Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 января 2025 г. № 1 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (документ не вступил в силу)

27 февраля 2025

В соответствии с частью 83 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подпунктом 4.2.82 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022 г. № 243 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 мая 2022 г., регистрационный № 68480);

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. № 1050 "О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022 г. № 243 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2023 г., регистрационный № 72279).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г.

Исполняющий
обязанности Министра
А.А. Корнеев

Зарегистрировано в Минюсте России 14 февраля 2025 г.

Регистрационный № 81259

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 9 января 2025 г. № 1

Порядок
формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

1. Электронные образовательные ресурсы включаются в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, путем издания приказа Министерства просвещения Российской Федерации по результатам экспертизы содержащихся в электронных образовательных ресурсах электронных учебно-методических материалов1 (далее соответственно - ЭОР, федеральный перечень ЭОР, общеобразовательные программы, Министерство, экспертиза, УММ), которая проводится Министерством в целях обеспечения единства учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, способствования процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности обучающегося.

Действие настоящего Порядка не распространяется на электронные формы учебников и разработанные в комплекте с ними учебные пособия, направляемые на экспертизу в целях включения в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования2.

Организационно-техническое и аналитическое обеспечение проведения экспертизы возлагается на подведомственную Министерству организацию (далее - уполномоченная организация)3.

2. Федеральный перечень ЭОР включает:

а) перечень ЭОР, допущенных к использованию при реализации обязательной части общеобразовательной программы;

б) перечень ЭОР, допущенных к использованию при реализации части общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений4;

в) перечень ЭОР, используемых при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (далее - ЭОР для СПО);

г) перечень ЭОР, используемых при реализации адаптированных общеобразовательных программ (далее - специальный ЭОР).

3. Перечни ЭОР, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, состоят из следующих разделов по уровням общего образования:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

Перечень ЭОР, указанный в подпункте "в" пункта 2 настоящего Порядка, состоит из следующих разделов по уровням общего образования:

основное общее образование;

среднее общее образование.

Перечень ЭОР, указанный в подпункте "г" пункта 2 настоящего Порядка, состоит из разделов по соответствующим уровням общего образования и раздела по организации общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Разделы, предусмотренные настоящим пунктом, состоят из подразделов по наименованиям учебных предметов.

4. В федеральный перечень ЭОР включаются:

а) порядковый номер строки федерального перечня ЭОР;

б) порядковый номер ЭОР в федеральном перечне ЭОР;

в) наименование ЭОР;

г) краткое описание содержания ЭОР, позволяющее идентифицировать ЭОР;

д) правообладатель ЭОР (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому принадлежит исключительное право на ЭОР);

е) класс, для которого разработан ЭОР (кроме перечня ЭОР, предусмотренного подпунктом "в" пункта 2 настоящего Порядка);

ж) реквизиты приказов Министерства, затвердивших федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), федеральную основную общеобразовательную программу (далее - ФООП) или федеральную адаптированную основную общеобразовательную программу (далее - ФОАП), в соответствии с которыми разработан ЭОР;

з) информация о возможности использования ЭОР при реализации общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов соответствующей образовательной программы (профильное обучение);

и) срок действия экспертного заключения, на основании которого ЭОР включен в федеральный перечень ЭОР.

5. Объектом экспертизы являются УММ, содержащие систематическое изложение учебного предмета, учебного курса, курса внеурочной деятельности, предназначенных для реализации обязательной части соответствующей образовательной программы или части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствующие ФГОС соответствующего уровня образования5, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)6 (для специального ЭОР), а также ФООП соответствующего уровня образования7 и (или) соответствующей ФОАП (для специального ЭОР) и (или) федеральной рабочей программе воспитания.

ЭОР, направленный на экспертизу, должен принадлежать к совокупности УММ, обеспечивающих преемственность изучения на соответствующем уровне (базовом или углубленном) учебного предмета, курса внеурочной деятельности, предназначенных для реализации обязательной части общеобразовательной программы или части, формируемой участниками образовательных отношений, на соответствующем уровне образования (далее - завершенная предметная линия) (за исключением специального ЭОР).

Наименование ЭОР должно соответствовать наименованию учебного предмета, учебного курса обязательной части образовательной программы, согласно ФГОС и ФООП (для ЭОР, включаемых в перечни федерального перечня ЭОР, предусмотренные подпунктами "а", "в" и "г" пункта 2 настоящего Порядка).

