В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", подпунктом 7.1.4 пункта 7 Положения о регулировании бюджетных правоотношений в муниципальном образовании городе Чебоксары - столицы Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 02.03.2023 N 1100, Стратегией социально-экономического развития города Чебоксары до 2035 года, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24.12.2020 N 97, постановлением администрации города Чебоксары от 06.09.2024 N 2820 "О прогнозе социально-экономического развития города Чебоксары на период до 2030 года", постановлением администрации города Чебоксары от 15.07.2015 N 2353 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза города Чебоксары на долгосрочный период", администрация города Чебоксары постановляет:
1. Утвердить бюджетный прогноз города Чебоксары на период до 2030 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу постановления администрации города Чебоксары:
от 14.02.2022 N 388 "Об утверждении бюджетного прогноза города Чебоксары на период до 2027 года";
от 09.02.2023 N 473 "О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 14.02.2022 N 388";
от 24.01.2024 N 153 "О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 14.02.2022 N 388 "Об утверждении бюджетного прогноза города Чебоксары на период до 2027 года".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Чебоксары по экономическому развитию и финансам.
Глава города Чебоксары |
В.А. Доброхотов |
УТВЕРЖДЕН
постановлением администрации
города Чебоксары
от 10.02.2025 N 275
Бюджетный прогноз
города Чебоксары на период до 2030 года
Введение
Экономическая политики города Чебоксары направлена на обеспечение устойчивого экономического развития.
Долгосрочные оценки основных параметров бюджета города Чебоксары, а также основные подходы, методы и принципы реализации долгосрочной муниципальной политики в налоговой, бюджетной и долговой сферах объективно востребованы хозяйствующими субъектами и необходимы для разработки и реализации всей совокупности документов стратегического планирования. Повышение степени предсказуемости реализуемой бюджетной политики способствует росту привлекательности экономики для потенциальных инвесторов и повышению эффективности действий органов управления в целом.
Ключевой целью разработки бюджетного прогноза города Чебоксары на долгосрочный период является оценка на вариативной основе наиболее вероятных тенденций развития бюджета города Чебоксары, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной, долговой политики обеспечить стабильные экономические условия и достижение стратегических целей социально-экономического развития города Чебоксары.
I. Основные итоги исполнения бюджета города Чебоксары, условия формирования бюджетного прогноза города Чебоксары в текущем периоде
В рамках реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по увеличению собственных доходов, оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов на 2023 - 2025 годы, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 05.02.2024 N 244, в городе Чебоксары в 2024 году проводилась работа по реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов и оптимизацию бюджетных расходов.
Бюджет города Чебоксары по доходам за 2024 год исполнен в общей сумме 17 млрд 320,6 млн рублей, что составляет 99,7% к утвержденным годовым назначениям. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доходы бюджета города Чебоксары увеличились на 12,3% или на 1 млрд 896,9 млн рублей, в том числе:
- собственные (налоговые и неналоговые) доходы бюджета города Чебоксары исполнены в сумме 7 млрд 480,0 млн рублей или 102,7% к утвержденным годовым назначениям. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года налоговые и неналоговые доходы увеличились на 18,2% или на 1 млрд 151,3 млн рублей;
- безвозмездные поступления исполнены в сумме 9 млрд 840,6 млн рублей, что больше соответствующего периода прошлого года на 8,2% или на 745,6 млн рублей.
Наибольший удельный вес в доходах бюджета города Чебоксары составляют безвозмездные поступления - 56,8%, налог на доходы физических лиц - 24,5%, налоги на совокупный доход - 6,2%, налоги на имущество - 4,4%, доходы от использования имущества - 2,9%, доходы от компенсации затрат государства - 2,1%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов - 1,6%, государственная пошлина - 0,7%.
Объем муниципального долга города Чебоксары по состоянию на 1 января 2025 года составил в сумме 1 млрд 818,0 млн рублей или 24,3% от общего объема доходов бюджета города Чебоксары без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Бюджет города Чебоксары за 2024 год исполнен с профицитом в сумме 186,6 млн рублей при плановом дефиците 414,8 млн рублей.
Бюджет города Чебоксары по расходам за 2024 год исполнен в сумме 17 млрд 134,0 млн рублей (97,0% к уточненным годовым назначениям), в том числе по безвозмездным поступлениям в сумме 10 млрд 286,7 млн рублей или 98,3% к уточненным годовым назначениям, по собственным расходам в сумме 6 млрд 847,3 млн рублей (95,2% к уточнённым годовым назначениям).
Инвестиционные расходы города Чебоксары (из бюджетов всех уровней) за 2024 год исполнены в общей сумме 312,7 млн рублей, при уточнённом годовом плане 468,5 млн рублей, что составило 66,7% к годовому плану, в том числе за счет средств:
- республиканского бюджета - 177,8 млн рублей;
- местного бюджета - 134,9 млн рублей.
