Решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2025 г. N АКПИ24-930
Решение обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ. Слушание дела назначено на 1 апреля 2025 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Евтеевой И.С.
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Региональные электрические сети" о признании частично недействующими абзаца тридцатого пункта 48, абзацев восьмого и двадцать первого пункта 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, пунктов 3.2.1, 3.2.2.1 строки 3, пунктов 6.2.1.1, 6.2.2.1 строки 6, пунктов 14.2.1.1, 14.2.2.1 строки 14, пунктов 21.2.1.1, 21.2.2.1 строки 21, пунктов 27.2.1.1, 27.2.2.1 строки 27, пунктов 32.2.1.1, 32.2.2.1 строки 32 таблицы N П1.30 приложения 1 к данным методическим указаниям,
установил:
приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее также - Приказ) утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее также - Методические указания), которые действуют в редакции приказа Федеральной антимонопольной службы от 15 февраля 2022 г. N 112/22 "О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2".
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 20 октября 2004 г., регистрационный номер 6076, опубликован 1 ноября 2004 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 44, 2 ноября 2004 г. в "Российской газете", N 242.
Главой VIII Методических указаний регламентирован расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям.
Согласно абзацу двадцать девятому пункта 48 Методических указаний расходы территориальной сетевой организации-плательщика на оплату транзита включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг. Доходы от предоставления транзита по сетям сетевой организации-получателя и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых ею иным потребителям, должны суммарно обеспечивать ее необходимую валовую выручку.
Абзацем тридцатым пункта 48 Методических указаний предусмотрено, что расчет размера платы за указанную услугу производится в соответствии с пунктами 49, 50, 51, 52 и 53 данных методических указаний, при этом величина заявленной мощности в отношении транзита определяется исходя из величины сальдированного перетока электроэнергии (мощности) по итогам предыдущего периода регулирования.
Пунктом 52 Методических указаний, регулирующим индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, закреплено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный. Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям ТС СОД и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт·чбез разбивки по напряжениям ТС ПОТ, (абзацы первый - шестой).
Абзацем восьмым этого же пункта Методических указаний установлено, что базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
Согласно абзацам восемнадцатому - двадцать первому пункта 52 Методических указаний ставка на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии ТС ПОТ, установленная для сетевой организации - получателя платы, по которой сетевая организация-плательщик рассчитывается с организацией-получателем платы, определяется по формуле (15.24) как частное от деления средств, относимых на потери электроэнергии (Р ПОТ), на суммарный сальдированный переток электроэнергии из сети сетевой организации-получателя платежа в сеть сетевой организации-плательщика во всех точках присоединения на всех уровнях напряжения, МВт·ч(Э ПЕРЕТ).
Установление единых (котловых) тарифов, дифференцированных по уровням напряжения, и индивидуальных тарифов осуществляется на основании показателей, представленных в таблице N П1.30 (абзац одиннадцатый пункта 49 Методических указаний).
Таблица N П1.30 приложения 1 к Методическим указаниям (далее также - Таблица N П1.30) состоит из 6 граф и 32 строк, включающих пункты. В графе 1 указываются номера строк, в графе 2 - наименование показателя, в графе 3 - отпуск ЭЭ, тыс. кВт ч, в графе 4 - заявленная мощность, МВт, в графе 5 - присоединенная мощность МВА, в графе 6 - товарная продукция, тыс. руб.