6. Экспертиза заключается в анализе и оценке соответствия УММ следующим критериям:

а) обеспечение соответствия содержания требованиям ФГОС по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию ФООП;

б) полнота представления научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету, учебному курсу, курсу внеурочной деятельности;

в) использование понятийно-терминологического аппарата, соответствующего предметной области научного знания;

г) наличие сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий (при условии применимости), в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145;

д) отражение вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости);

е) изложение УММ с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для ЭОР для СПО);

ж) структурированность, логичность и последовательность в изложении УММ;

з) проработанность УММ в части:

реализации системно-деятельностного подхода в обучении учебному предмету, учебному курсу, курсу внеурочной деятельности, развития мотивации к обучению, интеллектуальной, проектной и творческой деятельности обучающихся;

обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему;

формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности;

формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения;

и) обеспечение возможности использования УММ в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений;

к) разнообразие видов текстовой, графической и мультимедийной информации;

л) изложение информации с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся;

м) соответствие формы подачи информации адаптированным общеобразовательным программам (для специальных ЭОР);

н) наличие в УММ ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации;

о) направленность на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности;

п) правильность отображения государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области наименований географических объектов8, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическое: материале, представленном в УММ (при проведении экспертизы УММ, содержащих указанный материал);

р) отсутствие в текстовой составляющей УММ ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстрациям, комментариям, примечаниям);

с) соответствие текстовой и мультимедийной составляющей УММ нормам современного литературного языка, а также отсутствие ненормативной лексики;

т) отсутствие сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение;

у) отсутствие сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам;

ф) отсутствие сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству);

х) отсутствие сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических;

ц) отсутствие сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции;

ч) отсутствие сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным;

ш) отсутствие сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов9 и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"10;

щ) отсутствие информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

э) отсутствие недостоверных, научно не подтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны;

ю) отсутствие фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий.

7. Оценивание критериев, указанных в подпунктах "а"-"о" пункта 6 настоящего Порядка, заключается в присвоении ему экспертом числового значения от 3 до 0 баллов, при котором:

"3" - "да", то есть полное соответствие УММ критерию, подлежащему оценке;

"2" - "скорее да", то есть соответствие УММ критерию, подлежащему оценке, с незначительными замечаниями и исключениями;

"1" - "скорее нет", то есть соответствие УММ критерию, подлежащему оценке, со значительными замечаниями;

"0" - "нет", то есть несоответствие УММ критерию, подлежащему оценке.

Оценивание критериев, указанных в подпунктах "п"-"ю" пункта 6 настоящего Порядка, заключается в присвоении ему экспертом числового значения 3 или 0 баллов, при котором:

"3" - "да", то есть полное соответствие УММ критерию, подлежащему оценке;

"0" - "нет", то есть несоответствие УММ критерию, подлежащему оценке.

В случае оценки экспертом критерия значением, соответствующим "2" - "скорее да", "1" - "скорее нет" или "0" - "нет", эксперт указывает в графе "Примечание" экспертного заключения по результатам проведения экспертизы ЭОР, форма которого приведена в приложении № 1 к настоящему Порядку (далее - экспертное заключение), все выявленные фрагменты УММ, подтверждающие несоответствие УММ критерию, подлежащему оценке.

В случае если критерий оценки неприменим к УММ, то эксперт указывает в графе "Экспертная оценка по критерию" экспертного заключения знак "-", а в графе "Примечание" указывает "Критерий не применяется".

8. Для проведения экспертизы лицо, которому принадлежит исключительное право на ЭОР (далее - заявитель), в период с 15 февраля по 15 марта направляет на официальный сайт Министерства в сети "Интернет":

а) заявление о проведении экспертизы ЭОР или завершенной предметной линии ЭОР, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 2 к настоящему Порядку, в электронном виде в форматах excel, word или pdf, xml-файл, обеспечивающем возможность копирования фрагментов текста, подписанное простой электронной подписью заявителя11;

б) информацию об адресе размещения ЭОР в сети "Интернет", а также сведения о процедуре получения доступа к указанному (указанным) ЭОР (в том числе учетные данные для входа);

в) инструкцию по установке, настройке и использованию ЭОР или организации соответствующего доступа;

г) методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, учебного курса, курса внеурочной деятельности, по методике воспитания.

Завершенная предметная линия ЭОР, включаемых в перечни ЭОР, предусмотренные подпунктами "а"-"в" пункта 2 настоящего Порядка, направляется одним заявлением.

9. Регистрация заявления осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его поступления в Министерство.

Представленные в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка заявление и приложения к нему заявителю не возвращаются.

Внесение изменений в УММ со дня направления ЭОР на экспертизу не допускается.

10. Министерство проверяет поступившие заявление и приложения к нему на предмет соответствия требованиям настоящего Порядка на предмет комплектности.

В случае если заявление и приложения к нему соответствуют требованиям настоящего Порядка на предмет комплектности в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, Министерство не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации заявления направляет его и приложения к нему в уполномоченную организацию для организации проведения проверки в части соответствия функциональным и техническим характеристикам, предъявляемым к ЭОР, указанным в пункте 12 настоящего Порядка (далее - проверка).

В случае несоответствия представленных заявления и приложений к нему требованиям настоящего Порядка в части комплектности, а также в случае нарушения сроков, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, Министерство в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления уведомляет заявителя в письменной и (или) электронной форме об оставлении заявления без рассмотрения с указанием причин (причины).

В случае устранения причин (причины), явившихся (явившейся) основанием для оставления заявления без рассмотрения, заявитель вправе повторно подать в Министерство заявление и приложения к нему в пределах срока, установленного пунктом 8 настоящего Порядка.

11. Уполномоченная организация в течение 15 рабочих дней со дня поступления последнего заявления осуществляет организацию проведения проверки.