Основную долю в структуре расходной части бюджета города Чебоксары составили расходы на:
- финансирование отраслей социально - культурной сферы - 71,4% от общего объёма расходов бюджета (12 млрд 240,8 млн рублей), что на 1 млрд 983,0 млн рублей больше расходов за аналогичный период прошлого года;
- национальную экономику - 13,8% (2 млрд 372,2 млн рублей);
- жилищно-коммунальное хозяйство - 9,6% (1 млрд 648,3 млн рублей).
Наибольшую долю в расходах на социально-культурную сферу занимают расходы на образование - 84,3% или 10 млрд 320,9 млн рублей, что составляет 98,7% к уточненным годовым плановым назначениям. По сравнению с данными за 2023 год расходы по разделу "Образование" увеличились на 14,8% или на 1 млрд 332,2 млн рублей.
Расходы по разделу "Культура, кинематография" составили в сумме 519,2 млн рублей или 99,5% к годовому плану.
Расходы по разделу "Физическая культура и спорт" составили в сумме 443,7 млн рублей или 93,3% к годовым плановым назначениям.
Расходы по отрасли "Социальная политика" составили в сумме 926,8 млн рублей или 99,6% к годовому плану.
Расходы по отрасли "Средства массовой информации" составили в сумме 30,2 млн рублей или 98,6% к годовому плану.
Расходы на реализацию мероприятий национальных проектов за 2024 год составили 1 млрд 642,5 млн рублей, или 93,5% от запланированного объема средств на 2024 год (1 млрд 757,6 млн рублей), в том числе за счет средств:
- федерального бюджета - 152,0 млн рублей (100,0% от плана);
- республиканского бюджета - 1 млрд 134,5 млн рублей (92,5% от плана);
- местного бюджета - 356,0 млн рублей (93,9% от плана).
II. Цели, задачи и основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики на долгосрочный период
Стратегия социально-экономического развития города Чебоксары направлена на устойчивый рост экономического потенциала и обеспечение достойного качества жизни населения.
Стратегическая приоритизация расходов как бюджета Российской Федерации и бюджета Чувашской Республики, так и бюджета города Чебоксары будет сконцентрирована на достижении целей развития страны, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
Президентом Российской Федерации обозначены национальные цели развития на ближайшие 6 лет во всех сферах общественной жизни - повышение качества жизни и благосостояния граждан, снижение бедности и неравенства, повышение качества и доступности здравоохранения и образования, создание современной инфраструктуры.
Одним из основных инструментов реализации приоритетов развития города Чебоксары являются бюджетная, налоговая и долговая политики города Чебоксары, основные направления которых при различных сценариях развития определяются в долгосрочном бюджетном прогнозе.
К задачам Бюджетного прогноза до 2030 года относятся:
осуществление бюджетного прогнозирования, позволяющего оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджета города Чебоксары;
разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджета города Чебоксары и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности бюджета города Чебоксары;
выработка решений по принятию дополнительных мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджета города Чебоксары и решению ключевых задач социально-экономического развития города Чебоксары в долгосрочном периоде;
профилактика бюджетных рисков для бюджета города Чебоксары, обеспечиваемая в том числе заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков;
определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Чебоксары на период их действия.
Решение указанных задач планируется обеспечивать в рамках реализации комплексных мер, включающих:
обеспечение взаимного соответствия и координации Бюджетного прогноза до 2030 года с другими документами стратегического планирования города Чебоксары, в первую очередь, прогнозом социально-экономического развития города Чебоксары на период до 2030 года и муниципальными программами города Чебоксары;
систематизация и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков;
использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности бюджета города Чебоксары;
оказание на постоянной основе методологической и консультационной поддержки главным администраторам доходов и главным распорядителям бюджетных средств по вопросам долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования;
обеспечение учета бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.
Основными целями налоговой, бюджетной и долговой политики в долгосрочном периоде являются обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета города Чебоксары, создание условий для ускорения темпов экономического роста, укрепление финансовой стабильности в городе Чебоксары.
Приоритетной задачей налоговой политики города Чебоксары на период до 2030 года является обеспечение устойчивого роста доходной базы бюджета города Чебоксары за счет наращивания собственного налогового потенциала путем:
улучшения качества налогового администрирования, сокращения "теневого" сектора экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования для привлечения инвестиций в реализацию приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступление доходов в бюджет города Чебоксары;
развития доходного потенциала города Чебоксары посредством стимулирования роста инвестиций в основной капитал и повышения инвестиционной привлекательности города Чебоксары;
совершенствования муниципальных правовых актов о налогах и сборах, включая оптимизацию налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых хозяйствующим субъектам, в зависимости от их востребованности и экономического эффекта;
стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности, сохранения льготных условий налогообложения для инвесторов, создания дополнительных условий для привлечения инвестиций в экономику города Чебоксары.
