Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Правительства
Кировской области
от 08.11.2024 N 283
Основные направления
государственной долговой политики Кировской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
1. Общие положения
В соответствии с Законом Кировской области от 24.10.2013 N 336-ЗО "О бюджетном процессе в Кировской области":
разработку и утверждение основных направлений государственной долговой политики Кировской области, управление государственным долгом Кировской области, предоставление государственных гарантий Кировской области осуществляет Правительство Кировской области;
государственные заимствования от имени Кировской области, функции эмитента государственных ценных бумаг Кировской области выполняет министерство финансов Кировской области.
Основные направления государственной долговой политики Кировской области учитываются при формировании и исполнении областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
2. Итоги реализации государственной долговой политики Кировской области
На 01.01.2024 объем государственного долга Кировской области составил 26,2 млрд. рублей. По отношению к фактическому объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2023 год объем государственного долга Кировской области составил 47%. Этот показатель характеризует долговую нагрузку областного бюджета.
Большое значение имеет структура, срочность и стоимость обслуживания государственного долга.
Структура государственного долга Кировской области представлена в таблице.
Таблица
Вид долгового обязательства |
На 01.01.2022 (факт) |
На 01.01.2023 (факт) |
На 01.01.2024 (факт) |
|||
млн. рублей |
% |
млн. рублей |
% |
млн. рублей |
% |
|
Бюджетные кредиты, привлеченные в областной бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
17 041,2 |
79,1 |
24 196,2 |
100,0 |
26 223,3 |
100,0 |
Кредиты, привлеченные в областной бюджет от кредитных организаций |
4 500,0 |
20,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Государственные ценные бумаги Кировской области |
0,001 |
0,0 |
0,00075 |
0,0 |
0,0005 |
0,0 |
Государственные гарантии Кировской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Общий объем государственного внутреннего долга Кировской области |
21 541,2 |
100,0 |
24 196,2 |
100,0 |
26 223,3 |
100,0 |
Все долговые обязательства Кировской области выражены в валюте Российской Федерации. Долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, Кировская область не имеет.
Практически весь объем действующих на начало 2024 года долговых обязательств Кировской области - это долгосрочные бюджетные кредиты с процентными ставками 0,1% и 3% годовых и со сроками возврата до 2028 - 2038 годов.
В ходе исполнения областного бюджета 2024 года особое внимание уделялось минимизации коммерческих заимствований, использованию инструментов государственной поддержки региональных бюджетов в рамках "инфраструктурного меню" и выполнению условий реструктуризации бюджетных кредитов.
В 2024 году проводилась работа по привлечению второго транша инфраструктурного бюджетного кредита в общей сумме 895,9 млн. рублей в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурного проекта "Развитие Кировской городской агломерации, в том числе транспортная обеспеченность (реновация и увеличение автобусного парка) и создание комплексного объекта по обращению с твердыми коммунальными отходами (КПО "Центральный")".
В рамках реализации поручения о снижении долговой нагрузки субъектов Российской Федерации, содержащегося в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.02.2024, планируется списание двух третьих долга субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам исходя из действующих на 01.03.2024 графиков погашения задолженности по ним, за исключением краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и бюджетных кредитов, привлеченных в рамках "инфраструктурного меню".
В соответствии с нормами статьи 11 Федерального закона от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" в 2024 году не подлежит погашению задолженность областного бюджета по бюджетным кредитам в объеме 625,3 млн. рублей. Указанная задолженность подлежит списанию в 2025 году в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Согласно ожидаемой оценке исполнения областного бюджета привлечение кредитов кредитных организаций в 2024 году не потребуется. Возврат бюджетных кредитов со сроками погашения в 2024 году и финансирование дефицита областного бюджета будут осуществляться за счет собственных средств областного бюджета.
В связи с отсутствием кассовых разрывов в ходе исполнения областного бюджета 2024 года заимствование временно свободных средств областных государственных бюджетных и автономных учреждений не осуществлялось.
Привлечение краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в 2024 году также не осуществлялось. В рамках лимита, установленного Министерством финансов Российской Федерации для Кировской области, в 2024 году согласовано предоставление данных бюджетных кредитов пяти муниципальным образованиям Кировской области на общую сумму 1413,7 млн. рублей.
Обязательства по государственным гарантиям Кировской области в структуре государственного долга Кировской области отсутствуют.
Кировская область продолжает взаимодействие с российскими рейтинговыми агентствами. В апреле 2024 года аналитическое кредитное рейтинговое агентство "АКРА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Кировской области по российской национальной шкале на уровне A-(RU), прогноз "Стабильный".
По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации по итогам 2023 года и исходя из плановых бюджетных показателей 2024 года, Кировская область относится к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления государственной долговой политики Кировской области
Основными факторами, определяющими характер и направления государственной долговой политики Кировской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, являются:
уровень долговой нагрузки областного бюджета, в том числе по коммерческим заимствованиям;
необходимость выполнения условий реструктуризации (списания) федеральных бюджетных кредитов;
необходимость своевременного обеспечения источниками финансирования принятых бюджетных обязательств;
изменения бюджетного законодательства, регулирующего вопросы управления государственным долгом;
денежно-кредитная политика Банка России, уровень ключевой ставки Банка России;
ситуация на внутреннем долговом рынке.
4. Цели и задачи государственной долговой политики Кировской области
Основной целью государственной долговой политики Кировской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов является обеспечение долговой устойчивости Кировской области.
