Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 декабря 2024 г. N 3а-595/2024
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Татарстан Закиева Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тетруашвили Яниса Абрамовича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 457 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года N 3366-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года N 3366-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год (далее - Перечень).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 13 декабря 2023 года за N 11911, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 13 декабря 2023 года.
В настоящее время Перечень действует с учетом изменений, внесенных в него распоряжениями Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 декабря 2023 года N 2741-р, от 15 января 2024 года N 14-р, от 27 марта 2024 года N 788-р, от 3 июня 2024 года N 1548-р, от 3 июля 2024 года N 2045-р, от 23 августа 2024 года N 2545-р, от 30 сентября 2024 года N 2934-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 декабря 2023 г. N 3741-р
В пункте 457 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указано здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: <адрес>.
Тетруашвили Я.А., являющийся собственником указанного здания и налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим названного пункта, полагая, что включение в Перечень объекта недвижимости противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
В судебном заседании представитель Тетруашвили Я.А. - Морозов В.В. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Шагеев Т.Ш. административный иск не признал.
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Министерство юстиции Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направили.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения включено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Подпунктом 4 пункта 1 данного решения ставка налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в размере 2 процента, тогда как в отношении прочих объектов налогообложения установлена ставка 0,5 процента (подпункт 5 пункта 2).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу пункта 1 статьи 378.2 названного Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Кодекса административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Условия признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, торговым центром (комплексом) определены пунктом 4 этой же статьи следующим образом:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из пункта 4.1 статьи 378.2 Кодекса, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан) установлено, что налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Полномочиями по утверждению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан, наделен орган исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченный в области имущественных отношений (часть 2 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан), каковым в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407 является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В рамках предоставленных налоговым законодательством полномочий высшим исполнительным органом Республики Татарстан утверждены:
Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно которому в перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896);
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, который регламентирует деятельность по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977).
В силу пунктов 3.3.86, 3.3.101 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, к полномочиям Министерства отнесено определение в установленном порядке перечня объектов недвижимого имущества, указанного в статье 1.1 Закона Республики Татарстан, определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Проверяя законность включения объекта недвижимости в оспариваемый Перечень, суд принимает во внимание, что по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером ..., поставленный на государственный кадастровый учет 7 февраля 2011 года, представляет собой двухэтажное здание нежилого назначения с наименованием "Корпуса цехов 1, 2, 3" площадью 2 907, 8 квадратного метра (т. 1 л.д. 123-125).
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования "производственные и промышленные предприятия V класса опасности, технопарки, индустриальные парки, технополисы V класса опасности; склады; стоянки и гаражи для транзитного транспорта, автобусов, грузовых автомобилей и иных автотранспортных средств; объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования; автозаправочные станции; специализированные торговые объекты по продаже автомобилей; подразделения, участковые пункты полиции; административные офисы; объекты научных организаций; объекты пожарной охраны; нестационарные торговые объекты, размещаемые в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок размещения таких объектов; помещения и сооружения для администрации и охраны; объекты гостиничного сервиса (средства размещения): гостиницы производственных и промышленных предприятий, технопарков, индустриальных парков, технополисов, научных организаций; ограждения с соблюдением требований статьи 29.2 настоящих Правил; объекты наружной рекламы и информации на зданиях; объекты благоустройства; озелененные территории" (т. 1 л.д. 123-125, т. 2 л.д. 107-111).
Данные сведения о виде разрешенного использования внесены в Единый государственный реестр недвижимости 20 декабря 2016 года на основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости от 15 декабря 2016 года, письма Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 12 декабря 2016 года, и являются актуальными на момент утверждения оспариваемого Перечня, как и на момент рассмотрения дела (т. 1 л.д. 119-120).
Сведения об объекте недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании технического паспорта от 20 февраля 2007 года, подготовленного республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. 2 февраля 2018 года в связи с выявлением и исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях внесены изменения в сведения о площади объекта, которая с учетом исправления составила 2 907, 8 квадратного метра (т. 1 л.д. 119-120).
Назначение помещений в техническом паспорте указано как "складское", "кабинет", "комната приема пищи", "коридор", "эл. щитовая", "санузел", "душевая", "помещение", "умывальная", "котельная", "тамбур", иных наименований помещений технический паспорт не содержит (т. 1 л.д. 22-31).
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, имея смешанный характер, не позволяет отнести находящиеся на этом земельном участке объекты к объектам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Республики Татарстан; назначение и наименование помещений, указанные в Едином государственном реестре недвижимости и в техническом паспорте здания, также не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из документов, представленных Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, и пояснений его представителя, здание включено в оспариваемый Перечень в связи с определением вида его фактического использования как торгового центра (комплекса) в результате обследования, проведенного рабочей группой комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Результаты обследования зафиксированы в акте от 30 октября 2023 года, которые вместе с результатами фото- и (или) видеосъемки рассмотрены на заседании соответствующей комиссии (протокол N 3 от 14 ноября 2023 года, т. 1 л.д. 101-104), которой принято решение рекомендовать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определить вид фактического использования здания как торгового центра (комплекса).
