равном 0, 0691, установленном приказом комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 18 февраля 2021 г. N 7н "Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки", а с апреля 2022 года применялся коэффициент в значении 0, 0765, предусмотренном Приказом N 5н, то есть с ежегодным его повышением.
В силу прямого указания в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 соблюдение принципа предсказуемости расчета размера арендной платы должно находить отражение в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления, которыми определяются порядок расчета арендной платы, устанавливаются формулы, в соответствии с которыми исчисляется размер арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Между тем, нормы оспариваемого Приказа N 5н, принятого Комитетом во исполнение положений абзаца 11 пункта 1.6 Порядка N 469-п не предусматривают какой-либо формулы (порядка) определения размера арендной платы и не регулируют вопросы применения оспариваемого коэффициента в арендных отношениях, они устанавливают только цифровое значение данного коэффициента.
По этой причине ограничения периодичности повышения размера регулируемой арендной платы за публичные земли, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 не касаются Приказа N 5н.
Данные ограничения распространяются на Порядок N 469-п, поскольку именно этот нормативный правой акт предусматривает формулу определения размера арендной платы, устанавливая единый подход и порядок её расчета за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области.
Тогда как Приказ N 5н, устанавливая конкретное значение коэффициента минимальной доходности, являющегося одним из элементов указанной формулы расчета арендной платы, принят в развитие и вытекает из положений абзаца 11 пункта 1.6 Порядка N 469-п.
Между тем, как указано выше абзац 11 пункта 1.6 Порядка N 469-п был предметом судебного контроля в соответствии с главой 21 КАС РФ по делу N 3а-180/2023 и на основании постановления Администрации Волгоградской области от 15 декабря 2023 г. N 841-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов", которым принята новая редакция его пункта 1.6, с учетом решения Волгоградского областного суда от 26 марта 2024 г, приведен в соответствие с принципами предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Приказ N 5н не нарушает принципа предсказуемости арендной платы и не нарушает прав истцов.
Исходя из содержания административных исков, их подача обусловлена несогласием истцов с применением в арендных отношениях оспариваемого Приказа N 5н при определении размера арендной платы за используемые земли, находящиеся в неразграниченной государственной собственности. Между тем, отношения, возникающие в ходе применения нормативных правовых актов не влияют на законность этих актов, так же как и нарушения, допущенные при их реализации применительно к конкретным арендным правоотношениям не являются основанием для признания их недействующими (статьи 209-213 КАС РФ).
Не состоятельны доводы истцов о нарушении оспариваемым актом принципа запрета необоснованных предпочтений и статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ввиду создания, по мнению истцов, дискриминационных условий в ходе реализации Приказа N 5н при расчете арендной платы за 2022 г. за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и напротив не применении оспариваемого нормативного правового акта в отношении земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области на основании постановления администрации Волгоградской области от 5 мая 2022 г. N 257-п "О приостановлении действия отдельных положений постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (далее - постановление Администрации Волгоградской области от 5 мая 2022 г. N 257-п).
Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции или созданию дискриминационных условий. При этом под дискриминационными условиями, в силу положений подпункта 8 статьи 4 названного Закона, понимаются такие условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 к числу принципов, подлежащих учету при определении арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности отнесен в числе прочих принцип запрета необоснованных предпочтений, суть которого заключается в том, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Содержание оспариваемого Приказа N 5н свидетельствует об установлении одинакового для всех субъектов значения коэффициента минимальной доходности земельного участка, применяемого для расчета арендной платы равного 0, 0765 и поэтому не может расцениваться как дискриминационное. При этом, вопросы применения (неприменения) коэффициента минимальной доходности Приказом N 5н не регламентируются.
Аналогичная правовая позиция по рассматриваемым доводам истцов содержится в Кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 июля 2024 г, принятым по результатам рассмотрения кассационных жалоб истцов на решение Волгоградского областного суда от 4 октября 2023 г. по делу N 3а-151/2023.
Кроме того, сам Порядок N 469-п, на основании которого принят Приказ N 5н также не содержит каких-либо различий в механизме (порядке) расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям.
При этом, следует отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 не устанавливает требований по единому порядку расчета арендной платы за земельные участки, принадлежащие различным публично-правовым образованиям: Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.
Указанное свидетельствует об отсутствии нарушения принципа запрета необоснованных предпочтений оспариваемым Приказом N 5н.
