Конституционный совет Республики Татарстан в составе Председателя И.И. Гилазова, членов Р.Ф. Гафарова, Э.М. Мустафиной, руководствуясь частью 2 статьи 5, статьей 11 Закона Республики Татарстан "О Конституционном совете Республики Татарстан", рассмотрел вопрос о проверке постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 апреля 2014 года N 2096 "О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в городе Казани" на соответствие Конституции Республики Татарстан.
Поводом к рассмотрению данного вопроса послужили обращения граждан Т.А. Минджия и В.Б. Парфёнова. Основанием к его рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли обозначенный заявителями в обращениях нормативный правовой акт Конституции Республики Татарстан.
Поскольку оба обращения касаются одного и того же предмета рассмотрения, Конституционный совет Республики Татарстан соединил дела по этим обращениям в одном производстве.
Заслушав сообщение члена Конституционного совета Республики Татарстан - докладчика Э.М. Мустафиной, объяснения участников заседания - гражданина Т.А. Минджия, представителей органа, издавшего рассматриваемый нормативный правовой акт, - начальника отдела по вопросам жилищного законодательства правового управления Аппарата Исполнительного комитета муниципального образования города Казани С.С. Савельева, главного специалиста отдела по вопросам жилищного законодательства правового управления Аппарата Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Л.P. Трашковой, главного юрисконсульта Муниципального казенного учреждения "Организатор городского парковочного пространства" А.М. Зарифянова, выступления приглашенных в заседание: представителей Раиса Республики Татарстан - заведующего отделом по законопроектной работе Государственно-правового управления Раиса Республики Татарстан P.P. Муртазиной, главного советника отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Раиса Республики Татарстан Р.В. Сидакова, представителя Государственного Совета Республики Татарстан - главного советника отдела гражданского законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Э.А. Даутовой, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - заведующего сектором безопасности дорожного движения и контрольно-надзорной деятельности Управления автомобильных дорог Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан И.В. Ермакова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - заместителя начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Э.Ш. Хабибуллиной, начальника Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани М.А. Савина, заместителя начальника отдела дорожной инспекции и организации движения Управления Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан А.И. Якупова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный совет Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный совет Республики Татарстан поступили обращения граждан Т.А. Минджия и В.Б. Парфёнова о проверке конституционности постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 апреля 2014 года N 2096 "О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в городе Казани" (далее также - постановление Исполкома N 2096).
В обращении заявители обосновывают свои требования следующими обстоятельствами.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации могут быть запрещены платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к объектам спорта, зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации культуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги.
В свою очередь Закон Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года N 103-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан" предусмотрел запрет на размещение платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги (статья 7).
Гражданин Т.А. Минджия, посещая социально значимые объекты в городе Казани, столкнулся с тем, что на территориях, прилегающих к этим объектам, размещены только платные парковки. Заявитель, ознакомившись с нормативным правовым актом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, регулирующим вопросы порядка, создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), а именно с постановлением Исполкома N 2096, обнаружил, что данный нормативный правовой акт не содержит запрета на размещение платных парковок около зданий образовательных и медицинских организаций, органов государственной власти и управления.
Отсутствие в указанном муниципальном нормативном правовом акте запрета на создание платных парковок вблизи зданий социальной инфраструктуры, по мнению заявителя, приводит к тому, что такие платные парковки создаются в нарушение требований федерального и республиканского законодательства.
Гражданин Т.А. Минджия отмечает, что в результате такого правового регулирования автовладельцы вынуждены либо платить за парковку, что для многих граждан бывает крайне затруднительно, либо искать бесплатную парковку для размещения транспортного средства вдали от объекта. Таким образом, доступ граждан к объектам социальной инфраструктуры ограничивается.
Гражданин В.Б. Парфёнов является инвалидом III группы, передвигается с большим трудом, управляет автомобилем, внесенным в установленном законом порядке в реестр транспортных средств, управляемых инвалидами, и оборудованным соответствующим знаком. Заявитель отмечает, что он обычно паркует автомобиль на специально обозначенных местах для инвалидов. Такие места бесплатны и, как правило, располагаются ближе ко входу в здание - чтобы людям с ограниченными возможностями здоровья было проще посетить объекты социальной инфраструктуры.