В графе 2 Таблицы N П1.30 содержатся следующие наименования показателей:
- отпуск (передача) электроэнергии сетевыми предприятиями - всего, в том числе (строка 3): не сетевым организациям (пункт 3.1 строки 3), сетевым организациям, в том числе (пункт 3.2 строки 3): сетевой организации 1 (пункт 3.2.1 строки 3), также в сальдированном выражении (пункт 3.2.1 - пункт 1.2.1) (пункт 3.2.1.1 строки 3), сетевой организации 2 (пункт 3.2.2 строки 3), также в сальдированном выражении (пункт 3.2.2 - пункт 1.2.2) (пункт 3.2.2.1 строки 3);
- отпуск (передача) электроэнергии, в том числе (строка 6): не сетевым организациям (пункт 6.1 строки 6), сетевым организациям, в том числе (пункт 6.2 строки 6): сетевой организации 1 (пункт 6.2.1 строки 6), также в сальдированном выражении (пункт 6.2.1 - пункт 4.2.1) (пункт 6.2.1.1 строки 6), сетевой организации 2 (пункт 6.2.2 строки 6), также в сальдированном выражении (пункт 6.2.2 - пункт 4.2.2) (пункт 6.2.2.1 строки 6);
- отпуск (передача) электроэнергии, в гом числе (строка 14): не сетевым организациям (пункт 14.1 строки 14), сетевым организациям, в том числе (пункт 14.2 строки 14): сетевой организации 1 (пункт 14.2.1 строки 14), также в сальдированном выражении (пункт 14.2.1 - пункт 12.2.1) (пункт 14.2.1.1 строки 14), сетевой организации 2 (пункт 14.2.2 строки 14), также в сальдированном выражении (пункт 14.2.2 - пункт 12.2.2) (пункт 14.2.2.1 строки 14);
- отпуск (передача) электроэнергии, в том числе (строка 21): не сетевым организациям (пункт 21.1 строки 21), сетевым организациям, в том числе (пункт 21.2 строки 21): сетевой организации 1 (пункт 21.2.1 строки 21), также в сальдированном выражении (пункт 21.2.1 - пункт 19.2.1) (пункт 21.2.1.1 строки 21), сетевой организации 2 (пункт 21.2.2 строки 21), также в сальдированном выражении (пункт 21.2.2 - пункт 19.2.2) (пункт 21.2.2.1 строки 21);
- отпуск (передача) электроэнергии, в том числе (строка 27): не сетевым организациям (пункт 27.1 строки 27), сетевым организациям, в том числе (пункт 27.2 строки 27): сетевой организации 1 (пункт 27.2.1 строки 27), также в сальдированном выражении (пункт 27.2.1 - пункт 25.2.1) (пункт 27.2.1.1 строки 27), сетевой организации 2 (пункт 27.2.2 строки 27), также в сальдированном выражении (пункт 27.2.2 - пункт 25.2.2) (пункт 27.2.2.1 строки 27);
- отпуск (передача) электроэнергии, в том числе (строка 32): не сетевым организациям (пункт 3.1 строки 32), сетевым организациям, в том числе (пункт 3.2 строки 32): сетевой организации 1 (пункт 32.2.1 строки 32), также в сальдированном выражении (пункт 32.2.1 - пункт 30.2.1) (пункт 32.2.1.1 строки 32), сетевой организации 2 (пункт 32.2.2 строки 32), также в сальдированном выражении (пункт 32.2.2 - пункт 30.2.2) (пункт 32.2.2.1 строки 32).
Акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее также - Общество), являющееся территориальной сетевой организацией по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением с учетом уточнения о признании не действующими абзаца тридцатого пункта 48, абзацев восьмого и двадцать первого пункта 52 Методических указаний, пунктов 3.2.1, 3.2.2.1 строки 3, пунктов 6.2.1.1, 6.2.2.1 строки 6, пунктов 14.2.1.1, 14.2.2.1 строки 14, пунктов 21.2.1.1, 21.2.2.1 строки 21, пунктов 27.2.1.1, 27.2.2.1 строки 27, пунктов 32.2.1.1, 32.2.2.1 строки 32 Таблицы N П1.30 в той части, в которой при установлении и применении тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии при поступлении платежей потребителей по заключенным договорам только в одну сетевую организацию используются значения сальдированного перетока, ссылаясь на их неопределенность и несоответствие части 1 статьи 8, части 1 статьи 34, части 2 статьи 35, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 544, статье 548, пункту 1 статьи 779, пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 3, пункту 1 статьи 6, пункту 1 статьи 20, пункту 2 статьи 24, пункту 2 статьи 26, пункту 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184, пунктам 120, 140, 185-192 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, абзацу второму пункта 6, пунктам 15 1, 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).
По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения изданы Федеральной службой по тарифам с превышением полномочий, нарушают его законные интересы и права на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии в полном объеме.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что осуществляет регулируемую деятельность в сфере электроэнергетики на территории Республики Башкортостан по индивидуальным тарифам на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, утвержденным постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее - Госкомитет) с использованием метода экономически обоснованных расходов, на основе долгосрочных параметров регулирования на период 2022 - 2026 гг. Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены Госкомитетом по схеме расчетов "котел сверху". При расчете и установлении Обществу ставки индивидуального тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2022 год и последующие годы Госкомитетом в качестве базы принят показатель "полезный отпуск", тогда как при определении объема оказанных услуг по передаче электрической энергии и их стоимости котлодержатель - общество с ограниченной ответственностью "Башкирэнерго" в одностороннем порядке применяет расчетный показатель "сальдированный переток", что приводит к искажению формируемого баланса электрической энергии и объемов технологического расхода (потерь), к их оплате не в полном объеме.
Административный ответчик Федеральная антимонопольная служба (далее также - ФАС России) в письменных возражениях и заинтересованное лицо Минюст России в письменном отзыве на административный иск указали, что оспариваемые в части Методические указания утверждены полномочным органом, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Представители административного истца Гирфанов Р.А., Шаяпов Р.А. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ФАС России Аленков А.В. поддержал изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просил отказать в удовлетворении административного иска.
