Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Константинова П.Ю.,
с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Паламаровской Н.С.,
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива "Корчева" Шаляпиной Л.В. (доверенность от 01.08.2011),
рассмотрев 20.12.2012 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области, кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Корчева" на решение Арбитражного суда Тверской области от 08.06.2012 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А66-8249/2011,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Корчева", место нахождения: 171282, Тверская обл., Конаковский р-н, с. Юрьево-Девичьевское, Центральная ул., д. 16а, ОГРН 1106911000184 (далее - СПК "Корчева"), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Конаковского района Тверской области, место нахождения: 171252, Тверская обл., г. Конаково, ул. Энергетиков, д. 13, ОГРН 1026901731702 (далее - Администрация), в предоставлении в собственность для сельскохозяйственного производства 144 земельных участков в Юрьево-Девичьевском сельском поселении по цене, равной десятикратной ставке земельного налога, выразившего в принятии постановления от 19.05.2011 N 471 "Об отказе СПК "Корчева" в продаже земельных участков для сельскохозяйственного производства в Юрьево-Девичьевском сельском поселении", об обязании заключить договоры купли-продажи земельных участков на условиях, предусмотренных договорами от 08.10.2010, направленными в Администрацию 11.10.2010.
Определением суда первой инстанции от 24.02.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Компания Бизнес-Консалтинг-Т", место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 54, ОГРН 1066950065225, Департамент лесного комплекса Тверской области (правопредшественник Министерства лесного хозяйства Тверской области), место нахождения: 170028, г. Тверь, Свободный пер., д. 9, ОГРН 1106952010868, общество с ограниченной ответственностью "Терра Нова", место нахождения: 170026, г. Тверь, ул. Горького д. 4а, ОГРН 1066950073068, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области".
Решением суда первой инстанции от 08.06.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.09.2012, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе СПК "Корчева" указывает, что решение и постановление вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с этим просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды сделали неверный вывод о том, что спорные земельные участки частично расположены в границах водоохранных зон, зон обводненных карьеров и прудов и р. Городня, заняты дорогами общего пользования и относятся к участкам лесного фонда. Податель считает неправомерным вывод судов о том, что приобретение в собственность спорных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется по цене, равной 15 процентам кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, согласно правилам статьи 15 Закона Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
По ходатайству СПК "Корчева" кассационная жалоба рассмотрена в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области
В судебном заседании представитель СПК "Корчева" поддержал доводы, приведенные в жалобе, кроме того указал, что 99 спорных земельных участков выкуплены, переход права собственности зарегистрирован, в части 45 оставшихся земельных участков просит судебные акты отменить.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы Администрации от 08.06.1993 N 327 акционерному обществу закрытого типа "Корчева" (далее - Общество) в бессрочное (постоянное) пользование переданы сельскохозяйственные угодья площадью 6380,25 га (свидетельство от 15.03.1994 N 29707).
В ходе реорганизации Общества все его права и обязанности, в том числе право бессрочного (постоянного) пользования в отношении 144 земельных участков, сформированных из указанных выше земель, общей площадью 6380,25 га перешли к СПК "Корчева".
Кооператив 09.06.2010 обратился в Администрацию с заявлением о приобретении указанных земельных участков в собственность по цене, равной десятикратной ставке земельного налога за единицу площади.
Постановлением от 19.05.2011 N 471 Администрация отказала СПК "Корчева" в предоставлении в собственность указанных участков, расположенных по адресу: Тверская обл., Конаковский р-н, с.п. Юрьево-Девичьевское, указав, что среди них есть участки лесного фонда, зарегистрированные в собственности Российской Федерации, и участки береговой полосы водных объектов, не подлежащие приватизации.
Не согласившись с отказом Администрации, СПК "Корчева" обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, сделав вывод о невозможности приобретения заявителем в собственность испрашиваемых земельных участков по цене, равной десятикратной ставке земельного налога, отказал в удовлетворении иска
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктами 6 и 7 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста. Имеются в виду пункты 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации
Согласно пункту 4 статьи 1 данного Закона приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Как верно указано судами, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Суды, указав, что СПК "Корчева" обратился к Администрации с заявлением о приобретении земельных участков по конкретной цене (равной десятикратной ставке земельного налога), пришли к выводу, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку у Администрации отсутствуют предусмотренные законом основания для заключения указанных договоров по обозначенной цене.
При таких обстоятельствах суды правомерно отклонили требование заявителя.
Ссылка подателя жалобы на то, что суды не индивидуализировали каждый земельный участок, в отношении которого установлена невозможность выкупа с обоснованием причин - нахождение на землях лесного фонда или в границах береговой полосы водных объектов, не может быть принята, поскольку основания для выкупа по цене, предложенной заявителем, отсутствуют. Кроме того, СПК "Корчева" не утратил возможность решить вопрос выкупа 45 спорных участков в установленном порядке.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 08.06.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 по делу N А66-8249/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Корчева" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.