8 октября 2024 года он подъехал на своей машине к поликлинике, расположенной по адресу: г. Казань, ул. Лейтенанта Шмидта, д. 8, чтобы попасть на очередной прием к врачу. Однако все специальные парковочные места были заняты, и он был вынужден оставить автомобиль по соседству. Через некоторое время собственник автомобиля был оштрафован за неуплату размещения автомобиля на платной парковке, несмотря на то что данный автомобиль был включен в реестр транспортных средств, управляемых инвалидами. Как законопослушный гражданин, заявитель уплатил штраф. Вместе с тем произошедшая ситуация вызвала в нем чувство острой социальной несправедливости.
В статье 13 Конституции Республики Татарстан указано, что Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Основным законом Республики Татарстан, а именно частью второй статьи 52, предусмотрено, что Республика Татарстан обеспечивает оказание доступной и качественной медицинской помощи.
Вместе с тем размещение платной парковки на территории, непосредственно прилегающей к городской поликлинике, по мнению гражданина В.Б. Парфёнова, ограничивает доступ к медицинской помощи. В таких условиях люди, имеющие проблемы со здоровьем и не всегда мобильные, но желающие получить бесплатную медицинскую помощь, гарантированную частью первой статьи 52 Конституции Республики Татарстан, вынуждены либо оплачивать парковку, либо искать бесплатные парковочные места вдали от медицинской организации. При этом в определенные моменты скорость оказания медицинской помощи может иметь жизненно важное значение. И тут речь идет не только об инвалидах или других социально уязвимых группах населения. Право на оказание доступной и качественной медицинской помощи гарантировано Конституцией Республики Татарстан каждому гражданину.
Заявители отмечают, что аналогичная несправедливая ситуация существует и с другими социально значимыми объектами городской инфраструктуры. Платный паркинг организован рядом со зданиями государственных и муниципальных органов власти, органов записи актов гражданского состояния, многофункциональных центров, школ и детских садов во многих местах города Казани.
Решение Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по организации зон парковок в указанных выше локациях, за нахождение на которых транспортных средств с граждан взимается плата, по мнению заявителей, прямо нарушает требования федерального и республиканского законодательства, нарушает права и законные интересы граждан.
Вместе с тем в статье 120 Конституции Республики Татарстан закреплено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам Республики Татарстан, иным нормативным правовым актам Республики Татарстан.
Кроме того, гражданин Т.А. Минджия отмечает, что в законодательстве предусмотрено понятие "парковок общего пользования". Так, Законом Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года N 103-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения в Республике Татарстан относится, в том числе, ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения. Вместе с тем на сайте Исполкома города Казани данный реестр отсутствует.
По мнению заявителей, парковки должны ассоциироваться с удобством и безопасностью. С учетом того, что число платных парковок в последнее время растет практически ежемесячно и охватывает все больше районов города Казани, авторы обращений считают установление платы за парковку транспортного средства около образовательных и медицинских организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления нарушающим их конституционные права.
На основании изложенного граждане Т.А. Минджия и В.Б. Парфёнов просят Конституционный совет Республики Татарстан признать постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 апреля 2014 года N 2096 "О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в городе Казани" не соответствующим статье 2, статье 13, части второй статьи 24, части второй статьи 48, части второй статьи 52 и статье 120 Конституции Республики Татарстан, согласно которым:
человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Татарстан;
Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, учреждения, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Татарстан;
органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с их решениями и иными материалами, затрагивающими его права, свободы и законные интересы, если иное не предусмотрено законом;
Республика Татарстан обеспечивает оказание доступной и качественной медицинской помощи;
муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам Республики Татарстан, иным нормативным правовым актам Республики Татарстан.
Свои заключения по рассматриваемому вопросу в Конституционный совет Республики Татарстан направили представители Раиса Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
В заключениях отмечается, что само по себе отсутствие в оспариваемом муниципальном правовом акте запрета на размещение платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к социально значимым объектам, установленного Законом Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года N 103-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан", не свидетельствует о несоответствии этого акта Конституции Республики Татарстан, поскольку указанный запрет действует непосредственно и должен применяться вне зависимости от того, продублирован он в оспариваемом акте или нет.
Согласно части 2 статьи 11 Закона Республики Татарстан "О Конституционном совете Республики Татарстан" при вынесении заключения Конституционный совет оценивает буквальный смысл рассматриваемого нормативного правового акта. При рассмотрении нормативного правового акта Конституционный совет Республики Татарстан также оценивает смысл, придаваемый ему официальным и иным разъяснением или сложившейся правоприменительной практикой. Конституционный совет выносит заключение только по предмету, указанному в обращении, а при рассмотрении нормативного правового акта - лишь в отношении той его части, конституционность которой подвергается сомнению в обращении. Конституционный совет Республики Татарстан при вынесении заключения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного совета Республики Татарстан является постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 апреля 2014 года N 2096 "О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в городе Казани", в той мере, в которой оно не предусматривает законодательно установленный запрет на размещение платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги.
