Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Боглачевой Е.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" Тикка Я.И. (доверенность от 09.07.2012 N 273), от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Ломако Ю.С. (доверенность от 19.10.2012 N 93), Ковалева А.А. (доверенность от 27.12.2011 N 129), Буренковой К.А. (доверенность от 30.08.2012 N 90), Сополевой Е.В. (доверенность от 30.08.2012 N 89), от открытого акционерного общества "Сегежский целлюлознобумажный комбинат" Матвеева М.В. (доверенность от 10.02.2012 N 25-110), от открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Рабачева А.В. (доверенность от 05.05.2011), от открытого акционерного общества "Прионежская сетевая компания" Андрушко Е.В. (доверенность от 01.01.2012 N 100/Д/13-12),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по делу N А26-9395/2010 (судьи Попова Н.М., Горшелев В.В., Жукова Т.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785; далее - ОАО "МРСК Северо-Запада") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051000000050; далее - ОАО "Карельская энергосбытовая компания") о взыскании 76 889 207 руб. 19 коп. задолженности за услуги по передаче электрической энергии, 12 198 423 руб. 82 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.02.2010 по 05.03.2012 (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: открытое акционерное общество "Прионежская сетевая компания" (ОГРН 1061001073242; далее - ОАО "Прионежская сетевая компания" и открытое акционерное общество "Сегежский целлюлознобумажный комбинат" (ОГРН 1021000921314; далее - ОАО "Сегежский ЦБК").
Определением от 04.04.2011 объединены в одно производство настоящее дело и дело N А26-821/2011 с присвоением делу N А26-9395/2010. В рамках объединенного дела к рассмотрению принято требование ОАО "МРСК Северо-Запада" о взыскании задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в период с января по декабрь 2010 года, и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением от 15.06.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы (ОГРН 1024701893336; далее - ОАО "ФСК ЕЭС").
Определением от 14.07.2011 к производству принято встречное исковое заявление ОАО "Карельская энергосбытовая компания" к ОАО "МРСК Северо-Запада" о взыскании 1 201 318 699 руб. 99 коп. неосновательного обогащения и процентов за пользование чужим денежными средствами за период с 25.02.2010 по 05.03.2012 в сумме 146 340 394 руб. 30 коп. (с учетом уточнения заявленных требований).
Определением от 25.10.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация Сортавальского муниципального района.
Определением от 05.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация Куземского сельского поселения, Администрация муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" и Администрация муниципального образования "Летнереченское сельское поселение".
Решением от 29.03.2012 первоначальный иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 18 874 467 руб. 26 коп., в том числе: 6 714 709 руб. 82 коп. задолженности за оказанные в 2010 году услуги по передаче электрической энергии, 12 159 757 руб. 44 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В остальной части иска отказано. В удовлетворении встречного иска ОАО "Карельская энергосбытовая компания" отказано.
Определением от 27.04.2012 исправлена допущенная в решении арифметическая ошибка в расчете подлежащих взысканию с ОАО "Карельская энергосбытовая компания" процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму 184 417 руб.; сумма подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными составила 11 975 339 руб. 47 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2012 решение от 29.03.2012 отменено. С ОАО "Карельская энергосбытовая компания" в пользу ОАО "МРСК Северо-Запада" взыскано 1 476 810 руб. 84 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В остальной части в иске ОАО "МРСК Северо-Запада" отказано. С ОАО "МРСК Северо-Запада" в пользу ОАО "Карельская энергосбытовая компания" взыскано 1 201 318 699 руб. 99 коп. переплаты и 146 340 394 руб. 30 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. После зачета удовлетворенных требований по первоначальному и встречному искам с ОАО "МРСК Северо-Запада" в пользу ОАО "Карельская энергосбытовая компания" взыскано 1 346 182 283 руб. 45 коп. переплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В кассационной жалобе ОАО "МРСК Северо-Запада" просит отменить постановление апелляционной инстанции от 15.08.2012, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, а решение суда первой инстанции от 29.03.2012 оставить в силе.
В отзывах на кассационную жалобу ОАО "Карельская энергосбытовая компания" и ОАО "Сегежский ЦБК" просят оставить постановление апелляционной инстанции от без изменения, полагая его правомерным.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ФСК ЕЭС" считает жалобу в части спора об оказании услуг с использованием объектов ЕНЭС обоснованной, в остальной части пояснений не дает.
В судебном заседании представители ОАО "МРСК Северо-Запада" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители ОАО "Карельская энергосбытовая компания", ОАО "ЦБК" и ОАО "ФСК ЕЭС" - доводы, изложенные в отзывах на нее.
Другие привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между ОАО "Карельская энергосбытовая компания" (заказчиком, гарантирующим поставщиком) и ОАО "Карелэнерго" - правопредшественником ОАО "МРСК Северо-Запада" (исполнителем, сетевой организацией) заключен договор от 21.12.2007 N 1-Карелэнерго-2008 в редакции протокола согласования разногласий, по которому исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором (пункт 2.1).
ОАО "МРСК Северо-Запада", являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства в Северо-Западном регионе, на основании заключенного с ОАО "Карельская энергосбытовая компания" договора в период с января по декабрь 2010 года оказывало ответчику услуги по передаче электрической энергии. Стоимость оказанных в 2010 году услуг по передаче электрической энергии согласно выставленным счетам составила 2 308 000 816 руб. 79 коп. В результате проведенной в ходе судебного разбирательства сверки расчетов с участием ОАО "МРСК Северо-Запада", ОАО "Карельская энергосбытовая компания" и ОАО "Прионежская сетевая компания" стоимость оказанных в 2010 году услуг корректировалась.
