Civil defense. Urgent restoration of the functioning of the necessary public services in wartime. General requirements
УДК 614.8:006.354
ОКС 13.200
Дата введения - 1 мая 2025 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2024 г. N 2073-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования по организации и проведению комплекса мероприятий по срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 42.0.02 Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий
ГОСТ Р 42.2.01 Гражданская оборона. Оценка состояния потенциально опасных объектов, объектов обороны и безопасности в условиях воздействия поражающих факторов обычных средств поражения. Методы расчета
СП 31.13330 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"
П р и м е ч а н и е - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 42.0.02, [1]-[8], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 аварийно-технические команды [группы] по электросетям, по газовым сетям, по водопроводным сетям, по теплосетям: Формирования, входящие в состав коммунально-технических спасательных служб, специально подготовленные для проведения комплекса мероприятий по восстановлению коммунальных систем, оснащенные техникой, оборудованием, снаряжением и материалами.
3.1.2 инженерно-технический комплекс коммунальной службы; ИТК: Совокупность зданий и сооружений, технологического оборудования и коммуникаций, систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, канализации коммунальной службы.
3.1.3 коммунальное хозяйство: Совокупность служб, организаций, технических средств по обслуживанию населения (водоснабжение и водоотведение, энергоснабжение, теплоснабжение, городской транспорт, дорожное хозяйство, уборка улиц, дворов и др.).
3.1.4 коммунально-техническая [коммунальная] служба муниципального образования: Совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны, предназначенных для организации и проведения комплекса мероприятий по восстановлению системы коммунальной инфраструктуры.
П р и м е ч а н и е - Коммунально-технические службы создаются на базе организаций жилищно-коммунального хозяйства, в том числе гарантирующих организаций (управлений по газификации, тепловодоснабжению, водоотведению, специальной обработке). Службы организуют и осуществляют мероприятия по повышению устойчивости работы городских, поселковых, объектовых сетей коммунального хозяйства, ликвидации аварий на этих сетях, производят дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию зараженных территорий, различных сооружений и транспортных средств. В службе создаются аварийно-технические команды, группы, в том числе по электросетям, водопроводно-канализационным, тепловым и газовым сетям.
3.1.5 срочное восстановление коммунальных служб: Комплекс мероприятий по восстановлению сил, оснащения и инженерно-технического комплекса коммунальных служб для удовлетворения потребности в соответствующих коммунальных услугах населения и неотключаемых потребителей (объектов) при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов в кратчайшие сроки с наименьшими трудозатратами.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АВР - аварийно-восстановительные работы;
АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
ГО - гражданская оборона;
ОВ - отравляющие вещества;
РВ - радиоактивные вещества.
4 Общие положения
4.1 При военных конфликтах или вследствие этих конфликтов эффективность функционирования органов управления, сил и средств (формирований) коммунальных служб может быть снижена. Это связано с потерей (ограничением) работы системы управления, взаимодействия и информационного обмена, потерей личного состава и техники, повреждением ИТК, утратой запасов материально-технических и иных средств. Готовность коммунальных служб в кратчайший срок восстановить эффективное функционирование является важнейшим показателем их деятельности.
4.2 Целью срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб является обеспечение организации и проведения АВР в системе коммунальной инфраструктуры, восстановление (пополнение) личного состава и оснащения, поврежденного ИТК для удовлетворения потребности в соответствующих коммунальных услугах населения и неотключаемых потребителей (объектов).
4.3 Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб, являются:
- обеспечение готовности коммунальных служб к работе и планирование их действий;
- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.