Минюст России своего представителя в судебное заседание не направил, письменно заявил ходатайство о рассмотрении административного дела без участия своего представителя.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым удовлетворить заявленное требование, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Компетенция Федеральной службы по тарифам на принятие Приказа проверена вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N АКПИ13-795 и от 24 июня 2016 г. N АКПИ16-442, которыми установлено, что оспариваемый акт издан компетентным федеральным органом исполнительной власти при реализации предоставленных ему полномочий с соблюдением формы, процедуры принятия и порядка введения в действие.
Таким образом, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта, включая полномочия соответствующего органа на его издание и введение в действие, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего административного дела с учетом преюдициального значения указанных судебных решений.
В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" Федеральная служба по тарифам упразднена, функции данного органа переданы ФАС России, которая на основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона об электроэнергетике и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, и Методические указания.
Деятельность территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию в том числе путем установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании таким организациям (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23 1 Закона об электроэнергетике).
Согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе: цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с системообразующей территориальной сетевой организацией потребителей услуг, энергопринимающие устройства которых расположены на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и которые принадлежат к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее - единый (котловой) тариф); индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для расчетов системообразующей территориальной сетевой организации за услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальной сетевой организацией.
К одному из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (абзац седьмой пункта 4 статьи 23 1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Федеральным законом от 13 июля 2024 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 185-ФЗ) в целях решения поставленных в документах стратегического планирования задач по повышению эффективности электросетевого комплекса закреплен механизм создания единого центра ответственности за оказание услуг по передаче электрической энергии в субъектах Российской Федерации - системообразующей территориальной сетевой организации.
В силу пункта 2 части 5 статьи 7 указанного федерального закона с 1 января 2025 г. прекращаются обязательства территориальных сетевых организаций, которым не был присвоен статус системообразующей территориальной сетевой организации, предусматривающие оказание услуг по передаче электрической энергии потребителям электрической энергии (энергосбытовым организациям, гарантирующим поставщикам или энергоснабжающим организациям, действующим в их интересах), за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике указанные организации вправе самостоятельно оказывать соответствующие услуги (территориальные сетевые организации, владеющие объектами электросетевого хозяйства на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся).
Абзацем третьим пункта 42 Правил недискриминационного доступа в редакции, действовавшей до внесения в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2024 г. N 1195 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1195), предусматривалось, что расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III этих правил договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Подпунктом "г" пункта 41 названных правил в той же редакции устанавливалось, что при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Пунктом 42 Правил недискриминационного доступа в действующей редакции предусмотрено, что расчеты по договору, заключенному в соответствии с разделом III этих правил с территориальными сетевыми организациями или между системообразующими территориальными сетевыми организациями, осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, и носит индивидуальный характер (абзац третий).
Исходя из установленного правового регулирования оплата услуг по передаче электроэнергии осуществляется по котловой экономической модели взаиморасчетов, согласно которой все потребители услуг по передаче электроэнергии, относящиеся к одной группе, оплачивают эти услуги по единому (котловому) тарифу, за счет которого осуществляется сбор необходимой валовой выручки сетевых организаций региона, входящих в "котел". Полученная котловая выручка распределяется между смежными сетевыми организациями через индивидуальные тарифы, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из них.
Котловая модель "котел снизу" предусматривает, что оплата услуг по передаче электрической энергии производится той сетевой организации, к сетям которой технологически присоединен потребитель, по единому котловому тарифу и с соблюдением правил, по которым устанавливался тариф. Получатель тарифной выручки от потребителя обязан перераспределять ее вышестоящей сетевой организации по индивидуальным тарифам.
При котловой модели "котел сверху" потребители услуг по передаче электрической энергии, в том числе энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики, оплачивают по единым (котловым) тарифам, установленным уполномоченным органом, услуги по передаче электрической энергии вышестоящей сетевой организации (держателю "котла") независимо от того, к сетям какой организации присоединены энергопринимающие установки потребителей. Сетевая организация - держатель "котла" рассчитывается с нижестоящими сетевыми организациями.
Законом N 185-ФЗ модель ценообразования изменена - закрепляется модель "котел сверху", в соответствии с которой услуги по передаче электрической энергии потребителям оказывает только системообразующая территориальная сетевая организация, а прочие территориальные сетевые организации оказывают услуги по передаче электрической энергии иным территориальным сетевым организациям, в том числе и системообразующей территориальной сетевой организации.
В соответствии с абзацами первым - шестым пункта 52 Методических указаний индивидуальные тарифы устанавливаются одновременно в двух вариантах: одноставочные и двухставочные, которые предусматривают ставку на содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь). Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям ТС СОД и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт·ч без разбивки ТС ПОТ.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации (абзац седьмой пункта 52 Методических указаний).
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока (абзац восьмой пункта 52 Методических указаний).