Для решения задачи в области повышения эффективности управления бюджетными расходами предусматриваются:
развитие гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой муниципального стратегического управления;
повышение эффективности инвестиционной составляющей в расходах бюджета города Чебоксары;
совершенствование инструментария реализации муниципальных программ города Чебоксары;
снижение рисков возникновения просроченной кредиторской задолженности;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными доходными источниками;
повышение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов, в том числе за счет повышения эффективности муниципального финансового контроля;
вовлечение граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, развитие механизмов инициативного бюджетирования;
обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса.
Основной задачей в области долговой политики на период до 2030 года является поддержание объема долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, совершенствование системы управления долговыми обязательствами с обеспечением способности бюджета города Чебоксары осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач.
Стратегия управления муниципальным долгом на долгосрочную перспективу будет направлена на:
поддержание объема муниципального долга города Чебоксары на экономически безопасном уровне;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета города Чебоксары в привлечении заемных средств;
оптимизацию структуры муниципального долга города Чебоксары;
обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств города Чебоксары;
минимизацию расходов на обслуживание муниципального долга города Чебоксары;
обеспечение выполнения условий соглашений о предоставлении бюджету города Чебоксары из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетных кредитов.
III. Прогноз основных характеристик бюджета города Чебоксары
Бюджетный прогноз города Чебоксары на период до 2030 года разработан на основании прогноза социально-экономического развития города Чебоксары на период до 2030 года, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 06.09.2024 N 2820, предусматривающего два основных варианта развития экономики:
консервативный вариант прогноза исходит из менее благоприятного сценария развития экономики, характеризуется сохранением рисков невысокого инвестиционного и потребительского спроса;
базовый вариант исходит из более благоприятного сочетания внешних и внутренних условий развития экономики, характеризуется восстановлением экономического роста.
Основными принципами долгосрочной бюджетной политики являются надежность и достоверность оценок и прогнозов, в связи с чем в основу долгосрочного бюджетного прогноза закладывается базовый сценарий социально-экономического развития города Чебоксары на период до 2030 года.
Развитие промышленного производства осуществляется в условиях внешней санкционной политики и ответных экономических мер Российской Федерации. Вследствие введения торговых, технологических, финансовых ограничений со стороны ряда государств ключевые изменения коснулись отраслевой структуры экономики, технологий, логистических маршрутов, производственных связей, рынков сбыта, объемов производства, ценообразования, подходов к распределению рабочей силы.
Предприятия города не только адаптировались к новым внешнеэкономическим условиям, но и продемонстрировали способность к устойчивому развитию. Это было достигнуто благодаря предпринятым государственным и региональным мерам поддержки.
В условиях сокращения импорта и ухода иностранных компаний промышленный бизнес ориентирован на локализацию производств в высокотехнологических отраслях: машиностроение и электротехника.
На территории города Чебоксары действуют два индустриальных парка по проспекту Тракторостроителей. Стоимость инженерной инфраструктуры обоих парков составила 460 млн рублей, что позволило подготовить 26 земельных участков для размещения резидентов. Все производственные участки распределены, либо имеются заявки от потенциальных резидентов. До каждого участка доведены сети электроснабжения и наружного электроосвещения, водоснабжения и водоотведения, ливневой канализации, газоснабжения. Обустроены дорожное полотно, подъезды и внутриплощадочные проезды. Арендная плата на территории индустриального парка исчисляется в размере ставки земельного налога за единицу площади участка, а приобрести землю в собственность можно за 15% от кадастровой стоимости.
Сложившаяся удачная практика по строительству индустриальных парков в городе Чебоксары позволяет считать целесообразным дальнейшее развитие этого направления. Благодаря поддержке Правительства Российской Федерации в рамках госпрограммы "Экономическое развитие и инновационная экономика" на территории города созданы два частных технопарка - "Абат" и "Машзавод" (в 2024 году введены в эксплуатацию). Технопарк "АБАТ" объединяет предприятия по производству торгово-технологического оборудования для пищевой промышленности, "МАШЗАВОД" специализируется на машиностроении и обработке металлов.
В период 2025 - 2027 годов прогнозируется дальнейшее улучшение ситуации на рынке труда города Чебоксары, обусловленное реализацией мероприятий Комплексной программы развития Чувашской Республики на 2020 - 2025 годы, направленных на восстановление занятости и доходов населения. Будет продолжена также реализация мероприятий в области занятости населения в рамках государственной программы Чувашской Республики "Содействие занятости населения" на 2019 - 2035 годы, ежегодно разрабатываемых дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.
