Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 2013 г. N 5868/13 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С.,
при участии от Мурманской таможни Донских Д.В. (доверенность от 25.04.2011 N 25-21/7790), от закрытого акционерного общества "Морское содружество" Арибджанова Р.Т. (доверенность от 09.01.2013),
рассмотрев 21.01.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.05.2012 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А42-75/2012,
установил:
Закрытое акционерное общество "Морское содружество" (место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Шмидта, 6, 5, ОГРН 1025100831766, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании решений Мурманской таможни (место нахождения: 183010, г. Мурманск, ул. Горького, 15, ОГРН 1025100864095, далее - таможня) от 28.11.2011, которыми не разрешено убытие товаров (рыбопродукции) в связи с непредставлением обществом таможенной декларации либо иного документа, допускающего вывоз заявленных товаров.
Решением суда от 05.05.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2012, заявление общества удовлетворено, оспариваемые решения таможни признаны незаконными, не соответствующими Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС).
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты, ссылаясь на их несоответствие нормам материального права - ошибочное истолкование положений статьи 163 ТК ТС (во взаимосвязи с правилами статей 195 и 224 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
По мнению таможни, в рассматриваемом случае при убытии товаров не требуется представления таможенной декларации, но для вывоза товаров необходимо их таможенное декларирование с помещением под таможенную процедуру и последующий выпуск. Иными словами, по смыслу статьи 163 ТК ТС общество освобождается от обязанности представления таможенной декларации либо иного документа (при получении разрешения на убытие), а не от обязанности декларирования товаров для их последующего вывоза. Представленное обществом (значимое в связи с этим) разъяснение Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) носит лишь рекомендательный характер.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность, а равно на несостоятельность доводов таможенного органа.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель общества отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 26.11.2011 во исполнение предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2008 N 486 требования о доставке добытых (выловленных) водных биоресурсов на таможенную территорию Российской Федерации, в порт Мурманск прибыло принадлежащее обществу судно М-0188 "Комарно" с грузом рыбопродукции - трески потрошеной б/г мороженой в количестве 125 798 кг (нетто) с целью последующего убытия с указанным грузом на борту в порт Киркенес (Норвегия). Капитаном судна в таможенный орган поданы следующие документы, касающиеся рыбопродукции, находящейся на борту судна: грузовая декларация на рыбопродукцию в количестве 53 969 кг нетто, выловленную в исключительной экономической зоне Российской Федерации; грузовая декларация на рыбопродукцию в количестве 71 829 кг нетто, выловленную за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации; генеральная (общая) декларация, в графе 13 которой указано: "Для вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации".
При убытии судна с означенным грузом 28.11.2011 обществом вновь поданы соответствующие документы (том дела I; листы 52 - 54).
Однако таможенный орган в тот же день соответствующими отметками на декларациях не разрешил убытие товаров (рыбопродукции) "по причине непредставления таможенной декларации или иного документа, допускающего вывоз заявленного товара в соответствии со статьей 163 ТК ТС".
Посчитав, что у таможенного органа отсутствовали законные основания для отказа в убытии (вывозе) рыбопродукции, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили представленные обществом и таможней доказательства, указали на отсутствие спора по фактическим обстоятельствам дела и констатировали несостоятельность правовой позиции таможенного органа. Суды признали, что оспариваемые обществом решения лишены правовых оснований; запрет на убытие товаров не отвечает требованиям таможенного законодательства таможенного союза.
Изучив материалы дела и доводы участников спора, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы таможенного органа. Судами дано правильное системное толкование норм материального права, не нарушены положения процессуального закона.
В данном случае апелляционным судом последовательно проанализированы порядок и цели государственного контроля водных биоресурсов (в связи с местами вылова обществом рыбопродукции, задачами таможенного регулирования, нарушенными правами и законными интересами заявителя).
В соответствии с частью 3.2 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на таможенную территорию Российской Федерации. Уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в иных определенных Правительством Российской Федерации районах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на территорию, установленную Правительством Российской Федерации.
Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации указанных в части 3.2 названной статьи уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3.3 статьи 19 Закона N 166-ФЗ).
Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 990 "О ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции" (далее - постановление Правительства РФ N 990).
Согласно пунктам 1 и 3 постановления Правительства РФ N 990 оформление и государственный контроль в отношении ввоза (вывоза) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции осуществляются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 N 184 "О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 184), с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства РФ N 990. Оформление и государственный контроль в отношении вывоза с таможенной территории Российской Федерации после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации без выгрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции осуществляются в установленном порядке последовательно и непрерывно при их доставке в морской порт в Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 184 утвержден Порядок оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота в морские порты в Российской Федерации, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки в морские порты в Российской Федерации и осуществления государственного контроля в морских портах в Российской Федерации в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки (далее - Порядок N 184).
В соответствии с пунктом 2 этого постановления в морских портах в Российской Федерации при оформлении захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввозе (вывозе) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки применяются уведомительный порядок и выборочный государственный контроль в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки.
Согласно пунктам 5 и 8 Порядка N 184 оформление и государственный контроль судов и продукции морского промысла, добытой (выловленной) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, при ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации:
без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации - осуществляются комиссией, в состав которой входят представители таможенных и пограничных органов;
при доставке с целью переработки или реализации на территории Российской Федерации - осуществляются комиссией, в состав которой входят представители портовых властей, санитарно-карантинных и пограничных органов.
Оформление и государственный контроль судов и продукции морского промысла осуществляются у причалов или на рейде морского порта.
В соответствии с терминами, закрепленными в пункте 1 статьи 4 ТК ТС, под вывозом товаров с таможенной территории таможенного союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза до фактического пересечения таможенной границы; под выпуском товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Как указано в пункте 1 статьи 163 ТК ТС, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено названным Кодексом (абзац 1).
Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС (абзац 2).
Таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, не представляется для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу (абзац 3).
В подпункте 2 пункта 1 статьи 159 ТК ТС предусмотрен перечень соответствующих документов, которые перевозчик должен представить таможенному органу при международной перевозке водными судами: общую декларацию; декларацию о грузе; декларацию о судовых припасах; декларацию о личных вещах экипажа судна; судовую роль; список пассажиров; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения: о регистрации судна и его национальной принадлежности; наименование и описание судна; фамилия капитана; фамилия и адрес судового агента; о количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порт посадки и высадки; о количестве и составе членов экипажа; наименование порта отправления и порта захода судна; наименование, общее количество и описание товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров; номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в этом порту; наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров; наименование первоначальных портов отправления товаров; наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества; описание размещения товаров на судне; о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений; о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества; о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.
Согласно пункту 4 статьи 163 ТК ТС убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа.
Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.
Системная оценка приведенных нормативных положений (с учетом положений Закона N 311-ФЗ, обстоятельств дела и оснований оспариваемых решений таможни) позволила судам сделать следующий правомерный вывод.
При соблюдении требований законодательства, установленных, в том числе в статьях 163, 164, 166 ТК ТС, товары без их помещения под определенную таможенную процедуру могут быть вывезены с разрешения таможенного органа с таможенной территории таможенного союза.
Этот вывод также отвечает официальному разъяснению ФТС, представленному обществом в суд первой инстанции (ответ ФТС от 18.04.2012 N 04-30/19165 на обращение общества; том дела I, лист 147).
Материалами дела подтверждается соблюдение обществом (при убытии товаров) требований статей 152 и 159 ТК ТС и то, что на момент обращения общества с заявлением в таможенный орган об убытии товаров они не покидали места прибытия (абзац 3 пункта 1 статьи 163, пункт 1 статьи 156 ТК ТС). Названные обстоятельства таможенным органом не оспариваются.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.05.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу N А42-75/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.