Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стратегические приоритеты в сфере реализации муниципальной программы
Физическая культура и спорт являются составной частью социально-экономического развития города Великие Луки.
Показателем достижения социально-экономического эффекта деятельности в сфере физической культуры и спорта является уровень физкультурно-спортивной активности населения, характеризуемый численностью граждан, занимающихся физической культурой и спортом на регулярной основе, а также ее долей в общей структуре населения.
В последние годы физкультурно-спортивная активность населения города возрастает. На конец 2023 года численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 33712 человек, или 41,7% от общей численности населения. Динамика показателя доли населения, занимающегося физической культурой и спортом в городе (в соответствии с данными федерального статистического наблюдения по форме N 1-ФК), представлена в таблице 1.
Таблица 1
Численность населения города Великие Луки, занимающегося физической культурой и спортом, в 2021 - 2023 годах
Наименование показателя |
2021 |
2022 |
2023 |
Численность населения, занимающегося физической и спортом, человек |
36157 |
38460 |
33712 |
Доля населения, занимающегося физической культурой и спортом, процент |
42,6 |
45,3 |
41,7 |
Необходимым условием привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом является модернизация и развитие материально-спортивной базы, повышение эффективности использования сети существующих спортивных сооружений. Созданная в городе Великие Луки система спортивных сооружений состоит сегодня из 214 сооружений. Динамика показателя обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности спортивных сооружений области (в соответствии с данными федерального статистического наблюдения по форме N 1-ФК) представлена в таблице 2.
Таблица 2
Обеспеченность населения области спортивными сооружениями в 2021 - 2023 годах
Наименование показателя |
2021 |
2022 |
2023 |
Обеспеченность населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности спортивных сооружений, % |
83,8 |
88,0 |
90,4 |
Вопреки тенденции проведения работы по оптимизации сети учреждений спорта на сегодняшний день количество учреждений дополнительного образования спортивной направленности в г. Великие Луки сохранилось. На территории города успешно функционирует 3 спортивные школы, оказывающие услуги дополнительного образования с общим числом занимающихся 3946 человек.
Ежегодно проводится более 150 официальных физкультурных и спортивных мероприятий.
Действует Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) - программная и нормативная основа системы физического воспитания. По итогам 2023 года количество человек, принявших участие в выполнении нормативов испытаний (тестов), составило 3159 человек, знаки отличия получили 1855 человек.
Несмотря на общую положительную динамику в развитии сферы физической культуры и спорта, имеются проблемы, требующие разработки новых подходов их решений.
Среди граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, преобладает население преимущественно в возрасте до 29 лет. Сохраняется недостаточный уровень вовлеченности населения среднего и старшего возраста в занятия физической культурой и спортом (9,8 процента и 2,2 процента соответственно).
Отмечается значительное отставание города в развитии и внедрении современной спортивной инфраструктуры. Из имеющихся 214 спортивных сооружений основную долю составляют спортивные площадки и спортивные залы общеобразовательных школ.
Ощутим недостаток в специализированных спортивных сооружениях: стрельбищах, легкоатлетическом манеже.
Нерешенные проблемы в сфере материально-технического обеспечения сдерживают развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд области.
Основной проблемой спортивных школ является их финансирование по остаточному принципу. В настоящее время расходы на содержание детско-юношеских спортивных школ рассчитываются с применением понижающего коэффициента. Это отрицательно влияет на функционирование спортивных школ, поскольку выделяемых средств на содержание учреждений дополнительного образования спортивной направленности недостаточно.
Таким образом, остро встает вопрос о необходимости разработки муниципальной программы развития физической культуры и спорта, которая должна стать исходным пунктом в преобразовании всей структуры физкультурно-оздоровительного движения и массового спорта. Приобщение населения города, в особенности учащихся, к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развитие физкультурно-оздоровительного движения и массового спорта поможет улучшить сложившуюся ситуацию в городе.
Муниципальная программа направлена на развитие физической культуры и массового спорта в городе Великие Луки и предполагает эффективную реализацию мероприятий по таким направлениям, как: развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом, укрепление материально-технической базы учреждений спортивной направленности города, обеспечение сборных команд города и другим вопросам в области развития физической культуры и спорта.
Приоритеты в сфере реализации программы в муниципальном образовании "Город Великие Луки" определены в соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Президента РФ от 24.11.2020 N 3081-р; государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства от 30.09.2021 N 1661; Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2035 года, утвержденной распоряжением Администрации Псковской области от 10.12.2020 N 670-р.
В соответствии с вышеуказанными документами приоритетами муниципальной политики являются:
- улучшение физического развития и физической подготовки жителей города Великие Луки;
- пропаганда физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
- обеспечение потребности жителей города Великие Луки в качественных услугах в сфере физической культуры и спорта;
- организация эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд области;
- расширение инфраструктуры спортивных объектов;
- строительство новых объектов физической культуры и спорта;
- улучшение материально-технической базы учреждений спортивной направленности.
Согласно стратегическим предпосылкам к 2029 году сфера физической культуры и спорта муниципального образования должна представлять определенный комплекс качественных физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, позволяющих каждому жителю города реализовать свои интересы и выбрать наиболее удобную для него форму физического развития и поддержания активного долголетия.
Реализация муниципальной программы повысит эффективность решений основных задач по развитию физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании, позволит достигнуть плановых показателей.
При реализации муниципальной программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий возможных рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
В рамках реализации муниципальной программы выделены следующие риски ее реализации:
- финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий муниципальной программы. Мерами по снижению финансовых рисков является обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по мероприятиям в соответствии с ожидаемыми результатами;
- нормативно-правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, внесение изменений в постановления, влияющих на мероприятия муниципальной программы. Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации муниципальной программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений. Данные риски будут минимизированы в рамках совершенствования мер правового регулирования и повышения ответственности должностных лиц, ответственных за своевременное и профессиональное исполнение мероприятий муниципальной программы;
- организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках муниципальной программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, отставание от сроков реализации мероприятий. Устранение данных рисков возможно за счет организации постоянного и оперативного мониторинга реализации муниципальной программы, а также за счет корректировки программы на основе анализа данных мониторинга;
- социальные риски могут проявляться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках муниципальной программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий муниципальной программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация данных рисков возможна за счет обеспечения привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.