Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Газпром" Есаулова И.В. (доверенность от 29.09.2011),
рассмотрев 11.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012 по делу N А13-16835/2011 (судьи Шадрина А.Н., Носач Е.В., Романова А.В.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, 160019, г. Вологда, ул. Лаврова, д. 13, ОГРН 1103525003900 (далее - Территориальное управление), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу "Газпром", место нахождения: 117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16, ОГРН 1027700070518 (далее - Общество), о взыскании 10 406 руб. 69 коп., из которых 9807 руб. 57 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка, 599 руб. 12 коп. неустойки.
Определениями от 05.03.2012 и от 18.04.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Вологодского филиала (далее - Кадастровая палата).
Решением от 09.06.2012 иск удовлетворен частично. С Общества в федеральный бюджет взыскано 502 руб. 65 коп., из которых 483 руб. 98 коп. задолженности по арендной плате, 18 руб. 67 коп. пеней. В удовлетворении остальной части в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.08.2012 решение от 09.06.2012 изменено. С Общества в федеральный бюджет взыскано 10 406 руб. 69 коп., из которых 9807 руб. 57 коп. задолженности по арендной плате и 599 руб. 12 коп. пени.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 17.08.2012, а решение от 09.06.2012 оставить в силе.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление (арендодатель) и Общество (арендатор) 02.05.2007 заключили договор N 104 аренды земельных участков общей площадью 9100 кв.м из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровыми номерами 35:10:03 10 004:0576 площадью 24 кв.м, 35:10:03 10 004:0577 площадью 9069 кв.м, 35:10:03 10 004:0578 площадью 2 кв.м, 35:10:03 10 004:0579 площадью 1 кв.м, 35:10:03 10 004:0580 площадью 2 кв.м, 35:10:03 10 004:0581 площадью 2 кв.м, расположенные в Великоустюгском районе Вологодской области в границах, указанных на прилагаемых к договору кадастровых картах (планах), для строительства объекта "Система связи газопровода СРТО-Торжок на участке Ухта-Грядовец, 4-й пусковой комплекс. Участок Нюксеница-Урдома (ПСР-17 "Ерга")" и сопутствующих объектов.
Срок действия данного договора с 28.02.2007 по 28.01.2008.
Согласно пункту 4.1 договора расчет и размер арендной платы определены сторонами в приложении N 2 к договору, которое является его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 4.2 договора размер, порядок расчета и перечисления арендной платы пересматриваются арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации и в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения.
Пунктом 4.4 договора установлено, что размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон, за исключением случаев, указанных в пункте 4.2, но не чаще одного раза в год. Согласно пункту 4.6 договора в случае отсутствия уведомления либо соглашения об изменении размера арендной платы на следующий год, направляемых в соответствии с пунктами 4.2 и 4.4 договора, установленный размер арендной платы сохраняется на следующий год.
В приложении N 2 к договору согласована методика расчета арендной платы и установлен размер арендной платы. При согласовании расчета арендной платы стороны применили показатель кадастровой стоимости, соответствующий 5 группе земель промышленности, установленный постановлением правительства Вологодской области от 13.03.2006 N 211.
Территориальное управление, ссылаясь на ненадлежащее выполнение Обществом обязательства по внесению арендных платежей, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал иск обоснованным частично, придя к выводу, что при расчете размера арендной платы за период с 01.10.2010 по 07.04.2011 следует применять показатель кадастровой стоимости земельных участков, соответствующий 4 группе земель промышленности, а за период с 08.04.2011 по 31.12.2011 исходя из ставок арендной платы, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов" (далее - Приказ Минэкономразвития N 9).
Апелляционный суд с названными выводами не согласился, посчитав, что расчет размера арендной платы за период с 01.10.2010 по 07.04.2011 должен быть произведен исходя из показателя кадастровой стоимости земельных участков, соответствующий 5 группе земель промышленности. Апелляционный суд также признал ошибочным применение за период с 08.04.2011 по 31.12.2011 Приказа Минэкономразвития N 9, поскольку при заключении договора аренды от 02.05.2007 стороны согласовали методику определения размера арендной платы за земельный участок по определенной формуле и данная методика после согласования ее сторонами стала условием договора аренды о размере арендной платы, изменение этого условия возможно только в порядке, установленном пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Возражая на иск Общество, ссылается на изменение законодательства о порядке расчета арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, предоставленные для размещения таких объектов. Общество также указало, что имеет право на применение в расчете арендной платы удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 4-й группе земель промышленности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 N 582 (далее - постановление N 582) утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила). Пунктом 5 Правил определено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ), в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения отдельных объектов, в том числе газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Во исполнение названного пункта Правил Минэкономразвития России был издан соответствующий приказ от 14.01.2011 N 9 (вступил в силу 08.04.2011), которым утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов.
Апелляционный суд, отклоняя довод ответчика, посчитал, что постановление N 582 не является нормативным правовым актом, непосредственно регулирующим отношения, возникшие на основании договора аренды.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда ошибочным, сделанным без учета правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях Президиума от 02.02.2010 N 12404/09, от 17.04.2012 N 15837/11.
В судебной практике выработан подход, согласно которому размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, подлежит нормативному регулированию. Принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Вопрос о правильности исчисления суммы задолженности и пеней с 08.04.2011 с учетом обозначенного подхода требует дополнительного разрешения судом.
Довод Общества о применении в расчете арендной платы удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 4-й группе земель промышленности, подлежит отклонению судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании норм материального права. Данный довод мотивированно отклонен апелляционным судом, оснований для переоценки его выводов не имеется. В силу пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости земельного участка на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, проводимой не реже одного раза в 5 лет. В спорный период подлежал применению удельный показатель кадастровой стоимости, определенный в государственном кадастре недвижимости.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.06.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 по делу N А13-16835/2011 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.