Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Нарьян-Марокргаз" Широковой Е.Е. (доверенность от 28.12.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.07.2012 (судья Макаревич И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 (судьи Махова Ю.В., Журавлев А.В., Рогатенко Л.Н.) по делу N А05-6840/2012,
установил:
Заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в Арбитражный суд Архангельской области в защиту интересов муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" с иском к администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 12, ОГРН 1028301646779 (далее - Администрация), и открытому акционерному обществу "Нарьян-Марокргаз", место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Смидовича, д. 21Б, ОГРН 1028301647186 (далее - Общество), со следующими исковыми требованиями:
- признать недействительным аукцион по продаже подземных газопроводов, проведенный Администрацией 26.01.2012;
- признать недействительным заключенный Администрацией и Обществом по итогам названного аукциона договор от 27.01.2012 купли-продажи имущества, состоящего из 221 подземного газопровода на территории г. Нарьян-Мара;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора от 27.01.2012 - в виде обязания Администрации возвратить Обществу 5 295 000 руб., а Общества - передать в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" подземные газопроводы (221 объект), полученные по сделке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Совет городского округа муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - Совет городского округа).
Решением от 23.07.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.10.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 23.07.2012 и постановление от 22.10.2012 и удовлетворить иск в полном объеме.
Администрация указывает на следующее: у нее не было правовых оснований для проведения аукциона, поскольку на этот момент не было опубликовано, а значит, не вступило в законную силу решение Совета городского округа от 16.12.2011 N 325-р, которым утвержден Прогнозный план приватизации имущества муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2012 год, предусматривающий приватизацию системы подземных газопроводов; при приватизации муниципального имущества допущено нарушение статей 10, 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), что влечет признание торгов по продаже имущества и договора купли-продажи недействительными; суды не приняли во внимание довод Администрации о том, что приватизация имущества осуществлена по заниженной цене, и не учли, что Администрация признала иск прокурора.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение от 23.07.2012 и постановление от 22.10.2012 без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом о приватизации Совет городского округа решением от 16.12.2011 N 325-р утвердил Прогнозный план (программу) приватизации имущества муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2012 год (далее - План приватизации), согласно которому приватизации подлежит система подземных газопроводов в количестве 221 объекта за 5 295 000 руб.; предполагаемый способ приватизации - открытый аукцион, срок приватизации - I и II квартал 2012 года.
В соответствии с пунктом 2 решения от 16.12.2011 N 325-р оно вступает в силу со дня его официального опубликования в общественно-политической газете Ненецкого автономного округа "Нярьяна вындер".
Администрация 23.12.2011 приняла постановление N 2269 "О проведении аукциона по продаже подземных газопроводов", которым назначила проведение аукциона с открытой формой подачи предложений по цене имущества по продаже подземных газопроводов (221 объект), расположенных в г. Нарьян-Маре, на 26.01.2012, создала комиссию по организации и проведению аукциона (приложение N 1 постановлению), утвердила формы заявки на участие в аукционе, договора о задатке и информационного сообщения об аукционе (приложения N 2, 3 и 4 к постановлению).
Информационное сообщение о проведении аукциона, содержащее ссылку на решение Совета городского округа от 16.12.2011 N 325-р, сведения об условиях приватизации, дате, времени, месте проведения аукциона, о порядке подачи заявок на участие, о перечне и начальное цене продаваемого имущества, размещено в газете "Нярьяна вындер" 27.12.2011 и на официальном сайте муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" 26.12.2011.
Заявки на участие в аукционе подали два лица, в том числе Общество.
Согласно протоколу об итогах аукциона по продаже названных подземных газопроводов победителем аукциона, состоявшегося 26.01.2012, признано Общество.
По итогам аукциона Администрация и Общество заключили договор от 27.01.2012 купли-продажи имущества, состоящего из 221 объекта подземных газопроводов, расположенных на территории г. Нарьян-Мара, по цене 5 295 000 руб.
Названное имущество передано покупателю по акту приема-передачи от 06.03.2012. Денежные средства перечислены в бюджет муниципального образования.