Договором от 21.12.2007 стороны согласовали порядок оплаты заказчиком оказываемых исполнителем услуг по передаче электрической энергии. В силу пункта 6.6 договора (в редакции протокола согласования разногласий) оплата услуг по передаче электроэнергии производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании подписанного сторонами акта об оказании услуг по передаче электрической энергии и выставленного исполнителем не позднее, чем за 5 рабочих дней счета-фактуры. При просрочке исполнителем предъявления указанных документов срок, установленный для исполнения заказчиком денежных обязательств, пропорционально увеличивается.
Суд по материалам дела установил, что ОАО "Карельская энергосбытовая компания" в оплату стоимости оказанных услуг перечислило по платежным поручениям 2 231 111 609 руб. 60 коп. (том 1, л.д. 108-148; том 2, л.д. 34-43). Размер и даты поступивших от ОАО "Карельская энергосбытовая компания" платежей им не оспариваются. В связи с неоплатой ОАО "Карельская энергосбытовая компания" в полном объеме оказанных по передаче электрической энергии услуг ОАО "МРСК Северо-Запада" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском. После неоднократных уточнений исковых требований ОАО "МРСК Северо-Запада" просит взыскать с ОАО "Карельская энергосбытовая компания" 89 087 631 руб. 01 коп., в том числе: 76 889 207 руб. 19 коп. задолженности и 12 198 423 руб. 82 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
ОАО "Карельская энергосбытовая компания", считая, что за спорный период (с января по декабрь 2010 года) у него имелась переплата в сумме 1 201 318 699 руб. 99 коп. за оказанные ОАО "МРСК Северо-Запада" услуги по передаче электрической энергии, обратилось в суд со встречным иском о взыскании с ОАО "МРСК Северо-Запада" излишне перечисленных денежных средств, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 146 340 394 руб. 30 коп.
Статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
В силу статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в установленные договором возмездного оказания услуг порядке и сроки.
Неоспариваемая ОАО "Карельская энергосбытовая компания" часть стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных ОАО "МРСК Северо-Запада" в 2010 году, составила 1 029 601 567 руб. 89 коп.
ОАО "Карельская энергосбытовая компания", возражая по существу требований о включении суммы 1 210 236 206 руб. 58 коп. в расчет общей стоимости переданной за 2010 год электроэнергии, сослалось на отсутствие доказательств факта оказания со стороны ОАО "МРСК Северо-Запада" услуг по передаче электроэнергии в интересах потребителя - открытого акционерного общества "Карельский окатыш" (далее - ОАО "Карельский окатыш") (размер разногласий - 837 890 406 руб. 50 коп.); на необоснованность применения ОАО "МРСК Северо-Запада" тарифа на услуги по передаче электроэнергии в интересах ОАО "Сегежский ЦБК", дифференцированного по числу часов используемой мощности (ЧЧИМ) до 7 000 (размер разногласий - 368 936 532 руб. 61 коп.); на необоснованность определения объема и стоимости услуг по передаче электроэнергии по бесхозяйным электрическим сетям (ТП-316 Летний-2, ТП-510 д. Тунгуда, ТП-511 Новое Машозеро, ТП-512 Новое Машозеро, д. Поньгома, с. Гридино) на границе присоединения сетей ОАО "МРСК Северо-Запада" к бесхозяйным (размер разногласий - 514 554 руб. 65 коп.); на неправомерность определения объемов электроэнергии, переданной потребителям - физическим лицам, проживающим в многоквартирных домах (далее МКД), по показаниям общедомового прибора учета, а не на основании данных об оплате электроэнергии гражданами (размер разногласий - 691 916 руб. 05 коп); на незаконность отнесения к объемам оказанных ОАО "МРСК Северо-Запада" услуг объемов, переданных с использованием находящихся в собственности сетевой организации измерительных комплексов (размер разногласий 2 202 796 руб. 76 коп.).
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Услуги по передаче электрической энергии осуществляются территориальной сетевой организацией с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном праве федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861; далее - Правила N 861).
Как видно из материалов дела, объекты электросетевого хозяйства ВЛ-220 и ВЛ-219 приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23.11.2005 отнесены к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Суд по материалам дела установил, что собственником данных объектов электросетевого хозяйства является ОАО "ФСК ЕЭС" (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.02.2012; том 34, л. д. 16,17). Вместе с тем услуги по передаче электрической энергии ОАО "Карельский окатыш" на указанных участках ОАО "ФСК ЕЭС" не оказывает. Закон об электроэнергетике предусматривает возможность оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной электрической сети помимо организации по управлению ЕНЭС (ОАО "ФСК ЕЭС") иными законными владельцами объектов, входящих в состав ЕНЭС (статьи 8, 9 названного Закона).
В соответствии с договором использования объектов электросетевого хозяйства от 01.09.2005 N ДИ-18 (том 13, л. д. 23-41) ВЛ-219, ВЛ-220 переданы в аренду от ОАО "ММСК Центр" в ОАО "Карельские магистральные сети", реорганизованные путем присоединения к ОАО "ФСК ЕЭС". До осуществления реорганизации спорные участки ЛЭП были переданы в субаренду ОАО "Карелэнерго" (правопредшественнику ОАО "МРСК Северо-Запада") и до настоящего времени из фактического владения истца по первоначальному иску не выбывали.
