Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области Песковой В.А. (доверенность от 09.01.2013 N 1),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.07.2012 (судьи Мамонова А.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 (Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Чельцова Н.С.) по делу N А13-3495/2012,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 28.02.2012 N 48/4/2-5 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решением суда от 17.07.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012, в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
На основании части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Отдела надзорной деятельности по городу Череповцу на основании распоряжения от 23.01.2012 N 48 в отношении Инспекции проведена плановая выездная проверка выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о чем составлен акт от 28.02.2012 N 48.
В ходе проверки Управлением выявлены нарушения Инспекцией обязательных требований в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе выразившиеся в отсутствии следующих документов: свидетельство о проведении обучения руководителя организации; свидетельство о проведении обучения специалиста по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; свидетельство о проведении обучения командиров нештатных аварийно-спасательных формирований; распорядительный документ, определяющий порядок создания и содержания материальных ресурсов для ликвидации. Кроме того, Управлением установлено отсутствие предусмотренного табельной потребностью оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальным оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, а также отсутствие резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании результатов проверки в адрес Инспекции вынесено предписание от 28.02.2012 N 48/4/2-5 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в котором Инспекции указано на необходимость выполнения в срок до 27.02.2013 следующих мероприятий: руководителю организации пройти обучение, получить свидетельство об обучении; провести обучение специалиста по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; укомплектовать предусмотренные табельной потребностью оснащение специальным оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами нештатные аварийно-спасательные формирования; разработать распорядительный документ, определяющий порядок создания и содержания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; отсутствует свидетельство о проведении обучения командиров нештатных аварийно-спасательных формирований в учебно-методических центрах.
Полагая предписание Управления незаконным, Инспекция оспорила его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Инспекции.
Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, установлено, что Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов (пункт 1). Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области, утвержденного руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области 12.09.2006, Инспекция является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Инспекция зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц при создании путем реорганизации в форме преобразования 27.12.2004 как орган государственной власти.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 68-ФЗ действие данного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 7 Закона N 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций перечислены в статье 14 Закона N 68-ФЗ, пунктами "в" и "ж" которой предусмотрено, что организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона N 28-ФЗ обучение населения в области гражданской обороны, а также обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны являются основными задачами в области гражданской обороны.
Статьей 9 Закона N 28-ФЗ определены полномочия организаций в области гражданской обороны, согласно пункту 1 которой организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
При проверке Управлением установлены нарушения Инспекцией требований пунктов "в", "ж" статьи 14 Закона N 68-ФЗ, и статьи 9 Закона N 28-ФЗ, выразившиеся в следующем: отсутствуют свидетельство о проведении обучения руководителя организации, свидетельство о проведении обучения специалиста по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, свидетельство о проведении обучения командиров нештатных аварийно-спасательных формирований, распорядительный документ, определяющий порядок создания и содержания материальных ресурсов для ликвидации; отсутствуют предусмотренные табельной потребностью оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований специальным оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, а также резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; оспариваемым предписанием Инспекции в целях устранения выявленных при проверке нарушений установленных требований в области гражданской обороны предписано выполнить соответствующие мероприятия.
Факт совершения Инспекцией указанных нарушений установленных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установлен судами и заявителем не отрицается.
Вместе с тем, Инспекция считает, что оспариваемое предписание является незаконным на том основании, что плановая выездная проверка в отношении Инспекции проведена уполномоченным органом МЧС России по Вологодской области с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а именно: в нарушение требований статьи 9 Закона N 294-ФЗ в опубликованном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" плане проведения ежегодных плановых проверок на 2012 год сведения о предстоящей плановой проверке в отношении Инспекции отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно части 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Частью 1 этой же статьи установлено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Материалами дела подтверждается, что спорная проверка Инспекции проведена на основании распоряжения заместителя начальника Управления от 23.01.2012 N 48 с целью осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций согласно Плана проведения плановых проверок федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Вологодской области и органов местного самоуправления на 2012 год, утвержденного руководителем Управления 14.12.2011 и размещенного на официальном сайте Управления.
Из материалов дела также видно, что Управление обращалось в прокуратуру Вологодской области по вопросу разъяснения порядка применения основных положений Закона N 294-ФЗ, в частности о включении проверок в отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в ежегодный план проведения плановых проверок. В ответ на это сообщение прокуратура письмом от 14.12.2010 сообщила, что федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления не являются хозяйствующими субъектами, проведение проверок которых регламентировано Законом N 294-ФЗ, в связи с чем планируемые проверки данных органов не подлежат включению в ежегодный план проведения плановых проверок, размещаемый на сайте прокуратуры области.
Поскольку Инспекция является органом государственной власти, осуществляет права и обязанности юридического лица для реализации своих публично-правовых функций, оспариваемое предписание вынесено Управлением с целью осуществления Инспекцией публично-правовых функций на должном уровне, судебные инстанции сделали правильный вывод о неприменении к проведению спорной проверки положений Закона N 294-ФЗ.
Кроме того, Инспекцией не доказан факт нарушения оспариваемым предписанием ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного судебные инстанции обоснованно отказали Инспекции в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.07.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу N А13-3495/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.