Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Боголюбовой Е.В., Кужаровой Н.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Волосовский лесопункт" Межитова А.Р. (доверенность от 01.03.2013), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Пудовой Т.С. (доверенность от 17.10.2012 N 11/2-149),
рассмотрев 19.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2012 (судья Суворов М.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 (судьи Попова Н.М., Жукова Т.В., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-22022/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Волосовский лесопункт", место нахождения: 188410, Ленинградская обл., Волосовский р-он, г. Волосово, ул. Ветеранов, д. 62А, ОГРН 1024702009947 (далее - Общество), о взыскании 471 811 руб. 38 коп. долга по договору от 12.08.2011 N 37-моп/АФТО.
Решением от 09.08.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.12.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит принятые по делу судебные акты отменить, иск удовлетворить. По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены нормы статей 421 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку стороны в пунктах 4.1.1.1, 4.1.1.2 и 4.1.2 договора от 12.08.2011 N 37-моп/АФТО утвердили порядок и условия взимания платы за время нахождения на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности. Установление таких условий не противоречит сложившейся судебной практике. В пункте 8.1 стороны указали, что договор распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.04.2011.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить судебные акты в силе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12.08.2011 между ОАО "РЖД" (исполнителем) и Обществом (заказчиком) заключен договор N 37-моп/АФТО, согласно которому исполнитель обязался оказывать услуги по предоставлению мест общего пользования, расположенных на пути N 18 станции Волосово Октябрьской железной дороги, для подачи, расстановки на места погрузки, выгрузки и уборки локомотивом ОАО "РЖД" вагонов независимо от их принадлежности, прибывающих в адрес заказчика. Со своей стороны, Общество обязалось оплачивать оказанные услуги в размере, указанном в пункте 4.1.1.1. договора, то есть в размере ставок, установленных таблицей 9 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 - в отношении вагонов, принадлежащих парку ОАО "РЖД", и в размере 50% от ставок таблицы N 9 Тарифного руководства N 2 - для вагонов, не принадлежащих парку исполнителя.
Согласно пункту 4.1.2 договора предусмотренная в пункте 4.1.1.1 плата подлежит исчислению и уплате с момента фактической подачи вагонов на фронт погрузки, выгрузки до момента получения исполнителем от заказчика уведомления о готовности вагонов к уборке.
В силу пункта 8.1 договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.04.2011.
В апреле - августе 2011 года ОАО "РЖД" оказало услуги в рамках договора, что подтверждается подписанными сторонами ведомостями подачи и уборки вагонов N 051025, 042020, 054031, 054029, 063035, 066043, 072048, 072050, 084062.
В соответствии с пунктом 4.1.1.1 договора Обществу была начислена плата в размере 471 811 руб. 38 коп. за время нахождение названных вагонов на фронте погрузки/выгрузки, а 26.12.2011 в его адрес была направлена претензия от 20.12.2011 N 1-2/1824 об оплате задолженности.
Поскольку претензия оставлена Обществом без удовлетворения, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о невозможности взыскания платы за пользование вагонами, поскольку установлено, что вагоны принадлежат стороннему перевозчику, а взимание платы на основании ставок таблицы 9 Тарифного руководства N 2 за обслуживание вагонов, не принадлежащих парку исполнителя, не соответствует положениям статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции считает жалобу подлежащий удовлетворению с учетом следующего.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Таким образом, распространение действия условий договора на отношения, сложившиеся до его заключения, возможно по воле сторон.
Судами установлено, что отношения сторон сложились до заключения договора от 12.08.2011 N 37-моп/АФТО (ранее они осуществлялись в рамках исполнения договора от 10.04.2009 N 1597) и стороны добровольно придали обратную силу положениям нового договора. Факта оказания в апреле - августе 2011 года услуг по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборки локомотивами ОАО "РЖД" вагонов, прибывающих в адрес Общества на места общего пользования, принадлежащие исполнителю и расположенные на пути N 18 станции Волосово, стороны не оспаривают.
Таким образом, действия договора стороны правомерно распространили на отношения, возникшие с 01.04.2011.
Действительно, практика рассмотрения споров о взимании платы за пользование вагонами (контейнерами) перевозчика и иных лиц установлена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в постановлениях от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10: плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу ОАО "РЖД" при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Согласно пункту 34 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
В силу пункта 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в названном Тарифном руководстве.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава, из буквального толкования которой не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за переданные в пользование грузополучателю вагоны и контейнеры, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время их нахождения на путях общего пользования.
В то же время, как уже указывалось в ранее названных постановлениях Президиума ВАС РФ, а в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.2012 N 6424 дополнительно было подчеркнуто, что условие о взимании платы может быть установлено в договоре между ОАО "РЖД" и клиентом либо с собственником вагонов.
В настоящем деле такое условие было установлено в договоре исполнителя с Обществом путем отсылки к ставке, установленной таблицей 9 Тарифного руководства N 2, что не противоречит требованием статей 420 и 424 ГК РФ. Спор по размеру платы между сторонами отсутствует.
Иных оснований для отказа в иске ни судами первой и апелляционной инстанций, ни Обществом в процессе рассмотрения дела не приводилось, в связи с чем суд кассационной инстанции считает жалобу и иск ОАО "РЖД" подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по делу N А56-22022/2012 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Волосовский лесопункт", место нахождения: 188410, Ленинградская обл., Волосовский р-н, г. Волосово, ул. Ветеранов, д. 62А, ОГРН 1024702009947, в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", место нахождения: 190013, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, в лице филиала - Октябрьской железной дороги 471 811 руб. 38 коп. платы за нарушение срока уборки вагонов и 18 436 руб. 22 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.