Прогноз основных характеристик бюджета города Чебоксары на период до 2030 года приведен в приложении 1 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2030 года.
3.1. Основные подходы к формированию доходов бюджета города Чебоксары на период до 2030 года
Расчёт доходов бюджета города Чебоксары в рамках разработки Бюджетного прогноза до 2030 года осуществлен с учетом двух вариантов прогноза долгосрочного социально-экономического развития города Чебоксары на период до 2030 года (консервативного и базового).
Налоговая политика будет выстраиваться с учетом реализации изменений федерального законодательства, законодательства Чувашской Республики, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары, с учетом обеспечения преемственности целей и задач налоговой политики предыдущего периода.
На долгосрочную перспективу налоговая политика города Чебоксары будет направлена на развитие налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования в целях привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступление доходов в бюджет города Чебоксары.
Формирование доходов бюджета города Чебоксары на период до 2030 года осуществлено с учетом следующих подходов:
упорядочивание системы налоговых льгот, повышение их адресности;
повышение налоговой нагрузки на имущество, в том числе за счет определения налоговой базы объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости;
совершенствование законодательства о налогах и сборах в целях недопущения снижения доходов бюджета;
сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов, формирование максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков;
эффективного использования муниципального имущества.
В целом в период до 2030 года основными источниками доходов бюджета города Чебоксары будут оставаться налоговые доходы и доходы от аренды и продажи имущества.
3.2. Основные подходы к формированию расходов бюджета города Чебоксары на период до 2030 года
Прогноз расходов бюджета города Чебоксары на период до 2030 года сформирован в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Чувашской Республики, муниципальными правовыми актами к полномочиям органов местного самоуправления и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.
Будет продолжено развитие образования, культуры, физической культуры и спорта. В числе приоритетных направлений так же, как и сегодня, будут сохранены расходы на развитие производственной инфраструктуры, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства.
При формировании бюджета города Чебоксары в приоритетном порядке будут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ).
С учетом того, что обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации муниципальной политики, при формировании прогноза расходов подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих расходных обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться (их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства) и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
Предельный объем расходов бюджета города Чебоксары спрогнозирован с учетом ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В долгосрочном периоде будет продолжена работа по повышению эффективности оказания муниципальных услуг, в рамках которой необходимо обеспечить создание стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращение доли неэффективных бюджетных расходов.
Будет продолжен мониторинг деятельности муниципальных учреждений города Чебоксары с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных муниципальных заданий, эффективности использования муниципального имущества города Чебоксары.
Исполнение публичных нормативных обязательств будет обеспечиваться в полном объеме.
3.3. Основные подходы к формированию долговой политики, дефицита (профицита) бюджета города Чебоксары на период до 2030 года
Долговая политика города Чебоксары направлена на:
обеспечение финансирования дефицита бюджета города Чебоксары путем привлечения заемных средств как из федерального и республиканского бюджетов, так и от кредитных организаций на благоприятных условиях;
поддержание объема долговой нагрузки на бюджет города Чебоксары на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
Дефицит (профицит) бюджета города Чебоксары спрогнозирован с учетом изменения доходов бюджета города Чебоксары при различных сценариях социально-экономического развития города Чебоксары, необходимости соблюдения условий заключенных соглашений о предоставлении бюджету города Чебоксары бюджетных кредитов.
IV. Показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Чебоксары на период их действия
Интеграция стратегического и бюджетного планирования в городе Чебоксары осуществляется в рамках муниципальных программ города Чебоксары, объединяющих регулятивные (нормативно-правовые) инструменты, контрольные функции, финансовые и нефинансовые активы, бюджетные ассигнования бюджета города Чебоксары для достижения целей муниципальной политики в соответствующих сферах (отраслях), включая финансовое обеспечение муниципальных заданий на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ).
Утвержден перечень муниципальных программ города Чебоксары, включающий 25 муниципальных программ города Чебоксары, охватывающих различные сферы деятельности органов местного самоуправления города Чебоксары.
Бюджетным прогнозом до 2030 года устанавливаются предельные объемы расходов бюджета города Чебоксары на реализацию каждой из муниципальных программ города Чебоксары на период до 2030 года. Это позволит администрации города Чебоксары и органам местного самоуправления города Чебоксары - ответственным исполнителям муниципальных программ города Чебоксары определить цели и ожидаемые результаты муниципальных программ, индикаторы их достижения, обеспечивающие реализацию долгосрочных приоритетов социально-экономического развития города Чебоксары, сформировать систему мероприятий, установить сроки и содержание этапов их реализации.