В спорный период ОАО "ФСК ЕЭС" оказывало услуги по передаче электрической энергии в соответствии с условиями договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 19.12.2005 N 118/П (том 13, л.д. 9-22) и актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон от 03.04.2009 N 15-АРБП-09 (том 13, л. д. 31-41).
В акте от 03.04.2009 N 15-АРБП-09 установлены границы балансовой и эксплуатационной ответственности сторон. Из пунктов 2.9.6*, 2.9.7* указанного акта следует, что в спорный период эксплуатацию ВЛ-220 кВ Л-219 Кривопорожская ГЭС-14 - ПС-52 Костомукшский ГОК (инвентарный номер 0303- 2-12-06141), ВЛ-220 кВ Л-220 Кривопорожская ГЭС-14 - ПС-52 Костомукшский ГОК (инвентарный номер 0303-2-12-06142) осуществляло ОАО "МРСК Северо-Запада".
В целях упорядочения договорных отношений по аренде объектов ЕНЭС между ОАО "МРСК Северо-Запада" и ОАО "ФСК ЕЭС" заключен новый договор аренды от 30.08.2011 N 12/2011-А (том 23, л. д. 88-98). В соответствии с пунктом 6.1 названного договора его условия применяются к отношениям сторон, возникшим до его заключения, начиная с 01.07.2008. В приложении к договору (пункты 61, 62) стороны согласовали перечень объектов, передаваемых в аренду ОАО "МРСК Северо-Запада", среди которых числятся последние пролеты ВЛ-219 и ВЛ-220.
Передача объектов ЕНЭС от ОАО "ФСК ЕЭС" к ОАО "МРСК Северо-Запада" согласована Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26.07.2011 N 304 (том 23, л. д. 99; том 34 л. д. 101-102), что полностью соответствует статье 8 Закона об электроэнергетике и Правилам согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1173.
Право сторон распространить условия заключенного ими договора к отношениям, возникшим до заключения договора, установлено статьей 425 ГК РФ. В соответствии с названной нормой ОАО "МРСК Северо-Запада" и ОАО "ФСК ЕЭС" распространили действие договора N 12/2011-А на период их фактических взаимоотношений с 01.07.2008 (пункт 6.1 договора).
При таком положении кассационная инстанция соглашается с судом первой инстанции в том, что в рассматриваемый период ОАО "МРСК Северо-Запада" правомерно осуществляло оказание услуг в интересах потребителя ОАО "Карельский окатыш" с использованием ВЛ-219, ВЛ-220. Законность оказания этих услуг признана собственником объектов ЕНЭС - ОАО "ФСК ЕЭС" и потребителем- ОАО "Карельский окатыш", подписавшим акты первичного учета за период с января по декабрь 2010 года.
С учетом изложенного то обстоятельство, что договор от 01.09.2005 N ДИ-18 в период спорных отношений прекратил свое действие, а договор от 30.08.2011 N 12/2011-А еще не был заключен, обоснованно не расценено судом первой инстанции в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленного ОАО "МРСК Северо-Запада" требования о взыскании задолженности за услуги по передаче электрической энергии. Признание недействующим договора аренды от 01.09.2005 N ДИ-18 не влияет на право ОАО "МРСК Северо-Запада" требовать от ответчика оплаты оказанных услуг в полном объеме (статьи 9 и 26 Закона об электроэнергетике, статьи 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила N 861). Сведения о том, что оказание ОАО "МРСК Северо-Запада" услуг по передаче электроэнергии ОАО "Карельский окатыш" с момента заключения договора от 21.12.2007 N 1-Карелэнерго-2008, в приложении N 1 к которому в качестве точек поставки электроэнергии согласованы в том числе ВЛ-219, ВЛ-220, оспаривалось ОАО "Карельский окатыш" либо ОАО "ФСК ЕЭС", в материалы дела не представлены. В подтверждение данного факта в материалы дела представлены акты первичного учета электроэнергии за 2010 год, подписанные ОАО "Карельский окатыш" (том 8 л., д. 54-62; том 12 л. д. 86-94), акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей ОАО "МРСК Северо-Запада" и ОАО "Карельский окатыш" (приложение к договору энергоснабжения от 01.01.2007 N 0015, приложение N 2 к договору от 05.05.2010 N 10-ГОК-ПР оказания услуг по передаче электрической энергии, том 12, л. д. 139-142). Доказательств оказания услуг по передаче электрической энергии иным лицом, помимо ОАО "МРСК Северо-Запада", в дело не представлено.
Довод ОАО "Карельская энергосбытовая компания" о том, что условиями договоров от 01.09.2005 N ДИ-18 и от 30.08.2011 N12/2001-А не предусмотрено возложение на ОАО "МРСК Северо-Запада" обязанностей по техническому обслуживанию, ремонту, эксплуатации, охране объектов, приведенный в качестве основания, исключающего совершение истцом по первоначальному иску действий по оказанию услуг по передаче электроэнергии в интересах ОАО "Карельский окатыш", также правомерно отклонен судом первой инстанции.
