Приложение
к приказу ФНС России
от 5.02.2025 г.
N ЕД-7-23/72@
"УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от 16.05.2024
N ЕД-7-23/390@
Порядок
проведения налогового мониторинга с использованием информационных систем операторов/распространителей лотерей
1. Общие положения
1. Порядок проведения налогового мониторинга с использованием информационных систем операторов/распространителей лотерей (далее - Порядок) предназначен для организации работы налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении участников налогового мониторинга, осуществляющих деятельность по организации и проведению лотерей, а также участников налогового мониторинга, заключивших договоры на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
2. В целях настоящего порядка при проведении мероприятий налогового контроля используется следующий перечень федеральных законов и нормативных правовых актов:
Глава 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ;
Глава 58 "Проведение игр и пари" части второй Гражданского кодекса Российской Федерации;
Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях";
приказ ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476@ "Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним";
приказ ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@ "Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля";
приказ ФНС России от 13.03.2023 N ЕД-7-23/163@ "Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации";
приказ ФНС России от 22.01.2024 N ЕД-7-23/53@ "Об утверждении форм и форматов документов, используемых при составлении мотивированного мнения налогового органа в электронной форме, формы мотивированного мнения налогового органа и требований к его составлению";
приказ Минфина России от 17.09.2020 N 206-н "Об утверждении формы и сроков представления отчета о всероссийской государственной лотерее";
приказ Минфина России от 30.03.2020 N 48н "Об утверждении состава сведений, включаемых в протокол тиражной комиссии";
приказы Минфина России и Минспорта России об утверждении условий лотерей.
3. В отношении участников налогового мониторинга, осуществляющих деятельность по проведению лотерей, проводятся мероприятия налогового контроля, в том числе по вопросам:
- полноты отражения выручки от проведения лотерей, корректности формирования призового фонда лотереи и расчета целевых отчислений от лотерей;
- правильности отражения расходов в виде агентского вознаграждения распространителей, включая сверку данных отчетов распространителей с фактическими данными;
- фактической выплаты выигрышей (их размеров, даты и порядка осуществления выплаты), а также исполнения обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет Российской Федерации суммы НДФЛ с таких выигрышей, с указанием идентификационных данных участников лотерей при выплате выигрыша в сумме более 15 тысяч рублей;
- аутентификации и идентификации физических лиц, получивших выигрыш в сумме менее 15 тысяч рублей, на основе имеющихся данных о физических лицах, ранее получивших выигрыш в сумме более 15 тысяч рублей;
- соблюдения сроков депонирования невостребованных выигрышей и зачисления невостребованных выигрышей в федеральный бюджет;
- правильности отражения в учете реализованных лотерейных билетов, для проверки целостности данных систем на основе "контрольной закупки" или в случае поступления жалоб граждан, содержащих реквизиты лотерейных билетов;
- сверки данных налоговых деклараций (расчетов) (уточненных налоговых деклараций, уточненных расчетов) в части выручки от проведения лотерей, выплаченных выигрышей, с данными отчетов распространителей, данными автоматизированной системы контроля "Контрольно-кассовая техника" (далее - АСК "ККТ");
- осуществления операторами лотерей и распространителями фискализации 1 с учетом тега фискального документа 1126 "признак проведения лотереи".
2. Контроль полноты отражения выручки от проведения лотерей
Налоговый орган осуществляет проверку полноты отражения выручки от проведения лотерей на основании данных налоговой декларации (уточненной налоговой декларации) по налогу на прибыль организации.
Выручка от проведения лотерей определяется на основании регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 90.1 "Выручка".
Показатели по счету 90.1 "Выручка" формируются на основании протоколов тиражной комиссии в разрезе каждого тиража тиражной лотереи и отчетов распространителей в разрезе каждой бестиражной лотереи.
Сформированные данные фиксируются в отчете о проведении лотерей.
Взаимодействие между налоговым органом и оператором лотереи при проведении налогового мониторинга осуществляется посредством предоставления доступа к информационной системе участника налогового мониторинга и к транзакционным данным, агрегирующим информацию о приеме и регистрации лотерейных ставок, выплате выигрышей и розыгрыше призового фонда переданным в АИС "Налог-3".