2. В силу взаимосвязанных положений статей 10, 116 (часть первая) и 118 (часть первая) Конституции Республики Татарстан в Республике Татарстан признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и обеспечивает решение населением вопросов местного значения, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Аналогичные положения закреплены в статьях 12, 130 (часть 1) и 132 Конституции Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 5 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона устанавливается, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такое же регулирование содержится в пункте 5 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
В соответствии с пунктом 3.2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Аналогичная норма закреплена в пункте 4.2 статьи 13 Закона Республики Татарстан от 3 августа 2009 года N 43-ЗРТ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан".
Приведенные положения федерального и республиканского законодательства нашли отражение в Уставе муниципального образования города Казани, утвержденном решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5, который к числу вопросов местного значения города Казани отнес вопрос о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Казани и обеспечении безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Казани, организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 8).
Кроме того, пунктом 16.6 части 16 статьи 40 данного Устава к полномочиям Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в сфере использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и дорожного движения отнесено принятие решения об установлении порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Таким образом, принятие постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 апреля 2014 года N 2096 "О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в городе Казани" входит в компетенцию Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
3. Провозглашая Республику Татарстан правовым государством, Конституция Республики Татарстан возлагает на Республику Татарстан обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (часть первая статьи 1; статья 2). Вместе с этим Конституция Республики Татарстан закрепляет в числе гарантий, обеспечивающих исполнение данной конституционной обязанности, положения, согласно которым правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции Республики Татарстан (часть первая статьи 24), органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Татарстан (часть вторая статьи 24).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях отмечал, что конституционное предназначение местного самоуправления наряду с решением социально-экономических задач в пределах муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения определяется также в эффективной реализации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека (постановления от 29 марта 2011 года N 2-П, от 13 октября 2015 года N 26-П и от 26 апреля 2016 года N 13-П).
Такой подход должен предопределять содержание и смысл нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих также порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест).
3.1. В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации могут быть запрещены платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к объектам спорта, зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации культуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги (далее - также социально значимые объекты).
Таким образом федеральный законодатель закрепляет за субъектами Российской Федерации право самостоятельно на законодательном уровне устанавливать запрет на размещение платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к перечисленным выше объектам.
Учитывая важность обеспечения доступа всем гражданам, включая малообеспеченных, маломобильных граждан, детей, к зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации культуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, республиканский законодатель, действуя в пределах своих нормотворческих полномочий согласно федеральным законоположениям, установил в статье 7 Закона Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года N 103-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан" запрет на размещение платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к перечисленным социально значимым объектам.
Рассматриваемое постановление Исполкома N 2096 было принято в целях реализации Закона Республики Татарстан от 3 августа 2009 года N 43-ЗРТ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан", создания и обеспечения функционирования единого парковочного пространства на территории города Казани, повышения безопасности дорожного движения, рационального использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Казани.
Постановлением Исполкома N 2096 утверждены:
Порядок использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Казани (приложение N 3);
Порядок создания муниципальных парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Казани (приложение N 4);
Порядок создания и организации работы парковок, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Казани и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование муниципальным учреждениям и предприятиям (приложение N 5).
Анализ содержания указанных порядков показывает, что по своему правовому смыслу и нормативному наполнению они представляют собой организационно-процедурный механизм, направленный на установление правил создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Казани, и на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Казани и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование муниципальным учреждениям и предприятиям.
Приводимые заявителями доводы свидетельствуют о том, что нарушение своих конституционных прав они связывают с отсутствием непосредственно в тексте оспариваемого постановления запрета на размещение платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к социально значимым объектам, и соответственно неисполнением Исполкомом этого запрета при решении вопроса о создании платных парковок.
Вместе с тем само по себе отсутствие в оспариваемом нормативном правовом акте такого запрета не свидетельствует о возможности произвольного и неограниченного исполнения законодательно установленного требования Исполкомом города Казани.
Напротив, соответствующий орган публичной власти в лице Исполкома города Казани должен предпринять все надлежащие меры для того, чтобы законодательно гарантированное право на запрет размещать платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к социально значимым объектам, было реализовано.