Названные газопроводы - это обособленные, не связанные между собой участки газопроводных труб, соединяющие жилые дома с магистральной газопроводной сетью, принадлежащей Обществу.
Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на следующее: поскольку на дату проведения аукциона и заключения договора купли-продажи подземных газопроводов решение Совета от 16.12.2011 N 325-р не было опубликовано в газете "Нярьяна вындер", у Администрации отсутствовали правовые основания для проведения аукциона по продаже муниципального имущества, указанного в Плане приватизации.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, сделав выводы о том, что оспариваемые торги проведены, договор от 27.01.2012 заключен в соответствии с требованиями Закона о приватизации, при проведении торгов и заключении договора не нарушены права и законные интересы каких-либо лиц.
Кассационная инстанция считает данные выводы правильными.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 13 Закона о приватизации установлен исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества.
Оспариваемые торги проведены способом, установленным Законом о приватизации, в форме аукциона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения; извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Пунктом 1 статьи 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Основанием для признания торгов недействительными являются такие нарушения проведения торгов, которые привели бы к иным результатам в случае совершения действий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о приватизации под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи.
Согласно пункту 2 той же статьи информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет, сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети Интернет не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено Законом о приватизации.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, подлежащее опубликованию в официальном печатном издании, должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом, следующие сведения: наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации имущества; реквизиты указанного решения; наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации; начальная цена; форма подачи предложений о цене; условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов; порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок (предложений); исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов и требования к их оформлению; срок заключения договора купли-продажи; порядок ознакомления покупателей с иной информацией, в том числе с актом инвентаризации, условиями договора купли-продажи; ограничения участия отдельных категорий физических и юридических лиц в приватизации имущества; иные указанные в названном Федеральном законе сведения, а также сведения, перечень которых устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; при продаже государственного или муниципального имущества на аукционе, специализированном аукционе или конкурсе также указываются: порядок определения победителей; размер, срок и порядок внесения задатка; необходимые реквизиты счетов; место и срок подведения итогов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что информационное сообщение о проведении 26.01.2012 торгов по продаже подземных газопроводов, опубликованное 27.12.2011 в официальном печатном издании и размещенное 26.12.2011 на официальном сайте муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", содержало всю необходимую информацию о проведении торгов, предусмотренную пунктом 3 статьи 15 Закона о приватизации. В данном сообщении изложены все условия приватизации, установленные решением Совета городского округа от 16.12.2011 N 325-р и постановлением Администрации от 23.12.2011 N 2269.
При таком положении несостоятелен довод Администрации и прокурора о том, что оспариваемые торги проведены с нарушением требований статьи 15 Закона о приватизации.
Суды правильно указали, что публикация Плана приватизации в средствах массовой информации и его размещение в информационных системах общего пользования не являются составной частью процедуры торгов по продаже государственного и муниципального имущества. Кроме того, решение от 16.12.2011 N 325-р было опубликовано в газете "Нярьяна вындер" 24.04.2012, т.е. до обращения прокурора с настоящим иском в суд. Доказательств того, что несвоевременное опубликование Плана приватизации повлекло за собой нарушение правил проведения торгов или нарушение прав и законных интересов каких-либо лиц, в материалы дела не представлено.
Довод Администрации о том, что спорное имущество продано по заниженной цене, ничем не подтвержден. Как указано в Плане приватизации, продажная цена названного имущества определена на основании отчета от 30.11.2011 N Н-1028 об оценке рыночной стоимости подземных газопроводов, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "САИН Инвест".
Признание иска Администрацией не может служить основанием для удовлетворения требований прокурора, поскольку второй ответчик - Общество - иск не признал и суды установили отсутствие нарушений при проведении оспариваемых торгов и заключении договора купли-продажи от 27.01.2012 как законодательства, так и законных прав и интересов каких-либо лиц.
Кассационная инстанция считает, что суды полно установили все фактические обстоятельства дела и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального права и процессуального права, поэтому не имеется предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.07.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по делу N А05-6840/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.