Реализация долговой политики Кировской области будет направлена на решение следующих задач:
контроль уровня долговой нагрузки областного бюджета, обеспечение соответствия уровня долговой нагрузки областного бюджета нормам бюджетного законодательства;
минимизацию коммерческих заимствований и расходов на обслуживание долговых обязательств;
эффективное использование доступных механизмов государственной поддержки субъектов Российской Федерации;
своевременное и полное исполнение принятых долговых обязательств, повышение прозрачности системы управления государственным долгом, поддержание доверия кредиторов.
Решение поставленных задач будет нацелено на достижение следующих результатов:
обеспечение в 2025 - 2027 годах дефицита областного бюджета на уровне не более 10% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
обеспечение на 01.01.2026, на 01.01.2027 и на 01.01.2028 доли общего объема государственного долга Кировской области не более 35% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2025 год, 2026 год и 2027 год соответственно;
обеспечение доли общего объема долговых обязательств Кировской области по государственным ценным бумагам Кировской области и кредитам, полученным Кировской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 01.01.2026, на 01.01.2027 и на 01.01.2028 на уровне не более 33% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2025 год, 2026 год и 2027 год соответственно;
обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Банком России, увеличенный на 1% годовых.
Установленные предельные значения размера дефицита областного бюджета, объема государственного долга Кировской области и общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям по итогам соответствующего года могут быть превышены с учетом положений пункта 10 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
Выполнению поставленных задач будут способствовать:
реализация основных направлений налоговой и бюджетной политики Кировской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов;
реализация направлений, предусмотренных программой оздоровления государственных финансов Кировской области, утверждаемой правовым актом Правительства Кировской области.
5. Инструменты реализации государственной долговой политики Кировской области
При выборе инструментов реализации государственной долговой политики Кировской области Правительство Кировской области ориентируется на текущую ситуацию на внутреннем долговом рынке, доступность, стоимость обслуживания и гибкость использования того или иного вида заимствований, а также на действующие механизмы государственной поддержки субъектов Российской Федерации и условия их использования.
5.1. Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
В 2025 году и в плановом периоде 2026 и 2027 годов планируется осуществлять привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета (далее - привлечение краткосрочных бюджетных кредитов). Данный инструмент будет использоваться Кировской областью в качестве источника покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения областного бюджета. Решение об использовании данного инструмента будет приниматься исходя из фактической потребности в привлечении краткосрочных бюджетных кредитов с учетом параметров кассового плана областного бюджета.
В 2025 году планируется привлечение третьего транша инфраструктурного бюджетного кредита в сумме 75,1 млн. рублей в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурного проекта "Развитие Кировской городской агломерации, в том числе транспортная обеспеченность (реновация и увеличение автобусного парка) и создание комплексного объекта по обращению с твердыми коммунальными отходами (КПО "Центральный")". Указанный бюджетный кредит привлекается на срок 15 лет под 3% годовых.
Кроме того, в 2025 - 2027 годах будет рассматриваться возможность привлечения долгосрочных бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Использование долгосрочных бюджетных кредитов - это наиболее эффективный механизм осуществления бюджетных инвестиций, направляемых на повышение качества жизни населения, позволяющий обеспечить долговую устойчивость областного бюджета и минимизировать расходы на обслуживание долговых обязательств.
В 2025 - 2027 годах особое внимание будет уделено выполнению условий предоставления (реструктуризации, списания) бюджетных кредитов.
5.2. Привлечение остатков средств на единый счет областного бюджета
В целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения областного бюджета, в установленном порядке может быть задействован механизм привлечения на единый счет областного бюджета остатков средств с казначейского счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств областного бюджета, с казначейского счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений, с казначейского счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета, с казначейского счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения (далее - казначейские счета). В 2025 году и в плановом периоде 2026 и 2027 годов решение об использовании данного инструмента будет приниматься исходя из фактической потребности в привлечении на единый счет областного бюджета остатков средств с казначейских счетов с учетом параметров кассового плана областного бюджета.
5.3. Кредиты кредитных организаций
С 2021 года Кировская область не привлекала кредиты кредитных организаций. При реализации государственной долговой политики Кировской области в 2025 - 2027 годах особое внимание будет уделено минимизации коммерческих заимствований.
Привлечение кредитов кредитных организаций в 2025 - 2027 годах будет производиться в пределах объема погашения долговых обязательств в соответствующем финансовом году. Превышение данного уровня допустимо в пределах объема средств, высвобождаемых в результате уменьшения объема погашения (списания) бюджетных кредитов, подлежащих направлению в соответствующем финансовом году на цели, установленные федеральным законодательством, и (или) в пределах объема средств, предусмотренных в областном бюджете на выполнение обязательств по завершению строительства объектов, в том числе создание которых осуществляется в рамках национальных проектов.
В 2025 - 2027 годах ставится задача привлечения в областной бюджет кредитов кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Банком России, увеличенный на 1% годовых.
5.4. Государственные ценные бумаги Кировской области
В 2025 - 2027 годах особое внимание будет уделено возможности выпуска государственных ценных бумаг Кировской области. Порядок эмиссии, обращения и погашения государственных ценных бумаг Кировской области определен Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных облига
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Кировской области от 8 ноября 2024 г. N 283 "Об утверждении основных направлений государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.