Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 29.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2012 (судья Репина Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А26-7206/2012,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия, место нахождения: 185011, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Торнева, д. 5-а, ОГРН 1031000012614 (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи", место нахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 40, ОГРН 1021000524511 (далее - Учреждение) о взыскании 45 182 руб. 85 коп., в том числе 40 651 руб. 85 коп. убытков, причиненных истцу в результате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, а также 4065 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), за нецелевое использование средств и 466 руб. пени за несвоевременную уплату нецелевых расходов.
Решением суда первой инстанции от 22.10.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013, в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. Как указывает податель жалобы, согласно статье 39 Закона N 326-ФЗ установлены правовые последствия нецелевого использования средств, допущенного медицинской организацией, - их возврат в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования. Поскольку ответчиком нарушены нормы трудового законодательства, которые повлекли за собой нецелевое использование денежных средств, Фонд считает, что обоснованно обратился за судебным взысканием с Учреждения 45 182 руб. 85 коп. убытков.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно плану проведения проверок на 2012 год и на основании поручения от 17.02.2012 N 06-13/10 Фондом проведена проверка целевого и эффективного использования Учреждением средств, направленных на реализацию мероприятий по Программе модернизации здравоохранения Республики Карелия, повышению доступности амбулаторной стационарной медицинской помощи за период с 01.06.2011 по 31.12.2011 и внедрению стандартов стационарной медицинской помощи за период с 01.03.2011 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 14.03.2012 (том 1, листы 39-48).
В ходе проверки Фондом установлено, что в 2011 году Учреждением допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 40 651 руб. 85 коп., в том числе: 25 467 руб. по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и 15 184 руб. 85 коп. по внедрению стандартов медицинской помощи в связи с осуществлением выплат стимулирующего характера работникам, не имеющим сертификатов специалистов.
На основании акта проверки от 14.03.2012 и в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ Фонд направил Учреждению требование от 23.04.2012 N 2 о возврате в бюджет Фонда использованных не по целевому назначению средств в размере 40 651 руб. 85 коп. и об уплате штрафа в размере 4065 руб. в течение 10 рабочих дней (том 1, листы 51-52).
Неисполнение указанного требования в установленный срок послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Учреждения 45 182 руб. 85 коп. убытков на основании статей 12 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствовался статьями 4, 20, 23, 27 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", который утратил силу с 01.01.2011.
Суд апелляционной инстанции, указав на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, оставил при этом резолютивную часть решения суда без изменения, в связи с действительным отсутствием оснований для удовлетворения исковых требований Фонда.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что суд апелляционной инстанции, отказывая Фонду в удовлетворении его требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пунктом 1 статьи 50 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь (далее - программы модернизации здравоохранения).
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются, в частности, на цели внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе, предоставляемой врачами-специалистами (пункт 3 части статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 50 Закона N 326-ФЗ предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий. Из бюджетов территориальных фондов указанные средства предоставляются:
1) бюджету субъекта Российской Федерации в виде иных межбюджетных трансфертов на цели, установленные пунктами 1 и 2 части 3 настоящей статьи, для последующего использования государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, участвующими в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
2) страховым медицинским организациям на цели, установленные пунктом 3 части 3 настоящей статьи, для последующего предоставления медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 50 Закона N 326-ФЗ контроль за использованием средств, предоставленных на цели, установленные пунктом 3 части 3 настоящей статьи (внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе, предоставляемой врачами-специалистами), осуществляется также территориальными фондами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85 утверждены Правила финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
На территории Республики Карелия реализация мероприятий Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011 - 2012 годы регулируется постановлением Правительства Республики Карелия от 27.04.2011 N 107-П "О мерах по реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011 - 2012 годы".
В соответствии с Порядком расходования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи при реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011 - 2012 годы, средства, полученные Учреждением на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в 2011 году направлялись на осуществление выплат стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, оказывающим либо принимающим участие в оказании стационарной медицинской помощи в соответствии со стандартами ее оказания, с учетом начислений на оплату труда, а также на осуществление выплат стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, с учетом начислений на выплаты по оплате труда.
Средства, перечисляемые Учреждению на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, являются целевыми и предоставляются страховыми медицинскими организациями на основании заключенных 22.02.2011 договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (том 1, листы 14-38), в которых предусматриваются дополнительные мероприятия, а также условия использования средств, полученных на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования", а также с учетом требований постановления Правительства Республики Карелия от 27.04.2011 N 107-П "О мерах по реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011 - 2012 годы".
По условиям заключенных договоров, Учреждение обязуется использовать средства, полученные от страховой медицинской организации за оказанную медицинскую помощь в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения республики Карелия на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, строго в соответствии с их целевым назначением (на осуществление выплат стимулирующего характера медицинским работникам оказывающим либо принимающим участие в оказании стационарной и амбулаторной медицинской помощи в соответствии со стандартами ее оказания; на обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий) (подпункты 2, 2.1, 2.2 пункта 4.10. договоров).
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что Учреждение в соответствии с заключенными со страховыми медицинскими организациями договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в период с 01.03.2011 по 31.12.2011 использовало средства, полученные на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи при реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011 - 2012 годы на выплаты стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием.
При этом средства направлялись в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной на 2011 год, по соответствующему разделу (09), подразделу (02), целевой статье (0960300), виду расходов (820), наименованию и коду статей операций сектора государственного управления (КОСГУ) (211) "Заработная плата" и КОСГУ (213) "Начисление на выплаты по оплате труда"). Указанные выплаты произведенные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, формируют фонд оплаты труда Учреждения.
С учетом данных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что полученные Учреждением средства на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи при реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011 - 2012 годы использованы по целевому назначению, обусловленному данной Программой.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Из имеющихся в материалах дела документов судом апелляционной инстанции установлено, что средства, полученные Учреждением на внедрение стандартов медицинской помощи и на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи были израсходованы исключительно по их целевому назначению: по статье 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" (на выплаты стимулирующего характера) и по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (на приобретение лекарственных средств и расходных материалов).
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил доводы Фонда о том, что выплаты стимулирующего характера, произведенные Учреждением своим работникам, не имеющим сертификатов специалистов, но при этом имеющим медицинское образование, соответствующее занимающей должности, и фактически оказывающим соответствующие медицинские услуги в соответствии с утвержденными медицинскими стандартами, являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011 - 2012 годы.
Апелляционный суд обоснованно указал на то, что такое требование Фонда не предусмотрено указанной Программой, а необходимость наличия у соответствующих специалистов медицинского сертификата может иметь правовое значение только при решении вопроса о соблюдении Учреждением требований лицензионного законодательства, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.
Несогласие заявителя с правовой оценкой доказательств и доводов сторон, несмотря на правильное установление судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела и правильное применение норм материального права, не может служить достаточным основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы Фонда.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу N А26-7206/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального фонда обязательного страхования Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.