Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2
Требования к содержанию и структуре муниципальной программы
2.1. Основные требования к содержанию и структуре муниципальной программы
2.1.1. Муниципальная программа формируется с учетом взаимосвязи следующих документов, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с настоящим Порядком, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", постановлением Правительства Тверской области от 11.10.2023 N 416-пп "О порядке разработки и реализации государственных программ Тверской области" и иными нормативными правовыми актами:
а) текстовая часть, содержащая стратегические приоритеты и цели в сфере реализации муниципальной программы, в том числе с указанием связи с национальными целями развития и государственными программами Тверской области;
б) паспорт муниципальной программы по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - паспорт муниципальной программы). Паспорт муниципальной программы может формироваться без разделов, отражающих прокси-показатели муниципальной программы, помесячный план достижения показателей муниципальной программы;
в) паспорт муниципального проекта по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (в случае реализации муниципального проекта);
г) паспорт комплекса процессных мероприятий по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку;
д) характеристика муниципальной программы по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку (далее - характеристика муниципальной программы);
е) правила осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий из бюджета города Твери юридическим лицам в рамках реализации муниципальной программы (в случае осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий в рамках муниципальной программы), утвержденные Администрацией города Твери;
ж) перечень объектов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (в случае осуществления соответствующих работ в рамках муниципальной программы);
з) решения об осуществлении капитальных вложений в рамках реализации муниципальной программы (в случае осуществления капитальных вложений);
и) решения о заключении муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств в рамках муниципальной программы (в случае заключения таких контрактов);
к) перечень субсидий некоммерческим организациям, юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (в случае предоставления таких субсидий в рамках муниципальной программы);
л) иные документы и материалы в сфере реализации муниципальной программы (при необходимости).
2.1.2. Муниципальная программа утверждается постановлением Администрации города Твери.
2.1.3. Муниципальная программа включает:
а) паспорт муниципальной программы;
б) текстовую часть;
в) приложения к муниципальной программе:
- характеристику муниципальной программы;
- перечень субсидий некоммерческим организациям, юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (в случае предоставления таких субсидий в рамках муниципальной программы);
- иные приложения, в случае если необходимость их включения в муниципальную программу предусмотрена федеральным законодательством либо соответствующими рекомендациями уполномоченных федеральных органов и (или) органа исполнительной власти Тверской области.
2.1.4. В структуре муниципальной программы обособляется проектная и процессная часть. В рамках муниципальной программы могут реализовываться структурные элементы, не входящие в направления реализации муниципальной программы.
2.1.5. В муниципальные программы не включаются средства:
а) на обеспечение деятельности органов местного самоуправления города Твери;
б) на реализацию перечня мероприятий по предложениям жителей города Твери;
в) резервного фонда Администрации города Твери и иным образом зарезервированные средства;
г) иные расходы, не направленные на реализацию целей муниципальной программы и задач структурных элементов муниципальной программы.
2.2. Текстовая часть муниципальной программы
2.2.1. В текстовую часть муниципальной программы включаются следующие разделы:
а) стратегические приоритеты и цели в сфере реализации муниципальной программы;
б) механизмы управления реализацией муниципальной программы;
в) иные разделы, в случае если муниципальная программа разрабатывается с учетом требований федерального законодательства либо при наличии соответствующих рекомендаций федеральных органов и (или) органов исполнительной власти Тверской области.
2.2.2. Раздел "Стратегические приоритеты и цели в сфере реализации муниципальной программы" должен содержать:
а) оценку и анализ текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Твери;
б) описание приоритетов и целей муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы;
в) задачи муниципального управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере реализации муниципальной программы;
г) задачи, определенные в соответствии с национальными целями (в случае если выполнение задач направлено на достижение национальных целей).
2.2.3. При описании приоритетов и целей муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы учитываются национальные цели, определенные Президентом Российской Федерации, приоритеты социально-экономического развития Тверской области и города Твери, а также иные приоритеты, установленные документами стратегического планирования, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства Тверской области и Администрации города Твери.