Конституционный совет Республики Татарстан обращает внимание на то, что применение оспариваемого нормативного правового акта не может сводиться только к установлению формального соответствия его норм вышестоящему нормативному правовому акту, оно не должно посягать на само существо предоставленного гражданам законодательно установленного права парковаться рядом с социально значимыми объектами бесплатно, а также не должно допускать произвольной правоприменительной деятельности, приводящей к нарушению принципов правовой определенности, верховенства закона, равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации степень определенности правового регулирования должна оцениваться путем выявления всей системы взаимосвязей правовых предписаний и с учетом особенностей реализуемых прав и законных интересов граждан (постановления от 23 сентября 2014 года N 24-П, от 17 февраля 2015 года N 2-П и от 16 июля 2015 года N 22-П).
Это означает, что постановление Исполкома N 2096 находится в системном единстве с нормами Закона Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года N 103-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан" и затрагивает единый комплекс правоотношений, по своему целевому назначению направлено на создание и обеспечение функционирования единого парковочного пространства на территории города Казани, повышение безопасности дорожного движения, рациональное использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Казани.
Таким образом, оспариваемое постановление по своему правовому смыслу и нормативному содержанию в системе действующего правового регулирования представляет собой организационно-процедурный механизм, направленный на установление правил создания и использования парковок (парковочных мест), и само по себе отсутствие в нем запрета на размещение платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к социально значимым объектам, не может рассматриваться как противоречащее Конституции Республики Татарстан, поскольку не ставит под сомнение необходимость осуществления такого запрета, предусмотренного Законом Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года N 103-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан", и тем самым не нарушает конституционные права граждан, в том числе права заявителей.
Исходя из требований Конституции Республики Татарстан, а также из необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов в рассматриваемой сфере, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани предлагается рассмотреть вопрос о реализации законодательно установленных требований в сфере организации парковочной деятельности, в том числе и в части запрета на размещение платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к социально значимым объектам, с тем чтобы указанные требования не ставились под сомнение, а в правоприменительной практике исключалось неоднозначное истолкование оспариваемого нормативного правового акта.
В целях обеспечения эффективности правоприменения, соблюдения критериев определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы и поддержания доверия граждан к закону и действиям публичной власти, а также учитывая, что оспариваемое постановление служит нормативным основанием для создания платных парковок в городе Казани, Конституционный совет Республики Татарстан считает возможным предложить Исполнительному комитету муниципального образования города Казани дополнить оспариваемый акт положением отсылочного характера, предусматривающим создание платных парковок в городе Казани с учетом требований статьи 7 Закона Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года N 103-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан".
3.2. В обращениях граждан Т.А. Минджия и В.Б. Парфёнова ставятся вопросы, связанные с беспрепятственным доступом инвалидов к социально значимым объектам.
Согласно статье 13 во взаимосвязи с частью первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
Аналогичные по смыслу гарантии установлены Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 7 (часть 1), 39 (часть 1).
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 часть 2); государство, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, должно обеспечивать сбалансированность прав и обязанностей граждан, социальное партнерство, экономическую, политическую и социальную солидарность (статьи 2 и 75.1).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал: при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов государству необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите и особых условиях, что предполагает создание специальных правовых механизмов, имеющих целью предоставление инвалидам дополнительных преимуществ и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, что предполагает социальную интеграцию граждан-инвалидов без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни (статья 114, пункт "в.2" части 1, Конституции Российской Федерации) (определение от 16 мая 2024 года N 1119-О).
Таким образом, государство должно принимать по отношению к инвалидам все необходимые, в том числе законодательные меры, обеспечивающие им равные с другими лицами условия для реализации всех прав человека без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Так, частью девятой статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы данной части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть размещена в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на парковках общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Значимость нужд инвалидов в обеспечении доступной городской среды нашла свое отражение в специализированном СП 59.13330.2020 "СНиП 3501-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 904/пр).
Таким образом, положения действующего законодательства в своей совокупности устанавливают определенный комплекс гарантий размещения транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, на платных парковках.
Положения пункта 3.3 Порядка использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Казани, утвержденного рассматриваемым постановлением N 2096, в части обязательного выделения мест для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов, аналогичны нормам федерального законодательства.
