Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В. с использованием средств аудиозаписи,
с участием прокурора Забродиной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное производство N 3а-981/2024
по административному исковому заявлению Белоусовой Татьяны Николаевны об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (далее - Региональная программа капитального ремонта).
Приложением к Региональной программе капитального ремонта является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах (далее - Перечень).
Первоначальный текст нормативного правового акта опубликован 29 апреля 2014 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru.
Впоследствии в нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения Постановлениями Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года N 756-ПП, от 22 декабря 2016 года N 905-ПП, от 5 июля 2017 года N 493-ПП, от 21 декабря 2017 года N 1007-ПП, от 10 августа 2018 года N 508-ПП, от 8 ноября 2018 года N 772-ПП, от 27 сентября 2019 года N 632-ПП, от 16 января 2020 года N 1-ПП, от 26 марта 2020 года N 174-ПП, от 27 августа 2020 года N 578-ПП, от 29 апреля 2021 года N 259-ПП, от 11 ноября 2021 года N 757-ПП, от 7 апреля 2022 года N 237-ПП, от 15 февраля 2024 года N 77-ПП, от 04 июля 2024 гола N 439-ПП.
На момент рассмотрения дела Постановление Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы" (далее - Постановление N 306-ПП) действует в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 04 июля 2024 года N 439-ПП.
Указанное постановление опубликовано 05 июля 2024 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru.
Перечень с момента утверждения включает в себя многоквартирный жилой дом, 1960 года постройки, расположенный по адресу: город Первоуральск, улица ул. 1 Мая, д. 10 (строка 9500 в действующей редакции Постановления N 306-ПП).
Изначально Постановлением N 306-ПП был предусмотрен капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Первоуральск, ул. 1 Мая, д. 10, включающий в себя ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений - 2018 - 2020 годы (строка 299).
В дальнейшем региональным законодателем в Перечне менялся состав (наименования) запланированных работ (в том числе дополнялся).
Так, постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года N 756-ПП Перечень дополнен указанием на проведение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта; услуги строительного контроля (строка 309).
В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года N 508-ПП перечень работ наоборот оказался сокращен (из планируемых работ исключен капитальный ремонт фундамента).
Белоусова Т.Н. (далее - административный истец), являясь собственником квартиры под N 4 в доме 10 по ул. 1 Мая в г. Первоуральске обратилась в Свердловский областной суд с административным иском, в котором просила признать недействующей с момента вступления в законную силу решения суда строку 9500 Перечня Постановления N 306-ПП (в действующей редакции) в части исключения ремонта фундамента многоквартирного дома из перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права как собственника квартиры, расположенной в доме N 10 по ул. 1 Мая в г. Первоуральске, поскольку Правительство Свердловской области (далее - административный ответчик) произвольно, без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме сократило перечень работ, исключив ремонт фундамента.
Административный ответчик, возражая против обоснованности суждений административного истца, заявленное требование не признал по доводам, которые изложены в представленных письменных возражениях.
По мнению административного ответчика, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в надлежащей форме, официально опубликован, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу. Региональная программа капитального ремонта проходит ежегодную актуализацию на основании предложений, направляемых в уполномоченный орган иными исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области и Региональным фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области. Формирование Региональной программы осуществлялось на основании сведений органов местного самоуправления, расположенных на территории Свердловской области о техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов на территории Свердловской области, предоставленных Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области (в ходе реорганизации преобразовано в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области).
Представитель заинтересованного лица - Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Коновалова Ю.В. направила письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Лица, участвующие в административном деле, - административный истец, административный ответчик, Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, администрация городского округа Первоуральского, - в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом.
На основании части 2 статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Забродиной Е.А., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Белоусова Т.Н., указала, что является собственником квартиры под N 4 в доме 10 по ул. 1 Мая в г. Первоуральске; в отношении многоквартирного дома по вышеуказанному адресу оспариваемым нормативным правовым актом в действующей редакции исключен из перечня работ ремонт фундамента, в связи с чем суд приходит к выводу, что административный истец является одним из субъектов отношений, регулируемых оспариваемым в части Постановлением N 306-ПП.
При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Вступившими в законную силу судебными актами (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 45-АПА19-22, решение Свердловского областного суда от 20 июля 2021 года по делу N 3а-293/2021, вступившее в законную силу на основании апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2021 года по делу N 66а-1310/2021, решение Свердловского областного суда от 30 октября 2023 года по делу N 3а-835/2023, вступившее в законную силу на основании апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 29 февраля 2024 года по делу N 66а-199/2024, решение Свердловского областного суда от 04 июня 2024 года N 3а-621/2024, решение Свердловского областного суда от 16 сентября 2024 года N 3а-800/2024) установлено, что Постановление N 306-ПП в редакции от 04 июля 2024 года N 439-ПП принято в пределах предоставленных Правительству Свердловской области полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, порядка опубликования.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт, действующий на момент рассмотрения дела в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 04 июля 2024 гола N 439-ПП, принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя оспариваемую норму нормативного правового акта на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил, что в сравнении с ранее действовавшими редакциями нормативного правового акта, на основании Постановления Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года N 508-ПП сокращён перечень видов работ по капитальному ремонту: из планируемых работ исключён капитальный ремонт фундамента.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при её актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведённой норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 10 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".
Никаких решений о сокращении перечня запланированных работ, общим собранием собственников помещений дома не принималось.
Каких-либо обстоятельств (ни в отдельности, ни в их совокупности), предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые могли послужить основанием для внесения региональным законодателем таких изменений в Перечень и принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по административному делу также не установлено.
Поэтому суд приходит к выводу, что сокращение перечня работ (ремонта фундамента), произведено административным ответчиком произвольно.
При этом вопреки требованиям и предписаниям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ни административный ответчик, ни заинтересованные лица (на стороне административного ответчика) не представили в распоряжение суда никаких доказательств, позволивших бы установить наличие допустимого обоснования для сокращения перечня планируемых работ.
При сложившихся обстоятельствах суду следует признать, что порядок внесения в Перечень изменений, предусматривающих сокращение перечня запланированных работ, регламентированный частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не соблюдён.
Проверенное судом нормативное положение действительно не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем требования административного истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать не действующим, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия.
Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", является основанием для признания нормативного правового акта не действующим только со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию уплаченная административным истцом при обращении в суд государственная пошлина в размере 4000 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Белоусовой Татьяны Николаевны о признании недействующим в части постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы" (в действующей редакции) удовлетворить.
Признать недействующей с момента вступления в законную силу решения суда строку 9500 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2053 годах, - приложения к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы" (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 04 июля 2024 года N 439-ПП) в части исключения из перечня работ ремонта фундамента.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в "Областной газете".
Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу Белоусовой Татьяны Николаевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 (четыре тысячи) руб.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2024 года.
Судья |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 18 декабря 2024 г. N 3а-981/2024 "О признании частично недействующей строки 9500 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2053 годах, являющегося приложением к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП"
Опубликование:
-