5 Обеспечение готовности коммунальных служб к работе и планирование их действий
5.1 Основными мероприятиями по обеспечению готовности коммунальных служб к работе являются:
- планирование мероприятий по ремонту (восполнению) поврежденной аварийно-спасательной и другой специальной техники и средств малой механизации;
- размещение коммунальных служб вне зон возможных опасностей;
- обеспечение надежной защиты рабочих и служащих коммунальных служб. Заблаговременное строительство защитных сооружений ГО, накопление средств индивидуальной защиты;
- обеспечение надежности системы управления коммунальных служб, подготовка их к переходу от центрального к децентрализованному управлению, создание запасных и дублирующих пунктов управления;
- обеспечение надежности ИТК для удовлетворения потребности в соответствующих коммунальных услугах населения и неотключаемых потребителей (объектов);
- подготовка личного состава служб и формирований к действиям, проведение учений и тренировок по ГО;
- аттестация коммунальных служб установленным порядком на проведение аварийно-спасательных работ. Психологическая подготовка личного состава служб и формирований;
- оснащение формирований коммунальных служб современной аварийно-спасательной техникой, специальной техникой и средствами малой механизации (средства связи, оповещения и управления, инженерная техника; средства радиационной, химической и биологической защиты; автомобильная техника и пр.);
- дублирование предоставляемых услуг, создание неснижаемых запасов материалов и запасных частей к оборудованию коммунального хозяйства для бесперебойной работы коммунальных организаций.
5.2 Планирование действий коммунальных служб по ведению АВР на поврежденных объектах коммунального хозяйства, восстановлению поврежденного ИТК коммунальных служб осуществляется при разработке планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, организаций жилищно-коммунального хозяйства, на базе которых созданы службы.
5.3 В целях сокращения времени на ведение работ по восстановлению поврежденного ИТК на объектах коммунальных служб заблаговременно выполняют (планируют) следующие мероприятия:
- разработку планов и проектов первоочередного восстановления ИТК по различным вариантам возможного разрушения (повреждения);
- создание и подготовку ремонтно-восстановительных бригад;
- создание запасов восстановительных материалов и конструкций.
АВР на объектах коммунальных служб планируют после проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ как их логическое продолжение, а в отдельных случаях - одновременно с этими работами.
5.4 Планирование восстановительных работ ИТК коммунальных служб в сжатые сроки включает в себя заблаговременную разработку проектов восстановления, подготовку ремонтно-восстановительных бригад, их оснащение, подготовку необходимой документации и материально-технического обеспечения восстановительных работ.
При планировании восстановительных работ следует исходить из того, что восстановление может носить временный и частичный характер, быть произведено методами временного или капитального восстановления, а также учитывать основное требование - в кратчайшие сроки возобновить функционирование коммунальных служб.
При определении времени на ведение восстановительных работ следует учитывать возможную радиационную, химическую и биологическую обстановку и необходимые при этом режимные мероприятия.
5.5 Элементы ИТК коммунальных служб могут получить полную, сильную, среднюю или слабую степень разрушения. При полных или сильных разрушениях их восстановление нецелесообразно. При средних и слабых целесообразно. Степень разрушения элементов ИТК рекомендуется определять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 42.2.01.
5.6 Планы и проекты восстановления ИТК целесообразно разрабатывать в двух вариантах - на случай получения объектом слабых и средних разрушений. Для этих условий определяют характер и объем первоочередных восстановительных работ.
В основу планов и проектов закладывают требование - в кратчайшие сроки возобновить функционирование коммунальных служб. В проектах восстановления допустимы отступления от принятых строительных, технических и иных норм по размещению отдельных элементов во временных облегченных сооружениях, под легкими навесами и даже на открытом пространстве. Для сокращения сроков восстановления могут применяться упрощенные строительные конструкции, временные и в том числе надувные сооружения с максимальным использованием сохранившихся элементов, деталей и узлов.
5.7 Восстановление ИТК возможно при сохранении разработанных в мирное время проектов строительной и технической документации: планов, схем, инструкций, технических условий, руководств по эксплуатации и ремонту зданий и сооружений, технологических и энергетических линий, агрегатов, оборудования, приборов и др.
5.8 Планы и проекты восстановительных работ потребуют существенной корректировки, так как сложившаяся обстановка будет отличаться от прогнозируемой (заложенной в проекте). В этой связи на объектах коммунальных служб целесообразно наличие проектных групп, участвовавших в разработке вышеперечисленной документации.
5.9 Первоочередные восстановительные работы, в основном, будут выполнены рабочими и служащими коммунальных служб. Поэтому в планах восстановления производства рекомендуется создание ремонтно-восстановительных бригад из аттестованных специалистов и квалифицированных сотрудников.
6 Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения
6.1 Запасы оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения (далее - запасы оборудования) создают в соответствии с [1], они входят в состав запасов материально-технических средств, создаваемых в целях гражданской обороны.
