УТВЕРЖДЕНЫ
президиумом (штабом)
Правительственной комиссии
по региональному развитию
в Российской Федерации
(протокол от 22 декабря 2022 г. N 88)
(с изменениями от 23 января 2023,
от 31 марта 2023)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры
1. Настоящие методические рекомендации по подготовке региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры (далее -методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2022 г. N 2253 "Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации".
2. Субъекты Российской Федерации в целях получения от публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) финансовой поддержки за счет средств Фонда финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы (далее - финансовая поддержка) осуществляют разработку и утверждение региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры (далее - региональная программа) исходя из следующих условий:
соответствие срока действия региональной программы срокам начала и окончания предоставления финансовой поддержки;
соответствие региональной программы условиям Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - Правила) и настоящим методическим рекомендациям по подготовке региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры (далее - методические рекомендации).
3. Региональная программа разрабатывается в целях повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг.
4. Региональная программа утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
5. В случае, если региональная программа формируется в виде государственной программы субъекта Российской Федерации рекомендуется осуществлять разработку новой государственной программы.
6. Субъекты Российской Федерации разрабатывают и представляют в Фонд проект региональной программы в электронном виде посредством автоматизированной информационной системы "Реформа ЖКХ" (далее - АИС "Реформа ЖКХ") на согласование. При отсутствии технической возможности направления региональной программы в АИС "Реформа ЖКХ" субъект Российский Федерации представляет проект региональной программы в Фонд в электронном виде с использованием системы электронного документооборота с условием последующего внесения сведений в АИС "Реформа ЖКХ". Фонд проводит проверку проекта региональной программы на предмет ее соответствия Правилам и настоящим методическим рекомендациям.
Основные этапы взаимодействия субъекта Российской Федерации с Фондом при проверке проекта региональной программы представлены в пункте 19 настоящих методических рекомендаций.
Рекомендуемая форма письма высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации о направлении проекта региональной программы в Фонд на согласование представлена в приложении N 1 к настоящим рекомендациям.
7. Внесение изменений в проект региональной программы после принятия Фондом решения о его соответствии Правилам и методическим рекомендациям не допускается.
8. Утверждение региональной программы рекомендуется после принятия решения об одобрении основных параметров региональной программы президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (далее - президиум (штаб) Комиссии).
9. В составе региональной программы рекомендуется предусматривать паспорт региональной программы, текстовую часть и приложения.
10. Паспорт региональной программы рекомендуется разрабатывать по форме, установленной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом рекомендуемой структуры паспорта региональной программы согласно приложению 2 к настоящим методическим рекомендациям.
11. В текстовой части программы рекомендуется отобразить в том числе следующую информацию:
а) о текущем техническом состоянии систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, ливневой канализации на территории субъекта Российской Федерации;
б) обоснование включаемого в региональную программу перечня объектов;
в) обоснование потребности в объеме средств финансовой поддержки, объеме долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и привлечения внебюджетных средств;
г) ожидаемые результаты реализации региональной программы в разрезе целевых показателей, предусмотренных пунктом 16 Правил;
д) связь с иными региональными программами, отраслевыми государственными программами субъекта Российской Федерации, в том числе связь мероприятий региональной программы с региональными программами капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, формированию комфортной городской среды, комплексному развитию территорий, развитию транспортных систем;
е) связь и синхронизация мероприятий и параметров финансового обеспечения с государственными программами Российской Федерации и федеральными проектами;
ж) сведения о порядке осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональной программы;
з) сведения о количестве многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации в отношении которых в соответствии с абзацем четвертым подпункта "б" пункта 8 Правил планируется установка коллективных (общедомовых) приборов учета в целях обеспечения расчетов за коммунальные ресурсы с их использованием не менее 90 процентов многоквартирных домов, технологически связанных с реализованным мероприятием, в году, следующим за годом завершения соответствующих мероприятий региональной программы.
12. В качестве приложений к региональной программе рекомендуется утвердить в том числе:
а) характеристику объектов региональной программы (рекомендуемая форма приведена в приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям);
б) финансовое обеспечение реализации региональной программы (рекомендуемая форма приведена в приложении N 4 к настоящим методическим рекомендациям);
в) перечень и значения целевых показателей региональной программы с распределением по годам и динамику достижения целевых показателей при реализации региональной программы (рекомендуемая форма приведена в приложении N 5а и приложении N 5б к настоящим методическим рекомендациям).
