В целях проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, на 2025 год (далее - Программа).
2. Руководителям управлений ФСТЭК России по федеральным округам и Межрегионального управления ФСТЭК России обеспечить представление в 5 управление ФСТЭК России отчетов о ходе выполнения Программы за первое полугодие - до 15 июля 2025 г., за год - до 10 декабря 2025 г.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора ФСТЭК России М.В. Ивонина.
Директор Федеральной службы |
В. Селин |
Утверждена
приказом ФСТЭК России
от 19 декабря 2024 г. N 237
Программа
профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, на 2025 год
I. Общие положения
1. Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, на 2025 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (пункт 3 раздела IV протокола заседания подкомиссии от 20 января 2017 г. N 1).
2. Программа разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Правил осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 г. N 1572;
постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р.
3. Для целей настоящей Программы используются следующие основные термины и их определения:
1) профилактическое мероприятие - совокупность мер правового, организационного, информационного и иного характера, проводимых ФСТЭК России и (или) ее территориальными органами в целях предупреждения возможного нарушения российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее - подконтрольные субъекты) обязательных требований, направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающих следующим признакам:
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (вред, ущерб или угроза их причинения, применение санкций, выдача предписаний, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с мероприятиями по контролю;
2) обязательные требования - требования, определяющие порядок и условия осуществления внешнеэкономических операций с товарами (работами, услугами), информацией, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, имеющие обязательный характер и установленные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСТЭК России (далее - акты, содержащие обязательные требования);
3) охраняемые законом ценности - обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления, обеспечение безопасности государства;
4) подконтрольная среда - состояние охраняемых законом ценностей в сфере внешнеэкономической деятельности в отношении товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;
5) подконтрольный объект - внешнеэкономическая деятельность, осуществляемая в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;
4. Профилактические мероприятия осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и иной информации ограниченного доступа.
II. Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий
5. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
предупреждение и сокращение количества нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований;
повышение прозрачности деятельности ФСТЭК России при осуществлении экспортного контроля;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
создание мотивации у подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
6. Основными задачами профилактических мероприятий являются:
формирование у всех подконтрольных субъектов единого понимания обязательных требований в области экспортного контроля и порядка их соблюдения;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов, оценка состояния подконтрольной среды;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов.
7. Профилактические мероприятия планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и правовых последствий за нарушение обязательных требований);
информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия со Службой по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
полноты охвата включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
обязательности - обеспечение проведения профилактических мероприятий на регулярной и системной основе;
актуальности - регулярное обновление Программы на основе анализа и обобщения проведенных запланированных профилактических мероприятий, использование современных информационно-коммуникационных технологий при их проведении;
релевантности - выбор видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов и их профессиональную спецификацию.
III. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды
8. Текущее состояние подконтрольной среды характеризуется усложнением условий осуществления внешнеэкономической деятельности, обусловленное введением экономических санкций со стороны США, Европейского союза и ряда других стран. Принятие Российской Федерацией ответных мер значительно ограничило возможности отечественных экспортеров по заключению и реализации внешнеэкономических сделок.
В этих условиях возрастает роль профилактической работы, в первую очередь, по разъяснению действующих и новых особенностей и ограничений в области экспортного контроля. При этом особое внимание следует уделять субъектам малого и среднего бизнеса, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Продолжают иметь место отдельные случаи, когда подконтрольные субъекты для получения финансовых выгод от осуществления внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю, идут на нарушения обязательных требований. Такие нарушения выявляются и к нарушителям применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Анализ текущего состояния подконтрольной среды свидетельствует о том, что в условиях свободного обращения на внутреннем рынке значительной части номенклатуры продукции, подлежащей экспортному контролю, вышеуказанные негативные тенденции могут проявляться в действиях подконтрольных субъектов, находящихся в любом регионе Российской Федерации. К наиболее опасным проявлениям таких тенденций относятся нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, приводящие к возникновению рисков нанесения ущерба интересам безопасности государства. В этой связи работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе и проводиться во всех регионах Российской Федерации.