Условия договора по правилам статьи 421 ГК РФ определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Пунктом 2.1. договора N 1-Карелэнерго-2011 ОАО "МРСК Северо-Запада" приняло обязательство по оказанию ответчику по первоначальному иску услуг по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании. Предмет договора соответствует положениям статьи 3 Закона об электроэнергетике. Пунктом 12 Правил N 861 предусмотрена, обязанность сетевой организации осуществить в рамках договора комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, равно как и обязанность потребителя услуг - оплатить их. При исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (подпункт "а" пункта 15 Правил N 861).
При указанных обстоятельствах ОАО "МРСК Северо-Запада" и ОАО "ФСК ЕЭС", по мнению кассационной инстанции, правомерно распределили обязанности по обслуживанию объектов ЕНЭС по своему усмотрению. Следовательно, обоснованным является и включение в общую сумму оказанных ОАО "МРСК Северо-Запада" услуг стоимость услуг по передаче электроэнергии потребителю ОАО "Карельская энергосбытовая компания" - ОАО "Карельский окатыш".
Сумма 837 890 406 руб. 50 коп. обоснованно включена в задолженность ОАО "Карельская энергосбытовая компания" перед ОАО "МРСК Северо-Запада" за оказание услуг по передаче электрической энергии.
Оценив разногласия сторон относительно определения подлежащего применению тарифа по оказанию услуг потребителю ОАО "Сегежский ЦБК" (на сумму 368 936 532 руб. 61 коп.), суд установил следующее.
Между ОАО "Сегежский ЦБК" и ОАО "Карельская энергосбытовая компания" заключен договор энергоснабжения от 01.01.2010 N 1388 (том 6, л. д. 93-107), предметом которого является снабжение потребителя электрической энергией в согласованных точках поставки - ПС-4, ПС-15 (приложение N 2 к договору). В 2010 году ОАО "Сегежский ЦБК" осуществляло расчет за потребленную электроэнергию по одноставочному тарифу. Претензией от 01.03.2011 (том 6, л. д. 64) ОАО "Сегежский ЦБК" уведомило ОАО "Карельская энергосбытовая компания" о том, что до сентября 2010 года производило ежемесячное снятие и актирование почасовых показаний приборов учета на подстанции ПС-4. На данной подстанции 02.08.2010 установлена и запущена в эксплуатацию автоматизированная информационно - измерительная система контроля и учета электрической энергии (АИИС КУЭ ПС4), позволяющая учитывать и хранить почасовые показания приборов учета. Рассчитав фактическую максимальную мощность потребления электрической энергии с января по август 2010 года по пункту 18 Правил N 66-э/1, а с сентября 2010 года - по данным АИИС КУЭ ПС4, ОАО "Сегежский ЦБК" предложило ОАО "Карельская энергосбытовая компания" пересмотреть примененный к нему в 2010 году тариф, дифференцированный по ЧЧИМ менее 7000 часов, и произвести соответствующий перерасчет, исходя из ЧЧИМ свыше 7001 часа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер названных Правил следует читать как "N 166-э/1"
В данном случае возникла необходимость проверить обоснованность расчета стоимости услуг, оказанных ОАО "МРСК Северо-Запада" в отношении ОАО "Сегежский ЦБК", отнесенного к тарифной группе по ЧЧИМ менее 7000 часов.
Тарифы на электрическую энергию подлежали государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением уполномочена осуществлять Федеральная служба по тарифам Российской Федерации (далее - ФСТ). Полномочия по изданию правовых актов в сфере своей компетенции, в том числе по утверждению методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, предоставлены ФСТ Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332. Данным положением ФСТ также предоставлено право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции (пункт 6.13).
Приказом от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания). В рассматриваемый период (начало периода регулирования - январь 2010 года) действовали Методические указания в редакции Приказа ФСТ РФ от 21.10.2008 N 209-э/1. Из пункта 64 Методических указаний в редакции, действовавшей в спорный период, следует, что одноставочный тариф (цена) покупки электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям и покупателям - субъектам розничного рынка (кроме населения), рассчитывается исходя из ставок за электрическую энергию и мощность и дифференцируется в зависимости от числа часов использования заявленной мощности.
Дифференциация устанавливается для следующих диапазонов годового числа часов использования заявленной мощности:
от 7001 и выше;
от 6001 до 7000 часов;
от 5001 до 6000 часов;
от 4001 до 5000 часов;
от 3001 до 4000 часов;
от 2000 до 3000 часов;
менее 2000 часов.
В данном случае под заявленной (договорной) мощностью рассматривалась наибольшая получасовая электрическая мощность, которую потребитель обязался не превышать ежедневно в часы максимальной нагрузки энергосистемы (раздел I действовавших до мая 2010 года разъяснений к Методическим указаниям, изложенных в информационном письме ФСТ от 12.08.2005 N ДС-4928/14; далее - Разъяснения).
Таким образом, отнесение потребителя к той или иной тарифной группе осуществлялось на основании данных об используемом им напряжении электроэнергии и годового ЧЧИМ.
Порядок определения ЧЧИМ в отношении конкретного потребителя нормативно не установлен. Принцип расчета ЧЧИМ указан в пункте 69 Методических указаний.
