I. Область применения
1.1. Методические рекомендации по созданию объектовых добровольных пожарных подразделений 1 разработаны с целью разъяснения вопросов по порядку создания, организации и деятельности объектового добровольного пожарного подразделения добровольной пожарной охраны 2, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом Российской Федерации.
1.2. Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение должностными лицами организаций независимо от их организационно-правовых форм при создании и всестороннем обеспечении деятельности объектовых добровольных пожарных подразделений.
II. Термины, определения и сокращения
В настоящих Методических рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями:
добровольная пожарная охрана - основанный на добровольческой деятельности вид пожарной охраны, включающий в себя общественные объединения добровольной пожарной охраны, объектовые добровольные пожарные подразделения и входящих в их состав добровольных пожарных, деятельность которых предусматривает участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [1];
добровольный пожарный - физическое лицо, принимающее на добровольной и безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в составе добровольного пожарного подразделения [1];
добровольное пожарное подразделение - добровольная пожарная дружина или добровольная пожарная команда, созданные организацией независимо от ее организационно-правовой формы для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ [1];
объектовое добровольное пожарное подразделение (объектовая добровольная пожарная дружина и (или) объектовая добровольная пожарная команда - структурное подразделение организации, не являющейся общественным объединением ДПО, созданное для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ в данной организации [1];
объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре [2];
производственные объекты - объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи [2];
противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности [3];
статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, уставом общественного объединения ДПО либо положением о добровольном пожарном подразделении [1];
участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ - деятельность по предотвращению возможности дальнейшего распространения огня и созданию условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами [1];
участие в профилактике пожаров - деятельность по реализации превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий [1].
III. Общие положения
3.1. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" 3, от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" 4, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях использования должностными лицами организаций независимо от их организационно-правовых форм при создании и всестороннем обеспечении деятельности объектовых добровольных пожарных подразделений.
3.2. Объектом считаются организации (предприятия), на которых создается объектовое добровольное пожарное подразделение 5 (объектовая добровольная пожарная дружина и (или) объектовая добровольная пожарная команда) для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в этой организации.
3.3. Порядок и форма участия в реализации возложенных на объектовое добровольное пожарное подразделение обязанностей определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, нормативными документами по пожарной безопасности, а также организационно-распорядительными документами организации (предприятия) в части, не противоречащей вышеперечисленным нормативным правовым актам.
3.4. Порядок организации и осуществления деятельности по участию в профилактике и (или) тушению пожаров и проведению аварийноспасательных работ в организации (на предприятии) определяется разработанным и утвержденным в установленном порядке Положением об ОДПП. При этом организация, в которой создается ОДПП, либо лицо, уполномоченное руководителем организации, организует подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.
3.5. Добровольный пожарный должен пройти обучение, иметь необходимые знания и навыки для осуществления обязанностей, быть пригоден к выполнению возложенных на него задач по состоянию здоровья. Сведения о добровольном пожарном и деятельности ОДПП должны быть внесены в реестр добровольной пожарной охраны и в сводный реестр добровольных пожарных в соответствии с Порядком формирования и ведения реестра добровольной пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных, утвержденного приказом МЧС России от 1 ноября 2023 г. N 1130.
IV. Организационно-управленческие механизмы и принципы создания объектовых добровольных пожарных подразделений
4.1. ОДПП могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в данной организации.
4.2. В состав ОДПП, комплектуемого на добровольной основе входят добровольные пожарные из числа работников организации и (или) обучающихся в образовательной организации.
4.3. Управление ОДПП и его имуществом осуществляется в порядке, определяемом организацией, в которой создается указанное подразделение.
4.4. По структуре ОДПП может состоять из начальника, заместителей начальника, добровольных пожарных и водителей пожарных автомобилей (при создании объектовой добровольной пожарной команды).
4.5. Начальником ОДПП может быть назначен специалист, выполняющий функции обеспечения пожарной безопасности на объекте. Общее руководство и ответственность за деятельность ОДПП возлагается на руководителя объекта.