IV. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной среды
9. На состояние подконтрольной среды оказывают воздействие ограничения, принятые во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности". В частности, запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации определенных товаров в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 311, разрешительный порядок вывоза за пределы территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза отдельных видов товаров согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 312, запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации в иностранные государства и территории отдельных видов товаров в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 313 и от 27 мая 2023 г. N 833.
В этой связи предполагается некоторое сокращение количества подконтрольных субъектов, обусловленное уменьшением числа стран, куда разрешен экспорт товаров двойного назначения и соответствующего объема товаров и технологий, вывозимых за пределы Российской Федерации. Одновременно можно ожидать увеличение количества правонарушений в области экспортного контроля, которое обусловлено желанием некоторых участников внешнеэкономической деятельности сохранить свои доходы от экспорта на прежнем уровне.
При этом сохранение достаточно большого количества правонарушений, совершаемых субъектами среднего и малого предпринимательства, свидетельствует о необходимости уделять большее внимание эффективности профилактических мероприятий среди таких организаций, с учетом особенностей контрольно-надзорной деятельности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Таким образом, при планировании профилактических мероприятий представляется целесообразным исходить из особенностей развития политической и экономической обстановки в мире, оказывающих непосредственное влияние на внешнеэкономическую деятельность российских организаций и предприятий.
V. Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий
10. Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая осуществляется методами социологических исследований. Ключевыми направлениями социологических исследований являются:
1) информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах подконтрольного субъекта в ходе мероприятий по контролю;
2) знание и однозначное толкование подконтрольными субъектами и ФСТЭК России обязательных требований и правил их соблюдения;
3) вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с ФСТЭК России, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
VI. Перечень уполномоченных лиц (с контактами), ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий в ФСТЭК России и ее территориальных органах
11. Уполномоченными лицами, ответственными за организацию и проведение профилактических мероприятий в ФСТЭК России и ее территориальных органах, определены:
начальник 5 управления (экспортного контроля) ФСТЭК России Никольский Андрей Анатольевич, тел. (495)606-02-68;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Центральному федеральному округу Сульдин Валерий Михайлович, тел. (495)334-70-96;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу Воронцов Игорь Евгеньевич, тел. (812)571-58-93;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Минников Юрий Тимофеевич, тел. (863)200-75-23;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Приволжскому федеральному округу Подсеваткин Сергей Викторович, тел. (831)412-23-02;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу Клюкин Андрей Анатольевич, тел. (343)372-18-54;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу Косинский Игорь Иванович, тел. (383)203-54-04;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Дальневосточному федеральному округу Лебедев Николай Алексеевич, тел. (4212)35-10-89;
заместитель руководителя Межрегионального управления ФСТЭК России Чимитдоржин Александр Владимирович, тел. (8692) 48-11-87.
VII. Ссылка на официальный сайт ФСТЭК России в сети "Интернет", на котором должна содержаться информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также размещаться Программа
12. http://fstec.ru/
VIII. План-график
профилактических мероприятий, проводимых ФСТЭК России в 2025 году
(в рамках государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля)
N п/п |
Вид (форма) профилактического мероприятия |
Периодичность проведения (или срок) |
Подконтрольные субъекты |
Ожидаемые результаты |
Ответственный |
||||||||||||||
1 |
Поддержание в актуальном состоянии перечня нормативных правовых актов, размещенных на официальном сайте Службы, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля |
По мере издания новых нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие |
Российские участники внешнеэкономической деятельности |
Своевременное информирование представителей подконтрольных субъектов об изменении обязательных требований |
Начальник 5 управления ФСТЭК России |
||||||||||||||
2 |
Размещение на официальном сайте Службы в сети "Интернет" плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области экспортного контроля на 2026 год |
Декабрь 2025 г. |
Российские участники внешнеэкономической деятельности |
Своевременное информирование представителей подконтрольных субъектов о планируемых проверках |
Начальник 5 управления ФСТЭК России |
||||||||||||||
3 |
Информирование представителей подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований при осуществлении государственного контроля: |
|
Российские участники внешнеэкономической деятельности |
Реализация "принципа понятности" при планировании и осуществлении профилактических мероприятий |
