Решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 января 2025 г. N АКПИ24-870
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C.
при секретаре Томиной Д.Д.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смуровой Марии Юрьевны о признании недействующим подпункта 3 пункта 5 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4 2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утверждённых приказом Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2022 г. N ЕД-7-14/1268@,
установил:
приказом Федеральной налоговой службы (далее также - ФНС России) от 28 декабря 2022 г. N ЕД-7-14/1268@ (далее также - Приказ) утверждены Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4 2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее также - Основания и Порядок), являющиеся приложением N 1 к Приказу. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 февраля 2023 г., регистрационный номер 72287, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 февраля 2023 г.
Пункты 2 и 4 данного акта предусматривают различные основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ).
Согласно подпункту 3 пункта 5 Оснований и Порядка указанные в их пунктах 2 и 4 обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ, в случаях, если регистрирующим органом получено заявление физического лица о недостоверности сведений о нём в ЕГРЮЛ.
Смурова М.Ю. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 3 пункта 5 Оснований и Порядка, ссылаясь на то, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит пункту 4 2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нарушает её права и законные интересы, в частности право на подачу возражений на внесение записи в ЕГРЮЛ, взыскание убытков, причинённых действиями (бездействие) налогового органа, связанными с распространением недостоверной информации об организации.
По мнению административного истца, оспариваемое положение нормативного правового акта освобождает регистрирующий орган от обязанности по проверке достоверности сведений, указываемых физическим лицом при подаче заявления по форме Р34001.
Федеральная налоговая служба, Министерство финансов Российской Федерации (далее также - Минфин России) и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Распопов В.Л. поддержал заявленное требование.
Представители ФПС России Изотов А.В., Минфина России Шиляев А.П. не признали административный иск.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации письменно заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав объяснения представителя административного истца Распопова В.Л., возражения представителей Федеральной налоговой службы Изотова А.В., Министерства финансов Российской Федерации Шиляева А.П., обсудив письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу положений пункта 4 3 статьи 9 поименованного закона основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4 2 данной статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким органом в соответствии с пунктом 1 положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, является ФПС России, которая утверждает основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4 2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, а также порядок использования результатов этих мероприятий (подпункт 5.9.52 пункта 5 названного положения).
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Следовательно, Основания и Порядок утверждены компетентным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований федерального закона с соблюдением порядка принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2024 г. N АКПИ24-688, от 6 ноября 2024 г. N АКПИ24-648.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит пункту 4 2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Пунктом 1 Оснований и Порядка предусмотрено, что они применяются при осуществлении территориальными органами ФНС России проверки достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ.
Установленное в оспариваемой норме правило о том, что указанные в пунктах 2 и 4 Оснований и Порядка обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ, в случаях, если регистрирующим органом получено заявление физического лица о недостоверности сведений о нём в ЕГРЮЛ, не входит в противоречие как с названными, так и иными законоположениями.
Согласно пункту 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице (пункт 4 статьи 9 Федерального закона "О. государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Так, пунктом 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, определён статьёй 18 этого закона, согласно пункту 2 которой представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 9 данного закона.
В пункте 1 2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" закреплено, что необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Регистрирующий орган, как следует из пункта 4 1 статьи 9 названного закона, не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.
В силу пункта 4 2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
Статьёй 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения данной записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1). Регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нём сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нём в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 приведённого федерального закона (пункт 5).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 сентября 2020 г. N 2215-О, данное законоположение, рассматриваемое во взаимосвязи с иными нормами Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота, в котором участвуют лишь юридические лица, обладающие правоспособностью, возникающей с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений об их создании и прекращающейся в момент внесения в указанный реестр сведений об их прекращении.
Из содержания формы N Р34001 "Заявление физического лица о недостоверности сведений о нём в Едином государственном реестре юридических лиц", утверждённой приказом ФПС России от 28 декабря 2022 г. N ЕД-7-14/1268@ (приложение N 3), следует, что физическое лицо, заявляя о недостоверности сведений о нём в ЕГРЮЛ, одновременно подтверждает, что содержащиеся в заявлении сведения достоверны, данное заявление не направлено на причинение вреда другим лицам, а также на иное недобросовестное осуществление гражданских прав.
По смыслу оспариваемой нормы, который должен определяться во взаимосвязи с другими нормами законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с учётом её места в системе этих норм, представление заявления физического лица о недостоверности сведений о нём в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган по форме N Р34001 является необходимым и достаточным основанием для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений. Наличие каких-либо иных документов для внесения заявленной записи в ЕГРЮЛ не требуется.
Таким образом, необязательность проведения проверки заявления физического лица по форме N Р34001 следует из предписаний закона, требованиям которого соответствует подпункт 3 пункта 5 Оснований и Порядка.
Оспариваемое нормативное положение изложено понятным и доступным образом, отвечает критерию правовой определённости, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускает неоднозначного толкования при его применении, а потому не может расцениваться как нарушающее права административного истца.
При изложенных обстоятельствах подпункт 3 пункта 5 Оснований и Порядка, как соответствующий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не может рассматриваться в качестве нормативного положения, нарушающего права административного истца в упоминаемых им аспектах.
Несогласие Смуровой М.Ю., являющейся участником конкретного общества с ограниченной ответственностью, с действиями лица, осуществлявшего руководство текущей деятельностью такого общества, а также с последовавшими за ними решениями налогового органа и арбитражных судов, с которыми административный истец фактически своих прав, не относится к предмету проверки по настоящему административному делу.
При этом из представленных административным истцом документов не усматривается, что применение на практике оспариваемой части нормативного правового акта не соответствует её истолкованию, выявленному судом с учётом места данного акта в системе нормативных правовых актов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Смуровой Марии Юрьевны о признании недействующим подпункта 3 пункта 5 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4 2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утверждённых приказом Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2022 г. N ЕД-7-14/1268@, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
B.C. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 января 2025 г. N АКПИ24-870
Опубликование:
-