Согласно акту, подписанному одним из членов рабочей группы, при обследовании установлено, что площадь первого этажа, фактически используемая для торговли, составляет 2516,5 квадратного метра, на втором этаже площадь 209, 2 квадратного метра используется как складское помещение (т. 1 л.д. 105-106).
Критически оценивая содержание акта обследования, в котором отсутствует исчерпывающая информация о конкретных помещениях, размеры площадей, результаты и средства измерений, фототаблицы с привязкой к помещениям, суд принимает во внимание, что составленный в установленном порядке акт уполномоченного органа не может являться единственным доказательством по делу. Наряду с этими сведениями в обоснование вывода, сделанного по результатам обследования в целях определения вида фактического использования, могут быть положены иные доказательства.
Так, по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости на момент рассмотрения дела, в отношении спорного объекта недвижимости зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде аренды в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис 16" сроком действия с 11 августа 2020 года по 11 августа 2027 года на основании договора аренды от 11 августа 2020 года N 11-08/20 (т. 1 л.д. 123-125). Согласно данному договору в аренду сдано нежилое помещение общей площадью 912, 5 квадратного метра для целей организации торговли продовольственными и (или) промышленными товарами, в том числе алкогольной продукцией (т. 1 л.д. 67-60).
Административным истцом также представлен договор аренды от 1 июля 2023 года, заключенный между индивидуальными предпринимателями Тетруашвили Я.А. и Атохоновым А.М. на срок 11 месяцев в отношении помещения общей площадью 430 квадратных метров для организации торговли и складирования плодоовощной продукции и продуктов питания, ведение иной хозяйственной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации (т. 1 л.д. 70-74).
Не отрицая факта размещения в здании торговых объектов, административный истец приводит данные об используемой в этих целях площади, составляющей лишь 19,25% от общей площади здания.
Как указано в письме общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис 16" от 14 июля 2023 года N 14, арендуемое им помещение общей площадью 912, 5 квадратного метра включает 585 квадратных метров складских помещений, 92, 5 квадратного метра подсобных и коридорных помещений, 235 квадратных метров представляют собой торговый зал (т. 1 л.д. 75).
Согласно договору аренды, заключенному с индивидуальным предпринимателем Атахоновым А.М., 255 квадратных метров арендуемой площади составляют складские помещения, 45 квадратных метров - подсобные и коридорные помещения, 130 квадратных метров - торговые помещения (т. 1 л.д. 70-74).
В целях установления юридически значимых обстоятельств по делу судом истребованы сведения из налоговых органов, органов местного самоуправления, энергоснабжающей организации, организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, контрольных и надзорных органов.
Так, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан представлены сведения:
о регистрации по адресу: город Казань, улица Энгельса, дом 7, - 16-ти действующих юридических лиц, из них 4-м юридическим лицам (обществу с ограниченной ответственностью "ДеКо", обществу с ограниченной ответственностью "ФКС-Групп", обществу с ограниченной ответственностью "Ди-Драйв", обществу с ограниченной ответственностью "Казань СВ") гарантийные письма о согласовании заключения договоров аренды представлены Тетруашвили Я.А. (т. 2 л.д. 9-13);
о регистрации по указанному адресу 22-х единиц контрольно-кассовой техники (в том числе 6-ти единиц, зарегистрированных в 2024 году), снятии с учета 29-ти единиц (в том числе 2-х единиц, снятых в 2024 году);
по операциям, связанным с оплатой за аренду помещения по указанному адресу, по расчетным счетам индивидуального предпринимателя Тетруашвили Я.А. за 2023-2024 годы, согласно которым арендные платежи поступали от общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис 16" за помещение по адресу: <адрес>; общества с ограниченной ответственностью "ФКС Групп" за помещения по улице <адрес>; индивидуального предпринимателя Шафигуллина С.Ф. за помещения по адресу: <адрес>.
Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в ответ на запрос суда привел данные из открытого источника информации "Дубль ГИС" о функционировании по адресу: <адрес>, - автотехцентра по ремонту иномарок "Bosch service amb", дискаунтера "Светофор", торговой точки по реализации фруктов и овощей "Фруктомания", сервиса замены масла, автомагазина по реализации автохимии (т. 2 л.д. 8).