Начальник 5 управления ФСТЭК России |
||||||||||||||
|
подготовка и размещение на официальном сайте Службы в сети "Интернет" разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в силу, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований (с сравнительными схемами, наглядно показывающими ключевые изменения) |
Не позднее 2-х месяцев с даты принятия соответствующих изменений обязательных требований |
|
||||||||||||||||
4 |
Проведение консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах (семинаров, конференций, заседаний рабочих групп и т.п. в зависимости от целевого охвата аудитории подконтрольных субъектов), в том числе: |
Не реже одного раза в квартал |
Российские участники внешнеэкономической деятельности |
Понимание подконтрольными субъектами обязательных требований в области экспортного |
Начальник 5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России |
||||||||||||||
|
Управление ФСТЭК России по Центральному федеральному округу: |
|
|
|
|||||||||||||||
|
АО "Центральный Проектно-Технологический Институт", г. Москва (семинар); |
Февраль 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
АО "Авиазапчасть", г. Москва, (семинар); |
Март 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
АО "Тамбовмаш", г. Тамбов (семинар); |
Апрель 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ООО "АТС Технологии", г. Москва, (семинар); |
Май 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ООО "РЕ Трейдинг"; |
Октябрь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ФГБОУ ВО "Московский Технический Университет Связи и Информатики", г. Москва (семинар). |
Ноябрь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Управление ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу: |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
ФГУП "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Технолог", г. Санкт-Петербург (семинар); |
Январь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ООО "ПЛАЗ", г. Санкт-Петербург (семинар); |
Февраль 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ООО "Центр речевых технологий", г. Санкт-Петербург (семинар); |
Март 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ООО "Вест-Инжиниринг", г. Санкт-Петербург (семинар); |
Апрель 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", г. Санкт-Петербург (семинар); |
Май 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ФГБОУ ВО "Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова", г. Санкт-Петербург (семинар). |
Октябрь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Управление ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам: |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
ООО "Корпорация Акционерной Компании "Электросевкавмонтаж", г. Краснодар, (семинар); |
Март 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ЗАО "Научно-производственная фирма "ЛЮМИНОФОР", г. Ставрополь (семинар); |
Апрель 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ООО Торговый Дом "СИНС АВИА", г. Краснодар; (семинар); |
Май 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный технический университет", г. Волгоград (семинар); |
Сентябрь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Ростовский вертолетный производственный комплекс ПАО "Роствертол" имени Б.Н. Слюсаря, г. Ростов-на-Дону (семинар). |
Октябрь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Управление ФСТЭК России по Приволжскому федеральному округу: |
|
|
|
|
||||||||||||||
АО "Время-Ч", г. Нижний Новгород (семинар); |
Январь 2025 г. |
||||||||||||||||||
|
АО "356 авиационный ремонтный завод", Саратовская обл., г. Энгельс (семинар); |
Февраль 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
АО "Башвзрывтехнологии", г. Самара (семинар); |
Март 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
АО "Внешнеторговая компания КАМАЗ", Республика Татарстан, г. Набережные Челны (семинар); |
Апрель 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
АО "Сорбент", г. Пермь (семинар); |
Май 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола (семинар); |
Октябрь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Онлайн-семинар в формате видеоконференции по теме: "Вопросы экспортного контроля. Организация проведения идентификации контролируемых технологий участниками внешнеэкономической деятельности. Порядок проведения экспертизы научно-технических материалов, подготовленных к открытому опубликованию и обладающих признаками контролируемых технологий", г. Нижний Новгород. |
Май 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Управление ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу: |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
Январь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ЗАО по монтажу и наладке радиационной техники "Квант", г. Екатеринбург (семинар); |
Февраль 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
НАО "Нипигормаш", г. Екатеринбург (семинар); |
Март 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ЗАО "Ламинарные системы", Челябинская обл., г. Миасс (семинар); |
Апрель 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ООО научно-производственное предприятие "Спецтехнология", г. Челябинск (семинар); |
Май 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ООО "Машкомплектсервис", г. Екатеринбург (семинар); |
Сентябрь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
АО "Уральский завод гражданской авиации", г. Екатеринбург (семинар); |