4.6. Заместителями начальника ОДПП могут быть назначены лица из числа наиболее подготовленных инженерно-технических работников объекта, прошедшие переподготовку по дополнительной профессиональной программе "Специалист по пожарной профилактике".
4.7. Участниками ОДПП являются добровольные пожарные из числа работников (сотрудников) объекта, изъявившие желание добровольно осуществлять деятельность в качестве добровольного пожарного.
4.8. В состав ОДПП могут входить водители, закрепленные за пожарным автомобилем и имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие предварительный медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы в пожарной охране, прошедшие курсовое обучение в учебных центрах (пунктах) ГПС МЧС России, пожарнотехнических образовательных учреждениях или в организациях, имеющих лицензию, дающее право обучения и имеющих квалификационное удостоверение на право управления пожарным автомобилем (свидетельство об обучении).
4.9. Вступающие лица в ОДПП должны подать на имя руководителя объекта письменное заявление (Приложение Б). Руководитель объекта (лицо, уполномоченное руководителем организации) организует проведение ежегодного медицинского осмотра на предмет отсутствия у претендента противопоказаний для работы в составе ОДПП.
4.10. Численный состав ОДПП устанавливается руководителем объекта, зачисление в состав ОДПП и последующие изменения оформляются приказом руководителя объекта.
4.11. Каждый добровольный пожарный ОДПП должен быть пригоден к выполнению возложенных на него задач, иметь необходимые знания и навыки для осуществления деятельности.
4.12. Добровольные пожарные ОДПП должны пройти соответствующее первоначальное обучение по программе личного состава ДПО [4], последующая подготовка и (или) переподготовка добровольных пожарных ОДПП осуществляется руководителем ОДПП. В ходе последующей подготовки добровольные пожарные ОДПП должны изучить нормативные правовые, нормативные документы и локальные акты, регламентирующие организацию и деятельность добровольной пожарной охраны, деятельность по предупреждению пожаров, эксплуатацию первичных средств пожаротушения и правила по охране труда. Последующая подготовка должна планироваться таким образом, чтобы все добровольные пожарные ОДПП не менее одного раза в квартал практически отрабатывали действия по условному тушению пожара с использованием имеющегося в их распоряжении первичных средств пожаротушения, а также отработка действий по эвакуации людей и материальных ценностей.
4.13. Учебные занятия с добровольными пожарными ОДПП проводятся по расписанию, утвержденному руководителем объекта (не более 4 часов в месяц) (Приложение В).
4.14. Основания для исключения добровольных пожарных из состава ОДПП определяется начальником ОДПП и согласовывается с руководителем объекта.
4.15. Порядок привлечения добровольных пожарных ОДПП к несению дежурства в нерабочее время определяется начальником ОДПП и согласовывается с руководителем объекта.
4.16. Проверка боеготовности ОДПП осуществляется подразделением пожарной безопасности объекта (при наличии) не реже 1 раза в год, как правило, до пожароопасного сезона на территории субъекта Российской Федерации. По результатам проверки боеготовности составляется Акт проверки боеготовности ОДПП (Приложение Г), с которым руководитель объекта знакомится под подпись. Один экземпляр акта хранится у начальника ОДПП, второй экземпляр в подразделении пожарной безопасности объекта.
4.17. Создание и деятельность ОДПП осуществляется в соответствии с принципами:
- готовности ОДПП к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим на объекте;
- приоритетности спасения людей и оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ;
V. Задачи ОДПП. Порядок организации деятельности ОДПП
5.1. Основными задачами ОДПП являются:
5.1.1. осуществление профилактики пожаров на объекте;
5.1.2. спасение людей и имущества при пожарах, авариях, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;
5.1.3. участие в тушении пожаров и оказании содействия подразделениям ГПС при проведении аварийно-спасательных работ и ликвидации пожара на объекте.