Налоговый орган в отношении оператора лотереи проводит следующие мероприятия налогового контроля:
- анализ налоговой декларации по налогу на прибыль организации;
- анализ регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 90.1 "Выручка";
- сверку данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль организации, с данными регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 90.1 "Выручка";
- проверку корректности даты признания доходов от проведения тиражных лотерей, путем сопоставления даты признания доходов с датой протокола тиражной комиссии;
- проверку корректности даты признания доходов от проведения бестиражных лотерей, путем сопоставления даты признания доходов с датой указанной в отчетах распространителей;
- проверку корректности и полноты отражения суммы доходов, полученных по каждому тиражу тиражной лотереи, на основании протокола тиражной комиссии;
- проверку корректности и полноты отражения суммы доходов по бестиражной лотерее, на основании отчетов распространителей;
- анализ полноты отражения выручки, определения призового фонда тиражной лотереи в протоколе тиражной комиссии;
- анализ полноты отражения выручки, определения сформированного призового фонда бестиражной лотереи;
- сверку данных полноты отражения суммы доходов с отчетом о проведении лотереи;
- сверку данных полноты отражения суммы доходов с данными информационной системы оператора/распространителя лотерей, в которой реализованы функции налогового мониторинга и контроля результатов розыгрыша лотерей (далее - Сервисы по лотерейным компаниям) в разрезе каждого алгоритма лотереи и каждого тиража тиражной лотереи.
3. Контроль за корректностью формирования призового фонда лотереи
Размер сформированного призового фонда лотереи определяется в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" и условиями проведения лотереи и отражается на основании протокола тиражной комиссии 2 (отчета распространителя - для бестиражных лотерей) в регистрах бухгалтерского (налогового) учета по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 3.
Показатели по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" формируются на основании протоколов тиражной комиссии в разрезе каждого тиража тиражной лотереи и отчетов распространителя по каждой бестиражной лотерее.
Сформированные данные фиксируются в отчете о проведении лотереи.
Налоговый орган в отношении оператора лотереи проводит следующие мероприятия налогового контроля:
- анализ регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", содержащий информацию в разбивке по видам лотерей;
- контроль данных по выручке в соответствии с пунктом 2 указанного Порядка;
- анализ условий лотереи;
- контроль правильности формирования размера призового фонда исходя из условий лотерей и полученной выручки;
- сверку размера призового фонда, исходя из условий лотерей и полученной выручки, с данными протоколов тиражной комиссии 2 в разрезе каждого тиража тиражной лотереи;
- сверку размера сформированного призового фонда, исходя из условий лотерей и полученной выручки, с данными отчетов распространителя в разрезе каждой бестиражной лотереи;
- сверку данных полноты отражения суммы сформированного призового фонда с отчетом о проведении лотереи (по всем видам лотерей);
- сверку данных полноты отражения суммы сформированного призового фонда с транзакционными данными в разрезе каждого алгоритма лотереи и каждого тиража тиражной лотереи.
4. Контроль за корректностью расчета целевых отчислений от лотерей
Налоговый орган осуществляет проверку корректности отражения целевых отчислений от лотерей в налоговой декларации (уточненной налоговой декларации) по налогу на прибыль организации.
Налоговый орган в отношении оператора лотереи проводит следующие мероприятия налогового контроля:
- анализ налоговой декларации по налогу на прибыль организации;
- анализ регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 91.2 "Прочие расходы", содержащий информацию о целевых отчислениях от лотерей;
- проверку сумм целевых отчислений от лотерей по видам лотерей на основании регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 91.2 "Прочие расходы";
- контроль данных по выручке в соответствии с пунктами 2, 3 указанного Порядка;
- арифметический расчет с целью подтверждения правильности расчета оператором лотереи размера целевых отчислений от лотереи;
- сверку данных по сумме целевых отчислений от лотерей, перечисленных в федеральный бюджет, с отчетами о проведении лотерей (по всем играм лотерей).
5. Контроль за соблюдением сроков депонирования невостребованных выигрышей и зачислением невостребованных выигрышей в федеральный бюджет
Невостребованные выигрыши являются средствами сформированного разыгранного призового фонда.
По истечении срока, установленного федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", невостребованные выигрыши подлежат зачислению в федеральный бюджет.
Учет расчетов по невостребованным выигрышам ведется в регистрах бухгалтерского (налогового) учета по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 4 по каждому алгоритму лотереи.