Согласно данному пункту определение расчетной мощности потребителей (исходя из заявленного объема электрической энергии), оплачивающих электроэнергию по одноставочным тарифам, осуществляется энергоснабжающей организацией и производится в следующей последовательности:
а) по каждой группе потребителей определяется состав представительной выборки. По каждому потребителю, вошедшему в выборку, рассматривается
следующая информация:
- наименование предприятия (организации);
- вид выпускаемой продукции (для промышленных предприятий);
- коэффициент сменности (для промышленных предприятий);
- основные направления использования электроэнергии;
- суточный график электрической нагрузки в день годового максимума совмещенного графика нагрузки ОЭС (если суточный график по какой-либо тарифной группе отсутствует, то организуются выборочные замеры нагрузки в часы утреннего и вечернего максимумов нагрузки ОЭС);
- годовой объем электропотребления;
б) по каждому потребителю в указанном суточном графике определяется нагрузка в отчетные часы утреннего и вечернего пика (максимума) ОЭС. В дальнейших расчетах используется один (утренний или вечерний) наибольший суммарный совмещенный максимум нагрузки рассматриваемой группы потребителей;
в) посредством деления суммарного годового электропотребления всех абонентов, вошедших в выборку, на их совмещенный максимум нагрузки определяется среднегодовое число часов использования максимума нагрузки рассматриваемой группы потребителей.
Таким образом, расчет ЧЧИМ производится путем деления объема потребленной электроэнергии на величину фактической максимальной мощности, которая определяется как отношение суммы максимальных почасовых объемов потребления электрической энергии в рабочие дни с 6:00 до 23:00 по местному времени к количеству рабочих дней в расчетном периоде (календарном месяце).
Из пункта 69 Методических указаний следует, что определение максимальных почасовых объемов, отдельно от группы, для потребителя возможно только при наличии системы измерений, позволяющей фиксировать данные приборов учета о совмещенных по всем точкам учета почасовых расходах электроэнергии (мощности) с их архивацией за предшествующие периоды. То есть, из указанных документов ФСТ видно, что физический смысл величины ЧЧИМ - это интервал времени, в течение которого потребитель использует имеющуюся у него максимальную мощность всех энергопринимающих установок, а годовое ЧЧИМ является расчетной величиной и исчисляется как отношение годового объема электроэнергии к объему электрической мощности. Годовой объем электроэнергии фиксируется средствами измерения. При этом для расчета берется год, предшествующий году выбора потребителем тарифа на следующий период регулирования. Объем электрической мощности зависит от величины наибольшей получасовой мощности, которую потребитель обязан не превышать ежедневно в часы максимальной нагрузки энергосистемы. Иными словами, для определения ЧЧИМ необходимы данные за год, предшествующий расчетному, в данном случае - данные системы измерений о почасовом потреблении электрической энергии за 2009 год.
Как усматривается из материалов дела, электроустановки ПС-4, принадлежащие ОАО "Сегежский ЦБК", до 02.08.2011 были оснащены приборами учета типа ЦЭ6805В. Из паспорта данного счетчика (страницы 2-7, 10, 13; том 12, л. д. 9-39) следует, что технические характеристики не содержат сведения о погрешности встроенных часов счетчика, что не позволяет измерять интервальные значения энергии; память счетчика хранит его текущие показания, накопленные нарастающим итогом; на ЖКИ счетчика выводится величина нарастающим итогом. Следовательно, прибор учета типа ЦЭ6805В не позволяет накапливать данные почасового учета электроэнергии.
Ссылка ОАО "Сегежский ЦБК" на функционирование на предприятии системы технического учета электроэнергии АСОДУ с 30.04.2009 и допустимость принятия показаний, зафиксированных данной системой учета, по мнению кассационной инстанции. является несостоятельной.
Так, в силу статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. Тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. Решение об утверждении типа средств измерений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.
Между тем указанная ОАО "Сегежский ЦБК" система технического учета электроэнергии, не прошедшая утверждение типа средства измерения, не могла быть использована для целей коммерческого учета электроэнергии, также как и полученные с использованием этой системы данные не могли быть положены в основу рассматриваемых судом расчетов.
При таком положении прибор учета, позволяющий измерить почасовые объемы потребления электроэнергии, в 2009 году и до 02.08.2010 у ОАО "Карельская энергосбытовая компания" отсутствовал. Достоверных данных об этой величине ОАО "Карельская энергосбытовая компания" и ОАО "Сегежский ЦБК" не предоставили. Данные о почасовом потреблении в 2009 году по ПС-15 также отсутствуют.
Методика расчета ЧЧИМ, примененная ОАО "Карельская энергосбытовая компания", основывается на положениях пункта 18 Правил N 66-э/1, которыми установлены правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой по регулируемым тарифам (ценам) d-м покупателям, рассчитывающимся по двухставочным тарифам (ценам). Из буквального содержания данного пункта следует, что установленная им методика применяется только при расчетах между гарантирующими поставщиками, являющимися субъектами оптового рынка, и покупателями энергии (мощности), осуществляющими расчет по двухставочному тарифу, и не подлежит применению к потребителям, рассчитывающимся по одноставочному тарифу.
Объем фактического потребления мощности в расчетном периоде, рассчитанный по формуле, содержащейся в пункте 18 Правил N 66-э/1, определяется как соотношение суммы максимальных почасовых объемов потребления электрической мощности розничным потребителем в плановые часы пиковой нагрузки, установленные системным оператором, в рабочий день и количества рабочих дней в расчетном периоде.