Тем самым оспариваемое постановление, в части регулирования вопросов выделения бесплатных мест на парковках для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, в системе действующего правового регулирования по своему содержанию и целевому назначению направлено на реализацию законодательно установленных гарантий размещения таких транспортных средств на парковках, является мерой организационного характера и само по себе не может рассматриваться как отменяющее, ограничивающее или иным образом нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителей.
Однако нередко возникают ситуации, когда на платных парковках общего пользования парковочные места, выделенные для бесплатной парковки инвалидов, бывают заняты. В таком случае указанной выше категории граждан приходится искать свободные места либо на других парковках, либо оплачивать парковочное место по определенному для всех автовладельцев тарифу, несмотря на предусмотренное законом право бесплатного пользования парковкой. В противном случае в отношении инвалида и (или) лица, перевозящего инвалида, будет применена мера административного наказания в виде денежного взыскания. Обжалование такой санкции представляет собой трудоемкий и длительный процесс, требующий предоставления фото- и видеодоказательств отсутствия свободных мест на парковке и доказывания необходимости в парковке своего автомобиля.
В этой связи представляется целесообразным, в целях исключения привлечения инвалидов к административной ответственности, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти Республики Татарстан обеспечить доступ должностных лиц органов местного самоуправления города Казани, составляющих протоколы об административных правонарушениях по статье 3.16 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (нарушение порядка пользования платными муниципальными парковками (парковочными местами), к государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", в которой согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" размещены сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом, или одного транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 16 мая 2024 года N 1119-О отмечал, что фактическая ограниченность городского пространства ранее сложившейся застройкой, осуществлявшейся по иным, нежели существующие в настоящее время, стандартам доступности объектов для инвалидов, а также общий рост числа автовладельцев диктуют необходимость нахождения баланса между правами инвалидов, управляющих транспортными средствами или перевозимых ими, и законными интересами иных членов местного сообщества, что не исключает возможности законодателя предусмотреть дополнительные гарантии выделения мест для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право бесплатного пользования платной парковкой предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации; владелец платной парковки вправе устанавливать дополнительные категории пользователей платной парковки, категории транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой.
Таким образом, субъекты Российской Федерации наделены полномочием самостоятельно устанавливать право бесплатного пользования платной парковкой, в том числе определять категории пользователей, которым такое право предоставляется.
Вопрос обеспечения доступности для инвалидов различных социально значимых объектов является важным, нормы и правила, установленные законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, должны получить большее развитие и применение, большую конкретизацию в законодательстве Республики Татарстан.
Предлагаемые изменения направлены на интеграцию инвалидов, а также других маломобильных групп населения, это позволит обеспечить большую доступность объектов и услуг, что сделает условия жизнедеятельности более комфортными для инвалидов и для маломобильных граждан, а с учетом членов семей этих граждан качество жизни улучшится у гораздо большего круга лиц, а также будет способствовать реализации всех общегражданских прав в основных сферах жизнедеятельности рассматриваемых категорий граждан.
3.3. В законодательстве предусмотрено понятие "парковок общего пользования".
Так, согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" парковка общего пользования - это парковка (парковочное место), предназначенная для использования неограниченным кругом лиц; платная парковка - парковка общего пользования, используемая на платной основе.
Ведение реестра парковок общего пользования осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 12 Федерального закона N 443-ФЗ).
Пунктом 3 части 2 статьи 4 Закона Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года N 103-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан" к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти в области организации дорожного движения в Республике Татарстан относится установление порядка ведения реестра парковок общего пользования.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения в Республике Татарстан относится, согласно пункту 2 части 1 статьи 5 указанного Закона Республики Татарстан, ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В соответствии с пунктом 16.18 части 16 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани к полномочиям Исполнительного комитета в сфере использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и дорожного движения относится ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Реестр платных муниципальных парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в городе Казани определен постановлением Исполкома муниципального образования города Казани от 30 декабря 2014 года N 7660 "О создании муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Казани".
В указанный Реестр на постоянной основе вносятся изменения. Последние изменения были внесены постановлением Исполкома муниципального образования города Казани от 2 ноября 2024 года N 4626, которое размещено в сетевом издании "Муниципальные правовые акты и иная официальная информация" www.docskzn.ru 7 ноября 2024 года, на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 8 ноября 2024 года, являющимися официальными источниками опубликования муниципальных нормативных правовых актов.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" реестр парковок общего пользования представляет собой общедоступный информационный ресурс, содержащий сведения о парковках общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, вне зависимости от их назначения и формы собственности.
