См. также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 марта 2012 г. N 13АП-1067/12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Гафиатуллиной Т.С., Грачевой И.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западный финансовый дом" Захаровой Е.Ю. (доверенность от 10.12.2012), Елманова А.К. (доверенность от 06.09.2012), от Правительства Республики Карелия и Министерства культуры Республики Карелия Демидовой Н.В. (доверенности от 07.09.2012 и 13.12.2012),
рассмотрев 17.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западный финансовый дом" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2012 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 (судьи Савицкая И.Г., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А26-8756/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западный финансовый дом", место нахождения: 185000, город Петрозаводск, проспект Александра Невского, дом 35, ОГРН 102100051395 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству культуры Республики Карелия (далее - Министерство культуры РК) о признании недействительным приказа Министерства культуры РК от 22.08.2011 N 385 "Об учете выявленных объектов культурного наследия в Республике Карелия" и исключении нежилых зданий, расположенных по адресу: город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 24 и 24а, из списка выявленных объектов культурного наследия в Республике Карелия.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Правительство Республики Карелия (далее - Правительство РК).
Решением суда первой инстанции от 06.06.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.09.2012, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены положения Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ); при включении спорных объектов в список выявленных объектов культурного наследия был нарушен порядок проведения историко-культурной экспертизы.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Министерства культуры РК и Правительства РК просил жалобу отклонить.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит часть нежилого встроенного помещения площадью 149,9 кв.м, находящегося в цокольном этаже двухэтажного бревенчатого административного дома, расположенного по адресу: город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 24а.
Часть этого же здания площадью 945,1 кв.м находится в оперативном управлении у государственного учреждения образования "Хозяйственно-эксплуатационная группа".
Нежилое административное здание площадью 1105 кв.м, расположенное по адресу: город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 24, находится в оперативном управлении у Министерства образования Республики Карелия.
В адрес Общества поступило уведомление от 15.07.2011 N 11/445 Министерства культуры РК, в котором сообщалось о поступлении в адрес Министерства культуры РК акта государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения домов N 24, 24а, расположенных по проспекту Ленина в городе Петрозаводске в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Общество 15.08.2011 направило в адрес Министерства культуры РК письмо, в котором просило не включать данный объект (здания N 24, 24а по проспекту Ленина в городе Петрозаводске) в список памятников.
Министерством культуры РК издан приказ от 22.08.2011 N 385 "Об учете выявленных объектов культурного наследия в Республике Карелия", которым в список выявленных объектов культурного наследия включен ансамбль административных зданий по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дома 24, 24а.
Полагая, что указанный приказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды не усмотрели оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявления Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 73-ФЗ федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой историко-культурную ценность и рекомендуемых для включения в реестр.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 73-ФЗ объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия документов, указанных в статье 17 Закона N 73-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 18 Закона N 73-ФЗ порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положением о Министерстве культуры РК, утвержденным постановлением Правительства РК от 11.10.2010 N 218-П, на Министерство культуры РК возложена организация работы по выявлению и учету объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия в Республике Карелия.
Согласно подпункту 19 пункта 9 данного Положения Министерство культуры РК готовит проекты правовых актов Правительства РК и разрабатывает представления о включении объектов культурного наследия регионального значения и местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия, представления о присвоении объектам культурного наследия регистрационных номеров в едином государственном реестре объектов культурного наследия.
Суды установили, что оспариваемый приказ принят Министерством культуры РК в пределах предоставленных ему полномочий.
Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы установлен Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569.
Суды, проверяя порядок включения выявленных объектов культурного наследия в список объектов культурного наследия и в частности, соблюдения порядка проведения историко-культурной экспертизы установили, что он соответствует требованиям, содержащимся в указанных правовых актах.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требований Общества, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что Общество при подаче кассационной жалобы уплатило государственную пошлину в большем размере, чем установлено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ему следует возвратить из федерального бюджета 1000 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 01.11.2012 N 808.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 по делу N А26-8756/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западный финансовый дом" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западный финансовый дом" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.