Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Руководящие принципы, касающиеся квалификации односторонних принудительных мер в качестве противоправных, а также путей и средств противодействия, смягчения и компенсирования негативных последствий таких мер
2.1. Российская Федерация и Республика Беларусь заявляют o приверженности разработке международно-правовых документов об осуждении и запрещении односторонних принудительных мер, принимаемых в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и норм международного права в целом.
2.2. Российская Федерация и Республика Беларусь осуждают произвольное введение односторонних принудительных мер, поскольку принятие подобных мер государствами, группами или объединениями государств и международными организациями в отсутствие соответствующего решения Совета Безопасности ООН или в дополнение к принятым им мерам, может лишить объекта и целей меры Совета Безопасности ООН, подорвать целостность и эффективность систем глобальной и региональной безопасности.
2.3. Российская Федерация и Республика Беларусь заявляют о недопустимости создания препятствий в связи с односторонними принудительными мерами для доступа физических и юридических лиц к правосудию, реализации права на справедливое судебное разбирательство, к мерам защиты прав, а также для привлечения к ответственности и получения возмещения причиненного ущерба вследствие нарушения таких прав.
2.4. Принимая во внимание отмечаемые проблемы, связанные с неправомерной практикой применения односторонних принудительных мер, Российская Федерация и Республика Беларусь провозглашают нижеследующие руководящие принципы, касающиеся квалификации таких мер в качестве противоправных, а также путей и средств противодействия, смягчения и компенсирования негативных последствий их применения:
1) принятие каким-либо государством, группой или объединением государств или международными организациями односторонних принудительных мер является неправомерным, противоречит Уставу Организации Объединенных Наций и другим нормам международного права, и влечет за собой международно-правовую ответственность;
2) государство, группа или объединение государств или международные организации, которые принуждают другое государство или иного субъекта международного права к принятию односторонних принудительных мер, несут международную ответственность за данное деяние;
3) односторонние принудительные меры, в том числе экстерриториального характера, осуществляемые третьим государством, группой или объединением государств или международными организациями в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и других норм международного права, не должны ни приниматься, ни признаваться;
4) субъектам международного права следует воздерживаться от принятия, распространения и применения односторонних принудительных мер, которые препятствуют достижению целей устойчивого развития в социально-экономической, гуманитарной и иных областях;
5) любое решение иностранного суда, вытекающее из применения национальных законов, указов и постановлений, предусматривающих принятие односторонних принудительных мер в отношении других государств или иных субъектов международного права, не должно ни признаваться, ни исполняться национальными компетентными органами;
6) государственное имущество и активы, а также консульские и дипломатические помещения и имущество дипломатических представительств и консульских учреждений пользуются иммунитетом и не подлежат замораживанию, изъятию, конфискации, либо ограничению в какой-либо иной форме в результате осуществления односторонних принудительных мер. Юрисдикционные иммунитеты государств и иммунитет их собственности подлежат соблюдению и защите от осуществления односторонних принудительных мер;
7) имущество и активы физических и юридических лиц, включая банковские счета, ценные бумаги и недвижимость, не подлежат замораживанию, изъятию или конфискации, либо ограничению в какой-либо иной форме в результате осуществления односторонних принудительных мер;
8) в случае экономического или финансового ущерба, причиненного в результате принятия односторонних принудительных мер, государство, группа или объединение государств, которые своими действиями или экстерриториальным применением своих национальных законов причинили такой ущерб затронутому субъекту международного права, физическим и юридическим лицам, несут основную ответственность за компенсацию и возмещение ущерба;
9) никто не может быть привлечен к административной, уголовной либо иной ответственности, лишен свободы или подвергнут какой-либо иной форме ограничений на основании односторонних принудительных мер, а также решений, принимаемых для их реализации, и/или дискриминационных законов и политики;
10) физические и юридические лица не могут нести ответственность за невыполнение требований неправомерных односторонних принудительных мер или обход таких мер;
11) на торговлю товарами и предметами гуманитарного назначения, такими как продовольствие и сельскохозяйственная продукция, медикаменты и медицинские приборы, а также запасными частями, оборудованием и взаимосвязанными услугами, необходимыми для обеспечения безопасности гражданской авиации, ни при каких обстоятельствах не должны распространяться прямые или косвенные односторонние принудительные меры;
12) односторонние принудительные меры не должны даже временно ограничивать деятельность, связанную с материальными или нематериальными культурными ценностями, культурой, образованием, научно-исследовательской деятельностью и спортом, средствами для функционирования дипломатических представительств и консульских учреждений, взносами в международные организации, фондами, имеющими отношение к учебной и научной деятельности, и прочую деятельность аналогичного характера;
13) односторонние принудительные меры в области культуры, ограничения в отношении конкретных деятелей культуры по признаку их национальной принадлежности, гражданства или политических убеждений и воззрений (за исключением ограничений в отношении идеологий терроризма и экстремизма, включая неонацизм), а также практика "отмены культуры" конкретных стран или народов неприемлемы.
14) любая односторонняя принудительная мера, которая отрицательно сказывается на всем населении государства и приводит к сужению пространства гуманитарной деятельности, препятствуя удовлетворению гуманитарных потребностей этого населения или полному осуществлению прав и свобод человека, включая его основные экономические, социальные и культурные права, закрепленные в международных договорах по правам человека, считается серьезным нарушением международного права прав человека;
15) в случае стихийных и других бедствий на гуманитарную помощь не распространяются односторонние принудительные меры.
2.5. Российская Федерация и Республика Беларусь намерены ориентироваться на руководящие принципы, изложенные в пункте 2.4 раздела 2 настоящей Декларации, при принятии нормативных правовых актов и реализации политики, направленных на противодействие неправомерным односторонним принудительным мерам.
<< Раздел 1. Повышение роли международного права |
||
Содержание Декларация Российской Федерации и Республики Беларусь о повышении роли международного права и о руководящих принципах, касающихся... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.