Казанское городское отделение акционерного общества "Татэнергосбыт" сообщило о заключении договоров энергоснабжения в здании с кадастровым номером ... по адресу: <адрес>, с обществом с ограниченной ответственностью "Инстрой" в 2013 году; с обществом с ограниченной ответственностью "Континент" в 2009 году; индивидуальным предпринимателем Тетруашвили Я.А. в 2020 году (т. 1 л.д. 146).
Муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" представлены сведения о заключении в 2015 году договора на объекты: автомойка, офисное здание, здание склада по улице <адрес>, закрытое акционерное общество "Веда", - с Тетруашвили Я.А., собственником земельного участка и трех расположенных по указанному адресу объектов недвижимости: здания корпуса цехов N 1, 2, 3; здания склада готовой продукции; здания цеха N 1 (т. 1 л.д. 134-144).
По сведениям общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в которых местом (площадкой) накопления отходов указан адрес: <адрес>, заключены с индивидуальным предпринимателем Ахмановым Р.П., обществом с ограниченной ответственностью "Торгсервис 16" и обществом с ограниченной ответственностью "Инстрой" (т. 1 л.д. 150-216).
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Татарстан дана информация о включении в Реестр хозяйствующих субъектов единой информационно-аналитической системы следующих объектов, осуществляющих деятельность по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 131-133): магазина "Фрукты и овощи" (индивидуальный предприниматель Атохонов О.Х., вид деятельности: розничная торговля); магазинов "Светофор" (общество с ограниченной ответственностью "Торгсервис 116" и общество с ограниченной ответственностью "Торгсервис 16", вид деятельности: торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах).
Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей сообщила о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции обществу с ограниченной ответственностью "Торгсервис 16" сроком действия с 23 октября 2020 года по 28 января 2025 года на торговый объект, расположенный по адресу: Республика Татарстан, <адрес> а также о проведении перед выдачей лицензии в рамках лицензионного контроля внеплановой проверки на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям, по результатам которой составлен акт о соответствии объекта заявленным требованиям; суду также представлена копия заявления на переоформление лицензии, в котором указана общая площадь торгового объекта 924, 7 квадратного метра, договора аренды от 11 августа 2020 года N 11-08/20, в котором указана арендуемая площадь 924,7 квадратного метра (т. 1 л.д. 47-64).
Из совокупности представленных сторонами и истребованных судом доказательств следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о расположении на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: <адрес>, трех объектов недвижимости с кадастровыми номерами ..., ... и ... (т. 2 л.д. 107-111). Указанный адрес также значится в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в качестве местоположения объектов недвижимости с кадастровыми номерами ... и ..., принадлежащих иным лицам (т. 2 л.д. 66-71). Кроме того, с учетом особенностей местоположения зданий, к этому адресу в представленных документах также отнесены объекты, расположенные в домах 43 и 43а по улице Краснококшайская (помещения автомастерской, используемые индивидуальным предпринимателем Ахмановым Р.П., помещения, арендуемые индивидуальным предпринимателем Шафигуллиным С.Ф.).
Поскольку здание с кадастровым номером ... не является единственным объектом капитального строительства, расположенным по указанному адресу (равно как не является единственным объектом по этому адресу, принадлежащим административному истцу), вышеприведенные сведения о регистрации по данному адресу юридических лиц, контрольно-кассовой техники, поступлении арендных платежей, заключении договоров энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, прямо не указывают на фактическое использование более 20 процентов площади для целей, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, непосредственно в спорном здании на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Вместе с тем, как установлено вступившими в законную силу судебными актами, вынесенными в рамках оспаривания Перечней на 2022 и 2023 годы (апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 января 2024 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2024 года), в основу которых положены аналогичные сведения о фактическом использовании здания, предоставленные административным истцом, а также сведения о результатах проверки, проведенной Государственной инспекцией Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, общая площадь торгового объекта общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис 16" составляет 924, 7 квадратного метра, то есть 31,8 процентов общей площади здания, что является достаточным основанием для включения спорного объекта недвижимости в соответствующий Перечень.
Исходя из определений, приведенных в пунктах 4, 7 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", позиций 14, 108-111 Национального стандарта Российской Федерации "Торговля. Термины и определения" ГОСТ Р 51303-2023, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2023 года N 469-ст, к площади, используемой для размещения торгового объекта, следует относить площадь, занятую оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей; площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей и часть торгового зала, используемую для создания необходимого торгового запаса (складирования запаса), предназначенного для обеспечения бесперебойной торговли.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости с кадастровым номером ... соответствует признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, мог быть включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, оснований для удовлетворения требований о признании оспариваемого пункта Перечня недействующим не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Тетруашвили Яниса Абрамовича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 457 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года N 3366-р, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 декабря 2024 г. N 3а-595/2024
Опубликование:
-