Налоговый орган в отношении оператора лотереи проводит следующие мероприятия налогового контроля:
- анализ регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", содержащий информацию о невостребованных выигрышах в разрезе алгоритмов лотерей и тиражей;
- сверку данных о выплате или не выплате выигрыша с данными представленными посредством Сервисов по лотерейным компаниям в разрезе каждого алгоритма лотереи и каждого тиража тиражной лотереи;
- сверку данных, отраженных в регистрах бухгалтерского (налогового) учета по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" с данными представленными посредством Сервисов по лотерейным компаниям в разрезе каждого алгоритма лотереи и каждого тиража тиражной лотереи;
- сверку данных по суммам невостребованных выигрышей, перечисленных в федеральный бюджет, с отчетами о проведении лотереи.
6. Контроль расходов в виде агентского вознаграждения распространителей, включая сверку данных отчетов распространителей с фактическими данными
Налоговый орган осуществляет проверку расходов в виде агентского вознаграждения распространителей на основании данных налоговой декларации (уточненной налоговой декларации) по налогу на прибыль организации.
Согласно договору, заключенному между оператором лотереи и распространителем (распространителем и субраспространителем), вознаграждение - это денежные средства, причитающиеся за оказание распространителем обусловленных договором услуг, подлежащие выплате оператором лотереи распространителю (распространителем субраспространителю) или удерживаемые распространителем (субраспространителем) из выручки от проведения лотереи. Размер вознаграждения определяется согласно договора.
Для оператора лотерей агентское вознаграждение является основным видом расходов от деятельности по проведению лотереи, а для распространителя - основным видом дохода от деятельности по распространению лотерейных билетов и выплате выигрышей.
Расходы оператора лотереи от деятельности по проведению лотереи учитываются в регистрах бухгалтерского (налогового) учета по счету 20 "Основное производство", в конце месяца сформированная себестоимость списывается на счет 90.2 "Себестоимость продаж".
Доходы распространителя учитываются в регистре бухгалтерского (налогового) учета по счету 90 "Продажи".
Показатели по счету 20 "Основное производство" формируются на основании отчетов распространителей в разрезе каждого алгоритма лотереи.
Распространитель (субраспространитель) направляет оператору лотереи (распространителю) письменные отчеты об оказании услуг (отчеты распространителя/субраспространителя), а оператор лотереи (распространитель) проводит с распространителем (субраспространителем) сверку расчетов путем подписания актов сверки расчетов.
Взаимодействие между налоговым органом и оператором лотереи при проведении налогового мониторинга осуществляется посредством предоставления доступа к информационной системе участника налогового мониторинга и к транзакционным данным, агрегирующим информацию о приеме и регистрации лотерейных ставок, выплате выигрышей и розыгрыше призового фонда переданным в АИС "Налог-3".
Налоговый орган в отношении оператора лотереи проводит следующие мероприятия налогового контроля:
- анализ налоговой декларации по налогу на прибыль организации;
- анализ регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 20 "Основное производство", содержащий информацию о расходах (сумме исчисленного агентского вознаграждения);
- анализ регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 90.2 "Себестоимость продаж", содержащий информацию о сумме сформированной себестоимости;
- сверку данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль организации, с данными регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 20 "Основное производство", по счету 90.2 "Себестоимость продаж";
- проверку корректности даты признания расходов, путем сопоставления даты признания расходов с датой протокола тиражной комиссии (вознаграждение распространителя относится на себестоимость в части состоявшихся тиражей на отчетную дату) 2;
- проверку корректности и полноты отражения сумм расходов (вознаграждение распространителя) на основании данных в отчетах распространителя с транзакционными данными переданными в АИС "Налог-3";
- проверку корректности и полноты отражения сумм агентского вознаграждения, начисленных по каждому алгоритму лотерей, на основании отчета распространителя и заключенного с ним договора. Учет суммы агентского вознаграждения, выплаченного оператором лотереи распространителю, ведется по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 5.