2.2.4. Для каждой муниципальной программы устанавливается одна или несколько целей, которые должны соответствовать приоритетам муниципальной политики в сфере социально-экономического развития и быть согласованы с целями соответствующей государственной программы Тверской области.
Цель муниципальной программы, задачи ее структурных элементов, как правило, формулируются с указанием целевого значения показателя, отражающего конечный социально-экономический эффект от реализации муниципальной программы, ее структурного элемента на момент окончания реализации этой муниципальной программы.
Цель муниципальной программы формулируется исходя из следующих критериев:
а) специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
б) конкретность (не следует использовать размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
в) измеримость (возможность измерения (расчета) прогресса в достижении цели, в том числе посредством достижения значений связанных показателей);
г) достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
д) актуальность (цель должна соответствовать уровню и текущей ситуации в соответствующей сфере социально-экономического развития города Твери);
е) релевантность (соответствие формулировки цели конечным социально-экономическим эффектам от реализации муниципальной программы);
ж) ограниченность во времени (цель должна быть достигнута к определенному моменту времени).
2.2.5. Формулировки целей муниципальной программы не должны дублировать наименования ее задач, а также мероприятий (результатов), контрольных точек структурных элементов муниципальной программы.
Цель может быть сформулирована как достижение определенного показателя к окончанию реализации муниципальной программы.
2.2.6. В рамках описания задач муниципального управления и способов их достижения приводятся основные задачи развития соответствующей сферы реализации муниципальной программы, предлагаемые механизмы (способы) их достижения (планируемые мероприятия (результаты) структурных элементов муниципальной программы), а также ожидаемые результаты реализации муниципальной программы с учетом сферы ответственности и полномочий ответственного исполнителя, соисполнителей и участников муниципальной программы и имеющихся финансовых и иных ресурсов.
При описании стратегических приоритетов отдельно следует выделять задачи, определяемые исходя из необходимости достижения национальных целей и положений единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации.
Комплекс задач должен быть необходим и достаточен для достижения соответствующей цели.
2.2.7. Задачи структурных элементов муниципальной программы должны быть согласованы с задачами структурных элементов соответствующей государственной программы Тверской области (при наличии).
В целях выполнения задач структурных элементов муниципальной программы реализуются мероприятия (результаты) структурных элементов муниципальной программы, представляющие собой долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные инструменты реализации муниципальной программы, в том числе финансовые.
2.2.8. При постановке целей и задач муниципальной программы необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения. Для этого для каждой цели муниципальной программы, а также задачи ее структурного элемента формируются показатели.
2.2.9. Дублирование целей и задач структурных элементов муниципальной программы, а также показателей для оценки их достижения (решения) в других муниципальных программах не допускается.
2.2.10. Анализ действительного состояния сферы реализации муниципальной программы (в рамках оценки текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Твери) должен включать характеристику итогов реализации муниципальной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы.
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития города Твери.
2.2.11. Раздел "Механизмы управления реализацией муниципальной программы" формируется с учетом положений раздела 6 настоящего Порядка и должен содержать взаимоувязанный комплекс экономических, правовых, организационных мер, обеспечивающих достижение целей муниципальной программы и решение задач структурных элементов муниципальной программы.
Данный раздел включает информацию о распределении ответственности и порядке взаимодействия при реализации муниципальной программы между куратором муниципальной программы, ответственным исполнителем и соисполнителями.