5.2. Основными направлениями деятельности ОДПП в профилактике пожаров на объекте являются:
5.2.1. осуществление контроля за соблюдением на объекте требований пожарной безопасности, готовности сил и средств к участию в тушении пожаров, исправности и полноты охвата систем сигнализации, пожаротушения и управления эвакуацией;
5.2.2. разработка и реализация, в пределах предоставленных полномочий мер пожарной безопасности.
5.2.3. проведение разъяснительной работы среди рабочих и служащих объекта по соблюдению требований пожарной безопасности;
5.2.4. участие в мероприятиях по контролю за исправным состоянием первичных средств пожаротушения, пожарных автомобилей, мотопомп и систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации;
5.2.5. дежурство при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.
5.3. Основными направлениями деятельности при участии в тушении пожаров являются:
5.3.1. спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийноспасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
5.3.2. предотвращение возможности дальнейшего распространения пожара при его возникновении на объекте;
5.3.3. создание условий для ликвидации огня имеющимися силами и средствами;
5.3.4. создание условий для безопасной и быстрой эвакуации работников (сотрудников) и (или) имущества организации.
5.4. Осуществление деятельности при участии в тушении пожаров предусматривает проведение следующих мероприятий:
5.4.1. спасение людей и имущества при пожарах;
5.4.2. препятствие развитию пожара и обеспечение его ликвидации имеющимися силами и средствами, в том числе первичными и мобильными средствами пожаротушения;
5.4.3. наблюдение за изменениями обстановки на месте пожара и своевременное реагирование на ее изменение;
5.4.4. поддержание связи при участии в тушении пожара и проведении АСР;
5.4.5. соблюдение правил охраны труда при участии в тушении пожаров;
5.4.6. обеспечение сохранности, выявление и устранение неисправностей в закрепленной за ОДПП пожарной и аварийно-спасательной техники, приспособленных для тушения пожаров технических средств, а также пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования, соблюдение их сохранности, принятие мер по выявлению и устранению неисправностей.
5.5. Численность ОДПП рекомендуется определять в соответствии с положениями СП 232.1311500.2015 "Пожарная охрана предприятий. Общие требования" [5]. В целях расчета численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в организациях может применяться методика N 2, утвержденная приказом МЧС России от 15 октября 2021 г. N 700 [10].
5.6. Руководителем организации с целью осуществления деятельности ОДПП могут быть предусмотрены следующие помещения:
- отдельный отапливаемый бокс для стоянки пожарного автомобиля и (или) технического средства, приспособленного для тушения пожаров (далее - техника) (в случае наличия техники в ОДПП);
- помещение для хранения пожарно-технического вооружения, оборудования, боевой одежды и снаряжения добровольных пожарных;
- учебный класс для проведения занятий с личным составом ОДПП;
- помещение для осуществления дежурства (в том числе отдыха) личного состава и водителей, закрепленных за техникой (в случае организации круглосуточного дежурства на объекте);
- помещения для приготовления (разогрева) и приема пищи (в случае организации круглосуточного дежурства на объекте);
- иные помещения, необходимые для осуществления деятельности ОДПП.
5.7. Основной формой наблюдения за противопожарным состоянием объекта является несение службы (дежурства) на участках, секторах, постах объекта. Расстановка личного состава ОДПП осуществляется в соответствии с нарядом на службу, который разрабатывается руководителем подразделения на сутки с учетом обстановки на объекте и планируемых мероприятий.
5.8. Перед тем как заступить в наряд, проводится инструктаж и развод личного состава ОДПП.
Должностное лицо ОДПП при проведении инструктажа обязано:
проверить наличие и готовность личного состава к несению службы;
объявить перечень участков, секторов на объекте;
назначить личный состав дежурных смен на участки, сектора и посты на объекте;
проверить выборочно знание личным составом своих прав и обязанностей, требований правил пожарной безопасности, оперативнотактических особенностей объекта, мер обеспечения безопасности, умение действовать в случае пожара;
проинформировать личный состав о состоянии пожарной безопасности и проводимых на объекте работах;
провести инструктаж по технике безопасности;
проверить комплектность средств индивидуальной защиты пожарных и снаряжения пожарных.