Значения показателей региональной программы "Увеличение численности населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг", "Увеличение протяженности замены инженерных сетей" по годам реализации в рекомендуемой форме, приведенной в приложении N 5а к настоящим методическим рекомендациям, рассчитываются нарастающим итогом;
г) план реализации региональной программы (рекомендуемая форма приведена в приложении N 6 к настоящим методическим рекомендациям);
13. Приложения к региональной программе рекомендуется формировать в соответствующем разделе АИС "Реформа ЖКХ" (при наличии технической возможности).
14. Основные параметры формирования региональной программы.
14.1. В региональную программу включаются объекты, предусмотренные территориальными схемами водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения. В случае отсутствия мероприятий региональной программы в соответствующей территориальной схеме такие мероприятия включаются в региональную программу при условии обязательств субъекта Российской Федерации по осуществлению актуализации соответствующих схем до окончания срока реализации соответствующего мероприятия региональной программы.
14.2. Мероприятия региональной программы должны обеспечивать максимальный охват населения.
14.3. В региональную программу включаются мероприятия по строительству, реконструкции систем (в том числе отдельных объектов систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, ливневой канализации (включая отдельные объекты таких систем), в том числе мероприятия, по реализации которых даны поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а в отношении линейных объектов, также мероприятия по их капитальному ремонту.
14.4. Реализация мероприятий региональной программы должна быть синхронизирована с региональными программами по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, формированию комфортной городской среды, комплексному развитию территорий, развитию транспортных систем.
14.5. Объем средств финансовой поддержки, направляемый на реализацию мероприятий в отношении линейных объектов должен составлять не менее 90 процентов от общего объема средств финансовой поддержки, направляемого на реализацию мероприятий региональной программы, за исключением случая реализации мероприятий по объектам коммунальной инфраструктуры, в отношении которых даны поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Предельный объем средств финансовой поддержки, направляемый на реализацию мероприятий региональной программы в отношении всех линейных объектов региональной программы (за исключением линейных объектов, в отношении которых даны поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) в пересчете на один километр линейного объекта (далее - предельная стоимость линейного объекта) по субъектам Российской Федерации представлен в приложении N 7 к настоящим методическим рекомендациям.
14.6. Срок реализации мероприятия региональной программы не должен превышать двух лет. При выполнении работ по строительству, реконструкции в отношении объектов со сроком реализации более двух лет рекомендуется разделение проектной документации на этапы, со сроком реализации каждого этапа (в том числе включая срок разработки проектной документации и её экспертизы) не превышающим двух лет с учетом требований о достижении целевых показателей по итогам реализации каждого этапа.
14.7. Понятие "этап строительства" устанавливается абзацем четвертым пункта 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Разделение на этапы должно быть предусмотрено проектной документацией.
15. По мероприятиям региональной программы, финансирование которых планируется с привлечением средств финансовой поддержки должна иметься проектная документация объекта коммунальной инфраструктуры, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (положительное заключение государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости модернизации объектов инфраструктуры в случае, если экспертиза проектной документации объекта коммунальной инфраструктуры не является обязательной в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) сроком получения такого заключения не более трех лет с момента включения мероприятия в региональную программу, за исключением случая, указанного в подпункте "б" пункта 3 Правил.
В момент предоставления в Фонд на согласование проекта региональной программы субъект Российской Федерации предоставляет реестр полученных положительных заключений государственной экспертизы на проектную документацию в отношении мероприятий, финансирование которых планируется с привлечением средств финансовой поддержки. Рекомендуемая форма реестра представлена в приложении N 8 к настоящим методическим рекомендациям.
При пересчете стоимости строительства, реконструкции, модернизации в цены годов реализации мероприятия, субъект Российской Федерации предоставляет пояснительную записку с обоснованием такого пересчета. Рекомендуемая форма такой пояснительной записки представлена в приложении N 9 к настоящим методическим рекомендациям.