Таким образом, указанный объем был определен ответчиком по первоначальному иску как среднее арифметическое выборочных значений потребляемой мощности, и тем самым в расчете сглажена (путем усреднения) неравномерность электрической нагрузки.
Использование в расчете усредненного значения мощности, а не годового максимума нагрузки по всем точкам учета, противоречит сути дифференцирования тарифа и подтверждает неправомерность применения данной методики для расчета ЧЧИМ. Данные, полученные посредством такого расчета, приведут к заведомому завышению годового ЧЧИМ.
Для расчета должны применяться данные по году, предшествующему расчетному, так как в течение года для расчетов ежемесячно применяется один и тот же тариф из диапазона по ЧЧИМ, установленный регулирующим органом на соответствующий период регулирования, который согласно положениям статьи 23 Закона об электроэнергетике не может быть менее 12 месяцев. Применение для расчетов в разные месяцы календарного года значения тарифа из разных диапазонов ЧЧИМ действующими нормативными актами не предусмотрено.
Пунктом 64 Методических указаний (в редакции приказа ФСТ от 21.10.2008 N 209-э/1) установлено, что одноставочный тариф (цена) покупки электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям и покупателям - субъектам розничного рынка (кроме населения), рассчитывается исходя из ставок за электрическую энергию и мощность и дифференцируется в зависимости от числа часов использования заявленной мощности. Данный пункт в указанной редакции действовал до марта 2010 года и с учетом положений статьи 4 ГК РФ должен применяться к правоотношениям сторон.
ОАО "МРСК Северо-Запада" при расчете ОАО "Сегежский ЦБК" годового ЧЧИМ на 2010 год были использованы не оспариваемые сторонами фактические данные об объеме электроэнергии, потребленной в 2009 году (предшествующему расчетному), и данные о заявленной мощности, согласованной ОАО "Сегежский ЦБК" и истцом по первоначальному иску в актах разграничений балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (том 8 л. д. 92-95).
Согласно расчету ОАО "МРСК Северо-Запада" ЧЧИМ ОАО "Сегежский ЦБК" в 2009 году составило 6551 час. При формировании тарифа на 2010 год ОАО "Сегежский ЦБК" учтен регулирующим органом как потребитель с ЧЧИМ до 7 000.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие допустимых данных о почасовом потреблении электрической энергии (мощности) по всем точкам поставки ОАО "Сегежский ЦБК" (ПС-4, ПС-15) за 2009 год и необоснованность применения к рассматриваемым правоотношениям Правил N 66-э/1, кассационная инстанция считает правильным принятие судом первой инстанции произведенного ОАО "МРСК Северо-Запада" расчета стоимости услуг по передаче электрической энергии в отношении ОАО "Сегежский ЦБК".
Сумма 368 936 532 руб. 61 коп. обоснованно включена в задолженность ОАО "Карельская энергосбытовая компания" перед ОАО "МРСК Северо-Запада" за оказание услуг по передаче электрической энергии.
Передача электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Такой договор в силу статьи 26 Закона об электроэнергетике является публичным и предполагает издание и исполнение обязательных для сторон публичного договора правил.
Пунктом 12 Правил N 530 установлено, что сетевые организации в целях обеспечения надлежащего исполнения принятых субъектами розничных рынков обязательств осуществляют коммерческий учет электрической энергии и контролируют его осуществление иными субъектами розничных рынков. В силу пунктов 136 и 138 Правил N 530 оплата предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по передаче электрической энергии. Положения этого раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации. Сетевая организация в соответствии с пунктом 159 названных Правил обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам. Кроме того, сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии (пункт 121).
Согласно пункту 3.3.2. договора N 1-Карелэнерго-2008 (том 1, л. д. 18-69) в обязанности сетевой организации по окончании каждого расчетного периода входит определение объемов поставленной потребителям электроэнергии. При этом сетевая компания обязана ежемесячно представлять заказчику в электронном и письменном виде ведомость об объемах электроэнергии, переданной потребителям, а также по отдельному запросу представлять заказчику в 20-дневный срок первичную документацию по снятию показаний приборов учета/расчету объемов переданной (поставленной) электроэнергии.
Определение объемов переданной электроэнергии при отсутствии у потребителя заказчика прибора учета может осуществляться с применением расчетных способов, согласованных между исполнителем и заказчиком в отношении каждого отдельного потребителя только.
Поскольку сбор данных об учтенных величинах переданной электрической энергии и об объемах потерь электрической энергии обеспечивается сетевой организацией, соответствующие данные за спорный период были предоставлены ОАО "Карельская энергосбытовая компания".
То обстоятельство, что приборы учета установлены без участия ОАО "Карельская энергосбытовая компания" и потребителей, не может быть расценено в качестве основания считать показания приборов недостоверными. То, что приборы установлены сетевой компанией, не лишает ОАО "Карельская энергосбытовая компания" права контролировать учет потребления электроэнергии.
Доказательств, опровергающих достоверность снятых истцом показаний общедомовых приборов учета, по которым ОАО "МРСК-Северо-Запада" произведен расчет, равно как и свидетельствующих о наличии каких-либо нарушений при установке и эксплуатации приборов учета, способных привести к недостоверности показаний, в дело не представлено.