В случае несоответствия ЭОР функциональным или техническим характеристикам, указанным в пункте 12 настоящего Порядка, или возникновения технической неисправности, которая не позволяет обеспечить доступ к УММ, или установления факта внесения изменений в УММ, содержащихся в ЭОР, после направления ЭОР на проверку, уполномоченная организация в течение 15 рабочих дней со дня поступления последнего заявления направляет информацию о невозможности проведения экспертизы ЭОР в Министерство с указанием причин (причины).

Министерство в течение 15 рабочих дней со дня поступления сведений от уполномоченной организации уведомляет заявителя об оставлении заявления без рассмотрения с указанием причин (причины).

12. Функциональные и технические характеристики, предъявляемые к ЭОР:

а) общие характеристики:

соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации12;

корректное отображение и стабильное функционирование посредством использования общедоступного программного обеспечения для трех и более операционных систем, в том числе не менее чем для одной общедоступной операционной системы отечественного производства, внесенной в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных13;

предоставление в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательных отношений, на основе общедоступного программного обеспечения;

корректное отображение и функционирование на персональном компьютере, включая его мобильные версии, при этом минимальная диагональ экрана должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см14;

воспроизведение встроенными средствами ЭОР или внешними средствами и их компонентами с учетом недопущения технической возможности прерывания или нарушения работы устройства пользователя, других устройств, интерфейсов программного обеспечения либо сервисов, установленных на устройстве, а также получения несанкционированного доступа к ним или причинения вреда иным способом;

б) характеристики текстовой составляющей:

соответствие нормам электронной типографики;

формат, обеспечивающий возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя и соответствующий различным расширениям электронных документов;

размещение с описанием, указанием ключевых слов;

возможность при использовании осуществлять масштабирование (увеличение и уменьшение) шрифта и (или) страницы (экрана), создания пользователем заметок, закладок и перехода по ним (в случаях, когда это предусмотрено функционалом);

в) характеристики графической составляющей:

наличие качества, пригодного для электронного воспроизведения;

наличие формата, соответствующего общедоступным расширениям;

выполнение в векторном или растровом формате;

выполнение изображений в общедоступном формате;

наличие размера изображения (карт, схем, таблиц, графиков, чертежей) не менее 300 пикселей по одной из сторон;

г) при размещении графических, аудио- и видеоматериалов, объем занимаемой памяти которых превышает размер 100 Мб, обеспечение наличия дополнительных копий указанных материалов, разделенных при этом на несколько самостоятельных частей, объем занимаемой памяти каждой из которых не превышает размер 100 Мб и является доступным к использованию;

д) характеристики видеоматериалов:

формат, соответствующий общедоступным расширениям;

разрешение 1280 х 720 пикселей и выше;

соотношение сторон 16:9;

полностью заполненное поле экрана без применения нерабочих областей;

отступы от края видимой области до объектов в ролике, которые несут информационную нагрузку, составляющие не менее 1% и не более 5% от поля экрана;

длительность видеозаписи - не более 30 минут;

поток для видео для разрешения 1280 х 720 пикселей - постоянный поток данных (CBR) не ниже 1.3 Мбит/с, переменный поток данных (VBR) в диапазоне 1.3 не ниже 16 Мбит/с;

поток для видео для разрешения 1920 х 1080 пикселей - постоянный поток данных (CBR) не ниже 3.5 Мбит/с, переменный поток данных (VBR) в диапазоне 3.5 не ниже 16 Мбит/с;

количество кадров в секунду - 25 к/с;

субтитры (для специальных ЭОР, предназначенных для обучающихся с нарушением слуха);

е) характеристики аудиоматериалов:

формат ААС, АС3, OGG, Мр3, Мр4;

каналы воспроизведения - 2 (стерео);

частота дискретизации 48 кГц;

звуковой поток постоянный поток данных (CBR) - не ниже 192 кбит/с, переменный поток данных (VBR) - в диапазоне 160 - 320 кбит/с;

звуковая дорожка в режиме реального стерео, где голос локализован между левым и правым каналом (за исключением аудиозаписей исторического характера, исполненных в одноканальном формате звука);

звуковые эффекты, шумы, музыка - в режиме реального стерео или в полноценном стереофоническом режиме, в зависимости от художественных и технических задач;

стереофоническая дорожка, технически реализованная с учетом возможности воспроизведения на монофоническом оборудовании;

значение по коррелометру - "0" +/- 0.5;

отношение сигнал/шум - не менее 40 дБ;

динамический диапазон полезного сигнала - не более 16 дБ;

средний уровень громкости RMS - от - 14 дБ до -12 дБ;

пиковый уровень громкости - не более 2 дБ;

ж) обеспечение при применении:

учета возрастных и физиологических особенностей учащихся, специфики предметной области;

возможности его использования лицами с ограниченными возможностями здоровья (для специального ЭОР);

поиска необходимого контента;

просмотра и использования выбранного контента встроенными средствами информационных сервисов, входящих в детализированный состав платформы цифровой образовательной среды (далее - информационные системы), без установки пользователем дополнительного программного обеспечения (в случае создания ЭОР для платформы цифровой образовательной среды или осуществления интеграции с ней);