2.3. Проектная часть муниципальной программы
2.3.1. В проектную часть муниципальной программы включаются направления деятельности Администрации города Твери, в рамках которых предусматривается:
а) осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности города Твери;
б) предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности города Твери;
в) расходы за счет субсидий (иных межбюджетных трансфертов) из областного бюджета Тверской области (за исключением межбюджетных трансфертов системного характера на текущие расходы);
г) предоставление бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
д) выработка предложений по совершенствованию муниципальной политики и нормативного регулирования в сфере реализации муниципальной программы;
е) осуществление стимулирующих налоговых расходов;
ж) организация и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере реализации муниципальной программы;
з) создание и развитие информационных систем;
и) предоставление субсидий на иные цели муниципальным учреждениям в целях осуществления капитальных вложений, операций с недвижимым имуществом, приобретения нефинансовых активов, а также реализации иных мероприятий, отвечающих критериям проектной деятельности;
к) иные направления деятельности в рамках проектно-ориентированного управления.
2.3.2. При формировании проектной части муниципальной программы включаемые в ее состав мероприятия (результаты) структурных элементов муниципальной программы должны иметь количественно измеримые итоги их реализации.
2.4. Процессная часть муниципальной программы
2.4.1. Процессная часть муниципальной программы состоит из комплекса процессных мероприятий (результатов).
2.4.2. В процессную часть муниципальной программы включаются направления деятельности, в рамках которых предусматривается:
а) выполнение муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
б) расходы за счет субвенций из областного бюджета Тверской области;
в) осуществление текущей деятельности казенных учреждений;
г) предоставление субсидий на иные цели муниципальным учреждениям (за исключением субсидий, предоставляемых в рамках проектной деятельности);
д) оказание мер социальной поддержки отдельным категориям населения (за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами установлен ограниченный период действия соответствующих мер), включая осуществление социальных налоговых расходов;
е) предоставление субсидий в целях финансового обеспечения исполнения муниципального социального заказа на оказание муниципальных услуг в социальной сфере (при наличии);
ж) иные направления деятельности, связанные с выполнением функций и решением текущих задач Администрации города Твери, а также подведомственных ей учреждений.
2.4.3. При формировании процессной части муниципальной программы включение мероприятий (результатов), не имеющих количественно измеримых итогов их реализации, допускается в случае отсутствия возможности установления таких итогов.
2.5. Паспорт муниципальной программы
2.5.1. Паспорт муниципальной программы утверждается в составе муниципальной программы.
2.5.2. В паспорте муниципальной программы отражаются показатели достижения целей муниципальной программы.
2.5.3. В перечень показателей муниципальной программы, показателей структурных элементов муниципальной программы включаются:
а) показатели, характеризующие достижение национальных целей развития;
б) показатели приоритетов социально-экономического развития города Твери, определяемые в документах стратегического планирования;
в) показатели уровня удовлетворенности граждан качеством предоставляемых муниципальных услуг в соответствующей сфере социально-экономического развития (при необходимости);
г) показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города Твери.
2.5.4. При формировании целей муниципальной программы, задач и мероприятий (результатов) структурных элементов муниципальной программы, а также характеризующих их показателей учитываются объемы соответствующих источников финансирования (средства областного бюджета Тверской области и бюджета города Твери), а также иные инструменты муниципальной политики, влияющие на достижение целей, задач и мероприятий (результатов) структурных элементов муниципальной программы.
Количество показателей муниципальной программы определяется исходя из необходимости и достаточности для оценки достижения целей муниципальной программы.
2.5.5. Показатели муниципальной программы, структурного элемента муниципальной программы формируются согласно критериям измеримости (счетности) и однократности учета.
Показатели муниципальной программы, ее структурных элементов должны удовлетворять одному из следующих условий:
а) значения показателей рассчитываются по методикам, принятым международными организациями;
б) значения показателей определяются на основе данных официального статистического наблюдения;
в) значения показателей рассчитываются по методикам, утвержденным ответственными исполнителями, соисполнителями, участниками муниципальных программ.
Показатели приводятся по годам реализации муниципальной программы, сгруппированные по ее целям, с указанием связи с показателями государственных программ Тверской области.
В случае невозможности расчета значений показателей муниципальной программы, показателей ее структурных элементов с учетом установленных сроков представления годовой отчетности следует установить прокси-показатели.
