Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Сергеевой И.В.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Стрельниковой А.В. (доверенность от 28.12.2012 N 413-д), от общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОИНВЕСТ" Гусевой С.Н. (доверенность от 03.12.2012),
рассмотрев 28.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2012 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А56-40323/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНОИНВЕСТ", место нахождения: 115035, Москва, Садовническая ул., д. 71, стр. 3, ОГРН 1047796365363 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886 (далее - Управление), об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 39 980 кв.м с кадастровым номером 78:38:11344:8, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Владимирский пр., д. 9а, лит. Д, на условиях проекта договора, направленного Обществом Управлению и приложенного к исковому заявлению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, место нахождения: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9 (далее - Росимущество).
Решением суда первой инстанции от 05.09.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Управление указывает, что решение и постановление вынесены с нарушением норм материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с этим просит отменить принятые судебные акты.
По мнению подателя жалобы, судами ошибочно сделан вывод о том, что Управление наделено полномочиями продавать земельные участки площадью более одного гектара, находящиеся в федеральной собственности, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил ее отклонить.
Росимущество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на аукционе в соответствии с договором от 30.10.2007 N 24-3/3891 купли-продажи высвобождаемого недвижимого имущества Общество приобрело в собственность складские здания, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Владимирский пр., д. 9а, лит. Б, Д, Ж, З, с кадастровыми номерами 78:38:11344:0:19, 78:38:11344:0:20, 78:38:11344:0:21, 78:38:11344:0:22 соответственно.
Право собственности Общества на указанные объекты зарегистрировано 24.03.2008.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 09.12.2010 N 6221-р утверждены границы земельного участка площадью 39 980 кв.м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Владимирский пр., д. 9а, лит. Д.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 78:38:11344:8 и указанием вида его разрешенного использования - для размещения объектов коммерческой деятельности.
Общество обратилось в Управление с заявлением от 05.12.2012 о передаче в собственность по договору купли-продажи названного земельного участка, на котором расположены находящиеся в собственности Общества объекты недвижимости, приложив к нему проект договора купли-продажи.
Ссылаясь на то, что в установленный законом срок ответчик не сообщил о результатах рассмотрения оферты и о принятом решении, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, признав требование правомерным, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении спора по существу судами обеих инстанций не учтено следующее.
В силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
В пункте 2 статьи 35 ЗК РФ указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из абзаца второго пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Однако судами при рассмотрении настоящего дела не исследован вопрос о площади испрашиваемого Обществом земельного участка. Исключительность права на приватизацию земельного участка в рамках статьи 36 ЗК РФ заключается в том, что заявитель может претендовать только на ту часть участка, которая занята объектами недвижимости и необходима для их эксплуатации. Сам факт формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка не может являться основанием для его предоставления в собственность.
Следовательно, Общество должно обосновать, что для эксплуатации 4-х объектов недвижимости суммарной площадью 658,2 кв.м необходимым земельный участок в заявленном размере.
Из материалов дела также не следует, что Общество ранее арендовало спорный участок.
Кроме того, из схемы расположения земельного участка (приложение к распоряжению Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 09.12.2010 N 6221-рк) следует наличие на участке разрушенных объектов.
По смыслу статьи 36 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями статьи 39 ЗК РФ нахождение объекта недвижимого имущества в разрушенном состоянии означает, что его собственник в силу прямого указания закона сохраняет за собой в целях восстановления разрушенного объекта ранее предоставленный правовой титул на землю, на котором расположен указанный объект. После восстановления разрушенного объекта недвижимого имущества собственник может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
Фактическое состояние принадлежащих Обществу зданий на момент рассмотрения спора, а также наличие на участке разрушенных объектов, не принадлежащих истцу, подлежат исследованию и оценки судом.
Согласно пунктам 4, 5.4, 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации; организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество;
В свою очередь Управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункты 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге", утвержденного приказом Росимущества от 23.04.2009 N 374). В силу пункта 4.8 названного Положения продажа земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляется по поручению Росимущества.
Как следует из постановления Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 N 15361/10, при наличии правовой неопределенности по вопросу о том, с Росимуществом либо с его территориальным управлением должен быть заключен договор, суду необходимо привлечь Росимущество к участию в деле в качестве соответствующей стороны и по существу рассмотреть заявленные требования. Отсутствие поручения Росимущества на заключение указанного договора не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Содержащееся в названных постановлениях Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел.
При таком положении нельзя признать выводы судов о применении норм права соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, рассмотреть вопрос о привлечении Росимущества к участию в деле в качестве стороны, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела, с учетом установленных обстоятельств разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 по делу N А56-40323/2012 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.