реализации образовательных программ или их частей с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения посредством встроенных средств программного обеспечения и контента;

проведения диагностики образовательных достижений на основе встроенных средств программного обеспечения и контента;

выгрузки контента на персональные устройства участников отношений в сфере образования в зависимости от типа контента и разрешения правообладателя;

передачи сведений об использовании контента в образовательные организации и информационные системы;

использования лицами с ограниченными возможностями здоровья в формах, адаптированных под их образовательные потребности (включая наличие адаптированного варианта достижения и оценки результатов обучения и возможности зачитывания текста программным обеспечением, управления голосом специальным или специальными устройствами, использования инструментов масштабирования (полного или частичного), выделения и рисования (для специальных ЭОР).

13. Уполномоченная организация в течение 10 рабочих дней со дня завершения проверки осуществляет отбор не менее трех экспертов.

Эксперты, привлекаемые к проведению экспертизы, должны соответствовать следующим требованиям:

иметь в области знаний, представленных на экспертизу УММ, высшее образование;

иметь в области знаний, представленных на экспертизу УММ, ученую степень и (или) ученое звание либо стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ не менее 5 лет в соответствующей области знаний;

иметь навыки работы с ЭОР;

знать требования нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования, в том числе ФГОС и ФООП;

иметь опыт осуществления картографической деятельности не менее 5 лет (для экспертизы УММ, содержащих картографический материал);

иметь ученую степень и (или) ученое звание в области коррекционной педагогики либо высшее образование (квалификацию) в области коррекционной педагогики и опыт работы не менее 5 лет в соответствующей области (для проведения экспертизы УММ специальных ЭОР).

14. В случае согласия на участие в проведении экспертизы эксперт в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления о том, что указанный эксперт отобран для проведения экспертизы (далее - уведомление), почтовым отправлением непосредственно или посредством электронной почты направляет в уполномоченную организацию письменное согласие на участие в проведении соответствующей экспертизы, в котором должен подтвердить отсутствие обстоятельств, при которых при проведении экспертизы у него возникает личная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное проведение экспертизы (далее - конфликт интересов)15, а также обязуется не разглашать и не распространять содержание заявления и приложений к нему, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.

15. Уполномоченная организация не позднее срока, указанного в абзаце первом пункта 13 настоящего Порядка, почтовым отправлением, непосредственно или посредством электронной почты уведомляет эксперта о том, что указанный эксперт отобран для проведения экспертизы.

Уведомление должно содержать следующую информацию:

а) наименование ЭОР;

б) краткое описание ЭОР;

в) сведения о правообладателе ЭОР;

г) наименование перечня федерального перечня ЭОР в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка, в который предполагается включение ЭОР;

д) класс, для которого разработан ЭОР (кроме ЭОР для СПО);

е) реквизиты приказов Министерства, утвердивших ФГОС и ФООП, в соответствии с которыми разработан ЭОР;

ж) информация о возможности использования ЭОР при реализации общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение);

з) срок проведения экспертизы;

и) срок предоставления письменного согласия эксперта на участие в проведении экспертизы.

16. В случае если конфликт интересов возник в период проведения экспертизы, эксперт в срок до 3 календарных дней со дня установления наличия конфликта интересов письменно обращается в уполномоченную организацию с заявлением о самоотводе с указанием обстоятельств, препятствующих его дальнейшему участию в проведении экспертизы.

Уполномоченная организация по результатам рассмотрения заявления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, а также в случае выявления в ходе проведения экспертизы невозможности участия эксперта в ее проведении (смерть; заболевание, препятствующее проведению экспертизы; иные обстоятельства, делающие невозможным проведение экспертизы) принимает решение об отстранении эксперта от участия в проведении экспертизы и привлечении к проведению экспертизы другого эксперта.

17. Уполномоченная организация обеспечивает эксперту, привлеченному для проведения экспертизы, доступ к заявлению и приложениям к нему, указанным в пункте 8 настоящего Порядка, не позднее 3 рабочих дней со дня получения его письменного согласия на участие в проведении экспертизы.

18. Срок проведения экспертизы не должен превышать 60 календарных дней со дня поступления в уполномоченную организацию письменного согласия эксперта на участие в проведении соответствующей экспертизы и 90 календарных дней со дня поступления заявления о проведении экспертизы.

19. Эксперт при проведении экспертизы обязан:

а) ознакомиться с представленными ему заявлением и приложениями к нему, указанными в пункте 8 настоящего Порядка;

б) дать заключение о соответствии либо несоответствии УММ критериям, установленным пунктом 6 настоящего Порядка;

в) самостоятельно оценить результаты исследования, сформулировать выводы по каждому критерию, установленному пунктом 6 настоящего Порядка;

г) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, в том числе сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

д) соблюдать срок и порядок проведения экспертизы;

е) обеспечить сохранность представленных заявления и приложений к нему, указанных в пункте 8 настоящего Порядка;

ж) направить сообщение в письменной форме в Министерство и (или) в уполномоченную организацию в период проведения экспертизы в случае, если выполнение обязанностей эксперта повлекло или может повлечь за собой конфликт интересов, способный повлиять на полноту и объективность экспертной оценки.

