Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Васильевой Е.С. и Журавлевой О.Р.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лучший дом" Кениг Л.В. (доверенность от 03.01.2012), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Наговициной Н.В. (доверенность от 16.01.2012 N 14-27/001001),
рассмотрев 25.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу N А42-7792/2011 (судьи Будылева М.В., Загараева Л.П., Семиглазов В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лучший дом", место нахождения: 183025, город Мурманск, улица К. Маркса, дом 35, квартира 58, ОГРН 1095190010915 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, место нахождения: 183083, город Мурманск, Комсомольская улица, дом 4, ОГРН 1045100223850 (далее - Инспекция), от 15.07.2011 N 9863.
Решением суда первой инстанции от 29.02.2012 (судья Купчина А.В.) в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Постановлением апелляционного суда от 11.10.2012 решение суда отменено, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить вынесенное по делу постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что операции по проведению лотерей и оказанию услуг по реализации лотерейных билетов, оказанные Обществом на основании агентского договора, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "РусЛото" (далее - ООО "РусЛото"), подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). Налоговый орган также не согласен с выводом суда о том, что Общество имеет права на применение льготы, предусмотренной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая принятое по делу постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 18.02.2011 представило в Инспекцию уточненную декларацию по НДС за IV квартал 2010 года. В разделе 7 уточненной декларации Общество по коду 1010284 "Проведение лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов" отразило в графе 2 "Стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) без НДС" 4 233 000 руб.
Эта сумма получена Обществом за услуги, оказанные по агентскому договору от 01.03.2010 N РЛ 87, заключенному с ООО "РусЛото".
В ходе камеральной проверки полученной декларации налоговый орган пришел к выводу о занижении Обществом налогооблагаемой базы по НДС в связи с неправомерным применением льготы, предусмотренной подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Инспекция указала, что на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 НК РФ (пункт 2 статьи 156 названного Кодекса). Следовательно, при оказании на основе агентского договора посреднических услуг по распространению лотерейных билетов Общество должно было определить налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения.
По результатам камеральной проверки Инспекция составила акт от 01.06.2011 N 3228/26.7 и приняла решение от 15.07.2011 N 9863 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу предложено уплатить 761 940 руб. НДС и 29 906 руб. 15 коп. пеней за нарушение срока уплаты этого налога. Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату НДС в виде взыскания 152 388 руб. штрафа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 26.09.2011 N 533 обжалованное заявителем в апелляционном порядке решение налогового органа оставлено без изменения.
Общество оспорило решение Инспекции в арбитражном суде.
Суд первой инстанции отказал налогоплательщику в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд отменил решение суда и признал недействительным оспариваемое решение налогового органа.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что 29.05.2007 и 23.07.2007 Федеральная налоговая служба выдала обществу с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма АМ" разрешения N 346, 347 и 374 на проведение Всероссийских негосударственных бестиражных лотерей "Щит Отечества", "Студенческий билет", "Фермер".
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
Пунктом 6 статьи 2 названного Закона определено, что организатором лотереи может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с Законом N 138-ФЗ право на проведение лотереи юридическое лицо. При этом организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту).
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона N 138-ФЗ оператором лотереи признается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
Распространителем лотерейных билетов на основании пункта 10 названной статьи является лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.
В данном случае оператором лотереи является ООО "РусЛото", с которым Обществом заключен агентский договор от 01.03.2010 N РЛ 87.
По условиям этого договора Общество (агент) от своего имени и за счет ООО "РусЛото" (принципала) либо от имени принципала и за его счет осуществляет действия по распространению лотерей "Щит Отечества", "Студенческий билет", "Фермер". Согласно дополнительному соглашению к договору от 01.10.2010 (том дела 2, лист 53) размер вознаграждения агенту составляет 1 411 000 руб. в месяц (НДС не облагается в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ).
Во исполнение условий договора Общество в IV квартале 2010 года произвело распространение лотерейных билетов, что подтверждается отчетами по количеству распространенных билетов, по движению денежных средств, актами от 31.10.2010 N 8, от 30.11.2010 N 9 и от 31.12.2010 N 10, сводными ведомостями учета распространения и выплат выигрышей по лотерейным квитанциям за соответствующие периоды. В адрес ООО "РусЛото" Обществом выставлены счета-фактуры от 31.10.2010 N 8, от 30.11.2010 N 9 и от 31.12.2010 N 10 на оплату услуг по договору в общей сумме 4 233 000 руб. (том дела 1 листы 47-49).
Общество, полагая, что в рамках исполнения обязательств по договору от 01.03.2010 N РЛ 87 им выполняются операции по проведению лотереи в понятии, которое дано в статье 2 Закона N 138-ФЗ, включая деятельность по оказанию услуг по реализации лотерейных билетов, заявило льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) названным налогом, определен в статье 149 НК РФ.
Так, в подпункте 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ указано, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.
В подпункте 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ также предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по проведению лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
Понятие "проведение лотерей" в Налоговом кодексе Российской Федерации не определено.
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ при использовании льготы налогоплательщику надлежит руководствоваться нормами Закона N 138-ФЗ.
Данное в пункте 8 статьи 2 Закона N 138-ФЗ понятие "проведение лотереи" весьма объемно и включает в себя мероприятия по заключению договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов, а также иных необходимых для проведения лотереи договоров. Кроме этого, в понятие "проведение лотереи" входит деятельность по распространению лотерейных билетов и заключению договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертиза выигрышных билетов, выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Следовательно, наличие хотя бы одного из признаков, приведенных в пункте 8 статьи 2 Закона N 138-ФЗ, свидетельствует об осуществлении организацией деятельности по проведению лотереи.
Как указано в пункте 1.1 договора от 01.03.2010 N РЛ 87, Общество осуществляет фактические и юридические действия, направленные на распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей.
Иначе говоря, Общество осуществляет операции по проведению лотереи, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
Довод Инспекции о том, что отношения Общества и оператора лотереи - ООО "РусЛото" урегулированы договором агентирования (статья 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации), деятельность Общества квалифицируется как оказание посреднических услуг, поэтому освобождение от налогообложения в силу пункта 7 статьи 149 НК РФ не применяется, был предметом рассмотрения и оценки суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на необходимость рассмотрения норм Налогового кодекса Российской Федерации (подпункта 9 пункта 2, подпункта 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ) в совокупности с положениями Закона N 138-ФЗ, который, поставив в цепочку распространения лотерейных билетов посредника в качестве полноправного участника правоотношений, не делает различий между продажей лотерейных билетов организатором лотереи и организацией-посредником.
Поскольку, по сути, нет разницы между распространением лотерейных билетов организатором лотереи или посредником, кассационная инстанция с учетом пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), считает, что распространение лотерейных билетов организацией-посредником признается операцией, освобождаемой от обложения НДС.
На основании изложенного льготный режим налогообложения распространяется не только на услуги по распространению лотерейных билетов в рамках договоров посредничества, но и на вознаграждение оператора, получаемое им за проведение лотереи.
Аналогичная позиция приведена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2008 N 03-07-11/225, согласно которому операции по оказанию услуг по реализации лотерейных билетов, оказываемые распространителем лотерейных билетов на основании посреднических договоров, обложению НДС не подлежат.
Выводы суда апелляционной инстанции сделаны на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Нарушения или неправильного применения судом норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены принятого по делу постановления, кассационной инстанцией не установлено. Поэтому кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения постановления апелляционного суда, в силу чего кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу N А42-7792/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.