В ходе заседания при обсуждении вопросов создания парковок общего пользования из ответов представителей органов местного самоуправления было установлено, что на территории города Казани организованы только платные парковки (за исключением одной) и соответственно реестр парковок общего пользования, содержащий сведения, в том числе и о бесплатных парковках, отсутствует.
Вместе с тем согласно пункту 4 Методических рекомендаций по определению размера платы за пользование платными парковками, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 7 сентября 2023 года N АК-188-Р, предусмотрено, что приоритетными целями введения платы за пользование парковочными местами являются не извлечение прибыли владельцем парковки, а обеспечение доступности территорий и объектов капитального строительства, повышение эффективности организации дорожного движения и регулирование спроса на поездки с использованием личных легковых автомобилей; рекомендуется предусмотреть гибкую тарифную политику, обеспечивающую наибольший социально-экономический эффект для транспортной системы и общества в целом с учетом региональных и местных особенностей.
Однако на территории города Казани создание парковок, которые должны были быть предназначены для удобной организованной стоянки транспортных средств граждан как на платной основе, так и на бесплатной основе, пошло по пути коммерциализации.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что при осуществлении рассматриваемого правового регулирования в рамках предоставленных дискреционных полномочий Исполком города Казани обладает достаточно широкой свободой усмотрения, которая при этом не является неограниченной, а должна быть основана на необходимости соблюдения баланса конституционно значимых ценностей и принципа социальной солидарности, который в свою очередь определен конституционными нормами и в качестве императива деятельности органов публичной власти всех уровней, и в качестве ориентира для повседневного поведения всех участников общественных отношений.
Эффективный и сбалансированный синтез частного интереса, с одной стороны, и социальной справедливости, с другой - важнейшие составляющие разумного обеспечения удовлетворения как частных, так и публичных интересов.
Таким образом, предполагается необходимость выстраивания конституционно правовыми средствами не просто баланса, а "баланса компромиссов" в соотношении платных и бесплатных парковок. В этом проявляется не отрицающая частный интерес социальная солидарность.
3.4. Конституционный совет Республики Татарстан, исследовав вопрос порядка создания и использования парковок, выявил проблемы надлежащего исполнения законодательно установленных требований в указанной сфере общественных отношений, в том числе и о запрете на размещение платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к социально значимым объектам.
Признание оспариваемого заявителями нормативного правового акта соответствующим Конституции Республики Татарстан не препятствует совершенствованию правового регулирования порядка создания парковок общего пользования.
3.4.1. Федеральный закон от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", наделяя законодателя субъекта Российской Федерации полномочием на установление запрета на размещение платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к социально значимым объектам, не обозначил точные, единообразные способы определения и критерии к понятию "территорий, непосредственно прилегающих" к названным объектам, содержащие пространственно-территориальные характеристики мест, в которых размещение платных парковок запрещается.
С учетом необходимости обеспечения определенности, точности и недвусмысленности правовой нормы в целях единообразного понимания и толкования ее в правоприменительной деятельности Государственный Совет Республики Татарстан подготовил и внес 5 июня 2019 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 732277-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (постановление Государственного Совета Республики Татарстан N 2908-V ГС), направленный на установление порядка определения границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, на которых законом субъекта Российской Федерации могут быть запрещены платные парковки.
В связи с тем, что на законопроект были получены отрицательные отзыв Правительства Российской Федерации и заключения профильных комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, данный проект был отклонен.
В заключениях отмечалось, что вопросы определения прилегающих территорий, в том числе к объектам социальной инфраструктуры и к организациям, входящим в систему государственного (муниципального) управления, в целом урегулированы законодательством. Так, согласно пункту 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации прилегающая территория - это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Благоустройство территории, представляющее собой деятельность по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, неотъемлемо связано с деятельностью по организации дорожного движения. Именно поэтому, как отмечено в заключении Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту и строительству, законодательством Российской Федерации предусмотрено, что деятельность по благоустройству территорий одновременно с осуществлением дорожной деятельности на дорогах регионального и местного значения, осуществляется регионами. Данный подход, на взгляд Комитета, наделяет муниципальные образования достаточными полномочиями и позволяет наиболее полно реализовать возложенные на них полномочия с учетом природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Вместе с тем отсутствие правового регулирования определения прилегающих территорий препятствует реализации законодательно установленного правила о запрете организации платных парковок на данных территориях, а также создает возможность произвольного толкования нормы закона в правоприменительной практике.