20. В случае, если содержание УММ выходит за пределы квалификации эксперта, эксперт обращается в уполномоченную организацию с письменным ходатайством о привлечении к проведению экспертизы других экспертов в области знаний, представленных на экспертизу УММ, не позднее чем за 45 календарных дней, а в случае дополнительной экспертизы не позднее чем за 30 календарных дней до окончания срока проведения экспертизы, в которой данный эксперт участвует, с обоснованием необходимости привлечения к проведению экспертизы других экспертов.

Уполномоченная организация в течение 5 рабочих дней рассматривает ходатайство о привлечении к проведению экспертизы других экспертов и привлекает к проведению экспертизы экспертов в соответствии с пунктами 13 - 15 настоящего Порядка.

21. В случае если в период проведения экспертизы ЭОР возникает техническая неисправность, которая не позволяет обеспечить доступ к УММ, или в случае установления факта изменения содержания УММ, внесенных позднее срока подачи документов для проведения экспертизы, эксперт обязан в течение 2 рабочих дней со дня установления данного факта уведомить уполномоченную организацию о невозможности проведения экспертизы ЭОР.

Уполномоченная организация в течение 3 рабочих дней со дня поступления уведомления эксперта рассматривает его и в случае подтверждения направляет информацию о невозможности проведения экспертизы ЭОР в Министерство.

На основании полученной информации Министерство в течение 3 рабочих дней со дня получения информации от уполномоченной организации уведомляет заявителя о невозможности проведения экспертизы ЭОР с указанием причин (причины).

22. По результатам проведения экспертизы эксперт присваивает УММ оценку по каждому критерию в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, заполняет и подписывает собственноручно экспертное заключение в формате бумажного документа.

23. Экспертные заключения с документами и материалами, предусмотренными пунктом 8 настоящего Порядка, направляются уполномоченной организацией на рассмотрение в создаваемый при Министерстве в целях повышения качества ЭОР и формирования федерального перечня ЭОР совещательный экспертный орган16 (далее - Научно-методический совет по электронным образовательным ресурсам) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления последнего экспертного заключения.

24. Научно-методический совет по электронным образовательным ресурсам рассматривает представленные уполномоченной организацией экспертные заключения одновременно по всем ЭОР с приложением предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка заявлений и приложений к ним, поступившим в Министерство для организации проведения экспертизы, в срок, установленный пунктом 8 настоящего Порядка, на заседании Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам в течение 30 рабочих дней со дня получения экспертных заключений от уполномоченной организации.

25. По результатам рассмотрения экспертных заключений экспертов, отобранных для проведения экспертизы, а также предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка заявлений и приложений к ним, поступивших в Министерство для организации проведения экспертизы в текущем периоде, Научно-методический совет по электронным образовательным ресурсам принимает по каждому ЭОР одну из следующих рекомендаций:

а) включить ЭОР в федеральный перечень ЭОР;

б) не включать ЭОР в федеральный перечень ЭОР;

в) направить ЭОР на дополнительную экспертизу.

Рекомендация Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам считается принятой в случае, если на заседании Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам присутствовало более половины от числа лиц, входящих в его состав, который формируется из не менее чем 15 членов, и за ее принятие проголосовало не менее половины членов Научно-методического совета по электронные образовательным ресурсам, присутствующих на заседании, путем открытого голосования или заполнения форм голосования.

По итогам заседания Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам оформляется протокол, который подписывается председательствующим на заседании Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам и размещается на официальном сайте Министерства в течение 5 рабочих дней со дня подписания.

26. Научно-методический совет по электронным образовательным ресурсам принимает рекомендацию включить ЭОР в федеральный перечень ЭОР в случае, если ЭОР:

а) по результатам проведенной экспертизы получил высокие оценки ("3" или "2") по всем критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего Порядка (для всех ЭОР);

б) принадлежит к завершенной предметной линии ЭОР, получивших наиболее высокую суммарную оценку среди завершенных предметных линий ЭОР по тому же учебному предмету, курсу внеурочной деятельности того же уровня изучения и для тех же классов (для ЭОР для СПО - уровня образования) (не применяется к специальным ЭОР).

27. Научно-методический совет по электронным образовательным ресурсам принимает рекомендацию не включать ЭОР в федеральный перечень ЭОР в следующих случаях:

а) ЭОР по результатам проведенной экспертизы получил низкую оценку ("1" или "0") по одному из критериев, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка;

б) принята рекомендация не включать один или несколько ЭОР, принадлежащих к той же завершенной предметной линии ЭОР.