Предельные объемы расходов вне зависимости от статуса утвердившего их документа не предопределяют объем и структуру расходных обязательств города Чебоксары, подлежащих финансированию из бюджета города Чебоксары. Это индикативная оценка объема расходов, который, в случае подтверждения долгосрочного экономического и бюджетного прогноза, может быть включен в состав бюджетных ассигнований бюджета города Чебоксары по соответствующей муниципальной программе города Чебоксары на очередной финансовый год и плановый период.
В то же время, несмотря на индикативный характер, данные показатели позволяют определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, финансово обеспеченные муниципальные программы города Чебоксары, создать стимулы, прежде всего для их ответственных исполнителей, для выявления и использования резервов в целях перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
В случае разработки и принятия новых муниципальных программ города Чебоксары бюджетные ассигнования на их финансовое обеспечение могут быть установлены только за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных по другим муниципальным программам города Чебоксары.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета города Чебоксары ввиду возможных рисков сокращения расходов при формировании расходной части бюджета города Чебоксары до 2030 года ежегодно предусмотрены условные расходы, не распределяемые по муниципальным программам города Чебоксары.
В случае подтверждения долгосрочного прогноза предельные объемы расходов могут ежегодно увеличиваться за счет распределения указанных средств с соответствующей корректировкой целевых показателей (индикаторов) муниципальных программ города Чебоксары.
Финансовое обеспечение непрограммных направлений деятельности в долгосрочном периоде не предусматривается.
Показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Чебоксары на период до 2030 года представлены в приложении 2 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2030 года.
V. Оценка и минимизация бюджетных рисков
Одной из ключевых задач Бюджетного прогноза до 2030 года является возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности бюджета города Чебоксары.
Минимизация возможных угроз ухудшения сбалансированности бюджета города Чебоксары заключается в возможности обеспечения действующих расходных обязательств города Чебоксары без сокращения расходов на реализацию принятых решений.
В целях обеспечения бюджетной сбалансированности в случае сокращения доходов бюджета города Чебоксары в первую очередь будут сокращены условно утверждаемые объемы бюджетных ассигнований.
Долгосрочные бюджетные риски, действие которых будет выходить за пределы планового периода (более трех лет), потребуют введения дополнительных ограничений при формировании бюджетов будущих периодов.
К числу основных внешних рисков относятся следующие виды рисков:
1) снижение темпов социально-экономического развития Российской Федерации, Чувашской Республики, города Чебоксары, приводящее к сокращению поступлений доходов в бюджет города Чебоксары, повышение прогнозируемого уровня инфляции, сокращение доступности и увеличение стоимости кредитных ресурсов;
2) изменение федерального законодательства и законодательства Чувашской Республики, влияющее на параметры бюджета города Чебоксары (снижение нормативов отчислений от налогов и сборов, установление новых расходных обязательств, сокращение межбюджетных трансфертов из федерального и республиканского бюджетов и т.д.).
Влияние внешних рисков потребует регулярного уточнения прогноза доходов и в случае необходимости разработки дополнительных мер, направленных на ограничение роста расходных обязательств, сокращение избыточных и неэффективных расходов будущих периодов.
К числу основных внутренних рисков относятся следующие виды рисков:
1) снижение конкурентоспособности экономики и производительности труда.
Влияние данного фактора носит системный характер. Его результатом являются сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов экономической деятельности и, в конечном счете, дальнейшее замедление темпов экономического роста.
Минимизация указанных рисков возможна за счет реализации системных мер, направленных на развитие производства, повышение производительности труда. В качестве основных мер в долгосрочном периоде сохранятся налоговые льготы;
2) сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.
В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста, поскольку потенциал стимулирования внутреннего спроса и роста экспорта в настоящее время ограничен.
Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темпы экономического роста, а также формирует условия для сдерживания роста промышленного производства в городе Чебоксары.
Основными мерами, направленными на минимизацию указанных рисков, будут являться сохранение налоговых льгот, нацеленных на развитие производства и рост инвестиций, реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры;
3) демографические риски.
Снижение численности населения в трудоспособном возрасте становится основным сдерживающим фактором демографического развития, серьезно ограничивает потенциальные темпы роста экономики.
В целях минимизации указанных рисков должна проводиться систематическая работа по выявлению и исключению из числа неработающего населения граждан трудоспособного возраста, фактически осуществляющих трудовую деятельность, но не уплачивающих взносы на обязательное медицинское страхование.
Реализация мер, направленных на минимизацию перечисленных рисков, позволит обеспечить ускорение темпов роста экономики и, соответственно, рост доходного потенциала бюджета города Чебоксары.