Учитывая изложенное, в том числе мнения представителей государственных органов, участвовавших в заседании, Конституционный совет Республики Татарстан предлагает представительному органу местного самоуправления города Казани рассмотреть вопрос внесения соответствующих изменений в решение Казанской городской Думы от 18 октября 2006 года N 4-12 "О Правилах благоустройства города Казани" - с целью конкретизации понятия "территорий, непосредственно прилегающих" к социально значимым объектам применительно к работе парковок.
Внесение Казанской городской Думой с достаточной степенью разумности и определенности подобного рода уточнения в рассматриваемое правовое регулирование способствовало бы достижению конституционно значимых целей по обеспечению доступа граждан к указанным объектам, обеспечению общественного порядка и безопасности в интересах всех граждан.
3.4.2. В соответствии со статьей 8 Закона Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года N 103-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан" определенны случаи, когда платные парковки, расположенные на землях, находящихся в том числе в муниципальной собственности, используются бесплатно. Так, согласно пункту 2 части 1 указанной статьи платные парковки используются бесплатно в случае остановки транспортного средства на период не более 15 минут.
Указанная норма продублирована в постановлении Исполкома муниципального образования города Казани от 30 декабря 2014 года N 7660 "О создании муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Казани".
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 8 указанного выше Закона Республики Татарстан предусмотрено, что владелец платной парковки, расположенной на землях, в том числе находящихся в муниципальной собственности, вправе увеличить установленный пунктом 2 части 1 данной статьи период времени, когда такая платная парковка используется бесплатно.
В этой связи Конституционный совет Республики Татарстан предлагает Исполкому города Казани рассмотреть возможность увеличения законодательно установленного периода времени, когда платная парковка будет использоваться гражданами бесплатно.
Предлагаемый шаг увеличит доверие граждан к действиям органов местного самоуправления города Казани и подчеркнет социальную направленность принимаемых ими решений.
3.4.3. В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы местного самоуправления обязаны осуществлять информирование населения о подготовке указанными органами решения о создании и использовании платных парковок посредством размещения соответствующей информации в периодических печатных изданиях, учрежденных органами местного самоуправления для опубликования (обнародования) официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, а также посредством размещения не позднее чем за тридцать дней до начала пользования платными парковками на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанная информация должна содержать сведения об обоснованности необходимости пользования платными парковками, основных проблемах в сфере дорожного движения, которые планируется решить посредством введения платы за пользование парковками общего пользования; о дате начала пользования платными парковками; предполагаемых зонах платных парковок на территории муниципального образования и других.
Аналогичные требования предусмотрены статьей 9 Закона Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года N 103-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан".
Однако в ходе обсуждения вопросов, связанных с надлежащим исполнением указанных законов, было установлено, что органы местного самоуправления города Казани в отдельных случаях не в полной мере исполняют законодательно предусмотренные требования.
В этой связи Исполнительному комитету муниципального образования города Казани предлагается активизировать работу по обязательному информированию населении о подготовке решений о создании и использовании платных парковок, а также о целесообразности их организации.
3.4.4. Вопросы, связанные с порядком создания парковок в городе Казани, регулируются рядом нормативных правовых актов, в том числе постановлением Исполкома муниципального образования города Казани от 30 декабря 2014 года N 7660 "О создании муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Казани".
Число парковок увеличивается ежемесячно, тем самым вносится множество изменений в указанные нормативные правовые акты.
В целях совершенствования работы и соблюдения законодательно установленных норм, связанных с подготовкой соответствующих проектов нормативных правовых актов, представляется необходимым создать механизм предварительного согласования таких проектов: с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, как органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области организации дорожного движения в Республике Татарстан, тем самым усилив его контрольные полномочия, с соответствующими правоохранительными органами и другими заинтересованными структурами.
Предлагаемая процедура позволит совершенствовать организацию деятельности парковочного пространства в городе Казани, исключит произвольное создание парковочных мест, а также будет способствовать повышению эффективности реализации органами местного самоуправления принципов сбалансированности прав и обязанностей граждан, социального партнерства и социальной солидарности.
Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан предлагается активизировать государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области организации дорожного движения, включая вопросы создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) (часть 2 статьи 4 Закона Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года N 103-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан"),
Управлению Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан, Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани предлагается полноценно осуществлять государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, включая вопросы создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) (пункт 13 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
3.5. Конституционный совет Республики Татарстан считает важным обратить внимание органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан, включая субъектов, не являющихся участниками конституционного производства по рассматриваемому делу, на необходимость учета в правоприменительной практике сформулированных Конституционным советом Республики Татарстан подходов относительно вопросов, связанных с созданием и использованием, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест).