28. Научно-методический совет по электронным образовательным ресурсам принимает рекомендацию о направлении ЭОР на дополнительную экспертизу в случае наличия обращений от физических и (или) юридических лиц, поступивших в Министерство и (или) уполномоченную организацию, указывающих на несоответствие УММ требованиям соответствующих ФГОС и ФООП, а также соответствующего уровня общего образования и (или) соответствующей федеральной адаптированной общеобразовательной программе (для специального ЭОР) и (или) федеральной рабочей программе воспитания, либо установления им при рассмотрении представленных Министерством и (или) уполномоченной организацией документов и материалов факта (фактов), подтверждающего (подтверждающих) нарушение процедуры прохождения экспертизы, в том числе наличие конфликта интересов, вмешательства в процедуру проведения экспертизы лиц, не участвующих в ее проведении, но оказавших влияние на ее результаты, а также в случае полярных оценок экспертов по совокупности всех критериев и/при наличии обоснованного особого мнения (рекомендации направить ЭОР на дополнительную экспертизу) члена Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам, представленного в письменном виде в Научно-методический совет по электронным образовательным ресурсам.

29. Проведение дополнительной экспертизы обеспечивается уполномоченной организацией в соответствии с пунктами 13 - 23 настоящего Порядка в срок, не превышающий 45 календарных дней со дня принятия Научно-методическим советом по электронным образовательным ресурсам соответствующей рекомендации.

В проведении дополнительной экспертизы не вправе принимать участие эксперты, ранее проводившие экспертизу по данным УММ.

30. Уполномоченная организация в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления экспертных заключений, полученных по результатам дополнительной экспертизы, с приложением заявления и приложений к нему, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, а также информации, послужившей основанием для проведения дополнительной экспертизы, направляет указанные в настоящем пункте документы и материалы в Научно-методический совет по электронным образовательным ресурсам, который в течение 30 календарных дней со дня их поступления рассматривает их и с учетом положений, предусмотренных пунктами 25 - 28 настоящего Порядка, принимает одну из следующих рекомендаций:

а) включить ЭОР в федеральный перечень ЭОР;

б) не включать ЭОР в федеральный перечень ЭОР.

31. Срок действия экспертного заключения, на основании которого ЭОР был включен Министерством в федеральный перечень ЭОР, составляет 5 лет17.

32. В случае принятия Научно-методическим советом по электронным образовательным ресурсам рекомендации не включать ЭОР в федеральный перечень ЭОР заявитель вправе направить в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка заявление по такому ЭОР не ранее чем через год после принятия соответствующей рекомендации.

В случае принятия Научно-методическим советом по электронным образовательным ресурсам рекомендации включить ЭОР в федеральный перечень ЭОР заявитель вправе подать заявление по соответствующему ЭОР (соответствующей завершенной предметной линии ЭОР) не ранее чем через 4 года со дня включения ЭОР (завершенной предметной линии ЭОР) в федеральный перечень ЭОР.

33. Включение ЭОР в федеральный перечень ЭОР осуществляется путем внесения в указанный перечень соответствующих изменений приказом Министерства в течение 90 календарных дней со дня оформления соответствующей редакции протоколом заседания Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам.

34. Основаниями исключения ЭОР из федерального перечня ЭОР являются:

а) выявление в УММ информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;

б) отзыв ЭОР из обращения по заявлению лица, которому принадлежит исключительное право на ЭОР;

в) наличие документально подтвержденной информации, поступившей в Министерство после принятия Научно-методическим советом по электронным образовательным ресурсам рекомендации включить ЭОР в федеральный перечень ЭОР либо после включения ЭОР в указанный перечень, о наличии конфликта интересов, факта наличия изменений в УММ, входящих в состав ЭОР (за исключением изменений технического характера), факта несоответствия УММ требованиям соответствующих ФГОС и ФООП, а также вмешательстве в процедуру проведения экспертизы лиц, не участвующих в ее проведении, но оказавших влияние на ее результаты;

г) истечение срока действия экспертного заключения, на основании которого ЭОР включен в федеральный перечень ЭОР.

35. Исключение ЭОР из федерального перечня ЭОР по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 34 настоящего Порядка, осуществляется по обращению федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее - обращение)18, путем внесения в федеральный перечень ЭОР соответствующих изменений приказом Министерства в сроки, определенные в обращении, но не позднее чем через 90 календарных дней со дня его поступления.

36. Исключение ЭОР из федерального перечня ЭОР по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 34 настоящего Порядка, осуществляется в случае подачи лицом, которому принадлежит исключительное право на ЭОР, в Министерство заявления об отзыве ЭОР из федерального перечня ЭОР с приложением документов, подтверждающих права на данный ЭОР, путем внесения в федеральный перечень ЭОР соответствующих изменений приказом Министерства в срок не позднее чем через 90 рабочих дней со дня поступления заявления об отзыве ЭОР из федерального перечня ЭОР.

Заявление лица, которому принадлежит исключительное право на ЭОР, об отзыве ЭОР из федерального перечня ЭОР и прилагаемые к нему документы представляются на бумажном носителе (лично или по почте) или в форме электронного документа.

37. Информация, указанная в подпункте "в" пункта 34 настоящего Порядка, направляется Министерством в Научно-методический совет по электронным образовательным ресурсам в течение 15 календарных дней со дня ее поступления в Министерство, который проводит анализ и проверку достоверности содержащихся в ней сведений.

Вопрос об исключении ЭОР из федерального перечня ЭОР по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 34 настоящего Порядка, рассматривается на заседании Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня ее поступления в Научно-методический совет по электронным образовательным ресурсам.