Налоговый орган в отношении распространителя проводит следующие мероприятия налогового контроля:
- анализ налоговой декларации по налогу на прибыль организации;
- анализ регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 90 "Продажи", содержащий информацию о сумме начисленного агентского вознаграждения;
- сверку данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль организации, с данными регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 90 "Продажи";
- проверку корректности и полноты отражения сумм агентского вознаграждения, начисленных по каждому алгоритму лотерей, на основании отчетов распространителя, заключенных с ним договоров. Учет по операторам лотерей ведется на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 6.
7. Контроль фактической выплаты выигрышей (их размеров, даты и порядка осуществления выплаты), а также исполнения обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет Российской Федерации суммы НДФЛ с таких выигрышей, с указанием идентификационных данных участников лотерей при выплате выигрыша в сумме более 15 тысяч рублей
Налоговый орган осуществляет проверку фактической выплаты выигрышей, а также исполнение обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет Российской Федерации суммы НДФЛ с таких выигрышей на основании данных расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом.
Взаимодействие между налоговым органом и оператором лотереи при проведении налогового мониторинга осуществляется посредством предоставления доступа к информационной системе участника налогового мониторинга и к транзакционным данным, агрегирующим информацию о приеме и регистрации лотерейных ставок, выплате выигрышей и розыгрыше призового фонда переданным в АИС "Налог-3".
Налоговый орган в отношении оператора лотереи и (или) распространителя/субраспространителя проводит следующие мероприятия налогового контроля:
- анализ регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 7, содержащий информацию по алгоритмам лотерей;
- контроль правильности исчисления НДФЛ с выигрыша в зависимости от суммы, применения корректной ставки по НДФЛ в соответствии с пунктом 1 статьи 224 НК РФ;
- контроль правильности перечисления выигрыша в адрес физического лица с учетом суммы удержанного НДФЛ. Контроль осуществляется посредством анализа выписки с расчетных счетов оператора лотереи и (или) распространителя/субраспространителя, а также первичных документов;
- контроль правильности, достоверности и своевременности представления сведений по форме 2-НДФЛ "Сведения о доходах физических лиц" (до 2023 года), 6-НДФЛ "Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом",
- сверку правильности удержания и перечисления в бюджет НДФЛ с выплаченных выигрышей согласно регистрам бухгалтерского (налогового) учета по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" 8;
- сверку данных о суммах выигрышей согласно регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";
- сверку данных о суммах выигрышей и выплаченных суммах с транзакционными данными переданными в АИС "Налог-3";
- сверку данных о суммах и выплаченных выигрышей с данными отчетов операторов/распространителей/субраспространителей. В отдельных случаях сверка может производится в отношении конкретного участника лотереи при наличии достаточной информации для осуществления такой сверки (при необходимости запрашивается дополнительно).
8. Проверка возможности аутентификации и идентификации физических лиц, получивших выигрыш в сумме менее 15 тысяч рублей, на основе имеющихся данных о физических лицах, ранее получивших выигрыш в сумме более 15 тысяч рублей
Аутентификация и идентификация физических лиц, получивших выигрыш в сумме более 15 тысяч рублей, проводится оператором лотереи на этапе выплаты выигрыша/ на дату выплаты выигрыша.
Аутентификация физических лиц, получивших выигрыш менее 15 тысяч рублей, возможна в случае регистрации электронного лотерейного билета с использованием номера телефона абонента, идентичного тому, который ранее был установлен оператором лотереи при проведении идентификации такого физического лица.
Сведения о физических лицах, получивших доход в сумме менее 15 тысяч рублей, при их наличии, могут быть выгружены из информационных систем оператора/распространителя лотерей.
Заполненность атрибутов по участникам лотерей зависит от типов зарегистрированных событий по участнику:
- оформление участником электронного лотерейного билета;
- регистрация на сайте оператора/распространителя лотерей.
Налоговый орган в отношении оператора лотереи и (или) распространителя осуществляет анализ имеющейся информации о выплатах выигрышей в отдельно взятых тиражах тиражной лотереи, в которых выигрышный лотерейный билет принимал участие, при условии, что выигрыш в таком тираже составил более 4 тысяч рублей, но менее 15 тысяч рублей.
9. Контроль за правильностью отражения в учете зарегистрированной лотерейной ставки, для проверки целостности данных систем на основе "контрольной закупки" или в случае поступления жалоб граждан, содержащих реквизиты лотерейных ставок
Взаимодействие между налоговым органом и оператором лотереи и (или) распространителем при проведении налогового мониторинга осуществляется посредством предоставления доступа:
1. к информации, содержащейся в информационных системах участника налогового мониторинга;
2. к транзакционным данным, агрегирующим информацию о приеме и регистрации лотерейных ставок, выплате выигрышей и розыгрыше призового фонда переданным в АИС "Налог-3".