Относительно доводов административных истцов о создании дискриминационных условий ввиду издания Администрацией Волгоградской области постановления от 5 мая 2022 г. N 257-п, суд полагая, что эти доводы не относимы к настоящему спору, принимает во внимание позицию администрации Волгоградской области, выраженную в письменном отзыве о том, что субъект РФ, реализуя свои правомочия по дополнительной поддержке арендаторов земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области в условиях санкционного давления, указанным постановлением от 5 мая 2022 г. N 257-п принял решение о приостановлении до 31 декабря 2023 г. в отношении находящихся в собственности Волгоградской области земельных участков действие пункта 1.13 Порядка N 469-п и установил, что до 31 марта 2024 г. при расчете размера арендной платы за находящиеся в собственности Волгоградской области земельные участки применяется коэффициент минимальной доходности земельных участков, установленный в 2021 году, учитывая право региона распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области и отсутствие таких прав у Волгоградской области в отношении земель государственная собственность на которые не разграничена, а также принимая во внимание поступление доходов от аренды земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области в бюджет региона, а доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - в бюджет соответствующего муниципального образования в силу положений статьей 57, 62 БК РФ и пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (л.д. 70-72 том 6).
Вопреки позиции административных истцов постановление Администрации Волгоградской области от 5 мая 2022 г. N 257-п не содержит правил в отношении оспариваемого коэффициента минимальной доходности и норм о его применения (неприменения) при расчете арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, что объясняется приведенными выше обстоятельствами отсутствия у субъекта РФ правомочий распоряжаться такими земельными участками и наличия прав у муниципальных образований на доходы от аренды этих участков.
При том, что вопросы целесообразности принятия того или иного нормативного правового акта не входят в предмет доказывания по делам разрешаемым в порядке главы 21 КАС РФ.
С учетом изложенного, доводы административных истцов о наличии противоречий или несоответствий между оспариваемым Приказом N 5н и постановлением Администрации Волгоградской области от 5 мая 2022 г. N 257-п не находят своего подтверждения и подлежат отклонению как необоснованные.
Как установлено судом вступившее в силу решение Волгоградского областного суда от 26 марта 2024 г. о признании недействующим в части Порядка N 469-п подтвердило законность его нормы о ежегодном утверждении размера коэффициента минимальной доходности. Судом норма абзаца 11 пункта 1.6 Порядка N 469-п приведена в соответствие с законодательством и принципами установления арендной платы за земельные участки только в части предусмотренного ею порядка применения коэффициента. Тогда как Приказ N 5н, который по мнению истцов должен быть проверен на соответствие этой норме права (признанной частично не действующей), не регулирует вопросы порядка применения коэффициента, он устанавливает исключительно его цифровое значение. Поэтому привести Приказ N 5н в соответствие с признанным недействующим в указанной части абзацем 11 пункта 1.6 Порядка N 469-п, как предлагают истцы, в принципе невозможно.
Факт признания судом недействующими правил применения коэффициента минимальной доходности, установленных абзацем 11 пунктом 1.6 Порядка N 469-п, не означает изменения законодательства, применительно к нормативному содержанию оспариваемого Приказа N 5н, на соответствие которому его следовало бы проверить.
Таким образом, вопреки позиции истцов, иного правового регулирования в части принятия оспариваемого Приказа N 5н не установлено.
Согласно части 2 статьи 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.
Решение Волгоградского областного суда от 26 марта 2024 г. по делу N 3а-180/2024 само по себе способно обеспечить восстановление нарушенных имущественных прав истцов, на основании которого истцы не лишены возможности предъявить соответствующее требование, связанное с расчетом (перерасчетом) подлежащей уплате арендной платы за находящиеся в их пользовании земельные участки, в том числе в судебном порядке, поскольку в силу приведенных положений части 2 статьи 216 КАС РФ правовым последствием признания недействующим в части Порядка N 469, на основании и во исполнение которого принят оспариваемый Приказ N 5н является неприменение последнего в арендных правоотношениях при определении размера арендной платы, а не признание его недействующим.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Приказ N 5н не противоречит нормам права, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав истцов, не создает им препятствия к осуществлению прав на уплату арендных платежей в обоснованном размере за пользование земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности.
При этом, принятие постановления Администрации Волгоградской области от 15 декабря 2023 г. N 841-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов", которым в новой редакции изложен абзац 11 пункта 1.6 Порядка N 469-п не влияет на законность Приказа N 5н, принятого и вытекающего из прежней редакции указанной нормы абзаца 11 пункта 1.6 Порядка N 469-п, так как по смыслу положений главы 21 КАС РФ оспариваемый нормативный правовой акт оценивается судом на соответствие только действовавшему на период его принятия законодательству, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд считает возможным отказать в удовлетворении административных исковых требований истцов.
Руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, решил:
в удовлетворении административных исковых требований Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", ООО "Озон", Ф.В.П., ИП К.К.Ю., ИП К.К.Ю., Х.С.А., Е.Н.А., ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. о признании недействующим приказа комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 11 февраля 2022 г. N 5н "Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки", отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании "Волгоградская правда" либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты комитета экономической политики и развития Волгоградской области, если названное печатное издание прекратило свою деятельность, а также путем размещения в сетевом издании "Волгоград.Ру" www.pravo.volgograd.ru.
Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение суда может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
К.Н.М. |
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 15 января 2025 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 23 декабря 2024 г. по делу N 3а-10/2024
Опубликование:
официальный сайт Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)