2.5.6. Показатели муниципальной программы должны иметь количественные значения, отражающие фактическое описание ситуации на дату утверждения муниципальной программы (внесения изменений в муниципальную программу), включая текущий год и базовый (отчетный) год, предшествующий году начала реализации муниципальной программы (внесения изменений в муниципальную программу), а также запланированные по годам реализации муниципальной программы, измеряемые или рассчитываемые исходя из значений показателей, определенных на основе данных областного статистического наблюдения, налоговой, бюджетной отчетности и иных источников данных, имеющих статус официальных.
Каждый показатель должен иметь текущее значение, сопоставимое с предыдущим значением в рамках муниципальной программы.
2.5.7. Не допускается использовать в качестве показателей плановые и фактические значения объемов бюджетных средств, предусмотренных и вложенных в мероприятие (проект) муниципальной программы.
Обязательными атрибутивными признаками, характеризующими показатели муниципальной программы и показатели ее структурных элементов, являются:
а) наименование показателя;
б) единица измерения показателя (по ОКЕИ);
в) базовое значение показателя (с указанием года);
г) значение показателя (по годам реализации);
д) характеристика планируемой динамики показателя (возрастание или убывание);
е) метод расчета (накопительный итог или дискретный показатель);
ж) связь с целью муниципальной программы, с задачей структурного элемента такой программы, достижение (решение) которой характеризует показатель муниципальной программы, показатель структурного элемента.
2.5.8. Формулировки показателей муниципальной программы и структурных элементов муниципальной программы не могут дублироваться в рамках муниципальной программы.
2.5.9. Достижение целей и показателей, решение задач муниципальной программы и ее структурных элементов обеспечивается за счет реализации мероприятий (результатов) структурных элементов такой программы.
Мероприятия (результаты) группируются по задачам структурных элементов муниципальных программ.
2.5.10. Обязательными атрибутивными признаками, характеризующими мероприятия (результаты) структурного элемента муниципальной программы, являются:
а) наименование мероприятия (результата);
б) единица измерения мероприятия (результата) (по ОКЕИ);
в) базовое значение мероприятия (результата) (с указанием года);
г) значение мероприятия (результата) (по годам реализации) (накопительным итогом / дискретно в отчетном периоде);
д) сроки реализации мероприятия (результата);
е) тип мероприятия (результата);
ж) ответственный исполнитель мероприятия (результата) (с указанием организации и должности);
з) связь с показателем муниципальной программы/показателем, задачей структурного элемента муниципальной программы.
2.5.11. В качестве дополнительных атрибутивных признаков, характеризующих мероприятия (результаты) структурного элемента муниципальной программы, могут быть использованы:
а) характеристика мероприятия (результата) структурного элемента муниципальной программы - краткое описание выполняемой деятельности с указанием дополнительных качественных или количественных параметров мероприятия (результата), не дублирующих его наименование;
б) взаимосвязь с иными мероприятиями (результатами) структурных элементов муниципальной программы;
в) информационная система (источник данных), содержащая информацию о мероприятиях (результатах) структурных элементов муниципальной программы и их значениях (при наличии).
2.5.12. Для мероприятий (результатов) процессной части муниципальной программы, а также отдельных мероприятий допускается не устанавливать их значения, а также сроки окончания реализации.
2.5.13. Мероприятие (результат) структурного элемента муниципальной программы должно соответствовать принципам конкретности, точности, достоверности, измеримости (счетности).
Наименование мероприятия (результата) структурного элемента муниципальной программы должно быть сформулировано в виде завершенного действия, характеризующего в том числе количество создаваемых (приобретаемых) материальных и нематериальных объектов, объем оказываемых услуг или выполняемых работ.
2.5.14. Наименование мероприятия (результата) структурного элемента муниципальной программы не должно:
а) дублировать наименование цели, показателя, задачи, иного мероприятия (результата) структурного элемента муниципальной программы, контрольной точки, объекта мероприятия (результата);
б) содержать значение и период достижения;
в) содержать указание на два и более мероприятия (результата);
г) содержать наименования нормативных правовых актов, иных поручений;
д) содержать указания на виды и формы государственной поддержки (субсидии, дотации и др.).