Запасы оборудования предназначены для оснащения коммунальных служб и ремонта поврежденных систем коммунальной инфраструктуры.
Запасы оборудования накапливают заблаговременно в мирное время путем фактического создания и закладки в складские помещения.
6.2 Запасы оборудования создают в организациях жилищно-коммунального хозяйства, на базе которых создаются коммунальные службы, муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации.
6.3 Номенклатуру запасов оборудования определяют создающие их организации и органы исходя из возможного характера конфликтов, прогнозируемой степени повреждения системы коммунальной инфраструктуры, величины возможного ущерба, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий.
Примерная номенклатура запасов и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения приведена в приложении А.
7 Создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды
7.1 Создание и подготовку резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды (далее - резерва водоснабжения) осуществляют в соответствии с [1]. Резервы водоснабжения рекомендуется включать в состав запасов материально-технических средств, создаваемых в целях гражданской обороны.
7.2 Резервы водоснабжения должны обеспечивать население питьевой водой при невозможности осуществления такового от централизованной системы водоснабжения.
При этом источниками водоснабжения могут являться природные источники воды: поверхностные - открытые водоемы (реки, водохранилища, озера, моря) и подземные - грунтовые и артезианские воды и родники.
Для нужд населения, особенно в условиях возможного радиоактивного загрязнения местности или химического заражения, рекомендуется использовать подземные источники водоснабжения. При недостаточности воды в подземных источниках водоснабжения (крупные города, крупные промышленные объекты и пр.) рекомендуется использование поверхностных источников водоснабжения.
7.3 Строительство стационарных сооружений для получения воды из природных источников водоснабжения, ее очистки (опреснения) в соответствии с нуждами потребителей и подачи к местам потребления не целесообразно. Рекомендуется использование мобильных средств добычи, очистки и транспортировки воды.
Примерная номенклатура резерва мобильных средств добычи, очистки, опреснения и транспортировки воды, контроля качества воды приведена в приложении Б.
8 Создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств
8.1 Запасы реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств (далее - запасы химических реагентов) на водопроводных станциях необходимы для осуществления бесперебойной водоподготовки.
8.2 Рекомендуется применение химических (реагентных) способов обеззараживания воды, как наиболее эффективных и экономичных с точки зрения организации технологического процесса (хлорирование, озонирование, обеззараживание ионами тяжелых металлов и др.).
Номенклатуру и объем запасов химических реагентов рекомендуется определять в соответствии с технологиями, применяемыми на системах водоснабжения муниципальных образований.
8.3 Качество подаваемой населению воды должно соответствовать гигиеническим нормам, установленным [8], [9], [10].
8.4 Склады химических реагентов следует рассчитывать на хранение не менее 30-суточного запаса, считая по периоду максимального потребления реагентов, но не менее объема их разовой поставки в соответствии с СП 31.13330.
9 Создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств
9.1 Запасы резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств (далее - запасы иных материально-технических средств) создают в соответствии с [1], они входят в состав запасов материально-технических средств, создаваемых в целях гражданской обороны.
9.2 Запасы иных материально-технических средств предназначены для оснащения коммунальных служб и ремонта поврежденных систем коммунальной инфраструктуры.
Запасы иных материально-технических средств создают в организациях жилищно-коммунального хозяйства, на базе которых создаются коммунальные службы, муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации.
9.3 Примерная номенклатура резервуаров и емкостей для хранения и транспортирования воды приведена в приложении Б.
Примерная номенклатура запасов сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств приведена в приложении В.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" |
|
[2] |
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" |
|
[3] |
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" |
|
[4] |
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" |
|
[5] |
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" |
|
[6] |
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" |
|
[7] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") |
|
[8] |
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" |
|
[9] |
Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания |
|
[10] |
Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий |
Ключевые слова: гражданская оборона, запасы, коммунальная служба, мероприятия, номенклатура, резерв, ремонт, силы, система, средства функционирования.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 42.5.04-2024 "Гражданская оборона. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб. Общие требования" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2024 г. N 2073-ст)
Опубликование:
Российский институт стандартизации, Москва, 2025 г.
Дата введения - 1 мая 2025 г.