Научно-методический совет по электронным образовательным ресурсам имеет право пригласить на заседание экспертов, проводивших экспертизу УММ, и (или) лицо, которому принадлежит исключительное право на ЭОР, и запросить у них дополнительные материалы.

Отсутствие лиц, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, на заседании Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам не является обстоятельством для отказа в рассмотрении вопроса об исключении ЭОР из федерального перечня ЭОР по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 34 настоящего Порядка.

38. По результатам рассмотрения вопроса об исключении ЭОР из федерального перечня ЭОР по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 34 настоящего Порядка, Научно-методический совет по электронным образовательным ресурсам принимает одну из следующих рекомендаций:

а) исключить ЭОР из федерального перечня ЭОР;

б) не исключать ЭОР из федерального перечня ЭОР.

Исключение ЭОР из федерального перечня ЭОР по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 34 настоящего Порядка, осуществляется путем внесения в федеральный перечень ЭОР соответствующих изменений приказом Министерства в течение 90 календарных дней со дня поступления в Министерство протокола Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам.

39. Исключение из федерального перечня ЭОР по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 34 настоящего Порядка, осуществляется путем внесения в федеральный перечень ЭОР соответствующих изменений приказом Министерства в срок не позднее 90 календарных дней со дня окончания приема заявлений.

40. Министерство письменно уведомляет заявителя об исключении ЭОР из федерального перечня ЭОР в течение 5 рабочих дней со дня исключения.

41. Изменения в федеральный перечень ЭОР в связи с допущенной технической ошибкой вносятся в течение 45 календарных дней со дня поступления в Министерство информации о наличии такой ошибки в федеральном перечне ЭОР.

Изменение сведений о правообладателе (наименовании юридического лица либо фамилии, имени, отчестве (при наличии) физического лица, которому принадлежит исключительное право на ЭОР) осуществляется на основании заявления соответствующего лица с приложением документов, подтверждающих указанное изменение, в течение 45 календарных дней со дня поступления в Министерство соответствующих документов путем внесения в федеральных перечень ЭОР изменений приказом Министерства.

42. Приказы Министерства об утверждении федерального перечня ЭОР, о внесении изменений в федеральный перечень ЭОР размещаются на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня вступления их в силу.

Приложение № 1
к Порядку формирования
федерального перечня
электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию
при реализации имеющих
государственную аккредитацию
образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего общего образования,
утвержденному приказом
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 9 января 2025 г. № 1

Форма

                          Экспертное заключение

                  по результатам проведения экспертизы

                  электронного образовательного ресурса

_________________________________________________________________________

   (наименование электронного образовательного ресурса (далее - ЭОР);

                        краткое описание; класс)

_________________________________________________________________________

                          (правообладатель ЭОР)

_________________________________________________________________________

            (фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта)

1. Сведения о квалификации эксперта:
Образование Уровень образования, специализация или специальность или направления подготовки или профиль
Ученая степень и (или) ученое звание Указываются при наличии
Стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ Количество лет стажа или опыта, область знаний
Навыки работы с ЭОР Да (указываются наименования ЭОР, с которыми работал эксперт) или нет
Опыт осуществления картографической деятельности (для экспертизы учебно-методических материалов (далее - УММ), содержащих картографический материал) Количество лет стажа, опыта; наименования организаций
Наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (при проведении экспертизы специальных ЭОР) Образование или квалификация, или количество лет стажа; наименования организаций
2. Информация об ЭОР:
2.1. Наименование; краткое описание (структура, предметное содержание), позволяющее однозначно идентифицировать ЭОР; класс    
2.2. Инструкция по установке, настройке и использованию    
2.3. Методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, учебного курса, курса внеурочной деятельности, по методике воспитания    
3. Критерии экспертизы ЭОР.
№ п/п Критерии экспертизы Экспертная оценка по критериям в соответствии с пунктом 7 Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования Примечание
3.1. Соответствие содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию федеральной основной общеобразовательной программы        
3.2. Полнота представления научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету, учебному курсу, курсу внеурочной деятельности        
3.3. Использование понятийно-терминологического аппарата, соответствующего предметной области научного знания        
3.4. Наличие сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий (при условии применимости), в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145        
3.5. Отражение вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости)        
3.6. Изложение УММ с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для ЭОР для среднего профессионального образования)        
3.7. Структурированность, логичность и последовательность в изложении УММ        
3.8. Проработанность УММ в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении учебному предмету, учебному курсу, курсу внеурочной деятельности, развития мотивации к обучению, интеллектуальной, проектной и творческой деятельности обучающихся        
3.9. Проработанность УММ в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему        
3.10. Проработанность УММ в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности        
3.11. Проработанность УММ в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения        
3.12. Обеспечение возможности использования УММ в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений        
3.13. Разнообразие видов текстовой, графической и мультимедийной информации        
3.14. Изложение информации с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся        
3.15. Соответствие формы подачи информации адаптированным основным общеобразовательным программам (для специальных ЭОР)        
3.16. Наличие в УММ ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации        
3.17. Направленность на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности        
3.18. Правильность отображения государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области наименований географических объектов19, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в материалах (при проведении экспертизы УММ, содержащих указанный материал)        
3.19. Отсутствие в текстовой составляющей УММ ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям)        
3.20. Соответствие текстовой и мультимедийной составляющей УММ нормам современного литературного языка, а также отсутствие ненормативной лексики        
3.21. Отсутствие сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение        
3.22. Отсутствие сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам        
3.23. Отсутствие сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству)        
3.24. Отсутствие сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических        
3.25. Отсутствие сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции        
3.26. Отсутствие сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным        
3.27. Отсутствие сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов20 и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"21        
3.28. Отсутствие информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи        
3.29. Отсутствие недостоверных, научно не подтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны        
3.30. Отсутствие фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий        

