Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в соответствии с методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р, в целях организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками и ее территориальных органах приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками и ее территориальных органах системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
2. Функции уполномоченного структурного подразделения, связанные с организацией и функционированием системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Росалкогольтабакконтроле, возложить на Управление проектной деятельности и судебной работы.
3. Управлению проектной деятельности и судебной работы обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте (Интернет-портале) Росалкогольтабакконтроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Признать утратившими силу:
приказ Росалкогольрегулирования от 1 марта 2019 г. N 47 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка и ее территориальных органах";
приказ Росалкогольрегулирования от 31 марта 2021 г. N 98 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 1 марта 2019 г. N 47".
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
И. Алёшин |
Утверждено
приказом Росалкогольтабакконтроля
от 18 сентября 2023 г. N 353
Положение
об организации в Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками и ее территориальных органах системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
1. Общие положения
1.1. Положение об организации в Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками и ее территориальных органах системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс, Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов.
1.2. Термины и понятия, используемые в Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами о защите конкуренции и нормативными правовыми актами.
1.3. Целями антимонопольного комплаенса в Росалкогольтабакконтроле и его территориальных органах являются:
обеспечение соответствия деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов требованиям антимонопольного законодательства;
профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов.
1.4. К задачам антимонопольного комплаенса в Росалкогольтабакконтроле и его территориальных органах относятся:
выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов;
управление рисками нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов;
контроль за соответствием деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов требованиям антимонопольного законодательства;
оценка эффективности функционирования в Росалкогольтабакконтроле и его территориальных органах антимонопольного комплаенса.
1.5. Принципы организации антимонопольного комплаенса в Росалкогольтабакконтроле и его территориальных органах:
заинтересованность руководства Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов;
обеспечение информационной открытости функционирования в Росалкогольтабакконтроле и его территориальных органах антимонопольного комплаенса;
непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Росалкогольтабакконтроле и его территориальных органах;
совершенствование антимонопольного комплаенса в Росалкогольтабакконтроле и его территориальных органах.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется руководителем Росалкогольтабакконтроля, который:
а) утверждает Положение, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Росалкогольтабакконтроля, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение работниками Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов Положения;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса.
2.2. Оценка эффективности организации и функционирования в Росалкогольтабакконтроле и его территориальными органами антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом, создаваемым на основании приказа Росалкогольтабакконтроля (далее - коллегиальный орган).
К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Росалкогольтабакконтроля в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе в целях его направления в ФАС России для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в Росалкогольтабакконтроле в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2.3. В целях организации функционирования антимонопольного комплаенса в Росалкогольтабакконтроле и его территориальных органах функции по внедрению антимонопольного комплаенса и контролю за его исполнением осуществляются следующим образом:
а) Управление государственной службы, кадров и обеспечения деятельности центрального аппарата Росалкогольтабакконтроля (структурное подразделение территориального органа Росалкогольтабакконтроля, в компетенцию которого входят вопросы противодействия коррупции):
в случае выявления конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов, разрабатывает предложения по его исключению;
б) структурные подразделения центрального аппарата Росалкогольтабакконтроля и его территориальные органы:
по запросу уполномоченного подразделения, ответственного за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Росалкогольтабакконтроле (далее - уполномоченное подразделение), представляют документы, относящиеся к их компетенции.
2.4. К компетенции уполномоченного подразделения относятся следующие функции:
а) подготовка и представление руководителю Росалкогольтабакконтроля акта о внесении изменений в акт об антимонопольном комплаенсе, а также внутриведомственных документов Росалкогольтабакконтроля, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов;
в) консультирование государственных гражданских служащих Росалкогольтабакконтроля по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями центрального аппарата Росалкогольтабакконтроля по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
д) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
е) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
ж) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
з) информирование руководителя Росалкогольтабакконтроля о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
и) разработка и внесение на утверждение руководителя Росалкогольтабакконтроля ключевых показателей эффективности функционирования в Росалкогольтабакконтроле антимонопольного комплаенса.
3. Выявление и оценка рисков нарушения Росалкогольтабакконтролем и его территориальными органами антимонопольного законодательства
3.1. Выявление и оценка рисков нарушения Росалкогольтабакконтролем и его территориальными органами антимонопольного законодательства осуществляется уполномоченным подразделением совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Росалкогольтабакконтроля.
3.2. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства Росалкогольтабакконтролем уполномоченное подразделение в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, проводит:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Росалкогольтабакконтроля за 3 предыдущие года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Росалкогольтабакконтроля, а также проектов нормативных правовых актов Росалкогольтабакконтроля;
в) мониторинг и анализ практики применения Росалкогольтабакконтролем антимонопольного законодательства;
г) систематическую оценку эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушений Росалкогольтабакконтролем антимонопольного законодательства.