При отсутствии (за исключением случая, указанного в подпункте "б" пункта 3 Правил) в отношении мероприятий региональной программы положительных заключений государственной экспертизы на проектную документацию (положительных заключений государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости модернизации объектов инфраструктуры в случае, если экспертиза проектной документации объекта инфраструктуры не является обязательной в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) субъект Российской Федерации при предоставлении в Фонд на согласование проекта региональной программы одновременно предоставляет обязательство высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представить в Фонд положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, в том числе о достоверности определения сметной стоимости модернизации в отношении таких объектов по мероприятиям региональной программы в срок не позднее шести месяцев со дня утверждения региональной программы субъекта Российской Федерации по модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Рекомендуемая форма обязательства представлена в приложении N 10 к настоящим методическим рекомендациям.
16. Рекомендации по отбору мероприятий, включаемых в региональную программу:
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов обеспечит достижение целевых показателей по субъекту Российской Федерации, перечень которых установлен пунктом 16 Правил;
- мероприятия отобраны с учетом положений пунктов 14.5, 14.6 настоящих методических рекомендаций;
- мероприятия отвечают требованиям Правил.
17. Рекомендации по определению целевых показателей региональной программы.
17.1. Для определения целевых показателей региональной программы необходимо использовать целевые показатели, перечень которых установлен пунктом 16 Правил.
17.2. Если в отношении работ по объекту предусматривается разделение на этапы модернизации, расчет целевого показателя реализации региональной программы осуществляется как после завершения работ по каждому отдельному этапу реализации, так и в целом после завершения работ по всем этапам в составе работ по объекту.
17.3. При наличии в региональной программе субъекта Российской Федерации раздела, устанавливающего методику расчета показателей, установленных пунктом 17.1 настоящих методических рекомендаций, необходимо руководствоваться приложением N 11 к настоящим методическим рекомендациям.
17.4. Региональная программа может включать дополнительные целевые показатели, которые будут достигнуты по итогам реализации мероприятий региональной программы (снижение объема загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, обеспечение населения качественной питьевой водой, прирост мощности и прочие).
18. Этапы формирования региональной программы:
а) определение приоритетных для включения в региональную программу объектов систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с подпунктом "б" пункта 11 настоящих методических рекомендаций;
б) определение перечня и состава мероприятий региональной программы с учетом требований Правил и настоящих методических рекомендаций;
в) определение целевых показателей региональной программы на каждый год ее реализации;
г) расчет предельной стоимости мероприятий, в том числе с учетом стоимости проектов-аналогов, укрупненных нормативов цены строительства, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации;
д) анализ наличия мероприятий в территориальных схемах водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения с учетом сроков их реализации;
е) разработка поэтапного плана мероприятий по реализации региональной программы с указанием сроков, контрольных точек по каждому мероприятию, включенному в региональную программу;
ж) проверка соответствия общего финансирования региональной программы на каждый год ее реализации размеру финансовой поддержки на реализацию региональной программы на соответствующий год.
Объем средств финансовой поддержки по мероприятию региональной программы (в том числе по годам реализации мероприятия региональной программы) округляется до значения кратного одной тысяче рублей (в меньшую сторону).
Проверка соблюдения объемов финансового обеспечения совокупного объема финансового обеспечения региональной программы за счет различных источников финансового обеспечения в целом по региональной программе и по каждому мероприятию региональной программы с учетом требований Правил.
Проверка соблюдения предельного объема средств финансовой поддержки, на реализацию мероприятий в отношении линейных объектов в соответствии с пунктом 14.5 настоящих методических рекомендаций.
Проверка соблюдения условия в отношении объема средств финансовой поддержки, направляемый на реализацию мероприятий в отношении линейных объектов, установленного абзацем вторым пункта 14.5 настоящих методических рекомендаций.
з) подготовка проекта региональной программы;
и) согласование проекта региональной программы субъектом Российской Федерации в установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядке. При этом субъектом Российской Федерации должна быть обеспечена идентичность сведений, размещенных в АИС "Реформа ЖКХ" проекту региональной программы;
к) направление проекта региональной программы в Фонд на согласование;
л) рассмотрение и согласование Фондом и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проекта региональной программы;
м) принятие решения президиумом (штабом) Комиссии об одобрении основных параметров региональной программы;
н) утверждение региональной программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
19. Основные этапы взаимодействия субъекта Российской Федерации с Фондом при проверке проекта региональной программы 1:
а) субъект Российской Федерации формирует проект региональной программы в АИС "Реформа ЖКХ" с приложением текстовой версии региональной программы, письма высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации о направлении проекта региональной программы в Фонд на согласование и иных документов, предусмотренных настоящими методическими рекомендациями в разделе "Документы", осуществляет согласование проекта региональной программы в установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядке.