Предусмотренный абзацами восемнадцатым - двадцать первым пункта 52 Методических указаний порядок определения ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии ТС ПОТ, устанавливаемой для сетевой организации-получателя платы, по которой сетевая организация-плательщик рассчитывается с организацией-получателем платы, предусматривает учет суммарного сальдированного перетока электроэнергии из сети сетевой организации-получателя платежа в сеть сетевой организации-плательщика во всех точках присоединения на всех уровнях напряжения, МВт·ч (Э ПЕРЕТ).
Однако при поступлении платежей потребителей по заключенным договорам только в одну сетевую организацию (расчеты по схеме "котел сверху") исходя из характера взаимоотношений между сетевыми организациями при расчете индивидуальных тарифов подлежит учету объем передаваемой электрической энергии потребителям, присоединенным к электрическим сетям сетевой организации, и объем переданной электрической энергии в электрические сети других сетевых организаций. При схеме расчетов "котел сверху" сальдированный переток электрической энергии не подлежит учету при расчете индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и определению для расчета стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Постановлением N 1195 пункт 41 Правил недискриминационного доступа изложен в новой редакции, не содержащей обусловливавшего использование сальдированного перетока при расчетах "котел снизу" правила, согласно которому при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Из пункта 40 4 Правил недискриминационного доступа, введенного Постановлением N 1195, следует, что если в соответствии с пунктом 37 этих правил объем услуг по передаче электрической энергии по договору, заключаемому с территориальной сетевой организацией, определяется в точках поставки, совпадающих с точками присоединения объектов электросетевого хозяйства указанной территориальной сетевой организации к расположенным в том же субъекте Российской Федерации объектам электросетевого хозяйства иных территориальных сетевых организаций, то в целях определения указанного объема используются объемы перетока электрической энергии в объекты электросетевого хозяйства иных территориальных сетевых организаций, уменьшенного на объемы электрической энергии, поступившей из этих же объектов в тех же точках присоединения в соответствующем расчетном периоде (абзац четвертый). Объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных территориальной сетевой организацией в текущем расчетом периоде системообразующей территориальной сетевой организации, увеличивается на объем выявленного в этом расчетном периоде в установленном порядке в точках поставки по договору безучетного потребления электрической энергии потребителями, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства территориальной сетевой организации (абзац пятый).
Отсутствие в оспариваемом нормативном правовом акте указания относительно неприменимости положений, регламентирующих порядок определения сальдированного перетока на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии при поступлении платежей потребителей по заключенным договорам только в одну сетевую организацию, допускает толкование, предусматривающее применение этих положений к указанным правоотношениям.
Следовательно, оспариваемые положения Методических указаний по своему содержанию вызывают неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность, что в соответствии с пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" является основанием для признания их недействующими.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации абзац тридцатый пункта 48, абзацы восьмой и двадцать первый пункта 52 Методических указаний, пункты 3.2.1, 3.2.2.1 строки 3, пункты 6.2.1.1, 6.2.2.1 строки 6, пункты 14.2.1.1, 14.2.2.1 строки 14, пункты 21.2.1.1, 21.2.2.1 строки 21, пункты 27.2.1.1, 27.2.2.1 строки 27, пункты 32.2.1.1, 32.2.2.1 строки 32 Таблицы N П1.30 приложения 1 к данным методическим указаниям в той части, в которой при расчете ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии и применении этих тарифов по котловой экономической модели взаиморасчетов, предусматривающей поступление платежей потребителей по заключенным договорам только в одну сетевую организацию, допускается использование значения сальдированного перетока, подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку до вынесения решения суда Методические указания применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей согласно платежным поручениям от 27 августа 2024 г. N 2548, от 9 сентября 2024 г. N 2697. Данные судебные расходы подлежат взысканию с Федеральной антимонопольной службы в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление акционерного общества "Региональные электрические сети" удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац тридцатый пункта 48, абзацы восьмой и двадцать первый пункта 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, пункты 3.2.1, 3.2.2.1 строки 3, пункты 6.2.1.1, 6.2.2.1 строки 6, пункты 14.2.1.1, 14.2.2.1 строки 14, пункты 21.2.1.1, 21.2.2.1 строки 21, пункты 27.2.1.1, 27.2.2.1 строки 27, пункты 32.2.1.1, 32.2.2.1 строки 32 таблицы N П1.30 приложения 1 к данным методическим указаниям в той части, в которой при расчете ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии и применении этих тарифов по котловой экономической модели взаиморасчетов, предусматривающей поступление платежей потребителей по заключенным договорам только в одну сетевую организацию, допускается использование значения сальдированного перетока.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в "Российской газете" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Федеральной антимонопольной службы в пользу акционерного общества "Региональные электрические сети" судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
О.Н. Нефедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2025 г. N АКПИ24-930
Опубликование:
-