Инструктаж завершается разводом и отдаче приказа о заступлении на службу.
5.9. Места и порядок проведения смены устанавливаются документами, регламентирующими деятельность ОДПП. Руководитель сменяемого наряда подводит итоги несения службы, дает оценку работы подчиненных, отмечает имевшие место недостатки, указывает пути устранения.
5.10. Режим дежурства водителей пожарных автомобилей ОДПП на объекте организовывается по месту дислокации подразделения по установленному графику, утвержденному руководителя объекта.
5.11. На объекте должен быть определен порядок сбора (место сбора, условный сигнал и т.п.) добровольных пожарных на случай пожара, проверки боеготовности, проведения противопожарной тренировки, учения. Должна быть разработана и утверждена Схема оповещения и сбора добровольных пожарных ОДПП в случае пожара, аварии или чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) (в рабочее и в свободное от работы время с указанием телефонных номеров мобильной связи добровольных пожарных). Порядок сбора и оповещения добровольных пожарных ОДПП в случае пожара, аварии или ЧС устанавливается приказом или другим распорядительным документом объекта.
5.12. Добровольные пожарные в течение рабочего времени находятся на рабочих местах в подразделениях объекта и выполняют обязанности, предусмотренные должностными инструкциями.
5.13. Профилактическая работа личного состава ОДПП должна сводиться к выявлению, пресечению и последующему устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Если устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности невозможно, то руководителю объекта или ответственному за пожарную безопасность объекта направляется письменное предложение по прилагаемой форме (Приложение Д) с указанием даты, времени и места обнаруженных нарушений и последующей регистрацией в журнале наблюдения за противопожарным состоянием объекта и могут быть внесены в соответствующие журналы работы смен, цехов и профессий.
5.14. Порядок наблюдения за противопожарным состоянием временно расположенных в цехах или на территории обслуживаемого объекта экспериментальных установок, специальных заказов, сложных образцов ремонтируемой техники и т.д., а также неработающих цехов, складов и других сооружений, технических помещений устанавливается в зависимости от их пожарной опасности и режима работы руководителем ОДПП совместно с администрацией объекта.
5.15. Профилактическая работа на участках, секторах объекта включает в себя:
систематическую проверку на объекте состояния пожарной безопасности, а также на отдельных участках объекта;
организацию службы дежурных смен в зависимости от обстановки, складывающейся на объекте;
проверку исправности и правильного содержания систем и средств противопожарной защиты;
проведение противопожарных инструктажей, бесед, занятий с рабочими и служащими объекта.
5.16. При введении особого противопожарного режима, режима ЧС на территории субъекта (муниципального образования) добровольные пожарные с их письменного согласия, по решению руководства объекта, в свободное от работы время могут осуществлять дежурство на территории и отдельных участках объекта. В данном случае привлечение добровольных пожарных ОДПП к дежурству оформляется приказом по объекту.
5.17. Выезд ОДПП, созданных в соответствии с требованиями ст. 97 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [2] на участие в тушении пожаров за пределы закрепленного объекта осуществляется по согласованию с руководителем объекта и в порядке, установленном начальником местного гарнизона пожарной охраны.
5.18. Выезд ОДПП, созданных в соответствии с ГОСТ 58853-2020 [4] на участие в тушении пожаров за пределы закрепленного объекта осуществляется по согласованию с руководителем объекта.