Октябрь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ФГБОУ ВО "Челябинский государственный университет" г. Челябинск (семинар); |
Ноябрь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", г. Екатеринбург (семинар). |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
Управление ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу: |
Февраль 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Семинар для участников внешнеэкономической деятельности Новосибирской области на базе ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный аграрный университет", г. Новосибирск (семинар); |
Апрель 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ООО "Сибирское купечество", г. Новосибирск, (семинар - совещание); |
Май 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Семинар для участников внешнеэкономической деятельности Омской области на базе ФГБОУ ВО "Омский государственный аграрный университет", г. Омск; |
Сентябрь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Семинар для участников внешнеэкономической деятельности Томской области на базе ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Томский государственный университет", г. Томск; |
Октябрь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
ООО "СИБМЕР", г. Новосибирск (семинар - совещание). |
|
||||||||||||||||||
|
Управление ФСТЭК России по Дальневосточному федеральному округу: |
Март 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Семинар-совещание с участниками внешнеэкономической деятельности Забайкальского края, г. Хабаровск (в формате видеоконференции); |
Март 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ФГБОУ ВО "Приморский государственный аграрно-технологический университет" Приморский край, г. Уссурийск (методическое занятие); |
Апрель 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Семинар-совещание с участниками внешнеэкономической деятельности Республики Бурятия, г. Хабаровск (в формате видеоконференции); |
Май 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет", Амурская обл., г. Благовещенск (методическое занятие); |
Май 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Семинар-совещание с участниками внешнеэкономической деятельности Амурской области на базе ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет", Амурская обл., г. Благовещенск; |
Октябрь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Семинар-совещание с участниками внешнеэкономической деятельности Приморского края (в формате видеоконференции); |
Ноябрь 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Семинар-совещание с научными организациями и высшими учебными заведениями Дальневосточного федерального округа, г. Хабаровск (в формате видеоконференции). |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
Межрегиональное управление ФСТЭК России: |
Февраль 2025 г. |
|
|
|
||||||||||||||
|
ФГАОУ ВО "Керченский государственный морской технологический университет", Республика Крым, г. Керчь (семинар). |
|
|
|
|
||||||||||||||
5 |
Информирование российских участников внешнеэкономической деятельности о государственных функциях и ведомственных услугах ФСТЭК России в области экспортного контроля в соответствии со следующими руководящими документами: Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"; Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю"; постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 г. N 1572 "О порядке осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 582"; постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля"; постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1030 "О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях"; приказом ФСТЭК России от 5 апреля 2023 г. N 59 "Об утверждении сроков и последовательности административных процедур при проведении проверок в ходе осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля"; приказом ФСТЭК России от 30 октября 2018 г. N 193 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по идентификации контролируемых товаров и технологий и выдаче идентификационных заключений"; приказом ФСТЭК России от 18 апреля 2023 г. N 65 "Об утверждении формы заявления о выдаче свидетельства о государственной аккредитации российского участника внешнеэкономической деятельности, создавшего внутреннюю программу экспортного контроля, и порядка его заполнения и признании утратившим силу приказа ФСТЭК России от 7 июня 2016 г. N 79"; приказом ФСТЭК России от 3 мая 2023 г. N 74 "Об утверждении требований к оформлению заявления о предоставлении лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, требований к оформлению лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, а также форм заявлений о выдаче разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на временный вывоз из Российской Федерации контролируемой продукции, о выдаче разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на экспорт (вывоз) продукции, подлежащей всеобъемлющему контролю, и правил их заполнения" |
В сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля |
Российские участники внешнеэкономической деятельности |
Понимание подконтрольными субъектами обязательных требований и административных процедур в области экспортного контроля |
Должностные лица, определенные административными регламентами ФСТЭК России в области экспортного контроля |
||||||||||||||
6 |
Актуализация на основе практики правоприменения ведомственных актов ФСТЭК России по осуществлению государственных функций и оказанию ведомственных услуг в области экспортного контроля |
В течение года |
Российские участники внешнеэкономической деятельности |