3.3. При проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 3.2 Положения, уполномоченное подразделение осуществляет сбор сведений в структурных подразделениях и территориальных органах Росалкогольтабакконтроля.
3.4. В целях реализации мероприятий, установленных настоящим разделом Положения, в территориальном органе Росалкогольтабакконтроля руководителем территориального органа назначается уполномоченное должностное лицо не ниже заместителя руководителя.
3.5. Уполномоченное должностное лицо территориального органа Росалкогольтабакконтроля обеспечивает (в отношении соответствующего территориального органа) подготовку аналитической справки, содержащей результаты анализа информации по вопросам, указанным в пункте 3.2 Положения.
3.6. Руководитель территориального органа Росалкогольтабакконтроля обеспечивает представление в уполномоченное подразделение документов, указанных в пункте 3.5 Положения, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
3.7. На основе анализа, проведенного в соответствии с пунктом 3.2 Положения, и сведений, представленных руководителями территориальных органов Росалкогольтабакконтроля в соответствии с пунктами 3.5, 3.6 Положения, уполномоченное подразделение в срок не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, готовит:
а) аналитическую справку, содержащую результаты проведенного анализа;
б) проект ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Росалкогольтабакконтроле, разработанных в соответствии с требованиями, установленными разделом 5 Положения;
в) проект доклада об антимонопольном комплаенсе, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными разделом 6 Положения.
3.8. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за 3 предыдущие года реализуются мероприятия:
а) сбор в структурных подразделениях и территориальных органах Росалкогольтабакконтроля сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Росалкогольтабакконтроле, который содержит классифицированные по сферам деятельности Росалкогольтабакконтроля сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию Росалкогольтабакконтроля, сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных Росалкогольтабакконтролем на недопущение повторения нарушения.
3.9. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа нормативных правовых актов Росалкогольтабакконтроля реализуются мероприятия:
а) разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Росалкогольтабакконтроля (далее - перечень актов) с приложением текстов таких актов (за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне), и размещение на официальном сайте (Интернет-портале) Росалкогольтабакконтроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 1 мая отчетного года;
б) размещение на официальном сайте (Интернет-портале) Росалкогольтабакконтроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее 1 мая отчетного года);
в) сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в период с 1 мая по 1 августа отчетного года);
г) представление руководителю Росалкогольтабакконтроля сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Росалкогольтабакконтроля (в срок не позднее 1 сентября отчетного года).
3.10. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченное подразделение# реализуются мероприятия (в течение отчетного года):
а) размещение на официальном сайте (Интернет-портале) Росалкогольтабакконтроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта;
б) сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта и направление этой информации в уполномоченное подразделение.
3.11. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Росалкогольтабакконтроле уполномоченным подразделением реализуются мероприятия:
а) сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в Росалкогольтабакконтроле и его территориальных органах;
б) подготовка по итогам сбора информации от структурных подразделений, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Росалкогольтабакконтроле и его территориальных органах.
3.12. Распределение выявленных рисков нарушений Росалкогольтабакконтролем антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р.
3.13. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
3.14. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Меры, направленные на осуществление Росалкогольтабакконтролем контроля за функционированием антимонопольного комплаенса
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченное подразделение в срок не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, разрабатывает (актуализирует) план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов.
4.2. Уполномоченное подразделение осуществляет мониторинг исполнения плана мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов.
4.3. Информация об исполнении плана мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Росалкогольтабакконтроле
5.1. В целях оценки эффективности функционирования в Росалкогольтабакконтроле антимонопольного комплаенса уполномоченным подразделением осуществляется разработка ключевых показателей эффективности функционирования в Росалкогольтабакконтроле антимонопольного комплаенса (далее - ключевые показатели).
5.2. Расчет ключевых показателей осуществляется в соответствии с Методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2022 г. N 1034/22.
5.3. Ключевые показатели утверждаются руководителем Росалкогольтабакконтроля ежегодно в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
5.4. Уполномоченное подразделение ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей. Информация о достижении ключевых показателей включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Доклад об антимонопольном комплаенсе
6.1. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется уполномоченным подразделением на рассмотрение и утверждение коллегиальному органу.
6.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
а) информацию о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов;
б) информацию об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Росалкогольтабакконтроля и его территориальных органов;
в) информацию о достижении ключевых показателей.
6.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте (Интернет-портале) Росалкогольтабакконтроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение месяца с даты его утверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками от 18 сентября 2023 г. N 353 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками и ее территориальных органах"
Опубликование:
-