VI. Права и обязанности добровольных пожарных ОДПП
6.1. Добровольные пожарные имеют право на:
- возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в объектовом добровольном пожарном подразделении, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности органов местного самоуправления и (или) организаций, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;
- внесение в органы местного самоуправления и организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности на территориях муниципальных образований и в организациях;
- поддержку в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, оплаты услуг связи, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольных пожарных либо на страхование их жизни или здоровья, а также возмещения понесенных ими расходов на приобретение указанных товаров или услуг;
- добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
6.2. На добровольных пожарных возлагаются следующие обязанности:
- обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном соответствующей программой профессионального обучения добровольных пожарных;
- во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком дежурства добровольных пожарных, принимающих участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ, прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации, принимать участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожара и проведения аварийноспасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;
- нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства, согласованным с руководителем организации по месту работы или учебы добровольного пожарного в случае включения добровольного пожарного в указанный график дежурства в рабочее или учебное время и утвержденным соответственно руководителем добровольного пожарного подразделения;
- соблюдать установленный порядок несения службы (дежурства) в расположении добровольного пожарного подразделения, дисциплину и правила охраны труда в пожарной охране [6];
- содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;
- выполнять законные распоряжения руководителя добровольного пожарного подразделения и руководителя тушения пожара.
6.3. Для решения возложенных на ОДПП задач предлагается разработать документы, в том числе:
Положение об ОДПП;
должностной регламент (должностные инструкции) личного состава;
график дежурства личного состава;
дислокация участков, секторов на объекте;
порядок наблюдения за противопожарным состоянием участков, секторов объекта;
перечень пожарной и спасательной техники, оборудования и средств связи, а также порядок их эксплуатации;
документы предварительного планирования оперативных действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, а также взаимодействию с дежурными службами организаций (предприятий) и подразделениями пожарной охраны.
VII. Расходы по содержанию ОДПП (материальное стимулирование, страхование, льготы)
7.1. Все расходы по содержанию ОДПП осуществляются за счет средств объекта.
7.2. К расходам, связанным с деятельностью ОДПП относятся:
- выдача добровольным пожарным ОДПП сертифицированного вещевого инвентарного имущества и снаряжения в соответствии с нормами [7];
- выдача добровольным пожарным ОДПП сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, за исключением тех средств индивидуальной защиты, которые добровольные пожарные ОДПП получают по основной профессии (должности), со сроком носки до износа;
- выдача водителям, допущенным к управлению пожарным автомобилем, сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, за исключением тех средств индивидуальной защиты, которые работники получают по основной профессии (должности), со сроком носки до износа;
- организация и проведение смотра-конкурса на звание "Лучшая добровольная пожарная команда (дружина)" и звание "Лучший добровольный пожарный".
- организация профессиональной подготовки добровольных пожарных;
- ежегодная проверка состояния здоровья добровольных пожарных;
- прочие расходы, связанные с деятельностью ОДПП.
7.3. Минимальное обеспечение добровольных пожарных ОДПП аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, средствами защиты личного состава, определяется нормативными правовыми актами и нормативными документами.
7.4. Организации могут осуществлять за счет собственных средств поддержку добровольных пожарных в форме оплаты проезда до места назначения и обратно, оплаты услуг связи, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольных пожарных либо на страхование их жизни и здоровья, а также возмещения понесенных ими расходов на приобретение указанных товаров или услуг.
7.5. Гарантии и компенсации добровольным пожарным ОДПП устанавливаются действующим законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами объекта.
------------------------------
1 Далее - Методические рекомендации.
2 Далее - ДПО.
3 Далее - Закон "О добровольной пожарной охране".
4 Далее - Закон "О пожарной безопасности".
5 Далее - ОДПП.
------------------------------
Литература:
1. Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".
2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
4. ГОСТ Р 58853-2020 Производственные услуги. Добровольная пожарная охрана. Общие требования.
5. СП 232.1311500.2015 "Пожарная охрана предприятий. Общие требования".
6. Приказ Минтруда России от 11 декабря 2020 г. N 881н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны".
7. Приказ МЧС России от 4 апреля 2012 г. N 170 "Об утверждении порядка обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимых для тушения пожаров".
8. Приказ Минтруда России от 18 июля 2019 г. N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин".
9. Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31 декабря 2020 г. "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры".
10. Приказ МЧС России от 15 октября 2021 года N 700 "Об утверждении методик расчета численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по созданию объектовых добровольных пожарных подразделений
Опубликование:
-