Приложение 1
к бюджетному прогнозу города
Чебоксары на период до 2030 года
Прогноз основных характеристик бюджета города Чебоксары на период до 2030 года
N |
Наименование |
2023 год (факт) |
2024 год (факт) |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
I |
Доходы бюджета города Чебоксары, тыс. рублей |
15 423 751,3 |
17 320 643,9 |
18 134 888,2 |
18 859 290,0 |
18 979 406,7 |
19 404 267,1 |
19 859 683,1 |
20 356 050,7 |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
налоговые и неналоговые доходы, тыс. рублей |
6 328 813,5 |
7 480 067,9 |
7 506 602,6 |
8 080 820,0 |
8 679 186,9 |
9 104 047,3 |
9 559 463,3 |
10 055 830,9 |
|
|
безвозмездные перечисления, тыс. рублей |
9 094 937,8 |
9 840 576,0 |
10 628 285,6 |
10 778 470,0 |
10 300 219,8 |
10 300 219,8 |
10 300 219,8 |
10 300 219,8 |
|
|
Изменение налоговых и неналоговых доходов бюджета города Чебоксары |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к предыдущему году, процентов |
121,4 |
118,2 |
100,4 |
107,6 |
107,4 |
104,9 |
105,0 |
105,2 |
|
II |
Расходы бюджета города Чебоксары, тыс. рублей |
15 326 042,2 |
17 134 002,1 |
18 134 888,2 |
18 859 290,0 |
18 470 488,8 |
19 404 267,1 |
19 859 683,1 |
20 356 050,7 |
|
|
из них условно-утвержденные расходы, тыс. рублей |
|
|
|
758 784,0 |
1 204 984,5 |
1 205 000,0 |
1 205 035,9 |
1 205 067,0 |
|
III |
Дефицит/профицит, тыс. рублей |
97 709,1 |
186 641,8 |
0,0 |
0,0 |
508 917,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
Дефицит, процентов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Муниципальный долг города Чебоксары, тыс. рублей |
2 663 000,0 |
1 818 000,0 |
2 199 015,0 |
2 199 015,0 |
1 690 097,1 |
1 690 097,1 |
1 690 097,1 |
1 690 097,1 |
|
|
Отношение муниципального долга города Чебоксары к налоговым и неналоговым доходам города Чебоксары (без учёта поступлений по дополнительным нормативам), процентов |
43,17 |
24,32 |
29,33 |
27,21 |
19,47 |
18,56 |
17,68 |
16,81 |
|
------------------------------
* Дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные п. 3 ст. 92.1 БК РФ, в пределах снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета
------------------------------
Приложение 2
к бюджетному прогнозу города
Чебоксары на период до 2030 года
Показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Чебоксары на период до 2030 года (тыс. рублей)
N |
Наименование |
2023 год (факт) |
2024 год (факт) |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства |
262 010,9 |
339 249,8 |
670 926,3 |
555 563,4 |
256 703,6 |
291 113,5 |
307 894,6 |
326 184,9 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
2,8 |
23,0 |
26,9 |
28,3 |
28,3 |
28,3 |
28,3 |
28,3 |
|
собственных средств |
262 008,1 |
339 226,8 |
670 899,4 |
555 535,1 |
256 675,3 |
291 085,2 |
307 866,3 |
326 156,6 |
2. |
Обеспечение граждан в городе Чебоксары доступным и комфортным жильем |
813 828,8 |
940 870,2 |
1 208 763,8 |
1 431 580,5 |
1 060 977,3 |
1 081 638,0 |
1 091 713,8 |
1 102 695,9 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
701 951,0 |
870 128,0 |
987 710,6 |
1 287 465,2 |
906 862,0 |
906 862,0 |
906 862,0 |
906 862,0 |
|
собственных средств |
111 877,8 |
70 742,2 |
221 053,2 |
144 115,3 |
154 115,3 |
174 776,0 |
184 851,8 |
195 833,9 |
3. |
Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на территории города Чебоксары |
23 022,2 |
22 346,8 |
43 431,1 |
34 007,2 |
34 007,2 |
35 116,4 |
35 657,4 |
36 246,9 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
7 479,7 |
9 817,2 |
25 157,1 |
25 733,2 |
25 733,2 |
25 733,2 |
25 733,2 |
25 733,2 |
|
собственных средств |
15 542,5 |
12 529,6 |
18 274,0 |
8 274,0 |
8 274,0 |
9 383,2 |
9 924,2 |
10 513,7 |
4. |
Развитие земельных и имущественных отношений |