Ссылка ответчика на необходимость наличия подписи потребителя на обходных листах, в которых фиксируются показания приборов учета, не соответствует условиям договора. Факт предоставления ОАО "МРСК-Северо-Запада" услуг по передаче электрической энергии в многоквартирные дома и объем потребленной многоквартирными домами электроэнергии по данным приборов учета ОАО "Карельская энергосбытовая компания" не опровергло.
Контррасчет ОАО "Карельская энергосбытовая компания", составленный с применением показаний индивидуальных приборов учета, а также сведений об оплате по квитанциям, обоснованно не принят судом первой инстанции, как не соответствующий требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В случае отсутствия общедомовых приборов учета объем поставленной электроэнергии должен быть рассчитан на основании нормативов.
Суд правомерно отклонил довод ОАО "Карельская энергосбытовая компания" о недопустимости принятия актов учета, составленных ОАО "МРСК Северо-Запада" с по сведениям управляющих организаций. То обстоятельство, что ОАО "Карельская энергосбытовая компания" в своих расчетах по договорам энергоснабжения многоквартирных домов учитывает показания индивидуальных приборов учета, не влияет на обязанности сетевой организации вести учет потребления электрической энергии по общедомовому прибору учета. Иное означало бы перенос границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в жилые помещения, что противоречит пункту 16 Правил N 307.
Производя определение объемов электроэнергии, поставленной в многоквартирные дома, по квитанциям и нормативам, ОАО "Карельская энергосбытовая компания" фактически самостоятельно производит расчет потерь электрической энергии, что противоречит пункту 121 Правил N 530. Расчет ОАО "Карельская энергосбытовая компания" потерь электрической энергии исходя из количества электрической энергии, оплаченной бытовыми потребителями, означает возможность неучета в составе полезного отпуска потребленной, но не оплаченной гражданами электрической энергии, что приведет к ее необоснованному отнесению на потери в сетях. Возложение на сетевую организацию обязанности по оплате внутридомовых потерь электрической энергии является неправомерным.
Довод ответчика о том, что в случае установки общедомового прибора учета не на границе балансовой принадлежности его показания не могут приниматься к расчету, не основан на законе и условиях договора.
Согласно пункту 143 Правил N 530 в случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. В соответствии с условиями договора объем переданной в таком случае в сеть исполнителя электроэнергии определяется путем корректировки показаний расчетных средств измерений с учетом технических потерь в элементах сети. В случае отсутствия данных о величине технических потерь или невозможности определения потерь по иным основаниям до момента их определения для целей расчета указанные потери не учитываются.
Оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом XII Правил N 530 (пункт 136).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность установки прибора учета не на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Вместе с тем доказательств установки приборов учета не на границе балансовой принадлежности в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что ОАО "МРСК Северо-Запада" правомерно в соответствии с действующим законодательством и условиями договора определило объемы переданной электрической энергии в многоквартирные жилые дома на основании общедомовых приборов учета.
Сумма 691 916 руб. 05 коп. обоснованно включена в задолженность ОАО "Карельская энергосбытовая компания" перед ОАО "МРСК Северо-Запада" за оказание услуг по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома.
Относительно разногласий, касающихся обоснованности учета в расчете общей стоимости услуг по передаче электроэнергии услуг, оказанных посредством принадлежащих ОАО "МРСК Северо-Запада" измерительных комплексов (разногласия на сумму 2 202 796 руб. 77 коп.), суд с учетом положений Закона об электроэнергетике, Правил N 307, Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утвержденной Минтопэнерго РФ 02.09.1994, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований согласиться с обоснованностью включения ОАО "МРСК Северо-Запада" в объем оказанных в 2010 году услуг по передаче электрической энергии услуг стоимостью 2 202 796 руб. 77 коп., составляющей стоимость объемов электроэнергии, учтенных измерительными комплексами истца. Данная сумма обоснованно исключена из расчета общей стоимости услуг.
Разногласия сторон, касающиеся определения стоимости услуг по передаче электроэнергии потребителям ОАО "Карельская энергосбытовая компания" посредством бесхозяйных сетей по точкам поставки: ТП 10/0,4 д. Поньгома, ТП 10/0,4 с. Гридино, ТП-512 Новое Машозеро, ТП-511 Новое Машозеро, ТП-316 Летний-2, ТП-510 д. Тунгуда (разногласия на сумму 514 554 руб. 65 коп.), сводятся к разрешению вопроса о правомерности определения объемов электрической энергии на границе присоединения сетей сетевой организации к бесхозяйным, а также правомерности отнесения на расходы ответчика (энергосбытовой организации) потерь электрической энергии в бесхозяйных сетях.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в течение спорного периода ОАО "Карельская энергосбытовая компания" заключены договоры энергоснабжения с потребителями, опосредованно присоединенными через бесхозяйные сети к ТП 10/0,4 д. Поньгома, ТП 10/0,4 с. Гридино, ТП-512 Новое Машозеро, ТП-511 Новое Машозеро, ТП-316 Летний-2, ТП-510 д. Тунгуда.
Пункт 2 Правил N 861 в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, предусматривал, что "точка присоединения к электрической сети"- место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии с электрической сетью сетевой организации.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 861 в данной редакции в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Таким образом, именно с даты присоединения при наличии бесхозяйных сетей ответственность за надежность обеспечения электроэнергией и ее качество перед потребителем возложена на организации, к электрическим сетям которых присоединены опосредованно через бесхозяйные сети энергопринимающие устройства потребителей.
