Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 19.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Великолукской городской Думы на решение Арбитражного суда Псковской области от 20.06.2012 (судья Самойлова Т.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А52-1581/2012,
установил:
Великолукская городская Дума, место нахождения: 182113, Псковская обл., г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 24, ОГРН 1026000902399 обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к государственному учреждению - Псковскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) о признании недействительным требования 10.02.2012 N 16083. Заявление принято к производству, делу присвоен номер А52-1581/2012.
Заявитель также обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ответчика от 10.01.2012 N 16083. Заявление принято к производству, делу присвоен номер А52-2094/2012.
Определением арбитражного суда производство по делам N А52-1581/2012, N А52-2094/2012 объединено, делу присвоен номер А52-1581/2012.
Решением суда первой инстанции от 20.06.2012 требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Учреждения от 10.01.2012 N 16083 и требование от 10.01.2012 N 16083 в части привлечения Великолукской городской Думы к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 381 руб. 97 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам - 3154 руб. 68 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 03.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Великолукская городская Дума, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, выплаты, предусмотренные решением Великолукской городской Думой от 29.07.2010 N 70 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки", носят компенсационной характер, подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и не подлежат включению в расчетную базу при исчислении страховых взносов.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте разбирательства по кассационной жалобе, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ответчиком проведена камеральная проверка представленного Великолукской городской Думы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за девять месяцев 2011 года.
В ходе проверки выявлен факт занижения заявителем за период с 01.01.2011 по 30.09.2011 базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 1 004 796 руб., в результате невключения в нее суммы ежемесячной выплаты муниципальным служащим, предусмотренной решением Великолукской городской Думы от 29.07.2010 N 70 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки".
По результатам проверки составлен акт от 29.11.2011 N 16083 и принято решение от 10.01.2012 N 16083. Заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 29 139 руб. 08 коп., пени - 135 руб. 96 коп. за период 01.01.2011 по 30.09.2011. Кроме того, Великолукская городская Дума привлечена к ответственности на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 2 513 руб. 30 коп.
Плательщику страховых взносов предъявлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 16083 по состоянию 10.02.2012.
Не согласившись с решение и требованием, Великолукская городская Дума обратилась в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя требования заявителя лишь в части, указали, что Фонд произвел расчет недоимки и штрафа без учета требований статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в связи с чем признали оспариваемые ненормативные акты недействительными в части сумм, превышающих предельную величину базы.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что спорные выплаты не связаны с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении ими трудовых или иных обязанностей, и, следовательно, данные выплаты не подпадают под понятие компенсационных выплат, приведенное в статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает вывод судов ошибочным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Вместе с тем подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Из приведенных положений Закона следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены не только законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом Российской Федерации, но и решениями представительных органов местного самоуправления.
Перечень предусмотренных данной нормой Закона исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Решением Великолукской городской Думы от 29.07.2010 N 70 с соблюдением полномочий, предусмотренных Уставом муниципального образования "Город Великие Луки", утверждено Положение о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, занимающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки" (далее - Положение). Данная выплата предназначена для обеспечения социальной защищенности служащих и соблюдения принципа соотносительности основных условий оплаты труда, социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Псковской области.
Названным Положением установлено, что спорная компенсационная выплата производится из средств бюджета города, не входит в состав денежного содержания муниципальных служащих и относится к социальным выплатам.
Поскольку спорные выплаты определены решением представительного органа местного самоуправления как компенсационные, которые связаны с выполнением муниципальными служащими своих трудовых обязанностей, у судебных инстанций не было правовых оснований считать, что эти выплаты не подпадают под действие нормы, установленной подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение от 20.06.2012 и постановление от 03.09.2012 вынесены судами обеих инстанций при неправильном применением норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов Фонда: решения от 10.01.2012 N 16083 и требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени от 10.02.2012 N 16083.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Псковской области от 20.06.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 по делу N А52-1581/2012 отменить.
Признать недействительными решение государственного учреждения - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.01.2012 N 16083 и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 10.02.2012 N 16083.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.