134 016,8 |
172 134,1 |
121 522,4 |
118 234,7 |
118 234,7 |
134 085,2 |
141 815,3 |
150 240,5 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
собственных средств |
134 016,8 |
172 134,1 |
121 522,4 |
118 234,7 |
118 234,7 |
134 085,2 |
141 815,3 |
150 240,5 |
5. |
Социальная поддержка граждан города Чебоксары |
10 840,8 |
29 943,6 |
23 549,0 |
23 832,6 |
24 007,1 |
26 778,7 |
28 130,4 |
29 603,6 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
3 136,6 |
5 186,6 |
3 114,5 |
3 278,1 |
3 332,6 |
3 332,6 |
3 332,6 |
3 332,6 |
|
собственных средств |
7 704,2 |
24 757,0 |
20 434,5 |
20 554,5 |
20 674,5 |
23 446,1 |
24 797,8 |
26 271,0 |
6. |
Развитие культуры и туризма в городе Чебоксары |
585 094,9 |
792 210,5 |
696 258,6 |
665 140,0 |
665 140,0 |
754 211,2 |
797 649,6 |
844 994,7 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
25 166,1 |
26 136,8 |
6 545,5 |
727,1 |
727,1 |
727,1 |
727,1 |
727,1 |
|
собственных средств |
559 928,8 |
766 073,7 |
689 713,1 |
664 412,9 |
664 412,9 |
753 484,1 |
796 922,5 |
844 267,6 |
7. |
Развитие физической культуры и спорта в городе Чебоксары |
301 328,0 |
433 121,9 |
336 018,5 |
342 376,6 |
342 376,6 |
388 275,6 |
410 659,7 |
435 057,0 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
2 773,8 |
36 979,7 |
9 115,4 |
|
|
|
|
|
|
собственных средств |
298 554,2 |
396 142,2 |
326 903,1 |
342 376,6 |
342 376,6 |
388 275,6 |
410 659,7 |
435 057,0 |
8. |
Содействие занятости населения |
2 509,6 |
4 688,8 |
5 669,3 |
5 761,0 |
5 761,0 |
6 310,6 |
6 578,7 |
6 870,9 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
457,0 |
518,8 |
1 569,3 |
1 661,0 |
1 661,0 |
1 661,0 |
1 661,0 |
1 661,0 |
|
собственных средств |
2 052,6 |
4 170,0 |
4 100,0 |
4 100,0 |
4 100,0 |
4 649,6 |
4 917,7 |
5 209,9 |
9. |
Развитие образования |
8 636 171,7 |
9 893 599,4 |
10 248 748,2 |
10 139 288,3 |
10 164 934,9 |
10 392 010,1 |
10 502 750,4 |
10 623 450,6 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
6 981 884,7 |
8 040 284,2 |
8 564 700,8 |
8 492 856,6 |
8 471 102,3 |
8 471 102,3 |
8 471 102,3 |
8 471 102,3 |
|
собственных средств |
1 654 287,0 |
1 853 315,2 |
1 684 047,4 |
1 646 431,7 |
1 693 832,6 |
1 920 907,8 |
2 031 648,1 |
2 152 348,3 |
10. |
Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории города Чебоксары |
79 289,1 |
168 969,7 |
111 136,6 |
73 686,2 |
73 686,2 |
83 564,6 |
88 382,1 |
93 632,8 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
|
41 812,3 |
8 040,3 |
|
|
|
|
|
|
собственных средств |
79 289,1 |
127 157,4 |
103 096,3 |
73 686,2 |
73 686,2 |
83 564,6 |
88 382,1 |
93 632,8 |
11. |
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия города Чебоксары |
20 023,1 |
11 288,3 |
21 603,9 |
8 161,2 |
8 161,2 |
8 993,7 |
9 399,8 |
9 842,3 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
9 275,5 |
1 307,4 |
1 951,0 |
1 951,0 |
1 951,0 |
1 951,0 |
1 951,0 |
1 951,0 |
|
собственных средств |
10 747,6 |
9 980,9 |
19 652,9 |
6 210,2 |
6 210,2 |
7 042,7 |
7 448,8 |
7 891,3 |
12. |
Экономическое развитие города Чебоксары |
15 251,0 |
4 253,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
15 251,0 |
4 253,0 |
|
|
|
|
|
|
|
собственных средств |
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
Развитие транспортной системы города Чебоксары |
2 340 018,5 |
2 147 408,0 |
2 364 157,7 |
2 335 910,9 |
2 208 397,9 |
2 405 608,1 |
2 501 783,8 |
2 606 609,4 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
892 641,7 |
766 205,5 |
802 934,0 |
806 934,0 |
737 339,0 |
737 339,0 |
737 339,0 |
737 339,0 |
|
собственных средств |
1 447 376,8 |
1 381 202,5 |
1 561 223,7 |
1 528 976,9 |
1 471 058,9 |
1 668 269,1 |
1 764 444,8 |
1 869 270,4 |
14. |
Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности |
27 297,9 |
28 421,2 |
105 087,4 |
339 390,1 |
130 323,9 |
147 795,1 |
156 315,5 |
165 602,2 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
|
1 953,3 |
|
|
|
|
|
|
|
собственных средств |
27 297,9 |
26 467,9 |
105 087,4 |
339 390,1 |
130 323,9 |
147 795,1 |
156 315,5 |
165 602,2 |
15. |
Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом города Чебоксары |
328 808,3 |
290 581,3 |
486 058,2 |
529 340,1 |
755 881,7 |
857 215,2 |
906 633,7 |
960 496,8 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
121 462,8 |
142 900,2 |
54 447,7 |
|
|
|
|
|
|
собственных средств |
207 345,5 |
147 681,1 |
431 610,5 |
529 340,1 |
755 881,7 |
857 215,2 |
906 633,7 |
960 496,8 |
16. |
Развитие потенциала муниципального управления |
357 190,1 |
386 485,0 |
437 627,0 |
410 470,9 |
409 334,0 |
461 387,2 |
486 772,6 |
514 441,1 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
14 836,6 |
16 876,5 |
20 094,7 |
21 988,1 |
21 051,2 |
21 051,2 |
21 051,2 |
21 051,2 |
|
собственных средств |
342 353,5 |
369 608,5 |
417 532,3 |
388 482,8 |
388 282,8 |
440 336,0 |
465 721,4 |
493 389,9 |
17. |
Цифровое общество города Чебоксары |
77 861,9 |
82 304,8 |
83 232,0 |
81 232,0 |
81 232,0 |
92 122,0 |
97 432,8 |
103 221,3 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
12 173,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
собственных средств |
65 688,0 |
82 304,8 |
83 232,0 |
81 232,0 |
81 232,0 |
92 122,0 |
97 432,8 |
103 221,3 |
18. |
Формирование современной городской среды на территории города Чебоксары |
1 260 446,2 |
1 319 028,6 |
1 165 332,2 |
1 002 404,8 |
922 219,5 |
1 028 366,5 |
1 080 132,4 |
1 136 554,1 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
391 406,3 |
318 932,7 |
141 377,8 |
135 847,4 |
130 432,1 |
130 432,1 |
130 432,1 |
130 432,1 |
|
собственных средств |
869 039,9 |
1 000 095,9 |
1 023 954,4 |
866 557,4 |
791 787,4 |
897 934,4 |
949 700,3 |
1 006 122,0 |
19. |
Развитие строительного комплекса и архитектуры |
50 630,1 |
55 617,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
собственных средств |
50 630,1 |
55 617,4 |
|
|
|
|
|
|
20. |
Развитие туризма и индустрии гостеприимства |
0,0 |
7 474,7 |
4 000,0 |
4 000,0 |
4 000,0 |
4 533,0 |
4 794,3 |
5 079,2 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
собственных средств |
|
7 474,7 |
4 000,0 |
4 000,0 |
4 000,0 |
4 533,0 |
4 794,3 |
5 079,2 |
21. |
Доступная среда в городе Чебоксары |
402,3 |
4 005,0 |
1 766,0 |
125,5 |
125,5 |
142,3 |
150,5 |
159,5 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
|
3 411,7 |
1 500,0 |
|
|
|
|
|
|
собственных средств |
402,3 |
593,3 |
266,0 |
125,5 |
125,5 |
142,3 |
150,5 |
159,5 |
|
Итого по программам |
15 326 042,2 |
17 134 002,1 |
18 134 888,2 |
18 100 506,0 |
17 265 504,3 |
18 199 267,1 |
18 654 647,2 |
19 150 983,7 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездных перечислений |
9 179 899,5 |
10 286 726,9 |
10 628 285,6 |
10 778 470,0 |
10 300 219,8 |
10 300 219,8 |
10 300 219,8 |
10 300 219,8 |
|
собственных средств |
6 146 142,7 |
6 847 275,2 |
7 506 602,6 |
7 322 036,0 |
6 965 284,5 |
7 899 047,3 |
8 354 427,4 |
8 850 763,9 |
Справочно: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
условно утверждаемые расходы |
|
|
|
758 784,0 |
1 204 984,5 |
1 205 000,0 |
1 205 035,9 |
1 205 067,0 |
|
Всего расходов |
15 326 042,2 |
17 134 002,1 |
18 134 888,2 |
18 859 290,0 |
18 470 488,8 |
19 404 267,1 |
19 859 683,1 |
20 356 050,7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 10 февраля 2025 г. N 275 "Об утверждении бюджетного прогноза города Чебоксары на период до 2030 года"
Вступает в силу с 12 февраля 2025 г.
Опубликование:
официальный сайт города Чебоксары 12 февраля 2025 г.