Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Константинова П.Ю., Рудницкого Г.М., с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Ананьевой Э.В.,
при участии от открытого акционерного общества "НИВА" Кадзоева А.П. (протокол от 30.06.2010), Куличевой Н.В. (доверенность от 11.01.2012 N 69-АА 0860516),
рассмотрев 22.11.2012 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.05.2012 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012 (судьи Ралько О.Б., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А66-12233/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "НИВА", место нахождения: 170017, г. Тверь, дер. Малые Перемерки, д. 17, ОГРН 1026900589264 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) от 06.10.2011 N 1717 "Об отмене распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 17.08.2011 N 1461" (далее - Распоряжение N 1717) и обязании Министерства в месячный срок представить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200071:79 с определением льготной цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости участка.
Решением от 05.05.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.07.2012, заявление удовлетворено. Распоряжение N 1717 признано недействительным; на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что принадлежащий Обществу объект незавершенного строительства передан заявителю в собственность до вступления в силу Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) и без одновременного отчуждения земельного участка; положения пункта 3 статьи 28 Закона N 178-ФЗ не подлежат применению к спорным правоотношениям; испрашиваемый земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена; порядок оформления прав на земельные участки, на которых расположены объекты незавершенного строительства, установлен в пункте 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ); спорный земельный участок не сформирован исключительно под объектами, строительство которых не завершено, в связи с чем площадь земельного участка, занятая завершенными строительством объектами и необходимая для их использования, превышает площадь земельного участка в существующих границах; оспариваемое распоряжение не нарушает права и законные интересы Общества.
В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Твери от 18.03.1993 N 210-7 "О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка производственному объединению "Комбинат-Агроснаб" под производственную базу в промзоне ст. Лазурная Московского района, по итогам инвентаризации" (далее - Постановление N 210-7) правопредшественнику Общества предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 58 903,4 кв.м под производственную базу, о чем выдано соответствующее свидетельство от 23.03.1993 N 459.
Решением Комитета от 19.04.1994 N 276 "Об утверждении плана приватизации производственного объединения "Комбинатагроснаб" утвержден план приватизации кооперативно-государственного предприятия производственное объединение "Комбинатагроснаб" (далее - Объединение); на баланс акционерного общества открытого типа "Нива" (далее - АООТ "Нива") передано относящееся к государственной доле имущество Объединения с момента его регистрации; правопреемником прав и обязанностей в части доли государственного имущества Объединения определено АООТ "Нива".
АООТ "Нива" зарегистрировало право собственности на имущество Объединения, что подтверждается свидетельством о собственности от 09.11.1994 N 169.
Постановлением главы администрации города Твери от 23.07.1996 N 1117 "О передаче в аренду земельного участка АООТ "НИВА" под производственную базу в промзоне ст. Лазурная, Московского района, в кадастровом квартале ТВ-40-02-071" Постановление N 210-7 признано утратившим силу; часть названного земельного участка изъята в запас городских земель, а оставшаяся часть площадью 39 767,3 кв.м передана в аренду АООТ "НИВА" под производственную базу.
Администрация города Твери (арендодатель) и АООТ "НИВА" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка площадью 39 767,3 кв.м с кадастровым номером ТВ-40-02-071, расположенного в промзоне ст. Лазурная Московского района в городе Твери, сроком до 31.07.2006. Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству администрации города Твери 25.07.1996 за номером 1043.
На названном земельном участке расположены объекты, принадлежащие Обществу на праве собственности:
- не завершенный строительством объект с кадастровым номером 69:40:02:00:071:0010:1/021545/37:10000/ж (свидетельства о государственной регистрации права от 25.02.2005 серии 69-АА N 621783 и от 20.12.2011 серии 69-АВ N 413297);
- не завершенный строительством объект с кадастровым номером 69:40:02:00:071:0010:1/021545/37:10000/А (свидетельства о государственной регистрации права от 16.03.2005 серии 69-АА N 628923 и от 20.12.2011 серии 69-АВ N 413296);
- подъездные железнодорожные пути протяженностью 700 м с кадастровым номером 69:40:0200071:0010:13\000036\37:10000/ж/д (свидетельство о государственной регистрации права от 15.09.2008 серии 69-АБ N 223355);
- площадка под склад тяжеловесов площадью 3100 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200071:10:3 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2009 серии 69 - АБ N 392266);
- замощение общей площадью 7586 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200071:10:4 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.04.2009 серии 69 АБ N 392267).
На основании заявления Общества распоряжением Комитета от 17.08.2011 N 1461 "О предоставлении в собственность земельного участка под объекты недвижимого имущества" (далее - Распоряжение N 1461) Обществу из земель населенных пунктов предоставлен в собственность под производственную базу земельный участок площадью 9425 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200071:79, расположенный в границах промзоны Лазурной в городе Твери; цена выкупа земельного участка установлена в размере 221 671 руб. 29 коп.; Департаменту государственного заказа Тверской области предписано заключить с Обществом договор купли-продажи названного земельного участка в течение одного месяца со дня подписания акта передачи документов.
Письмом от 12.10.2011 N 12731-04 Комитет сообщил Обществу, что, поскольку испрашиваемый земельный участок не находится у последнего на праве постоянного (бессрочного) пользования, а объекты незавершенного строительства передавались в его собственность до вступления в силу Закона N 178-ФЗ и без одновременного отчуждения земельного участка, отсутствуют законные основания для предоставления земельного участка в собственность.
На основании изложенного Распоряжением N 1717 отменено Распоряжение N 1461.
Общество, считая Распоряжение N 1717 незаконным и нарушающим его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным и удовлетворили заявление, обязав Министерство устранить допущенные нарушения прав Общества.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительное право на выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения.
Хотя в данной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под подобными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относятся приватизация объектов незавершенного строительства в силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Суды установили, что объекты незавершенного строительства были приобретены Обществом в порядке приватизации государственного имущества до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок под названными объектами образован из земельного участка, который был предоставлен Обществу в аренду также до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды, правильно применив статьи 130 ГК РФ, 36 ЗК РФ, пункт 3 статьи 28 Закона N 178-ФЗ, пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08 и от 01.03.2011 N 14880/10, пришли к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения.
Земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, приватизируются одновременно с указанными объектами. Такое исключение следует из пункта 5 статьи 1 ЗК РФ и закрепленного в нем принципа единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Как указано в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление N 11), в силу статьи 28 Закона N 178-ФЗ приватизация недвижимости осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для его использования.
В пункте 7 Постановления N 11 разъяснено, что установленная Законом N 137-ФЗ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка (пункт 7 статьи 3) не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена.
Как правильно указали суды, наличие договора аренды земельного участка, заключенного до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не лишает собственника недвижимости права выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
Довод жалобы об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не влияет на выводы судов, поскольку до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).
Ссылка Министерства на то, что площадь земельного участка, занятая принадлежащими Обществу объектами и необходимая для их использования, превышает площадь земельного участка в существующих границах, отклоняется кассационной инстанцией как неподтвержденная.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.05.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012 по делу N А66-12233/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.