Налоговый орган в отношении оператора лотереи и (или) распространителя проводит следующие мероприятия налогового контроля на основании транзакционных данных переданным в АИС "Налог-3":
- проверку статуса лотерейной ставки на основании информации по тиражным лотереям побилетно;
- анализ информации по уникальному номеру электронного билета, указанному в чеке покупки в точках продаж или на чеке билета, приобретенного на сайте (ключ тиражного электронного билета);
- проверку корректности и полноты отражения сумм в отчетах оператора лотереи и (или) распространителя на основании данных, отраженных в отчетах;
- контроль полученных результатов с данными протоколов тиражной комиссии в разрезе каждого тиража тиражной лотереи;
- сверку данных о суммах выигрышей и выплаченных суммах в разрезе каждого алгоритма лотереи и каждого тиража тиражной лотереи с данными представленными посредством Сервисов по лотерейным компаниям.
10. Сверка данных налоговых деклараций (расчетов) в части выручки от проведения лотерей, выплаченных выигрышей с данными отчетов операторов лотерей и (или) распространителей, данными АСК "ККТ"
Взаимодействие между налоговым органом и оператором лотереи и (или) распространителем при проведении налогового мониторинга проводится на всех этапах разделов 2 - 9 настоящего Порядка посредством предоставления доступа:
1. к информации, содержащейся в информационных системах участника налогового мониторинга;
2. к транзакционным данным, агрегирующим информацию о регистрации лотерейных ставок, выплате выигрышей и розыгрыше призового фонда переданным в АИС "Налог-3";
3. к информации о фискализации (передача реквизитов онлайн кассы оператору фискальных данных).
При наличии необходимости в мобильном автоматизированном рабочем месте территориальных налоговых органов, модуль прикладной подсистемы "Оперативный контроль" запрашивается информация о фискальных данных из фискального накопителя контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) за определенный период.
При установлении несоответствия выручки налоговый орган в отношении оператора лотереи и (или) распространителя осуществляет действия, в соответствии с разделом 11 настоящего Порядка.
11. Контроль за осуществлением операторами лотерей и распространителями фискализации с учетом тега фискального документа 1126 "признак проведения лотереи"
Взаимодействие между налоговым органом и оператором лотереи и (или) распространителем при проведении налогового мониторинга осуществляется посредством предоставления доступа:
1. к информации, содержащейся в информационных системах участника налогового мониторинга;
2. к транзакционным данным, агрегирующим информацию о приеме и регистрации лотерейных ставок, выплате выигрышей и розыгрыше призового фонда переданным в АИС "Налог-3";
3. к информации о фискализации (передача реквизитов онлайн кассы оператору фискальных данных).
Налоговый орган в отношении оператора лотереи и (или) распространителя проводит все этапы контроля в соответствии с разделами 2 - 10 настоящего Порядка.
12. Заключительные положения
Перечень мероприятий налогового контроля в рамках настоящего Порядка не является исчерпывающим и не препятствует самостоятельному выбору налоговым органом вида и объема контрольных мероприятий, необходимых и достаточных для проведения налогового мониторинга с использованием информационных систем операторов лотерей.".
------------------------------
1 Процесс регистрации операций по осуществлению расчетов и предоставлению фискального документа (чека) при оплате лотерейной ставки, или выплате выигрыша в лотерею
2 При проведении тиражной лотереи
3 Субсчет, содержащий данный показатель по сформированному призовому фонду
4 Субсчет, содержащий показатель по невостребованным выигрышам по сроку исковой давности
5 Субсчет, содержащий показатель по агентским вознаграждениям за полученные ставки
6 Субсчет, содержащий показатель расчетов с организаторами, операторами лотерей
7 Субсчет, содержащий показатель расчетов с участниками по принятым к выплате билетам
8 Субсчет, содержащий показатель расчетов НДФЛ при исполнении обязанности налогового агента
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной налоговой службы от 5 февраля 2025 г. N ЕД-7-23/72@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 16.05.2024... |