На основании изложенного и в соответствии с частью 2 статьи 5, статьей 11 Закона Республики Татарстан "О Конституционном совете Республики Татарстан", статьями 32-35 Регламента Конституционного совета Республики Татарстан, Конституционный совет Республики Татарстан заключил:
1. Признать постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 апреля 2014 года N 2096 "О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в городе Казани" соответствующим Конституции Республики Татарстан, поскольку по своему правовому смыслу и нормативному содержанию в системе действующего правового регулирования оно представляет собой организационно-процедурный механизм, направленный на установление правил создания и использования парковок (парковочных мест), и само по себе отсутствие в нем запрета на размещение платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к социально значимым объектам, не ставит под сомнение необходимость осуществления такого запрета, предусмотренного Законом Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года N 103-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан".
Исходя из требований Конституции Республики Татарстан, а также из необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов в рассматриваемой сфере, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани предлагается рассмотреть вопрос о реализации законодательно установленных требований в сфере организации парковочной деятельности, в том числе и в части запрета на размещение платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к социально значимым объектам, с тем чтобы указанные требования не ставились под сомнение, а в правоприменительной практике исключалось неоднозначное истолкование оспариваемого нормативного правового акта.
2. Для восстановления баланса частного и публичного, а также устранения неопределенности в правоприменении в вопросах регулирования платных парковок, предлагается:
1) Государственному Совету Республики Татарстан рассмотреть вопрос об установлении дополнительных категорий пользователей платной парковки, которым предоставляется право бесплатного пользования платной парковкой;
2) владельцам платных парковок рассмотреть вопрос об установлении дополнительных категорий пользователей платной парковки, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой;
3) Исполнительному комитету муниципального образования города Казани:
дополнить постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 апреля 2014 года N 2096 "О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в городе Казани" положением отсылочного характера, предусматривающим создание платных парковок в городе Казани с учетом требований статьи 7 Закона Республики Татарстан от 20 декабря 2018 года N 103-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан";
рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Исполкома муниципального образования города Казани от 30 декабря 2014 года N 7660 "О создании муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Казани" в части увеличения законодательно установленного периода времени, когда платная парковка будет использоваться гражданами бесплатно;
информировать население о подготовке решений о создании и использовании платных парковок, в том числе об обоснованности необходимости пользования платными парковками, основных проблемах в сфере дорожного движения, которые планируется решить посредством введения платы за пользование парковками общего пользования; о дате начала пользования платными парковками; предполагаемых зонах платных парковок на территории муниципального образования и других;
по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти Республики Татарстан обеспечить доступ должностных лиц органов местного самоуправления города Казани, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 3.16 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (нарушение порядка пользования платными муниципальными парковками (парковочными местами), к государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", в которой согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" размещены сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом, или одного транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида;
4) представительному органу местного самоуправления города Казани рассмотреть вопрос внесения изменений в решение Казанской городской Думы от 18 октября 2006 года N 4-12 "О Правилах благоустройства города Казани" с целью конкретизации понятия "территорий, непосредственно прилегающих" к социально значимым объектам применительно к работе парковок;
5) органам местного самоуправления города Казани, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, соответствующим правоохранительным органам и другим заинтересованным структурам разработать механизм предварительного согласования проектов нормативных правовых актов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по вопросам, связанным с созданием и использованием, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест);
6) Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области организации дорожного движения в Республике Татарстан, активизировать государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области организации дорожного движения, включая вопросы создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест);
7) Управлению Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан, Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани полноценно осуществлять государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, включая вопросы создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест).
3. Настоящее заключение опубликовать в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан", на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU), а также на официальном сайте Конституционного совета Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председатель Конституционного совета Республики Татарстан |
И.И. Гилазов |
члены Конституционного совета Республики Татарстан
|
Р.Ф. Гафаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Конституционного совета Республики Татарстан от 31 января 2025 г. N 4 "О проверке конституционности постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 апреля 2014 года N 2096 "О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в городе Казани" в связи с обращениями граждан Т.А. Минджия и В.Б. Парфёнова"
Опубликование:
официальный портал правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 5 февраля 2025 г.