Учитывая, что ОАО "МРСК Северо-Запада" определяет объем электрической энергии на границе своих сетей и бесхозяйных сетей и вычитает из этого объема объемы электрической энергии, фактически поставленной потребителям ОАО "Карельская энергосбытовая компания", суд первой инстанции правомерно согласился с доводом ОАО "Карельская энергосбытовая компания" о том, что в рамках настоящего дела сетевой организацией предъявляются к оплате потери в бесхозяйных электрических сетях.
Вместе с тем, как следует из письма Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20.03.2012 N ЕК-9/666, при расчете необходимой валовой выручки филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" на 2010 и 2011 годы регулирующим органом учитывались только расходы на содержание электрических сетей, принадлежащих сетевой организации на праве собственности или ином законном основании.
Согласно пункту 6 Правил N 861 потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 55.1 Методических указаний в случае, если расходы на эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (далее - бесхозяйные сети) не учтены при установлении тарифов, потребитель электрической энергии, присоединенный к бесхозяйным сетям, оплачивает потери электрической энергии в этих сетях пропорционально его фактическому электропотреблению.
Поскольку расходы на эксплуатацию бесхозяйных сетей (а именно потери электрической энергии в сетях) в тарифе, установленном для ОАО "МРСК Северо-Запада" в 2010 году, не были учтены, указанные расходы должны быть отнесены на потребителя, в данном случае на ОАО "Карельская энергосбытовая компания", который в силу пункта 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям.
Довод ОАО "Карельская энергосбытовая компания" о том, что потери в бесхозяйных сетях относятся на исполнителя - сетевую организацию, отклоняется как необоснованный. В соответствии с пунктами 50 и 51 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии, возникающих в электрических сетях, определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации. При этом сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязанность сетевой организации оплачивать гарантирующему поставщику потери электрической энергии, возникшие в не принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства.
Довод ОАО "Карельская энергосбытовая компания" о том, что указанные потери подлежат возмещению в качестве бездоговорного потребления электроэнергии по искам ОАО "МРСК Северо-Запада" к соответствующим местным администрациям не основан на положениях Правил N 530, согласно которым бездоговорным признается потребление электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (пункт 151).
Довод ОАО "Карельская энергосбытовая компания" о том, что в данном случае сети нельзя признать бесхозяйными, поскольку в соответствии с пунктом 3 раздела IV приложения 1, пункту 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу, имеет существенное значение при рассмотрении регрессных требований к администрациям муниципальных образований, привлеченных к участию в деле, обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание. В данном случае суд правомерно посчитал, что обязанность урегулировать отношения с местными администрациями в силу пункта 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике лежит на ОАО "Карельская энергосбытовая компания".
Таким образом, стоимость потерь в бесхозяйных электрических сетях 514 554 руб. 65 коп. обоснованно включена ОАО "МРСК Северо-Запада" в расчет стоимости оказанных в 2010 году услуг по передаче электрической энергии.
С учетом изложенного стоимость оказанных ОАО "МРСК Северо-Запада" услуг по передаче электрической энергии в период с января по декабрь 2010 года составила 2 237 826 319 руб. 42 коп. (1 029 792 909 руб. 61 коп. + 837 890 406 руб. 60 коп. + 368 936 532 руб. 61 коп. + 514 554 руб. 65 коп. + 691 916 руб. 05 коп.).
ОАО "Карельская энергосбытовая компания" произвело оплату стоимости оказанных услуг на сумму 2 231 111 609 руб. 60 коп. (том 15, л. д. 101-151; том 16 л. д. 1-71).
Сумма задолженности, подлежащей взысканию с ОАО "Карельская энергосбытовая компания" в пользу ОАО "МРСК Северо-Запада" составила 6 714 709 руб. 82 коп.
Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.02.2010 по 05.03.2012 в соответствии с положениями статьи 395 ГК РФ согласно расчету суда первой инстанции составила 11 975 339 руб. 47 коп. (с учетом определения от 27.04.2012 об исправлении арифметической ошибки). Расчет выполнен по согласованной сторонами методике расчета и кассационная инстанция не находит оснований с ним не согласиться.
При таком положении кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции правомерно с ОАО "Карельская энергосбытовая компания" в пользу ОАО "МРСК Северо-Запада" взыскано 6 714 709 руб. 82 коп. основного долга и 11 975 339 руб. 47 коп. процентов за пользование чужими средствами.
Встречные исковые требования ОАО "Карельская энергосбытовая компания" о взыскании неосновательного обогащения мотивированы указанием на переплату за оказанные ОАО "МРСК Северо-Запада" в 2010 году услуги по передаче электрической энергии и в силу положений статьи 1102 ГК РФ с учетом недоказанности данного обстоятельства удовлетворению не подлежали, равно как и заявленные истцом по встречному иску требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Факт наличия либо отсутствия переплаты разрешался судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и при оценке возражений ОАО "Карельская энергосбытовая компания" относительно объемов и стоимости услуг.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает неправомерным вывод суда апелляционной инстанции о наличии со стороны ОАО "МРСК Северо-Запада" неосновательного обогащения, постановление апелляционной инстанции - подлежащим отмене, как принятое с неправильным применением норм права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по делу N А 26-9395/2010 отменить. Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.03.2012 (с учетом определения от 27.04.2012) по настоящему делу оставить в силе.
Взыскать с открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051000000050) в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785) 2 000 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.