Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Колесниковой С.Г., Старченковой В.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу Бурлаковой Е.А. (доверенность от 22.05.2012),
рассмотрев 04.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2012 (судья Боровая А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 (судьи Копылова Л.С., Глазков Е.Г., Тойвонен И.Ю.) по делу N А56-8203/2012,
установил:
Закрытое акционерное общество "ВСВ", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, Химический переулок, д. 12, лит. Д, ОГРН 1027802494004 (далее - ЗАО "ВСВ"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, лит. О (далее - Инспекция), от 06.02.2012 N 11497 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Решением от 16.05.2012 решение Инспекции от 06.02.2012 N 11497А об отказе в государственной регистрации признано незаконным. Суд обязал Инспекцию осуществить регистрационные действия на основании представленного заявления, полученного Инспекцией 31.01.2012.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.08.2012 решение от 16.05.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт, которым отказать ЗАО "ВСВ" в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на то, что ЗАО "ВСВ" не представило в регистрирующий орган документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), а именно - заявление по форме Р13001, содержащее достоверные сведения. В указанной форме отсутствует возможность внесения изменений, связанных с исправлением ошибки, которая возникла в результате неправильного указания размера уставного капитала.
Податель жалобы отмечает, что, несмотря на то что утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 (далее - Постановление N 439) формы не отвечают требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ), рекомендуется использовать утвержденные формы, "самовольное" внесение в них изменений не допускается.
Инспекция также оспаривает правомерность взыскания с нее расходов по уплате государственной пошлины.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе от 20.01.2012 N 72-11-37/пз-и ЗАО "ВСВ" отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг в связи с допущенными нарушениями, которые указаны в уведомлении:
1. Нарушено требование пункта 5.3.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, согласно которому увеличение уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций возможно только за счет имущества (собственных средств). Однако в представленном решении об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций (протокол от 14.12.2011 N 36) указано "увеличить уставный капитал за счет личных денежных средств".
2. Представленные документы содержат недостоверные сведения: в бухгалтерской отчетности за последний квартал отражен размер уставного капитала 100 000 руб., однако по сведениям регистрирующего органа уставный капитал общества - 8500 руб.
Выполняя предписание ФСФР в Северо-Западном федеральном округе, акционеры ЗАО "ВСВ" на собрании от 26.01.2012 (протокол N 37) отменили предыдущие решения общих собраний ЗАО "ВСВ", касающиеся увеличения размера уставного капитала.
Акционерами принято решение об исправлении ошибки в пункте 4.1 устава. Согласно данному пункту устава (в редакции с учетом исправления ошибки) уставный капитал составляет 8500 руб., разделен на 100 обыкновенных именных акций, стоимостью 85 руб. каждая. Акционеры также приняли решение об изменении пунктов устава, содержащих информацию об адресе общества, включая адрес, по которому находится генеральный директор.
ЗАО "ВСВ" обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. ЗАО "ВСВ" представило заявление по форме Р 13001, согласно которому изменения вносятся в сведения об адресе Общества, а также в сведения о размере уставного капитала и об адресе постоянно действующего исполнительного органа. К заявлению по форме Р 13001 приложена страница 03 (лист "В") "Сведения о размере уставного капитала", где указано, что внесение изменения о размере уставного капитала вызвано необходимостью исправления ошибки ("галочкой" отмечена графа "Исправление ошибки").
Инспекция приняла решение от 06.02.2012 N 11497А, которым отказала Обществу в государственной регистрации. В отзыве Инспекция разъяснила, что отказала в государственной регистрации, поскольку в форме заявления Р 13001, а именно в пункте 2 листа "В", отсутствует графа, касающаяся возможности исправления ошибки. На этом основании Инспекция сделала вывод о том, что в заявлении Общества указаны недостоверные данные, а следовательно, заявление, с которым обратилось Общество, нельзя рассматривать как заявление, поданное с соблюдением требований статьи 17 Закона N 129-ФЗ.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды сделали вывод о том, что действия Инспекции являются неправомерными. При этом суды исходили из того, что основания отказа в государственной регистрации исчерпывающим образом определены в статье 23 Закона N 129-ФЗ, за недостоверную информацию Общество несет ответственность, предусмотренную статьей 25 Закона N 129-ФЗ. Однако суд обратил внимание, что заявление по форме Р 13001 содержало достоверную информацию, касающуюся необходимости исправления ошибки. Ссылаясь на пункт 23 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Закона N 312-ФЗ" (далее - Информационное письмо N 135), в котором разъясняется, что формы, утвержденные Постановлением N 439, не позволяют реализовать требования Закона N 312-ФЗ, суд апелляционной инстанции сделал вывод, что в данном случае может быть применена аналогия закона, поскольку заявление Р 14001 допускает возможность исправления ошибки, допущенной в ранее представленном заявлении.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ указан перечень документов, представляемых регистрирующему органу для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в числе которых значится заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Как указано в пункте 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 439 утверждены формы для подачи в регистрирующий орган заявлений, в том числе и форма Р 13001, в листе "В" которой отсутствует такая графа, как "Исправление ошибки".
Суд апелляционной инстанции руководствовался разъяснениями, изложенными в пункте 23 Информационного письма N 135, из которого следует, что формы, утвержденные Постановлением N 439, в том числе и форма Р 13001, не позволяют реализовать требования Закона N 312-ФЗ.
Однако в том же самом Информационном письме указано, что до утверждения новых форм уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ в редакции Закона N 312-ФЗ) внесение в ЕГРЮЛ регистрирующим органом записей на основании не указанных форм заявлений, а форм заявлений, рекомендованных Федеральной налоговой службой и размещенных на ее сайте в сети "Интернет" по адресу www.nalog.ru (письмо ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@), само по себе не является основанием для признания соответствующих решений и действий регистрирующего органа незаконными.
Таким образом, из данных разъяснений следует, что регистрирующий орган может вносить изменения в ЕГРЮЛ в том числе и в случае подачи заявлений по формам, рекомендованным ФНС России и размещенным на ее сайте в сети "Интернет" по адресу www.nalog.ru (письмо ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@).
Приказом Федеральной налоговой службы от 21.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган. Данный приказ в силу не вступил, однако в утвержденной форме Р 13001 (лист "В") также отсутствует указание на возможность исправления ошибки в сведениях о размере уставного капитала.
Суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае возможно применить аналогию закона на основании пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что в данном случае между Инспекцией и ЗАО "ВСВ" возникли публичные правоотношения, связанные с осуществлением уполномоченным органом действий по государственной регистрации.
Поскольку представленное заявление не соответствует форме, утвержденной уполномоченным Законом N 129-ФЗ органом, то нет оснований считать действия регистрирующего органа незаконными. Иной подход предоставляет возможность частному субъекту (в данном случае ЗАО "ВСВ") в произвольной форме по собственному усмотрению вносить изменения в утвержденные нормативно-правовым актом формы, что может привести к несоблюдению публичного и частного интереса.
При таких обстоятельствах решение и постановление следует отменить, а в удовлетворении заявления отказать.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 по делу N А56-8203/2012 отменить.
В удовлетворении заявления ЗАО "ВСВ" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу отказать.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.