Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 02.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2012 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А05-8702/2012,
установил:
Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Ленина, дом 12, ОГРН 1028301646779 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49, ОГРН 1022900535558 (далее - Министерство), о взыскании 2 701 200 руб., из которых 2 699 000 руб. - расходы, связанные с предоставлением жилья Бондаренко Н.В., имеющей статус лица из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, и 2200 руб. - расходы, связанные с оплатой услуг независимого эксперта по оценке рыночной стоимости квартиры.
Определением суда от 23.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены правительство Архангельской области и Министерство образования и науки Архангельской области.
Решением суда первой инстанции от 18.09.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.12.2012, исковые требования Администрации удовлетворены. С Министерства в пользу Администрации за счет казны Архангельской области взыскано 2 701 200 руб.
В кассационной жалобе Министерство полагает, что суды неправильно применили нормы материального права, в связи с чем ответчик просит вынесенные по делу решение и постановление отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 10.11.2009 N 1766 Бондаренко Н.В., относящаяся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет на получение муниципальной жилой площади.
Решением Нарьян-Марского городского суда от 22.04.2011 по делу N 2-180/2011, оставленным без изменения кассационным определением суда Ненецкого автономного округа от 17.05.2011, на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Бондаренко Н.В. жилого помещения по степени благоустройства не ниже 33 кв.м общей площади жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Постановлением Администрации от 18.10.2011 N 1862 во исполнение решения суда Бондаренко Н.В. предоставлена квартира N 42 общей площадью 36,7 кв.м в городе Нарьян-Маре по адресу: улица Рыбников, дом 3 "Б".
Данная квартира муниципальным бюджетным учреждением "Управление городского хозяйства города Нарьян-Мара" передана Бондаренко Н.В. по договору от 08.12.2011 N 369 социального найма жилого помещения.
Согласно договору от 30.01.2012 N 30 определена рыночная стоимость указанной квартиры, которая в соответствии с отчетом N 36/12 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости составила 2 699 000 руб. Расходы Администрации, связанные с оплатой услуг по оценке согласно счету от 30.01.2012 N 30 составили 2200 руб.
Администрация понесла расходы в результате выбытия квартиры из муниципальной собственности, в связи с чем обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, исходя из того, что он обоснован как по праву, так и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу Министерства не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно статье 5 Закона N 159-ФЗ предусмотренные данным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" государственными полномочиями по заключению договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает компенсацию возникших дополнительных расходов и гарантирует право собственности муниципального образования.
Судами двух инстанций установлено, что расходы Администрации по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к расходным обязательствам Архангельской области и подлежат компенсации за счет казны Архангельской области.
Кроме того, суды пришли к выводу о том, что после предоставления жилого помещения Бондаренко Н.В., Администрация в силу норм жилищного законодательства Российской Федерации за счет выделенного данного жилого помещения не может исполнять свои основные обязательства, возложенные на нее указанным Кодексом. В этой связи Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности, а также приняв во внимание то обстоятельство, что указанные расходы Администрации не компенсированы Министерством, суды правомерно удовлетворили иск.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Министерства были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу N А05-8702/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.