В АИС "Реформа ЖКХ" статус программы установлен "заполняется";
б) после формирования и согласования проекта региональной программы субъектом Российской Федерации в АИС "Реформа ЖКХ" изменяется статус региональной программы на "направлено в Фонд";
в) после изменения субъектом Российской Федерации статуса региональной программы на "направлено в Фонд" Фондом осуществляется проверка проекта региональной программы на соответствие Правилам и настоящим методическим рекомендациям. При отсутствии замечаний к проекту региональной программы Фондом в АИС "Реформа ЖКХ" изменяется статус на "рассмотрено Фондом", при наличии замечаний к проекту региональной программы Фондом в АИС "Реформа ЖКХ" изменяется статус на "отклонено Фондом" с приложением в АИС "Реформа ЖКХ" перечня выявленных замечаний;
г) субъектом Российской Федерации проводится устранение замечаний Фонда к проекту региональной программы, и повторно направляется новая версия проекта региональной программы в Фонд в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта с приложением пояснительной записки, в которой описаны изменения новой версии, по сравнению с предыдущей версией;
д) после принятия Фондом решения о соответствии программы методическим рекомендациям и Правилам, Фондом изменяется статус региональной программы на "одобрено Фондом";
е) после изменения статуса региональной программы на "одобрено Фондом", Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассматривается проект региональной программы. При отсутствии замечаний к проекту региональной программы изменяется статус региональной программы на "одобрено Минстроем России". При наличии замечаний к проекту региональной программы изменяется статус региональной программы на "отклонено Минстроем России" с приложением в АИС "Реформа ЖКХ" перечня выявленных замечаний.
Субъектом Российской Федерации проводится устранение замечаний Минстроя России к проекту региональной программы, и повторно направляется новая версия проекта региональной программы в Фонд в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта с приложением пояснительной записки, в которой описаны изменения новой версии, по сравнению с предыдущей версией. Рассмотрение новой версии проекта региональной программы осуществляется в соответствии с подпунктами "в" - "е" настоящего пункта методических рекомендаций;
ж) после принятия президиумом (штабом) Комиссии решения об одобрении основных параметров региональной программы, Фондом изменяется статус проекта Региональной программы на "одобрен Штабом". Субъект Российской Федерации в установленном порядке осуществляет утверждение региональной программы;
з) после утверждения субъектом Российской Федерации региональной программы, субъект Российской Федерации прилагает утвержденную версию региональной программы в разделе "Документы" и изменяет статус на "утверждено СФ".
20. Проект региональный программы, направленный посредством АИС "Реформа ЖКХ" удостоверятся усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
21. Внесение изменений в региональную программу рекомендуется осуществлять в порядке, аналогичном порядку утверждения региональной программы.
------------------------------
1 Рекомендации по формированию, направлению, этапам согласования (в том числе изменению статуса рассмотрения) проекта региональный программы в АИС "Реформа ЖКХ" применяются при условии наличия технической возможности в АИС "Реформа ЖКХ". При отсутствии технической возможности в АИС "Реформа ЖКХ" обмен документами и сведениями осуществляется в электронном виде с использованием систем электронного документооборота.
2 Отнесение объекта коммунальной инфраструктуры к виду объекта осуществляется в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
3 Значение показателя по итогам 2022 года не заполняется.
4 Указывается наименование, единица измерения и значения по годам дополнительных целевых показателей (при их наличии в региональной программе).
5 Значение рассчитанное по формуле не может превышать общую численность муниципального образования по статистическим данным.
5(1) В случае, если в отношении населения (части населения) муниципального образования, проживающего в многоквартирных и жилых домах, подключенных к нескольким объектам коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования (технологически связанных с несколькими объектами коммунальной инфраструктуры муниципального образования), мероприятия по модернизации которых реализуются в рамках региональной программы, значение численности такого населения (части населения) повторно не учитывается при расчете (в целях исключения повторения значения населения (части населения) муниципального образования).
6 Отнесение объекта коммунальной инфраструктуры к виду объекта осуществляется в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
7 Прогнозное значение количества аварий и инцидентов округляется в меньшую сторону до целого значения. Прогнозное значение количества аварий и инцидентов не может быть менее 2 штук.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по подготовке региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры (утв. президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (протокол от 22 декабря 2022 г. N 88))
Опубликование:
-