Дублирование мероприятий, реализуемых в рамках муниципальной программы, иными муниципальными программами не допускается.
2.5.15. Мероприятия (результаты) структурных элементов муниципальной программы формируются с учетом соблюдения принципа прослеживаемости финансирования мероприятия (результата) - увязки одного мероприятия (результата) структурного элемента муниципальной программы с одним направлением расходов, за исключением мероприятий, источником финансового обеспечения реализации которых является консолидированная субсидия.
2.5.16. Планирование сроков выполнения мероприятий (достижения результатов) осуществляется с учетом:
а) их равномерного распределения в течение календарного года;
б) сопоставимости со сроками достижения показателей муниципальной программы и показателей ее структурных элементов;
в) установления плановых дат их выполнения (достижения) не позднее дат соответствующих мероприятий (результатов), определенных в структурных элементах государственных программ Тверской области.
2.5.17. Мероприятие (результат) структурного элемента муниципальной программы должно иметь контрольные точки, отражающие ход его реализации и факт завершения значимых действий по исполнению (достижению) этого мероприятия (результата) и (или) по созданию объекта.
2.5.18. В целях унификации процесса мониторинга хода выполнения мероприятий (достижения результатов) структурных элементов муниципальной программы каждому мероприятию (результату) следует присваивать тип и соответствующий ему набор контрольных точек, перечень которых определен в Единых методических рекомендациях по подготовке и реализации национальных проектов (программ), федеральных проектов и ведомственных проектов (размещены в открытой части портала государственной автоматизированной информационной системы "Управление" по адресу: https://gasu.gov.ru/rest/documents/file/download?fileId=12524&ysclid=la8b4jbj1h895907263) (для проектной части муниципальной программы), а также приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.08.2021 N 500 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" (для процессной части муниципальной программы).
Для мероприятий (результатов) структурных элементов муниципальной программы, предусматривающих софинансирование за счет средств областного бюджета Тверской области, в обязательном порядке предусматриваются специальные контрольные точки, установленные в структурных элементах государственной программы Тверской области.
Для мероприятий (результатов) муниципальных программ рекомендуемое количество 4 - 6 контрольных точек.
Для отдельных мероприятий (результатов) процессной части муниципальной программы, а также отдельных мероприятий допускается не устанавливать контрольные точки в случае отсутствия возможности установления таких контрольных точек.
2.5.19. Формулировки контрольных точек должны отражать факт завершения промежуточного результата или иного значимого действия по выполнению мероприятия (достижению результата).
2.5.20. Планирование сроков достижения контрольных точек осуществляется с учетом:
а) их равномерного распределения в течение календарного года;
б) их сопоставимости со сроками выполнения мероприятий (достижения результатов) структурных элементов муниципальной программы;
в) установления плановых дат их выполнения не позднее дат соответствующих контрольных точек, определенных в структурных элементах государственных программ Тверской области (для мероприятий (результатов) муниципальной программы, предусматривающих софинансирование за счет средств областного бюджета Тверской области).
2.5.21. Не допускается наличие у мероприятия (результата) структурного элемента муниципальной программы только одной контрольной точки со сроком наступления 31 декабря, а также преобладание наибольшего количества контрольных точек в четвертом квартале года.
2.5.22. Мероприятия (результаты) структурных элементов муниципальной программы, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета, рекомендуется декомпозировать до конкретных объектов и их контрольных точек.
2.5.23. Информацию о мероприятиях (результатах) структурного элемента муниципальной программы с детализацией до контрольных точек следует отражать в плане реализации такого структурного элемента муниципальной программы.
2.5.24. План реализации структурного элемента муниципальной программы разрабатывается на весь срок реализации структурного элемента муниципальной программы (с возможностью актуализации и допланирования) и подлежит включению в паспорт такого структурного элемента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.