Эксперт

   _____________________/_________________________________________/

    (подпись)              фамилия, имя, отчество (при наличии)

"____"___________20___г.

Приложение № 2
к Порядку формирования
федерального перечня
электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию
при реализации имеющих
государственную аккредитацию
образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего общего образования,
утвержденному приказом
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 9 января 2025 г. № 1

Рекомендуемый образец

                                               В Министерство просвещения

                                                     Российской Федерации

                           от____________________________________________

                             (наименование юридического лица или фамилия,

                             ____________________________________________

                                   имя, отчество (при наличии) заявителя)

                             ____________________________________________

                                (адрес электронной почты, номер телефона)

                                ЗАЯВЛЕНИЕ

    о проведении экспертизы электронного образовательного ресурса или

    завершенной предметной линии электронных образовательных ресурсов

     В  соответствии  с  Порядком   формирования   федерального   перечня

электронных образовательных  ресурсов,  допущенных  к   использованию при

реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных  программ

начального общего, основного общего, среднего общего  образования  (далее

соответственно - Порядок,  ЭОР,  федеральный  перечень),  прошу  провести

экспертизу прилагаемого ЭОР или  завершенной  предметной  линии   ЭОР для

включения:

     а)  в  перечень  ЭОР,  допущенных  к  использованию  при  реализации

обязательной части общеобразовательной программы, федерального перечня;

     б) в перечень ЭОР, допущенных к использованию при  реализации  части

общеобразовательной программы,  формируемой  участниками  образовательных

отношений, федерального перечня;

     в) в  перечень  ЭОР,  используемых  при  реализации  образовательных

программ среднего  профессионального  образования,  реализуемых  на  базе

основного  общего  образования  или  интегрированных  с  образовательными

программами основного общего и среднего общего образования,  федерального

перечня;

     г)  в  перечень  ЭОР,  используемых  при  реализации  адаптированных

общеобразовательных программ, федерального перечня.

                          (выбрать один пункт)

Информация об ЭОР или завершенной предметной линии ЭОР
1. Наименование (наименования) ЭОР Наименование, отображаемое на стартовой странице ЭОР или наименования всех ЭОР, принадлежащих к завершенной предметной линии ЭОР, отображаемые на стартовой странице ЭОР
2. Краткое описание ЭОР (завершенной предметной линии ЭОР), позволяющее идентифицировать ЭОР Описание объемом не более 350 печатных знаков
3. Уровень образования Начальное общее образование и (или) основное общее образование, и (или) среднее общее образование (для перечня, предусмотренного подпунктом "в" пункта 2 Порядка, - основное общее образование и (или) среднее общее образование)
4. Класс класс (классы) (при условии применимости)
5. Наименование учебного предмета или курса внеурочной деятельности или учебного курса, принадлежащего к завершенной предметной линии ЭОР    
6. Реквизиты приказов, утвердивших федеральный государственный образовательный стандарт и федеральную основную или адаптированную общеобразовательную программу, в соответствии с которыми разработан (разработаны) ЭОР Приказы Минпросвещения России
от "___" _______ 20___ г. № _____,
от "___" _______ 20___ г. № _____
(без указания изменяющих документов)
7. Правообладатель Наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому принадлежит исключительное право на ЭОР
8. Возможность использования ЭОР при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) ЭОР предназначен (предназначены) или не предназначен (не предназначены) для профильного обучения

"___" ____________ 20___ г.                   ___________________________

                                                  (подпись заявителя)

------------------------------

1 Часть 82 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2 Часть 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

3 Пункт 3 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884.

4 Пункт 31 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

5 Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

6 Часть 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

7 Часть 61 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

8 Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов".

9 Статья 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

10 Часть 1 статьи 151 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

11 Часть 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи"

12 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

13 Часть 1 статьи 121 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

14 Пункт 2.4.5 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующих до 1 января 2027 г.

15 Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

16 Подпункт 5.3 пункта 5 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884.

17 Часть 83 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

18 Статья 20 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

19 Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов".

20 Статья 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

21 Часть 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

С 1 сентября 2025 г. вводится новый порядок составления федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации аккредитованных школьных программ. Уточнено его содержание. Скорректирован порядок проведения экспертизы ресурса для включения в перечень. Пересмотрены критерии.