Поддержание ведомственных актов ФСТЭК России в области экспортного контроля в актуальном состоянии |
Начальник 5 управления ФСТЭК России |
||||||||||||||
7 |
Обобщение и анализ правоприменительной практики осуществления ФСТЭК России государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (в соответствии с пунктом 13 приказа ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136): а) выделение наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований (типовых нарушений), подготовка рекомендаций, при необходимости, в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений; б) проведение классификации 1 и причин возникновения типовых нарушений; в) инициация на основе полученной классификации процесса устранения проблемы избыточности, дублирования и (или) устаревания обязательных требований и (или) корректировки Программы профилактики нарушений обязательных требований; г) публикация на официальном сайте ФСТЭК России в сети "Интернет" статистической информации о количестве проведенных контрольных мероприятий, количестве подконтрольных субъектов, привлеченных к административной ответственности (с указанием основных правонарушений по видам), а также перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований |
До 1 апреля 2025 г. |
Российские участники внешнеэкономической деятельности |
Обобщение и анализ правоприменительной практики |
Начальник 5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России |
||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||
8 |
Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166) |
При наличии сведений о готовящихся нарушениях, информации от органов государственной власти, обращений и заявлений 2 |
Российские участники внешнеэкономической деятельности |
Принятие к подконтрольным субъектом мер по обеспечению соблюдения обязательных требований и представление в Службу уведомления об этом в установленный в таком предостережении срок |
Начальник 5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России |
||||||||||||||
9 |
Разъяснение (доведение информации) о порядке (процедурах) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, правах и обязанностях ФСТЭК России, сроках проведения проверки, порядке обжалования и др. |
В соответствии с приказом ФСТЭК России от 5 апреля 2023 г. N 59 "Об утверждении сроков и последовательности административных процедур при проведении проверок в ходе осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля" |
Российские участники внешнеэкономической деятельности |
Предоставление возможности подконтрольному субъекту качественно подготовиться к проверке, исключение возникновения возможных конфликтов (спорных вопросов) в ходе проверки |
Начальник 5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России |
||||||||||||||
10 |
Определение потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных гражданских служащих ФСТЭК России и ее территориальных органов в 2025 году Методическое обеспечение профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих |
До 1 февраля 2025 г. Постоянно |
Государственные гражданские служащие |
Формирование у работников ФСТЭК России и ее территориальных органов одинакового понимания обязательных требований |
Начальник отдела государственной службы и кадров ФСТЭК России, начальник 5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России |
||||||||||||||
11 |
Проведение мониторинга и оценки уровня развития Программы, эффективности и результативности конкретных профилактических мероприятий (в соответствии с п. 8.4.3 "Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований" (приложение 2 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 20.01.2017 N 1). Подготовка и направление в 5 управление ФСТЭК России отчетов о проведении мониторинга и оценки уровня развития Программы на 2025 год и эффективности и результативности профилактических мероприятий (в соответствии с п. 24 "Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований" (приложение 2 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 20.01.2017 N 1)) |
Ежеквартально |
|
|
Начальник 5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России |
||||||||||||||
До 1 февраля 2026 г. | |||||||||||||||||||
12 |
Представление предложений в проект Программы на 2026 год |
До 1 декабря 2025 г. |
|
|
Начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России |
||||||||||||||
13 |
Разработка проекта Программы на 2026 год и проекта приказа об утверждении Программы |
До 10 декабря 2025 г. |
|
|
Начальник 5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России |
||||||||||||||
14 |
Подготовка и направление в 5 управление ФСТЭК России отчетов о выполнении Программы на 2025 год |
До 10 декабря 2025 г. |
|
|
Начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России |
||||||||||||||
|
Подготовка доклада об итогах профилактической работы за 2025 год |
До 15 декабря 2025 г. |
|
|
Начальник 5 управления ФСТЭК России, |
------------------------------
1 Классификация проводится в соответствии с п. 8.3.2. Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (далее - Методические рекомендации)
2 На условиях, оговоренных в п. 8.4.1 Методических рекомендаций
ФСТЭК спланировала на 2025 г. мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в рамках федерального госконтроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства в области экспортного контроля.
Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 19 декабря 2024 г. N 237 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, на 2025 год"
Опубликование:
-